Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2080   2081   2082   2083   2084   2085   2086   2087   2088  2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098  » »»

кн.: Театральний порадник, кн. 2, Кив, 1920.
   Лит.: Верховский Н. Ю., Книга о чтецах, М.-Л., 1950, с. 62-63. Г. К.
   СЛАНГУС (Slangus), Аксель (р. 23.IX.1890')- фин. акт„р драмы. В  1912
окончил театр. школу при Швед. т-ре в Хельсинки. В 1912-13 и  1918-62  -
акт„р  Швед.  т-ра  в  Хельсинки;  в  1913-18  -  Швед.  т-pa  в  Турку.
С.характерный акт„р. Играет также и трагедийные  роли.  Один  из  лучших
исполнителей роли Эско ("Сельские сапожники" Киви).
   Роли: Густав Ваза (о. п. Стриндберга), Городничий;
   Пер Гюнт (о, п. Ибсена), Дулитл ("Пигмалион" Шоу) и др. С.  выступает
и в опереттах (Попиель - "Польская кровь" Недбала). С. Л.
   СЛАНОВ, Коста Гаврилович (р.20.XII.1926)  -  осетинский  сов.  акт„р.
Нар.  арт.  Сев.-Осет.  АССР  (1955),  засл.  арт.  РСФСР  (1957).   Чл.
Коммунистич. партии  с  1948.  В  1940  поступил  в  театр.  студию  при
Североосетинском драм. т-ре, с 1943 - акт„р этого т-ра (ныне - Сев.Осет.
муз.-драм. т-р им. К. Хетагурова). Умение находить заостр„нные формы для
выражения психологич. и эмоциональной  сущности  образа  прида„т  особую
яркость комедийным и драматич. образам С.
   Роли: Труффальдино ("Слуга  двух  господ"),  Лелио  ("Бабьи  сплетни"
Гольдони), Шут ("Король Лир"), наивно-поэтичный Казн ("Женихи" Токаева),
влюбл„нный юноша Мысост ("Желание сердца"  Туаева),  Лель  ("Снегурочка"
Островского),  Минутка  ("Победители"  Чирскова),  траги-комич.  Пикалов
("Любовь Яровая"). Скупо, но с большой внутр. силой, масштабно и выпукло
разоблачал С.  зловещего  феодала  Дакко  ("Чермен"  Плиева),  предателя
Коко-рышкина ("Нашествие").
   Лит.: Темиряев Д., Коста Сланов, Орджоникидзе, 1960. Е. Ж.
   "СЛЕЗА И СМЕХ" (болг.- "Сълза и смях") - болг. драматич. т-р.  Открыт
в Софии в 1892 в результате объединения старого и нового драм. отделений
б. "Столичной драм.-оперной труппы". В труппу вошли В. Кирков, А. Попов,
Д. Антонов, К. Сапунов, М. Попова и др., руководил ею реж. В.  Налбуров.
Т-р открылся спектаклем "Женитьба" и одноактной комедией "Недоразумение"
Налбурова. Представления устраивались в театр.  зале  об-ва  "Славянская
беседа". После смерти Налбурова (1893)  худ.  рук.  т-ра  становится  Р.
Канели. Налбуров и Канели, получившие образование в  России,  утверждали
на  болг.  сцене  традиции   рус.   сценич.   реализма.   В   1894   для
административного и художеств. управления т-ром был  создан  Комитет,  в
к-рый вошли видные общественные и лит. деятели: К. Крыстев,  Н.  Петков,
Д. Ангелов, И. Шиш-манов и др. С 1899 директором  и  режисс„ром  был  А.
Мандрович,  затем  С.  Туцич.  В  1901  при  т-ре  учреждена   должность
драматурга  (зав.  лит.  частью).  Первым  драматургом   т-ра   был   А.
Страшимиров. В 1904 т-р был принят на гос. бюджет  и  стал  паз.  "Болг.
нар. т-р". Под этим назв. существовал до 1906. Т-р  утверждал  на  болг.
сцене нац. репертуар. Здесь впервые пост.  пьесы  И.  Вазова  -  "Руска"
(1892),  "Изгнанники"  (1894),  "Белодушков"  (1897),  "Журналист   ли?"
(1900), "Искатели т„плых местечек" (1902), Стра-шимирова  -  "Свадьба  в
Болярово" (1900), "Вампир" (1902) и др. Из др.  пьес  болг.  драматургов
были пост.:
   "Вера и любовь" ("Велислав и Слава") Доброплод-ного (1892),  "Иванко"
Друмева (1892) и др. Большое место в репертуаре "С. и с." занимала  рус.
дра-(1894), "Гроза" (1895), "Бешеные деньги" (1897),  "Без  вины  виноватые"
(1902) "Власть тьмы" (1904), "Дядя Ваня" (1904),  "Мещане"  (1904),  "На
дне" (1904); "Мироед" Кропивницкого  (1899),  произв.  мировой  классич.
драматургии  и  совр.  зарубежная  драма  (Ибсен,  Гауптман,   Зудерман,
Пшибышевский и др.). Т-р воспитал плеяду выдающихся  болг.  акт„ров:  К.
Сарафов, А. Кирчев, 3. Недева, А. Будевская, В. Игнатиева, Г. Киров,  X.
Ганчев, Р. Попова, А. Попова, М. Канели, Е. Златарева,  П.  Стойчев,  С.
Бычва-ров, М. Икономов и др.
   Лит.: Попов И., Миналото на българския театър. Спомени  и  документи,
т. II, С., 1942; Державин К., Болгарский театр. Очерки  истории,  М.-Л.,
1950. А. Ив,
   "СЛ‚ЗНАЯ КОМЕДИЯ"- жанр, возникший  в  нач.  18  в.  в  странах  Зап.
Европы. Отражал борьбу в драматургии  и  т-ре  нового  класса  буржуазии
против  идеологии  феодального  дворянства.  "С.   к."   характеризуется
морально-дидактич.    тенденциями,    комедийное    начало    заменяется
трогательными  ситуациями,  сентиментально-патетич.  сценами.  "С.   к."
поучала зрителя не  столько  осмеянием  пороков,  сколько  показом  силы
добродетели, пробуждающей совесть у порочных героев. Место сатиры заняла
"чувствительная" проповедь,  зачастую  назойливая  морализация.  Идейный
пафос "С. к." заключался гл. обр.  в  прославлении  бурж.  добродетелей,
носителями к-рых еще оставались положительные герои-аристократы. Впервые
"С. к." как жанр появилась  в  Англии  в  творчестве  К.  Сиб-бера,  Дж.
Аддисона и Р. Стыла.  Сиббер  в  своих  многочисл.  пьесах,  особенно  в
комедиях "Последняя уловка любви" (1696), "Беззаботный  супруг"  (1704),
выступил с прославлением семейных добродетелей. Последовательно вносил в
комедию  нравоучительный  элемент  Аддисон,  .критиковавший  в   комедии
"Безбожник" (1714) аристократич. безнравственность и вольнодумство. Стил
писал   нравоучительные   комедии,   сочетавшие   развлекательность    с
морализированием ("Любовник-лжец", 1703, "Совестливые влюбл„нные", 1722,
и др.).
   Создателем жанра "С. к." во Франции и наиболее ярким  е„  выразителем
был П. Лашоссе. Его комедии "Меланида" (1741), "Памела" (1743, по о.  п.
Ричард-сона),  "Школа  матерей"  (1744),  "Гувернантка"  (1747)  и  др.,
содержащие  нек-рую  критику  дворянского   эгоизма   и   распущенности,
преподносили их  в  сентиментально-трогательной  манере,  как  временные
заблуждения, к-рые обычно преодолевались героями.  Ф.  Детуш  видел  гл.
цель  драматурга  в   пропаганде   бурж.   добродетелей   и   дворянских
представлений о чести. В своих пьесах Детуш сглаживал противоречия между
буржуазией и дворянством, подвергал умеренной критике дворянские и бурж.
пороки. В его пьесах герои исправлялись и все недоразумения благополучно
разрешались. Признаки жанра "С. к." содержатся в драматургии П.  Мариво.
Оставаясь верным сторонником салонной комедии, он  вносит  в  не„  черты
бурж. сентиментальности ("Остров рабов", 1725, "Торжество любви",  1732,
и др.). Критич. осуждение в комедиях Мариво заменяется моральным  укором
или л„гкой, добродушной иронией.
   В Германии  "С.  к."  писал  родоначальник  нем.  сентиментализма  X.
Геллерт.  Он  пропагандировал  святость  семейного   очага,   бюргерскую
добропорядочность,  трудолюбие  и  высокую  нравственность.  Его   пьеся
"Нежные сестры" (1747) была первой немецкой "С. к.".
   В России жанр "С. к." использовался для показа добродетелей и пороков
рус. дворянского об-ва. Впервые элементы "С. к." проявились в пьесах  М.

Страницы: «« « 2080   2081   2082   2083   2084   2085   2086   2087   2088  2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия