Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2087   2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095  2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105  » »»

былой славы, хотя спектакли е„ в т-ре "Глобус"  продолжались  вплоть  до
закрытия т-ров пуританами (1642).
   Лит.: Булгаков А., Театр и театральная общественность  Лондона  эпохи
расцвета торгового капитализма. Л., 1929; Морозов М., Шекспир, М., 1956;
А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965. В. Ю.
   "СЛУГИ ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО" - см. ((Слуги лорда-адмирала.
   СЛУГИ ПРОСЦЕНИУМА - действующие лица спектакля. Ведут сво„ начало  от
куромбо (род прислужников) старинного япон. т-ра кабуки. Одетые  во  вс„
ч„рное, с ч„рными покрывалами на лицах, куромбо  на  глазах  у  зрителей
исполняют  подсобные  по  ходу  спектакля  функции  -  помогают   акт„ру
переодеваться  на  сцене,  поправляют  его  костюм,   открывают   двери,
подставляют стулья, убирают лишние предметы со сцены и  т.  п.  На  рус.
сцене С. п. широко использовались В. Э. Мейерхольдом ("арапчата" в  "Дон
Жуане", 1910, Александрийский т-р) и др. С. п. вводятся иногда также и в
спектаклях   сов.   т-ра,   напр.   в   спектаклях    Т-ра    Вахтангова
("цанни""Принцесса  Турандот"  Гоцци,  1922,  реж.  Е.  Б.   Вахтангов),
Ленингр.  т-ра  Комедии  (2  "боя"  -  "Дорога  в  Нью-Йорк"   Малюгина,
поРискину, 1941, реж. Н.П. Акимов), Центр, детского  т-ра  ("Они  и  мы"
Долининой, 1963) и др. Функции С. п. иногда исполняют и акт„ры, играющие
в этом спектакле др. роли.
   СМЕТАНА (Smetana), Бедржих (2. II 1.1824,  Лито-мишль,  -  12.V.1884,
Прага) - чеш. композитор,  пианист,  дириж„р  и  муз.-обществ,  деятель.
Основоположник чеш. муз.  классики.  Род.  в  семье  пивовара,  любителя
музыки. В 1843, окончив гимназию в Пльзене, С.  переехал  в  Прагу,  где
стал учеником известного музыканта и педагога И.  Прокша.  Под  влиянием
рево-люц. событий 1848 создал "Песню свободы" для хора и др. соч. В авг.
1848 открыл в  Праге  муз.  школу,  к-рая  стала  центром  концертной  и
просветит, деятельности чеш. патриотов. В условиях политич.  реакции  С.
вынужден был в  1856  покинуть  родину.  Пять  лет  прожил  в  Г„теборге
(Швеция), совершил неск. поездок в Веймар к Ф.  Листу,  к-рый  поддержал
его творч. устремления. Возвратившись  в  1861  в  Прагу,  С.  возглавил
движение за нац.-самобытное развитие чеш. муз. культуры. Он  выступал  в
качестве симф., хорового (с 1863 руководил муж. хором "Глагол Пражский")
и оперного дириж„ра (с 1866 - во Временном  т-ре),  пианиста,  педагога,
муз. критика, организатора муз. обществ.-просветит, мероприятий. В  1863
им  была  завершена  опера  "Бранденбуржцы  в  Чехии"  (1866);  за   ней
последовали оперы: "Проданная невеста" (1866, 4-я ред., 1870), "Далибор"
(1868), "Две вдовы" (1874)  (все  пост.  во  Временном  т-ре),  "Либуше"
(1881, на открытии пражского Нац. т-ра). С.  проявлял  живой  интерес  к
рус.  музыке,  дирижировал  симф.  произв.   М.   И.   Глинки,   А.   С.
Даргомыжского, операми Глинки (на  сцене  Временного  т-ра),  включал  в
программы своих концертов рус.  и  укр.  песни.  В  1874  С.  неожиданно
потерял слух, был вынужден оставить пост оперного дириж„ра, но продолжал
творч. работу. Создал в последнее  десятилетие  жизни  оперы:  "Поцелуй"
(1876, Временный т-р), "Тайна" (1878, Новый чеш. т-р),  "Чортова  стена"
(1882, там же), "Виола" на сюжет комедии "Двенадцатая  ночь"  (неоконч.;
1924, Нац. т-р), а также симф. цикл "Моя родина", камерные и фп. произв.
Творчество С. имело огромное значение для развития чеш.  муз.  культуры.
Композитор-новатор, С. творчески развивал традиции  отечеств,  музыки  и
опыт мирового муз.  иск-ва.  Произв.  С.,  отмеченные  народностью  тем,
образов, муз. языка, заложили основу чеш. муз. классики и  утвердили  е„
мировое значение. С.  был  тесно  связан  с  нац.-освободит,  движением,
мужественно отстаивал передовые обществ, и художеств.  идеалы  в  борьбе
против реакции.
   Осн. творч. усилия С.  были  направлены  на  создание  нац.  оперного
репертуара. Глубоким патриотизмом  проникнуты  оперы:  "Бранденбуржцы  в
Чехии" - историч. муз. драма, воскрешающая эпизоды борьбы чеш. народа  с
нем. захватчиками в 13 в.; "Далибор" -  муз.  трагедия,  в  к-рой  мощно
звучит протест против феод. гн„та; "Либуше" - опера  монументально-эпич.
стиля, воспевающая нар. мудрость, славу и силу (исполняется в  дни  нац.
празднеств). Комич. оперы С. "Проданная невеста", "Две вдовы", "Поцелуй"
и "Тайна" завоевали широкую популярность в Чехии, а первая из них обошла
оперные   сцены   всего    мира.    "Проданная    невеста"    привлекает
жизнерадостностью,  реалистичностью  изображения  нар.  быта,   мелодич.
богатством.  В  этой  опере  наш„л  выражение  оптимизм   чеш.   народа,
пронес„нный  сквозь  годы  тягчайших  испытаний.  В  музыке   "Проданной
невесты" звучат нар. мелодии, используются ритмы чеш. танцев.
   Творчество С., одного  из  крупнейших  мастеров  реалистич.  оперного
иск-ва 19 в., пользуется признанием и любовью в ЧССР и  в  др.  странах.
Произв. С. входят в репертуар оперных т-ров и муз. коллективов СССР.
   С о ч.: Briefe und Erinnerungen, Prag,  1954.  Лит.:  Н  еедл  ы  3.,
Бедржих Сметана, 2 изд., Прага,  1945;  Мартынов  И.,  Бедржих  Сметана,
М.Л., 1950; 2 изд., 1964;  Б  э  л  з  а  И.,  Очерки  развития  чешской
музыкальной классики, М.- Л., 1951; Гул и некая 3 Бедржих  Сметана,  М.,
1959; N е j е d 1 у Z., Bedtich Sme-tana, [kn.] 1-7,  [Praha],  1950-54;
Hostinsky 0., Bedrich Smetana a jeho boj о modierni Ceskou hudbu, 2  vyd
Praha, 1944; P г a z a k P., Smetanovy zpevohry, sv. I-IV, Praha,  1948;
Smetana ve vzpominkach a dopisech, Praha, 1954- Ив. М.
   СМЙЛЬГИС, Эдуард Янович (р. 10.XI.1886) - латыш. сов. режисс„р.  Нар.
арт. СССР (1948). В 1906- 1912 выступал в полупроф. спектаклях.  С  1911
-акт„р Нового рижского т-ра. Играл роли: Индулиса, Лач-плесиса ("Индулис
и Ария", 1912, "Огонь и ночь", 1913, Райниса), Олоферн ("Юдифь" Хеббеля,
1914), Эрнульф  ("Воители  в  Хель-геланде"  Ибсена,  1914).  В  1915-19
работал  в  Петрогр.  латыш,  т-ре.  Был  инициатором  основания  (1920)
Художеств. (Dailes) т-ра, где играл роли: Пер Гюнт (о. п. Ибсена, 1921 и
1939), Гамлет (1921); Фигаро ("Свадьба Фигаро" Бомарше,  1922),  Отел-ло
(1922); Фиеско ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, 1922), Эрнани  (о.  п.
Гюго, 1926), Тотс ("Играл я, плясал" Райниса, 1926), Дон Кар-лос (о.  п.
Шиллера, 1928),
   Иеста Бьерлинг (о. п. Лагерл„ф, 1933), Иосиф ("Иосиф  и  его  братья"
Райниса,  1933),  Цезарь  ("Юлий  Цезарь"  Шекспира,  1934),   Петруччио
("Укрощение строптивой", 1939), Фауст  (о.  п.  Г„те,  1940).  Акт„рское
творчество, С. отличается  романтич.  приподнятостью,  эмоциональностью,
эпич. масштабностью. Возглавив Худ. т-р, С. определил его стиль и творч.
метод, пост. большинство спектаклей этого т-ра, в т. ч. "Гамлет" (1921),
"Много шума из ничего" (1923);
   "Играл я, плясал" (1926), "Эрнани" (1926), "Вильгельм Телль"  Шиллера
(1928), "Дом тр„х дочерей" (муз. Шуберта,  либр.  Вильнера  и  Рейхерта,
1930), "Иосиф и его братья" (1933), "Пер Гюнт" (1939), "Фауст" (1940). В
пост. С. осуществляется  синтез  разных  видов  иск-ва.  Они  отличаются

Страницы: «« « 2087   2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095  2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия