Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 » »» а р к а н А., Пять вечеров с театром из Братиславы, "Театр", 1961, ј 9, с. 179-185; Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 2150; Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla. Sbornik, Bratislava, 1960. Л Сол СЛОВАЦКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Исто! рич. условия развития страны (в 11 в. Словакия была захвачена Венгрией, к-рая, в свою очередь, в 16 в. попала под владычество Австрии, и словаки, составлявшие основную часть крестьянского населения, подверглись мадьяризации и германизации) препятствовали становлению театр. иск-ва. До воссоединения с чехами (1918) в единую Чехословацкую Республику словаки вели упорную борьбу за сохранение своей нац. культуры, своего языка. Первое известие о театр. представлениях в Словакии относится к 1439, когда в Братиславе школьниками было разыграно пасхальное действо. Начиная с этой даты, школьные спектакли становятся вс„ более частыми, особенно после того как школы перешли к иезуитам (представления давались на лат. и нем. яз.). В 17-18 вв. в Словакии получил распространение нар. т-р: пасхальные.и рождественские игры, "Игра о св. Дороте" и др. История профессионального словацкого т-ра начинается с 1830, когда в Липтовски-Микулаше был организован первый любительский кружок под рук. Г. Фей-ерпатаки-Белопотоцкого, к-рый устроил первое публичное представление на словацком яз. (пост. пьесу Я. Халупки "Коцурково, или Как бы нам в дураках не остаться"). В 1830-х гг. любительские кружки возникают в ряде небольших городов. Наибольшее распространение любительские коллективы получили к 1840. В связи с общим подъ„мом нац.-освободит. движения словацкого народа в 1841 по инициативе А. Сладковича был организован в г. Субиттишти Словацкий любительский нар. т-р, где ставилась преим. переводная драматургия, в т. ч. "Заира" Вольтера в переводе Сладковича. В 1844 группа братиславских студентов организовала в г. Левочи любительский кружок (в сезон 1845-46 здесь ставились словацкие, чешские, хорватские, немецкие и венг. пьесы). Развитие деятельности любительских кружков вызвало появление оригинальных драматургич. произведений, авторами к-рых чаще всего были участники кружков. Любительские т-ры Словакии способствовали становлению проф. С. т. и д. Первые словацкие драматурги находились под влиянием идей Л. Штура-деятеля славянского Возрождения, зачинателя освободит, движения словаков. Одним из ведущих словацких драматургов этого периода был Я. Халупка (1791-1871). Его первая комедия "Коцурково, или Как бы нам в дураках не остаться" (1830) сатирически изображала глупость мещанства, высмеивала поборников мадьяризации. Др. комедии Халупки: "Вс„ наоборот", "Трясогуска", "Старик Плеснивец", "Тринадцатый час", "Ювелир". В предреволюционную эпоху появились драмы Я. Матушки (1821-77) - "Сироты" (1846) и М. Догнаного (1824-52)-"Уход словаков из Братиславы" (1846) и "Поработители" (1848). Эти драмы были проникнуты нар.-освободит, идеями. Историч. драмы И. Забор-ского (1812-76) - "Последние дни Великой Моравы", "Отпор задунайских словаков", "Гайдук" и др.- прославляли героич. прошлое словацкого народа. В развитие словацкой драматургии значит, вклад вн„с Я. Паларик (1822-70), к-рый написал пьесы: "Инкогнито" (1858), "Жестянщик" (1860), "Смирение, или Приключение при дажинках" (1862), "Дмитрий Самозванец" (1862-64), ставшие в те годы основой словацкого нац. репертуара. Его пьесы отмечены остротой, самобытностью характеров, раскрывающихся в действии, в них введены нар. сцены, обрядовые песни, игры и пляски. В репертуар словацкого любительского т-ра, наряду с чеш., нем. и венг. пьесами, входили также и переводы мировой классич. драматургии: "Комедия ошибок" Шекспира, "Разбойники", "Коварство и любовь", "Ревизор" и др. В последующие годы начинается подготовка акт„ров и режисс„ров для профессионального т-ра. С 1859 центром театр. жизни становится г. Мартин, в к-ром регулярно давались представления любит, т-ров. В 1872 в Мартине созда„тся Словацкий хор, при к-ром была организована и драматич. труппа. В 1880 композитор Я. Белла написал первую словацкую оперу - "Кузнец Виланд" (пост. 1926). В 1902 Словацкий хор в Тисовце исполнил на словацком яз. 1-й акт "Проданной невесты", а в 1907 - оперу "В колодце" Блодека. В 1890 в Мартине на средства народа строится Нац. дом, на сцене к-рого регулярно устраиваются любительские спектакли. Ставятся пьесы Паларика ("Смирение, или Приключение при дожинках", 1892), И. Тыла ("Дочь поджигателя", 1895), А. и В. Мрштиков ("Мариша", 1896), Ю. Зайера ("Радуз и Магулена", 1899), А. Ирасека ("Войнарка"), И. Тайовского ("Новая жизнь", 1903; "Мать", 1907; "Женский закон", 1909; "Путаница в имении", 1910; "На службе", 1913), П. Гвездослава ("Жена лесника", 1909), Чехова ("Медведь", 1904), Гоголя ("Ревизор", 1913), А. Фредро ("Дамы и гусары", 1895). Развитие драматургии Словакии во 2-й пол. 19 в. связано с творчеством драматургов Гвездослава (1849-1921) и Тайовского (наст. фам.-Грегор; 1874- 1936). В пьесе "Жена лесничего" Гвездослава выступает против угнетения крестьян, ему же принадлежит романтическая трагедия "Ирод и Иродиада". Тайов-ский продолжает традиции Паларика; в своих комедиях он изображал различные стороны жизни словацкого народа, стремился поднять его дух, утвердить веру в свои силы ("Женский закон", "Новая жизнь", "Мать", одноактная "Тьма", "Путаница в имении", "На службе", "Грех", драма "Смерть Дюрка Лангсфелда" и др.). В 1918 Словакия вошла в состав Чехословацкой Республики и С. т. и д. получили новые возможности развития. В 1920 в Братиславе был создан первый профессиональный т-р -Словацкий Национальный театр (см. Чехословацкая драматургия,Чехословацкий театр}. Лит.: М г а z А., Dejiny slovenskej literatury, Bratis-lava, 1948; Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla, Bratislava, 1960. JJ Сол. СЛОВЕНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Первое театр. представление в Словении состоялось в нач. 17 в. в иезуитской гимназии в Любляне. Это была "школьная драма", исполнявшаяся на лат. и нем. яз. В 17-18 вв. в Словении были распространены мистерии (также на лат. и нем. яз.), из к-рых особое значение имеют мистерии, устраиваемые с 1721 в Шкофья-Локе; текст их был написан на словенском яз. монахом Ромуальдом (наст. имя-Л. Ма-рушич). [В 19 в. мн. произведения этого жанра, написанные А. Драбосняком ("Муки Христовы", "Богатый человек", "Рождественское действо", "Блудный сын"), ставились в Корушке (обл. в Словении)]. Светский т-р возникает в Словении в 1-й пол. 17 в. с появлением нем. и итал. бродячих трупп, к-рые давали представления во дворце князя Страницы: «« « 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |