Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1932   1933   1934   1935   1936   1937   1938   1939   1940  1941   1942   1943   1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950  » »»

и уехать заграницу. Последующие  годы  (до  1886)  Р.  занимался  преим.
концертной деятельностью; в Гамбурге он дирижировал  пост.  своей  оперы
"Нерон" (1879). В 1886 Р. возвращается на  родину,  а  в  1887  вторично
становится директором и профессором Петерб. консерватории, где  проводит
ряд реформ в постановке учебного  процесса.  В  1891  Р.  вновь  покинул
Петерб. консерваторию  и  переселился  в  Дрезден.  Здесь  он  занимался
композиторской деятельностью и продолжал изредка выступать как  пианист.
В 1894 вернулся в Россию.
   Муз.-обществ,  деятельность  Р.  способствовала  развитию  рус.  муз.
культуры, особенно проф. муз. образования. Его пианизм оказал  громадное
влияние на развитие мирового фп. иск-ва.
   Р. написал 13 опер, 5 духовных опер и ораторий, 6 симфоний и др. соч.
Лучшим   произв.   Р.   свойственны   "широкое   мелодическое   дыхание,
страстность, полнота  звучания...,  оптимизм  и  мужественность  лирики"
(Асафьев Б. В.). В 1871 Р. создал сво„ лучшее произв.- опору "Демон"  по
о. Е. Лермонтова (1875, Мариинский т-р), до сих  пор  занимающую  видное
место в репертуаре оперных т-ров. Наиболее свежа и самобытна музыка Р. в
произв., выдержанных в вост. духе: "Фераморс" по поэме  Т.  Мура  "Лалла
Рук" (1863, Дрезден), "Маккавеи" (по о. п. О. Людвига; 1875, Берлин, под
упр. автора), оратория "Вавилонское столпотворение" (1870),  "Персидские
песни" и др. В творчестве Р. в 80-х гг. намечается  известная  эволюция.
Характер и интонац. склад ряда его соч. приобретают  более  определ„нные
нац.-рус. черты: оперы "Купец Калашников"  по  поэме  Лермонтова  (1880,
Мариинский т-р), "Горюша" по повести Д.  В.  Аверкиева  "Хмелевая  ночь"
(1889, там же) и др. Композиторская деятельность Р.сыграла большую  роль
в истории проф. муз. творчества в России.
   С о ч.: Автобиографические  воспоминания.  1829-1889  г.,  СПБ.  1889
(отд. оттиск журн. "Русская  старина",  т.  64,  ноябрь);  Музыка  и  ее
представители. Разговор о музыке, М., 1891; Мысли  и  афоризмы,  пер.  с
нем.. СПБ, [1903]; Избр. письма,  [под  общей  ред.,  со  вступ.  ст.  и
коммент. Л. А. Ба-ренбойма], М., 1954.
   Лит.: Глебов И.,  Антон  Григорьевич  Рубинштейн  в  его  музыкальной
деятельности и отзывах современников (1829-  1929),  M.,  1929;  Асафьев
Б.В., Антон Григорьевич Рубинштейн, в его кн.: Избранные  труды,  т.  2,
М., 1954; К е л-д ы ш Ю , История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл.
3;
   Б а р е н б о и м Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1-2, Л., 1957-62;
   В о wen С. D., Free artist, N. Y., 1939. Г.Ког.
   РУБИНШТЕЙН, Ида Львовна (1885-20.  IX.I960)-  рус.  артистка  балета.
Училась у М.М. Фокина. Принимала участие в первых  "Русских  сезонах  за
границей" (Париж, 1909), исполняла  партии  Клеопатры  (о.  п.  на  муз.
Аренского), Зобеиды ("Шехеразада" Римского-Корсакова) и др. Не владея  в
достаточной степени профессиональной техникой, Р. в  то  же  время  была
способной  мимисткой,  обладала  выразит,  внешними  данными,  жест   е„
отличался  пластичностью.  В  1908  с  большим  успехом   исполняла   (в
Петербурге, Париже, Лондоне) танец Саломеи, пост. для  не„  Фокиным  (на
муз. Глазунова,  в  костюме  и  декорациях  Л.  С.  Бакста).  В  1928-35
руководила собств. труппой, в к-рой выступала в ведущих партиях. Для  Р.
были написаны балеты "Болеро" Равеля (1928),  "Страсти  св.  Себастьяна"
Дебюсси (1911) и "Персефона" Стравинского (1934). Художник В.  А.  Серов
написал е„ портрет. Р. выступала также в драматич.спектаклях,  снималась
в кино.
   Лит.: Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911, с.  74,  96;  Грабарь
И., Моя жизнь. М.-Л., 1937;
   Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера Статьи,  письма,
Л.-М., 1962; Li fa r S., Histoire du ballet russe. P., 1950. Ham P
   РУБИНШТЕЙН, Николай  Григорьевич  [2(14).VL  1835-12(24).III.1881]  -
рус. пианист, дириж„р, педагог и муз .-обществ, деятель с  Игре  на  фп.
обучался у А. И. Виллуана и Т. Куллака, по теории композиции у 3.  Дена.
Большую  роль  в  формировании  художеств.  воззрений  Р.  сыграло   его
пребывание в Моск. ун-те, близкое общение с крупнейшими  деятелями  рус.
иск-ва  -  А.  Н.  Островским,  П.  И.  Чайковским   и   др.   Передовой
музыкант-просветитель, Р., подобно своему брату А. Г.  Рубинштейну,  был
энергичным поборником  проф.  муз.  образования  в  России.  В  1860  по
инициативе и под рук. Р. было организовано  Моск.  отделение  Рус.  муз.
об-ва и  Муз.  классы,  на  основе  к-рых  в  1866  была  открыта  Моск.
консерватория.  До  конца  жизни  Р.  был   директором   и   профессором
консерватории, дириж„ром и солистом симф. и камерных концертов Рус. муз.
об-ва. Р. был выдающимся  пианистом  и  педагогом.  Среди  учеников:  С.
И.Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр и др. Один из лучших дириж„ров  19  в.,
Р. был глубоким истолкователем и пропагандистом творчества  Чайковского,
к-рый поев. Р. фп. трио "Памяти великого артиста".  Р.  принадлежит  ряд
муз. пьес, романсов и др. соч.
   Лит.: К а ш к и н Н. Д., Н. Г. Рубинштейн, "Моск.  ведомости",  1906,
.ј 65; Дулов а-3 о г р а ф А. Ю., Мои воспоминания о Н. Г.  Рубинштейне,
"Музыка", 1912, с. 68-73, 84,  86-89.  96-97,  106;  Чайковский  П.  И.,
Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898; С о  л  о  в-п  о  в  А.,  Н.
Рубинштейн. М.-Л., 1946.
   РУБЧАК, Иван Демьянович (7.III.1874-11.V.  1952)  -укр.  сов.  акт„р.
Засл. арт. УССР (1945). В 1894-1914  выступал  во  Львовском  укр.  т-ре
об-ва "Руська бесща". Обладая хорошими вок. данными (бас), исполнял роли
с пением и оперные  партии,  в  1915-39  работал  в  разл  укр.  труппах
Галичины и Закарпатья. В 1939-41 - акт„р Львовского укр. т-ра  им.  Леси
Украинки, с 1944 - Львовского т-ра им. М.  Заньковецкой.  Р.  был  ярким
комедийным  акт„ром,  сочетающим  безупречное  вокальное  исполнение   с
талантливой игрой.
   ЛучиЛие партии: Карась ("Запорожец за  Дунаем"),  Гирей  ("Роксолана"
Сичинского), Гремин ("Евгений Онегин"), Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо
("Кармен") и др.
   Лучшие   роли:   Омелько,   Терешко   ("Мартын    Боруля",    "Суета"
Карпенко-Карого),  Пивторак,  Хоростиль  ("Рябина",  "Учитель"  Франко),
Бубнов ("Мещане"),  Альбрехт  ("Навеки  вместе"  Дмитерко),  Козак  ("На
большую землю" Хижняка;
   Гос. пр. СССР, 1950) и др. р, /7.
   РУБЧАКбВА (наст. фам.  -  К  о  с  с  а  к),  Екатерина  Андреевна  [
17(29).IV.1881-22.XI.1919] - укр. певица (сопрано) и  драм.  актриса.  В
1907 окончила муз.-драм. студию при Львовском у1ф.  т-ре  об-ва  "Руська
бесща". В 1896-1914 выступала  в  этом  т-ре,  в  1915-19-в  разл.  укр.
труппах. Обладала хорошими вок. данными, исполняла роли в муз. драмах  и
оперные партии.

Страницы: «« « 1932   1933   1934   1935   1936   1937   1938   1939   1940  1941   1942   1943   1944   1945   1946   1947   1948   1949   1950  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия