|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 » »» а р к а н А., Пять вечеров с театром из Братиславы, "Театр", 1961, ј 9,
с. 179-185; Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 2150;
Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla. Sbornik, Bratislava, 1960. Л
Сол
СЛОВАЦКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Исто! рич. условия развития страны (в
11 в. Словакия была захвачена Венгрией, к-рая, в свою очередь, в 16 в.
попала под владычество Австрии, и словаки, составлявшие основную часть
крестьянского населения, подверглись мадьяризации и германизации)
препятствовали становлению театр. иск-ва. До воссоединения с чехами
(1918) в единую Чехословацкую Республику словаки вели упорную борьбу за
сохранение своей нац. культуры, своего языка. Первое известие о театр.
представлениях в Словакии относится к 1439, когда в Братиславе
школьниками было разыграно пасхальное действо. Начиная с этой даты,
школьные спектакли становятся вс„ более частыми, особенно после того как
школы перешли к иезуитам (представления давались на лат. и нем. яз.). В
17-18 вв. в Словакии получил распространение нар. т-р: пасхальные.и
рождественские игры, "Игра о св. Дороте" и др.
История профессионального словацкого т-ра начинается с 1830, когда в
Липтовски-Микулаше был организован первый любительский кружок под рук.
Г. Фей-ерпатаки-Белопотоцкого, к-рый устроил первое публичное
представление на словацком яз. (пост. пьесу Я. Халупки "Коцурково, или
Как бы нам в дураках не остаться"). В 1830-х гг. любительские кружки
возникают в ряде небольших городов. Наибольшее распространение
любительские коллективы получили к 1840. В связи с общим подъ„мом
нац.-освободит. движения словацкого народа в 1841 по инициативе А.
Сладковича был организован в г. Субиттишти Словацкий любительский нар.
т-р, где ставилась преим. переводная драматургия, в т. ч. "Заира"
Вольтера в переводе Сладковича. В 1844 группа братиславских студентов
организовала в г. Левочи любительский кружок (в сезон 1845-46 здесь
ставились словацкие, чешские, хорватские, немецкие и венг. пьесы).
Развитие деятельности любительских кружков вызвало появление
оригинальных драматургич. произведений, авторами к-рых чаще всего были
участники кружков. Любительские т-ры Словакии способствовали становлению
проф. С. т. и д.
Первые словацкие драматурги находились под влиянием идей Л.
Штура-деятеля славянского Возрождения, зачинателя освободит, движения
словаков. Одним из ведущих словацких драматургов этого периода был Я.
Халупка (1791-1871). Его первая комедия "Коцурково, или Как бы нам в
дураках не остаться" (1830) сатирически изображала глупость мещанства,
высмеивала поборников мадьяризации. Др. комедии Халупки: "Вс„ наоборот",
"Трясогуска", "Старик Плеснивец", "Тринадцатый час", "Ювелир". В
предреволюционную эпоху появились драмы Я. Матушки (1821-77) - "Сироты"
(1846) и М. Догнаного (1824-52)-"Уход словаков из Братиславы" (1846) и
"Поработители" (1848). Эти драмы были проникнуты нар.-освободит, идеями.
Историч. драмы И. Забор-ского (1812-76) - "Последние дни Великой
Моравы", "Отпор задунайских словаков", "Гайдук" и др.- прославляли
героич. прошлое словацкого народа. В развитие словацкой драматургии
значит, вклад вн„с Я. Паларик (1822-70), к-рый написал пьесы:
"Инкогнито" (1858), "Жестянщик" (1860), "Смирение, или Приключение
при дажинках" (1862), "Дмитрий Самозванец" (1862-64), ставшие в те годы
основой словацкого нац. репертуара. Его пьесы отмечены остротой,
самобытностью характеров, раскрывающихся в действии, в них введены нар.
сцены, обрядовые песни, игры и пляски.
В репертуар словацкого любительского т-ра, наряду с чеш., нем. и
венг. пьесами, входили также и переводы мировой классич. драматургии:
"Комедия ошибок" Шекспира, "Разбойники", "Коварство и любовь", "Ревизор"
и др.
В последующие годы начинается подготовка акт„ров и режисс„ров для
профессионального т-ра. С 1859 центром театр. жизни становится г.
Мартин, в к-ром регулярно давались представления любит, т-ров. В 1872 в
Мартине созда„тся Словацкий хор, при к-ром была организована и драматич.
труппа. В 1880 композитор Я. Белла написал первую словацкую оперу -
"Кузнец Виланд" (пост. 1926). В 1902 Словацкий хор в Тисовце исполнил на
словацком яз. 1-й акт "Проданной невесты", а в 1907 - оперу "В колодце"
Блодека. В 1890 в Мартине на средства народа строится Нац. дом, на сцене
к-рого регулярно устраиваются любительские спектакли. Ставятся пьесы
Паларика ("Смирение, или Приключение при дожинках", 1892), И. Тыла
("Дочь поджигателя", 1895), А. и В. Мрштиков ("Мариша", 1896), Ю. Зайера
("Радуз и Магулена", 1899), А. Ирасека ("Войнарка"), И. Тайовского
("Новая жизнь", 1903; "Мать", 1907;
"Женский закон", 1909; "Путаница в имении", 1910;
"На службе", 1913), П. Гвездослава ("Жена лесника", 1909), Чехова
("Медведь", 1904), Гоголя ("Ревизор", 1913), А. Фредро ("Дамы и гусары",
1895).
Развитие драматургии Словакии во 2-й пол. 19 в. связано с творчеством
драматургов Гвездослава (1849-1921) и Тайовского (наст. фам.-Грегор;
1874- 1936). В пьесе "Жена лесничего" Гвездослава выступает против
угнетения крестьян, ему же принадлежит романтическая трагедия "Ирод и
Иродиада". Тайов-ский продолжает традиции Паларика; в своих комедиях он
изображал различные стороны жизни словацкого народа, стремился поднять
его дух, утвердить веру в свои силы ("Женский закон", "Новая жизнь",
"Мать", одноактная "Тьма", "Путаница в имении", "На службе", "Грех",
драма "Смерть Дюрка Лангсфелда" и др.).
В 1918 Словакия вошла в состав Чехословацкой Республики и С. т. и д.
получили новые возможности развития. В 1920 в Братиславе был создан
первый профессиональный т-р -Словацкий Национальный театр (см.
Чехословацкая драматургия,Чехословацкий театр}.
Лит.: М г а z А., Dejiny slovenskej literatury, Bratis-lava, 1948;
Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla, Bratislava, 1960. JJ Сол.
СЛОВЕНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Первое театр. представление в
Словении состоялось в нач. 17 в. в иезуитской гимназии в Любляне. Это
была "школьная драма", исполнявшаяся на лат. и нем. яз. В 17-18 вв. в
Словении были распространены мистерии (также на лат. и нем. яз.), из
к-рых особое значение имеют мистерии, устраиваемые с 1721 в Шкофья-Локе;
текст их был написан на словенском яз. монахом Ромуальдом (наст. имя-Л.
Ма-рушич). [В 19 в. мн. произведения этого жанра, написанные А.
Драбосняком ("Муки Христовы", "Богатый человек", "Рождественское
действо", "Блудный сын"), ставились в Корушке (обл. в Словении)].
Светский т-р возникает в Словении в 1-й пол. 17 в. с появлением нем. и
итал. бродячих трупп, к-рые давали представления во дворце князя
Страницы: «« « 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |