|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 » »» и уехать заграницу. Последующие годы (до 1886) Р. занимался преим.
концертной деятельностью; в Гамбурге он дирижировал пост. своей оперы
"Нерон" (1879). В 1886 Р. возвращается на родину, а в 1887 вторично
становится директором и профессором Петерб. консерватории, где проводит
ряд реформ в постановке учебного процесса. В 1891 Р. вновь покинул
Петерб. консерваторию и переселился в Дрезден. Здесь он занимался
композиторской деятельностью и продолжал изредка выступать как пианист.
В 1894 вернулся в Россию.
Муз.-обществ, деятельность Р. способствовала развитию рус. муз.
культуры, особенно проф. муз. образования. Его пианизм оказал громадное
влияние на развитие мирового фп. иск-ва.
Р. написал 13 опер, 5 духовных опер и ораторий, 6 симфоний и др. соч.
Лучшим произв. Р. свойственны "широкое мелодическое дыхание,
страстность, полнота звучания..., оптимизм и мужественность лирики"
(Асафьев Б. В.). В 1871 Р. создал сво„ лучшее произв.- опору "Демон" по
о. Е. Лермонтова (1875, Мариинский т-р), до сих пор занимающую видное
место в репертуаре оперных т-ров. Наиболее свежа и самобытна музыка Р. в
произв., выдержанных в вост. духе: "Фераморс" по поэме Т. Мура "Лалла
Рук" (1863, Дрезден), "Маккавеи" (по о. п. О. Людвига; 1875, Берлин, под
упр. автора), оратория "Вавилонское столпотворение" (1870), "Персидские
песни" и др. В творчестве Р. в 80-х гг. намечается известная эволюция.
Характер и интонац. склад ряда его соч. приобретают более определ„нные
нац.-рус. черты: оперы "Купец Калашников" по поэме Лермонтова (1880,
Мариинский т-р), "Горюша" по повести Д. В. Аверкиева "Хмелевая ночь"
(1889, там же) и др. Композиторская деятельность Р.сыграла большую роль
в истории проф. муз. творчества в России.
С о ч.: Автобиографические воспоминания. 1829-1889 г., СПБ. 1889
(отд. оттиск журн. "Русская старина", т. 64, ноябрь); Музыка и ее
представители. Разговор о музыке, М., 1891; Мысли и афоризмы, пер. с
нем.. СПБ, [1903]; Избр. письма, [под общей ред., со вступ. ст. и
коммент. Л. А. Ба-ренбойма], М., 1954.
Лит.: Глебов И., Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной
деятельности и отзывах современников (1829- 1929), M., 1929; Асафьев
Б.В., Антон Григорьевич Рубинштейн, в его кн.: Избранные труды, т. 2,
М., 1954; К е л-д ы ш Ю , История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл.
3;
Б а р е н б о и м Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1-2, Л., 1957-62;
В о wen С. D., Free artist, N. Y., 1939. Г.Ког.
РУБИНШТЕЙН, Ида Львовна (1885-20. IX.I960)- рус. артистка балета.
Училась у М.М. Фокина. Принимала участие в первых "Русских сезонах за
границей" (Париж, 1909), исполняла партии Клеопатры (о. п. на муз.
Аренского), Зобеиды ("Шехеразада" Римского-Корсакова) и др. Не владея в
достаточной степени профессиональной техникой, Р. в то же время была
способной мимисткой, обладала выразит, внешними данными, жест е„
отличался пластичностью. В 1908 с большим успехом исполняла (в
Петербурге, Париже, Лондоне) танец Саломеи, пост. для не„ Фокиным (на
муз. Глазунова, в костюме и декорациях Л. С. Бакста). В 1928-35
руководила собств. труппой, в к-рой выступала в ведущих партиях. Для Р.
были написаны балеты "Болеро" Равеля (1928), "Страсти св. Себастьяна"
Дебюсси (1911) и "Персефона" Стравинского (1934). Художник В. А. Серов
написал е„ портрет. Р. выступала также в драматич.спектаклях, снималась
в кино.
Лит.: Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911, с. 74, 96; Грабарь
И., Моя жизнь. М.-Л., 1937;
Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера Статьи, письма,
Л.-М., 1962; Li fa r S., Histoire du ballet russe. P., 1950. Ham P
РУБИНШТЕЙН, Николай Григорьевич [2(14).VL 1835-12(24).III.1881] -
рус. пианист, дириж„р, педагог и муз .-обществ, деятель с Игре на фп.
обучался у А. И. Виллуана и Т. Куллака, по теории композиции у 3. Дена.
Большую роль в формировании художеств. воззрений Р. сыграло его
пребывание в Моск. ун-те, близкое общение с крупнейшими деятелями рус.
иск-ва - А. Н. Островским, П. И. Чайковским и др. Передовой
музыкант-просветитель, Р., подобно своему брату А. Г. Рубинштейну, был
энергичным поборником проф. муз. образования в России. В 1860 по
инициативе и под рук. Р. было организовано Моск. отделение Рус. муз.
об-ва и Муз. классы, на основе к-рых в 1866 была открыта Моск.
консерватория. До конца жизни Р. был директором и профессором
консерватории, дириж„ром и солистом симф. и камерных концертов Рус. муз.
об-ва. Р. был выдающимся пианистом и педагогом. Среди учеников: С.
И.Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр и др. Один из лучших дириж„ров 19 в.,
Р. был глубоким истолкователем и пропагандистом творчества Чайковского,
к-рый поев. Р. фп. трио "Памяти великого артиста". Р. принадлежит ряд
муз. пьес, романсов и др. соч.
Лит.: К а ш к и н Н. Д., Н. Г. Рубинштейн, "Моск. ведомости", 1906,
.ј 65; Дулов а-3 о г р а ф А. Ю., Мои воспоминания о Н. Г. Рубинштейне,
"Музыка", 1912, с. 68-73, 84, 86-89. 96-97, 106; Чайковский П. И.,
Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898; С о л о в-п о в А., Н.
Рубинштейн. М.-Л., 1946.
РУБЧАК, Иван Демьянович (7.III.1874-11.V. 1952) -укр. сов. акт„р.
Засл. арт. УССР (1945). В 1894-1914 выступал во Львовском укр. т-ре
об-ва "Руська бесща". Обладая хорошими вок. данными (бас), исполнял роли
с пением и оперные партии, в 1915-39 работал в разл укр. труппах
Галичины и Закарпатья. В 1939-41 - акт„р Львовского укр. т-ра им. Леси
Украинки, с 1944 - Львовского т-ра им. М. Заньковецкой. Р. был ярким
комедийным акт„ром, сочетающим безупречное вокальное исполнение с
талантливой игрой.
ЛучиЛие партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Гирей ("Роксолана"
Сичинского), Гремин ("Евгений Онегин"), Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо
("Кармен") и др.
Лучшие роли: Омелько, Терешко ("Мартын Боруля", "Суета"
Карпенко-Карого), Пивторак, Хоростиль ("Рябина", "Учитель" Франко),
Бубнов ("Мещане"), Альбрехт ("Навеки вместе" Дмитерко), Козак ("На
большую землю" Хижняка;
Гос. пр. СССР, 1950) и др. р, /7.
РУБЧАКбВА (наст. фам. - К о с с а к), Екатерина Андреевна [
17(29).IV.1881-22.XI.1919] - укр. певица (сопрано) и драм. актриса. В
1907 окончила муз.-драм. студию при Львовском у1ф. т-ре об-ва "Руська
бесща". В 1896-1914 выступала в этом т-ре, в 1915-19-в разл. укр.
труппах. Обладала хорошими вок. данными, исполняла роли в муз. драмах и
оперные партии.
Страницы: «« « 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |