|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 » »» кн.: Театральний порадник, кн. 2, Кив, 1920.
Лит.: Верховский Н. Ю., Книга о чтецах, М.-Л., 1950, с. 62-63. Г. К.
СЛАНГУС (Slangus), Аксель (р. 23.IX.1890')- фин. акт„р драмы. В 1912
окончил театр. школу при Швед. т-ре в Хельсинки. В 1912-13 и 1918-62 -
акт„р Швед. т-ра в Хельсинки; в 1913-18 - Швед. т-pa в Турку.
С.характерный акт„р. Играет также и трагедийные роли. Один из лучших
исполнителей роли Эско ("Сельские сапожники" Киви).
Роли: Густав Ваза (о. п. Стриндберга), Городничий;
Пер Гюнт (о, п. Ибсена), Дулитл ("Пигмалион" Шоу) и др. С. выступает
и в опереттах (Попиель - "Польская кровь" Недбала). С. Л.
СЛАНОВ, Коста Гаврилович (р.20.XII.1926) - осетинский сов. акт„р.
Нар. арт. Сев.-Осет. АССР (1955), засл. арт. РСФСР (1957). Чл.
Коммунистич. партии с 1948. В 1940 поступил в театр. студию при
Североосетинском драм. т-ре, с 1943 - акт„р этого т-ра (ныне - Сев.Осет.
муз.-драм. т-р им. К. Хетагурова). Умение находить заостр„нные формы для
выражения психологич. и эмоциональной сущности образа прида„т особую
яркость комедийным и драматич. образам С.
Роли: Труффальдино ("Слуга двух господ"), Лелио ("Бабьи сплетни"
Гольдони), Шут ("Король Лир"), наивно-поэтичный Казн ("Женихи" Токаева),
влюбл„нный юноша Мысост ("Желание сердца" Туаева), Лель ("Снегурочка"
Островского), Минутка ("Победители" Чирскова), траги-комич. Пикалов
("Любовь Яровая"). Скупо, но с большой внутр. силой, масштабно и выпукло
разоблачал С. зловещего феодала Дакко ("Чермен" Плиева), предателя
Коко-рышкина ("Нашествие").
Лит.: Темиряев Д., Коста Сланов, Орджоникидзе, 1960. Е. Ж.
"СЛЕЗА И СМЕХ" (болг.- "Сълза и смях") - болг. драматич. т-р. Открыт
в Софии в 1892 в результате объединения старого и нового драм. отделений
б. "Столичной драм.-оперной труппы". В труппу вошли В. Кирков, А. Попов,
Д. Антонов, К. Сапунов, М. Попова и др., руководил ею реж. В. Налбуров.
Т-р открылся спектаклем "Женитьба" и одноактной комедией "Недоразумение"
Налбурова. Представления устраивались в театр. зале об-ва "Славянская
беседа". После смерти Налбурова (1893) худ. рук. т-ра становится Р.
Канели. Налбуров и Канели, получившие образование в России, утверждали
на болг. сцене традиции рус. сценич. реализма. В 1894 для
административного и художеств. управления т-ром был создан Комитет, в
к-рый вошли видные общественные и лит. деятели: К. Крыстев, Н. Петков,
Д. Ангелов, И. Шиш-манов и др. С 1899 директором и режисс„ром был А.
Мандрович, затем С. Туцич. В 1901 при т-ре учреждена должность
драматурга (зав. лит. частью). Первым драматургом т-ра был А.
Страшимиров. В 1904 т-р был принят на гос. бюджет и стал паз. "Болг.
нар. т-р". Под этим назв. существовал до 1906. Т-р утверждал на болг.
сцене нац. репертуар. Здесь впервые пост. пьесы И. Вазова - "Руска"
(1892), "Изгнанники" (1894), "Белодушков" (1897), "Журналист ли?"
(1900), "Искатели т„плых местечек" (1902), Стра-шимирова - "Свадьба в
Болярово" (1900), "Вампир" (1902) и др. Из др. пьес болг. драматургов
были пост.:
"Вера и любовь" ("Велислав и Слава") Доброплод-ного (1892), "Иванко"
Друмева (1892) и др. Большое место в репертуаре "С. и с." занимала рус.
дра-(1894), "Гроза" (1895), "Бешеные деньги" (1897), "Без вины виноватые"
(1902) "Власть тьмы" (1904), "Дядя Ваня" (1904), "Мещане" (1904), "На
дне" (1904); "Мироед" Кропивницкого (1899), произв. мировой классич.
драматургии и совр. зарубежная драма (Ибсен, Гауптман, Зудерман,
Пшибышевский и др.). Т-р воспитал плеяду выдающихся болг. акт„ров: К.
Сарафов, А. Кирчев, 3. Недева, А. Будевская, В. Игнатиева, Г. Киров, X.
Ганчев, Р. Попова, А. Попова, М. Канели, Е. Златарева, П. Стойчев, С.
Бычва-ров, М. Икономов и др.
Лит.: Попов И., Миналото на българския театър. Спомени и документи,
т. II, С., 1942; Державин К., Болгарский театр. Очерки истории, М.-Л.,
1950. А. Ив,
"СЛ‚ЗНАЯ КОМЕДИЯ"- жанр, возникший в нач. 18 в. в странах Зап.
Европы. Отражал борьбу в драматургии и т-ре нового класса буржуазии
против идеологии феодального дворянства. "С. к." характеризуется
морально-дидактич. тенденциями, комедийное начало заменяется
трогательными ситуациями, сентиментально-патетич. сценами. "С. к."
поучала зрителя не столько осмеянием пороков, сколько показом силы
добродетели, пробуждающей совесть у порочных героев. Место сатиры заняла
"чувствительная" проповедь, зачастую назойливая морализация. Идейный
пафос "С. к." заключался гл. обр. в прославлении бурж. добродетелей,
носителями к-рых еще оставались положительные герои-аристократы. Впервые
"С. к." как жанр появилась в Англии в творчестве К. Сиб-бера, Дж.
Аддисона и Р. Стыла. Сиббер в своих многочисл. пьесах, особенно в
комедиях "Последняя уловка любви" (1696), "Беззаботный супруг" (1704),
выступил с прославлением семейных добродетелей. Последовательно вносил в
комедию нравоучительный элемент Аддисон, .критиковавший в комедии
"Безбожник" (1714) аристократич. безнравственность и вольнодумство. Стил
писал нравоучительные комедии, сочетавшие развлекательность с
морализированием ("Любовник-лжец", 1703, "Совестливые влюбл„нные", 1722,
и др.).
Создателем жанра "С. к." во Франции и наиболее ярким е„ выразителем
был П. Лашоссе. Его комедии "Меланида" (1741), "Памела" (1743, по о. п.
Ричард-сона), "Школа матерей" (1744), "Гувернантка" (1747) и др.,
содержащие нек-рую критику дворянского эгоизма и распущенности,
преподносили их в сентиментально-трогательной манере, как временные
заблуждения, к-рые обычно преодолевались героями. Ф. Детуш видел гл.
цель драматурга в пропаганде бурж. добродетелей и дворянских
представлений о чести. В своих пьесах Детуш сглаживал противоречия между
буржуазией и дворянством, подвергал умеренной критике дворянские и бурж.
пороки. В его пьесах герои исправлялись и все недоразумения благополучно
разрешались. Признаки жанра "С. к." содержатся в драматургии П. Мариво.
Оставаясь верным сторонником салонной комедии, он вносит в не„ черты
бурж. сентиментальности ("Остров рабов", 1725, "Торжество любви", 1732,
и др.). Критич. осуждение в комедиях Мариво заменяется моральным укором
или л„гкой, добродушной иронией.
В Германии "С. к." писал родоначальник нем. сентиментализма X.
Геллерт. Он пропагандировал святость семейного очага, бюргерскую
добропорядочность, трудолюбие и высокую нравственность. Его пьеся
"Нежные сестры" (1747) была первой немецкой "С. к.".
В России жанр "С. к." использовался для показа добродетелей и пороков
рус. дворянского об-ва. Впервые элементы "С. к." проявились в пьесах М.
Страницы: «« « 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |