Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2082   2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090  2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100  » »»

238-312. Я. Мор.
   СЛОВАЦКИЙ (Slowacki), Юлиуш (4.IX.1809, Кре-менец, Украина,-  3.  IV.
1849, Париж) -  польский  поэт  и  драматург.  Сын  профессора  польской
лит-ры, учился в гимназии и на юридич. ф-те Виленского ун-та  (1825-28),
по окончании поступил  на  службу  в  Министерство  финансов  в  Варшаве
(1829). Лит. деятельность начал в 20-х гг.
   Выдающийся представитель  революционного  романтизма,  С.  отразил  в
сво„м  творчестве  эволюцию  передовой  общественной  мысли  Польши   от
дворянской революционности к революционному демократизму.  Первые  пьесы
G.- "Миндовг" (соч. 1829, пост. 1869, Краков) и  "Мария  Стюарт"  (1862,
Львов)проникнуты  духом  протеста  против   феодального   деспотизма   и
клерикализма.  Откликом  на  восстание  1830-31  явилась  первая   часть
задуманной С. драматич.  трилогии  "Кордиан"  (соч.  1833,  пост.  1899,
Краков), в к-рой гневно изобличался Ватикан и царизм.  В  основу  сюжета
были положены события, связанные  с  подготовкой  в  1828  покушения  на
Николая I, приезжавшего в Варшаву для  коронации.  В  судьбе  гл.  героя
раскрыта трагич. оторванность шляхетских революционеров от  народа.  Эту
тему С. развил и в драме "Горштынский", написанной  прозой  (соч.  1835,
пост. 1879, Краков),-  об  эпохе  восстания  1794  (сохранился  неполный
текст). К задуманному циклу пьес, поев. древнейшему  прошлому  польского
народа, относятся трагедии "Балладина" (соч. 1834, пост. 1862, Львов)  и
"Лилла Венеда" (соч. 1839, пост. 1863, Львов).  В  легендарно-мифологич.
образах этих высок опоэтич. произведений,  тесно  связанных  с  мотивами
нар. творчества, отразились раздумья поэта над историч. судьбами Польши,
протест против самовластия и тирании.  В  пьесе,  отражающей  совр.  ему
польскую действительность,- "Фантазий, или Новая  Деянира"  (соч.  1841,
пост. 1878, Краков), рассказывается о дружбе рус. декабриста с  польским
повстанцем; в ней же автор резко критикует шляхетскую верхушку.
   Среди наиболее значит, пьес С.: трагедии  -  "Мазепа"  (1839,  первый
вариант этой  пьесы,  созданный  в  1834,  не  сохранился;  пост.  1847,
Будапешт, на венг. яз.; 1851,  Краков),  "Беатриче  Ченчи"  (соч.  1840,
пост. 1872, Краков), фрагмент драмы "Золотой череп"  (соч.  1841,  пост.
1899, Краков).
   В начале 40-х гг. С. испытал мистические влияния.  Это  сказалось  на
драмах "Ксендз Марек" (соч. 1843, пост. 1901, Краков) и "Серебряный  сон
Саломеи" (соч. 1844, пост. 1900, Краков). Однако и в этих  произведениях
обнаруживается глубокое сочувствие нар.-освободит,  движению.  Увлечение
С.  Кальде-роном  (для  более  раннего  периода  характерна  близость  к
Шекспиру) проявилось в блистательном переводе "Стойкого  принца"  (пост.
1874, Краков). Попыткой  создания  героич.  образа  польского  "стойкого
принца" явилась пьеса "Завиша Ч„рный"  (сохранились  фрагменты,  Краков,
пост. 1910). В те же годы работал  над  пьесами:  "Самуэль  Зборовский",
"Князь Михаил Тверской" на сюжет из рус. истории (не завершена) и др.
   Пьесы С. вошли в репертуар польского т-ра уже после его  смерти.  Они
широко ставятся в т-рах Нар. Польши и за  рубежом.  В  1920  "Балладина"
была пост. на сцене 1-й Студией МХАТа под рук. К. С. Станиславского.
   Соч.: Dramaty, Wr., 1951; Избр. соч., т. 1-2" M., 1960.
   Лит.:  Треугутт  С.,  Ю.  Словацкий  поэт-романтик,  Варшава,   1959;
Оболевич  В.  Б.,  История  польской  литературы,  Л.,  1960;   "Краткие
сообщения Института славяноведения АН СССР",  1959,  вып.  27,  с.68-86;
История западноевропейского театра, т. 4, M., 1964, с. 583-596;
   К 1 e i n e r J., Siowacki, 3 wyd., Wr.-Kr., 1958; Slowacki i  teatr,
Kr., 1959; Slaw Inska J., Sceniczny gest poety, Kr., 1960; C s t  o  E.,
Szkice o dramatach Slowackiego, [Warsz.j, 1960. Б. Рос.
   СЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Slo-venske narodni  divadlo)  -  первый
профессиональный т-р Словакии. Открыт в Братиславе 1 марта  1920  оперой
Сметаны "Поцелуй". Основатели т-ра: Я. Бородач  О.  Орсакова-Бородач„ва,
А.  Багар,  Г.  Милич-кова.  Первые  годы  труппа  играла  на  чеш.  яз.
Исполнялись чеш. оперы ("Проданная невеста"; "Е„  падчерица"  Яначека  и
др.). В 1923-30 т-р возглавлял О. Нед-бал, стремившийся  утвердить  нац.
репертуар.  28  апр.  1926  под  его  упр.  состоялась  премьера  первой
словацкой оперы "Кузнец Виланд" Беллы (соч. 1880). В 1932  была  создана
словацкая труппа.  До  1936  в  т-ре  выступали  две  труппы  -  чеш.  и
словацкая. Ставились драматич., оперные и балетные спектакли. Т-р  имеет
две сценич. площадки -  в  здании,  построенном  в  1886,  и  в  здании,
построенном в 1955.
   После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации в  первый  же
сезон (1945-46) реж.  И.  Буд-ский  и  Я.  Ямницкий  пост.  своеобразный
спектакль-поэму по произв. Д. Бедного, М. Светлова, В. Маяковского и др.
сов. поэтов. В репертуаре  т-ра  появляются  новые  пьесы:  "Кремл„вские
куранты" (1947), "Враги" (1950), "Любовь Яровая" (1952); "Семья"  Попова
(1951, Гос. пр.). Привлекаются молодые драматурги: П. Карваш, Л. Мнячко,
Ш. Кралик, М. Ма-туштикова. Театр  пополнился  молодыми  акт„рами.  Было
выстроено новое, хорошо оборудованное здание. Коллектив  т-ра  стремится
ставить совр.  спектакли,  достичь  единства  всех  компонентов  (работа
режисс„ра, акт„ра, художника и др.),  создавать  спектакли,  исполненные
поэтич.  мысли,  верного  отражения  жизни.  Укрепилась  оперная  труппа
(1946-52 под рук. М. Гуно). В 1949 была пост. словацкая опера "Крутнява"
("Водоворот") Сухоня, обошедшая мн. зарубежные сцены.
   Среди лучших спектаклей: "Песня нашей весны" (1956) и "Кровавый  суд,
или К утногорские рудокопы" Тыла (1957),  "Ромео  и  Джульетта"  (1957),
"Оптимистическая трагедия" (1957); "Жизнь Галилея" Брехта
   (1958), "Белая болезнь" Чапека (1958), "Вид с моста" Миллера  (1959),
"Взгляните им в глаза" Данека
   (1959), "Полуночная  месса"  (1960)  и  "Антигона  и  другие"  (1961)
Карваша, "Случай на берегу реки" ("Иркутская история",  1960)  Арбузова,
"Дачники" (1962);
   "Веер" Гольдони (1961). Среди оперных спектаклей:
   "Юро Яношик" (1954, 1962), "Бег Баязид" (1957)  Циккера,  "Святоплук"
Сухоня (1959), "Евгений Онегин" (1951), "Борис Годунов"  (1953);  "Семья
Тараса" Кабалевского (1953),  "Укрощение  строптивой"  Шебалина  (1959),
"Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (1961), "Князь Игорь" (1962) и
др. В т-ре  работают  Л.  Худик  (рук.  труппы),  реж.  И.  Будский,  Т.
Раковский; акт„ры: М. Грегор, Г. Валах, 3. Пре-ховская,  Ю.  Пантик,  В.
Заборский, М. Краловичева, М. Губа, И. Кронер, Ц. Фильчик, К. Махата, 3.
Груберова и др. Худ. рук. оперы Ш. Юровский (1955-63),  гл.  дириж„р  Т.
Фрешо; артисты оперы:
   А. Полакова, М. Губовая,  Б.  Ханек,  Г.  Папп  и  др.  Драм.  труппа
гастролировала в Польше, Венгрии, в 1961 - в СССР.
   Лит.: Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М., 1958, с. 92-116; А  с

Страницы: «« « 2082   2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090  2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия