Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 » »» былой славы, хотя спектакли е„ в т-ре "Глобус" продолжались вплоть до закрытия т-ров пуританами (1642). Лит.: Булгаков А., Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма. Л., 1929; Морозов М., Шекспир, М., 1956; А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965. В. Ю. "СЛУГИ ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО" - см. ((Слуги лорда-адмирала. СЛУГИ ПРОСЦЕНИУМА - действующие лица спектакля. Ведут сво„ начало от куромбо (род прислужников) старинного япон. т-ра кабуки. Одетые во вс„ ч„рное, с ч„рными покрывалами на лицах, куромбо на глазах у зрителей исполняют подсобные по ходу спектакля функции - помогают акт„ру переодеваться на сцене, поправляют его костюм, открывают двери, подставляют стулья, убирают лишние предметы со сцены и т. п. На рус. сцене С. п. широко использовались В. Э. Мейерхольдом ("арапчата" в "Дон Жуане", 1910, Александрийский т-р) и др. С. п. вводятся иногда также и в спектаклях сов. т-ра, напр. в спектаклях Т-ра Вахтангова ("цанни""Принцесса Турандот" Гоцци, 1922, реж. Е. Б. Вахтангов), Ленингр. т-ра Комедии (2 "боя" - "Дорога в Нью-Йорк" Малюгина, поРискину, 1941, реж. Н.П. Акимов), Центр, детского т-ра ("Они и мы" Долининой, 1963) и др. Функции С. п. иногда исполняют и акт„ры, играющие в этом спектакле др. роли. СМЕТАНА (Smetana), Бедржих (2. II 1.1824, Лито-мишль, - 12.V.1884, Прага) - чеш. композитор, пианист, дириж„р и муз.-обществ, деятель. Основоположник чеш. муз. классики. Род. в семье пивовара, любителя музыки. В 1843, окончив гимназию в Пльзене, С. переехал в Прагу, где стал учеником известного музыканта и педагога И. Прокша. Под влиянием рево-люц. событий 1848 создал "Песню свободы" для хора и др. соч. В авг. 1848 открыл в Праге муз. школу, к-рая стала центром концертной и просветит, деятельности чеш. патриотов. В условиях политич. реакции С. вынужден был в 1856 покинуть родину. Пять лет прожил в Г„теборге (Швеция), совершил неск. поездок в Веймар к Ф. Листу, к-рый поддержал его творч. устремления. Возвратившись в 1861 в Прагу, С. возглавил движение за нац.-самобытное развитие чеш. муз. культуры. Он выступал в качестве симф., хорового (с 1863 руководил муж. хором "Глагол Пражский") и оперного дириж„ра (с 1866 - во Временном т-ре), пианиста, педагога, муз. критика, организатора муз. обществ.-просветит, мероприятий. В 1863 им была завершена опера "Бранденбуржцы в Чехии" (1866); за ней последовали оперы: "Проданная невеста" (1866, 4-я ред., 1870), "Далибор" (1868), "Две вдовы" (1874) (все пост. во Временном т-ре), "Либуше" (1881, на открытии пражского Нац. т-ра). С. проявлял живой интерес к рус. музыке, дирижировал симф. произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, операми Глинки (на сцене Временного т-ра), включал в программы своих концертов рус. и укр. песни. В 1874 С. неожиданно потерял слух, был вынужден оставить пост оперного дириж„ра, но продолжал творч. работу. Создал в последнее десятилетие жизни оперы: "Поцелуй" (1876, Временный т-р), "Тайна" (1878, Новый чеш. т-р), "Чортова стена" (1882, там же), "Виола" на сюжет комедии "Двенадцатая ночь" (неоконч.; 1924, Нац. т-р), а также симф. цикл "Моя родина", камерные и фп. произв. Творчество С. имело огромное значение для развития чеш. муз. культуры. Композитор-новатор, С. творчески развивал традиции отечеств, музыки и опыт мирового муз. иск-ва. Произв. С., отмеченные народностью тем, образов, муз. языка, заложили основу чеш. муз. классики и утвердили е„ мировое значение. С. был тесно связан с нац.-освободит, движением, мужественно отстаивал передовые обществ, и художеств. идеалы в борьбе против реакции. Осн. творч. усилия С. были направлены на создание нац. оперного репертуара. Глубоким патриотизмом проникнуты оперы: "Бранденбуржцы в Чехии" - историч. муз. драма, воскрешающая эпизоды борьбы чеш. народа с нем. захватчиками в 13 в.; "Далибор" - муз. трагедия, в к-рой мощно звучит протест против феод. гн„та; "Либуше" - опера монументально-эпич. стиля, воспевающая нар. мудрость, славу и силу (исполняется в дни нац. празднеств). Комич. оперы С. "Проданная невеста", "Две вдовы", "Поцелуй" и "Тайна" завоевали широкую популярность в Чехии, а первая из них обошла оперные сцены всего мира. "Проданная невеста" привлекает жизнерадостностью, реалистичностью изображения нар. быта, мелодич. богатством. В этой опере наш„л выражение оптимизм чеш. народа, пронес„нный сквозь годы тягчайших испытаний. В музыке "Проданной невесты" звучат нар. мелодии, используются ритмы чеш. танцев. Творчество С., одного из крупнейших мастеров реалистич. оперного иск-ва 19 в., пользуется признанием и любовью в ЧССР и в др. странах. Произв. С. входят в репертуар оперных т-ров и муз. коллективов СССР. С о ч.: Briefe und Erinnerungen, Prag, 1954. Лит.: Н еедл ы 3., Бедржих Сметана, 2 изд., Прага, 1945; Мартынов И., Бедржих Сметана, М.Л., 1950; 2 изд., 1964; Б э л з а И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.- Л., 1951; Гул и некая 3 Бедржих Сметана, М., 1959; N е j е d 1 у Z., Bedtich Sme-tana, [kn.] 1-7, [Praha], 1950-54; Hostinsky 0., Bedrich Smetana a jeho boj о modierni Ceskou hudbu, 2 vyd Praha, 1944; P г a z a k P., Smetanovy zpevohry, sv. I-IV, Praha, 1948; Smetana ve vzpominkach a dopisech, Praha, 1954- Ив. М. СМЙЛЬГИС, Эдуард Янович (р. 10.XI.1886) - латыш. сов. режисс„р. Нар. арт. СССР (1948). В 1906- 1912 выступал в полупроф. спектаклях. С 1911 -акт„р Нового рижского т-ра. Играл роли: Индулиса, Лач-плесиса ("Индулис и Ария", 1912, "Огонь и ночь", 1913, Райниса), Олоферн ("Юдифь" Хеббеля, 1914), Эрнульф ("Воители в Хель-геланде" Ибсена, 1914). В 1915-19 работал в Петрогр. латыш, т-ре. Был инициатором основания (1920) Художеств. (Dailes) т-ра, где играл роли: Пер Гюнт (о. п. Ибсена, 1921 и 1939), Гамлет (1921); Фигаро ("Свадьба Фигаро" Бомарше, 1922), Отел-ло (1922); Фиеско ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, 1922), Эрнани (о. п. Гюго, 1926), Тотс ("Играл я, плясал" Райниса, 1926), Дон Кар-лос (о. п. Шиллера, 1928), Иеста Бьерлинг (о. п. Лагерл„ф, 1933), Иосиф ("Иосиф и его братья" Райниса, 1933), Цезарь ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1934), Петруччио ("Укрощение строптивой", 1939), Фауст (о. п. Г„те, 1940). Акт„рское творчество, С. отличается романтич. приподнятостью, эмоциональностью, эпич. масштабностью. Возглавив Худ. т-р, С. определил его стиль и творч. метод, пост. большинство спектаклей этого т-ра, в т. ч. "Гамлет" (1921), "Много шума из ничего" (1923); "Играл я, плясал" (1926), "Эрнани" (1926), "Вильгельм Телль" Шиллера (1928), "Дом тр„х дочерей" (муз. Шуберта, либр. Вильнера и Рейхерта, 1930), "Иосиф и его братья" (1933), "Пер Гюнт" (1939), "Фауст" (1940). В пост. С. осуществляется синтез разных видов иск-ва. Они отличаются Страницы: «« « 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |