Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091  2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101  » »»

а р к а н А., Пять вечеров с театром из Братиславы, "Театр", 1961, ј  9,
с. 179-185; Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 2150;
Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla. Sbornik,  Bratislava,  1960.  Л
Сол
   СЛОВАЦКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Исто! рич. условия развития страны  (в
11 в. Словакия была захвачена Венгрией, к-рая, в свою очередь, в  16  в.
попала под владычество Австрии, и словаки, составлявшие  основную  часть
крестьянского  населения,  подверглись  мадьяризации   и   германизации)
препятствовали становлению театр.  иск-ва.  До  воссоединения  с  чехами
(1918) в единую Чехословацкую Республику словаки вели упорную борьбу  за
сохранение своей нац. культуры, своего языка. Первое известие  о  театр.
представлениях  в  Словакии  относится  к  1439,  когда   в   Братиславе
школьниками было разыграно пасхальное  действо.  Начиная  с  этой  даты,
школьные спектакли становятся вс„ более частыми, особенно после того как
школы перешли к иезуитам (представления давались на лат. и нем. яз.).  В
17-18 вв. в Словакии  получил  распространение  нар.  т-р:  пасхальные.и
рождественские игры, "Игра о св. Дороте" и др.
   История профессионального словацкого т-ра начинается с 1830, когда  в
Липтовски-Микулаше был организован первый любительский кружок  под  рук.
Г.   Фей-ерпатаки-Белопотоцкого,   к-рый   устроил   первое    публичное
представление на словацком яз. (пост. пьесу Я. Халупки  "Коцурково,  или
Как бы нам в дураках не остаться"). В  1830-х  гг.  любительские  кружки
возникают  в  ряде   небольших   городов.   Наибольшее   распространение
любительские коллективы получили  к  1840.  В  связи  с  общим  подъ„мом
нац.-освободит. движения словацкого  народа  в  1841  по  инициативе  А.
Сладковича был организован в г. Субиттишти Словацкий  любительский  нар.
т-р, где ставилась  преим.  переводная  драматургия,  в  т.  ч.  "Заира"
Вольтера в переводе Сладковича. В 1844  группа  братиславских  студентов
организовала в г. Левочи любительский  кружок  (в  сезон  1845-46  здесь
ставились словацкие,  чешские,  хорватские,  немецкие  и  венг.  пьесы).
Развитие   деятельности   любительских   кружков    вызвало    появление
оригинальных драматургич. произведений, авторами к-рых чаще  всего  были
участники кружков. Любительские т-ры Словакии способствовали становлению
проф. С. т. и д.
   Первые  словацкие  драматурги  находились  под   влиянием   идей   Л.
Штура-деятеля славянского Возрождения,  зачинателя  освободит,  движения
словаков. Одним из ведущих словацких драматургов этого  периода  был  Я.
Халупка (1791-1871). Его первая комедия "Коцурково, или  Как  бы  нам  в
дураках не остаться" (1830) сатирически изображала  глупость  мещанства,
высмеивала поборников мадьяризации. Др. комедии Халупки: "Вс„ наоборот",
"Трясогуска",  "Старик  Плеснивец",  "Тринадцатый  час",   "Ювелир".   В
предреволюционную эпоху появились драмы Я. Матушки (1821-77) -  "Сироты"
(1846) и М. Догнаного (1824-52)-"Уход словаков из Братиславы"  (1846)  и
"Поработители" (1848). Эти драмы были проникнуты нар.-освободит, идеями.
Историч.  драмы  И.  Забор-ского  (1812-76)  -  "Последние  дни  Великой
Моравы", "Отпор  задунайских  словаков",  "Гайдук"  и  др.-  прославляли
героич. прошлое словацкого  народа.  В  развитие  словацкой  драматургии
значит, вклад вн„с Я. Паларик (1822-70), к-рый написал пьесы:
   "Инкогнито" (1858), "Жестянщик" (1860),  "Смирение,  или  Приключение
при дажинках" (1862), "Дмитрий Самозванец" (1862-64), ставшие в те  годы
основой  словацкого  нац.  репертуара.  Его  пьесы  отмечены   остротой,
самобытностью характеров, раскрывающихся в действии, в них введены  нар.
сцены, обрядовые песни, игры и пляски.
   В репертуар словацкого любительского т-ра,  наряду  с  чеш.,  нем.  и
венг. пьесами, входили также и переводы  мировой  классич.  драматургии:
"Комедия ошибок" Шекспира, "Разбойники", "Коварство и любовь", "Ревизор"
и др.
   В последующие годы начинается подготовка  акт„ров  и  режисс„ров  для
профессионального т-ра.  С  1859  центром  театр.  жизни  становится  г.
Мартин, в к-ром регулярно давались представления любит, т-ров. В 1872  в
Мартине созда„тся Словацкий хор, при к-ром была организована и драматич.
труппа. В 1880 композитор Я. Белла  написал  первую  словацкую  оперу  -
"Кузнец Виланд" (пост. 1926). В 1902 Словацкий хор в Тисовце исполнил на
словацком яз. 1-й акт "Проданной невесты", а в 1907 - оперу "В  колодце"
Блодека. В 1890 в Мартине на средства народа строится Нац. дом, на сцене
к-рого регулярно устраиваются  любительские  спектакли.  Ставятся  пьесы
Паларика ("Смирение, или  Приключение  при  дожинках",  1892),  И.  Тыла
("Дочь поджигателя", 1895), А. и В. Мрштиков ("Мариша", 1896), Ю. Зайера
("Радуз и Магулена",  1899),  А.  Ирасека  ("Войнарка"),  И.  Тайовского
("Новая жизнь", 1903; "Мать", 1907;
   "Женский закон", 1909; "Путаница в имении", 1910;
   "На службе", 1913), П. Гвездослава  ("Жена  лесника",  1909),  Чехова
("Медведь", 1904), Гоголя ("Ревизор", 1913), А. Фредро ("Дамы и гусары",
1895).
   Развитие драматургии Словакии во 2-й пол. 19 в. связано с творчеством
драматургов Гвездослава (1849-1921)  и  Тайовского  (наст.  фам.-Грегор;
1874- 1936). В  пьесе  "Жена  лесничего"  Гвездослава  выступает  против
угнетения крестьян, ему же принадлежит романтическая  трагедия  "Ирод  и
Иродиада". Тайов-ский продолжает традиции Паларика; в своих комедиях  он
изображал различные стороны жизни словацкого народа,  стремился  поднять
его дух, утвердить веру в свои силы  ("Женский  закон",  "Новая  жизнь",
"Мать", одноактная "Тьма", "Путаница в  имении",  "На  службе",  "Грех",
драма "Смерть Дюрка Лангсфелда" и др.).
   В 1918 Словакия вошла в состав Чехословацкой Республики и С. т. и  д.
получили новые возможности развития. В  1920  в  Братиславе  был  создан
первый  профессиональный  т-р   -Словацкий   Национальный   театр   (см.
Чехословацкая драматургия,Чехословацкий театр}.
   Лит.: М г а z А., Dejiny slovenskej  literatury,  Bratis-lava,  1948;
Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla, Bratislava, 1960. JJ Сол.
   СЛОВЕНСКИЙ  ТЕАТР  И  ДРАМАТУРГИЯ.  Первое  театр.  представление   в
Словении состоялось в нач. 17 в. в иезуитской гимназии  в  Любляне.  Это
была "школьная драма", исполнявшаяся на лат. и нем. яз. В  17-18  вв.  в
Словении были распространены мистерии (также на лат.  и  нем.  яз.),  из
к-рых особое значение имеют мистерии, устраиваемые с 1721 в Шкофья-Локе;
текст их был написан на словенском яз. монахом Ромуальдом (наст.  имя-Л.
Ма-рушич).  [В  19  в.  мн.  произведения  этого  жанра,  написанные  А.
Драбосняком  ("Муки  Христовы",   "Богатый   человек",   "Рождественское
действо", "Блудный  сын"),  ставились  в  Корушке  (обл.  в  Словении)].
Светский т-р возникает в Словении в 1-й пол. 17 в. с появлением  нем.  и
итал.  бродячих  трупп,  к-рые  давали  представления  во  дворце  князя

Страницы: «« « 2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091  2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия