|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 » »» 238-312. Я. Мор.
СЛОВАЦКИЙ (Slowacki), Юлиуш (4.IX.1809, Кре-менец, Украина,- 3. IV.
1849, Париж) - польский поэт и драматург. Сын профессора польской
лит-ры, учился в гимназии и на юридич. ф-те Виленского ун-та (1825-28),
по окончании поступил на службу в Министерство финансов в Варшаве
(1829). Лит. деятельность начал в 20-х гг.
Выдающийся представитель революционного романтизма, С. отразил в
сво„м творчестве эволюцию передовой общественной мысли Польши от
дворянской революционности к революционному демократизму. Первые пьесы
G.- "Миндовг" (соч. 1829, пост. 1869, Краков) и "Мария Стюарт" (1862,
Львов)проникнуты духом протеста против феодального деспотизма и
клерикализма. Откликом на восстание 1830-31 явилась первая часть
задуманной С. драматич. трилогии "Кордиан" (соч. 1833, пост. 1899,
Краков), в к-рой гневно изобличался Ватикан и царизм. В основу сюжета
были положены события, связанные с подготовкой в 1828 покушения на
Николая I, приезжавшего в Варшаву для коронации. В судьбе гл. героя
раскрыта трагич. оторванность шляхетских революционеров от народа. Эту
тему С. развил и в драме "Горштынский", написанной прозой (соч. 1835,
пост. 1879, Краков),- об эпохе восстания 1794 (сохранился неполный
текст). К задуманному циклу пьес, поев. древнейшему прошлому польского
народа, относятся трагедии "Балладина" (соч. 1834, пост. 1862, Львов) и
"Лилла Венеда" (соч. 1839, пост. 1863, Львов). В легендарно-мифологич.
образах этих высок опоэтич. произведений, тесно связанных с мотивами
нар. творчества, отразились раздумья поэта над историч. судьбами Польши,
протест против самовластия и тирании. В пьесе, отражающей совр. ему
польскую действительность,- "Фантазий, или Новая Деянира" (соч. 1841,
пост. 1878, Краков), рассказывается о дружбе рус. декабриста с польским
повстанцем; в ней же автор резко критикует шляхетскую верхушку.
Среди наиболее значит, пьес С.: трагедии - "Мазепа" (1839, первый
вариант этой пьесы, созданный в 1834, не сохранился; пост. 1847,
Будапешт, на венг. яз.; 1851, Краков), "Беатриче Ченчи" (соч. 1840,
пост. 1872, Краков), фрагмент драмы "Золотой череп" (соч. 1841, пост.
1899, Краков).
В начале 40-х гг. С. испытал мистические влияния. Это сказалось на
драмах "Ксендз Марек" (соч. 1843, пост. 1901, Краков) и "Серебряный сон
Саломеи" (соч. 1844, пост. 1900, Краков). Однако и в этих произведениях
обнаруживается глубокое сочувствие нар.-освободит, движению. Увлечение
С. Кальде-роном (для более раннего периода характерна близость к
Шекспиру) проявилось в блистательном переводе "Стойкого принца" (пост.
1874, Краков). Попыткой создания героич. образа польского "стойкого
принца" явилась пьеса "Завиша Ч„рный" (сохранились фрагменты, Краков,
пост. 1910). В те же годы работал над пьесами: "Самуэль Зборовский",
"Князь Михаил Тверской" на сюжет из рус. истории (не завершена) и др.
Пьесы С. вошли в репертуар польского т-ра уже после его смерти. Они
широко ставятся в т-рах Нар. Польши и за рубежом. В 1920 "Балладина"
была пост. на сцене 1-й Студией МХАТа под рук. К. С. Станиславского.
Соч.: Dramaty, Wr., 1951; Избр. соч., т. 1-2" M., 1960.
Лит.: Треугутт С., Ю. Словацкий поэт-романтик, Варшава, 1959;
Оболевич В. Б., История польской литературы, Л., 1960; "Краткие
сообщения Института славяноведения АН СССР", 1959, вып. 27, с.68-86;
История западноевропейского театра, т. 4, M., 1964, с. 583-596;
К 1 e i n e r J., Siowacki, 3 wyd., Wr.-Kr., 1958; Slowacki i teatr,
Kr., 1959; Slaw Inska J., Sceniczny gest poety, Kr., 1960; C s t o E.,
Szkice o dramatach Slowackiego, [Warsz.j, 1960. Б. Рос.
СЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Slo-venske narodni divadlo) - первый
профессиональный т-р Словакии. Открыт в Братиславе 1 марта 1920 оперой
Сметаны "Поцелуй". Основатели т-ра: Я. Бородач О. Орсакова-Бородач„ва,
А. Багар, Г. Милич-кова. Первые годы труппа играла на чеш. яз.
Исполнялись чеш. оперы ("Проданная невеста"; "Е„ падчерица" Яначека и
др.). В 1923-30 т-р возглавлял О. Нед-бал, стремившийся утвердить нац.
репертуар. 28 апр. 1926 под его упр. состоялась премьера первой
словацкой оперы "Кузнец Виланд" Беллы (соч. 1880). В 1932 была создана
словацкая труппа. До 1936 в т-ре выступали две труппы - чеш. и
словацкая. Ставились драматич., оперные и балетные спектакли. Т-р имеет
две сценич. площадки - в здании, построенном в 1886, и в здании,
построенном в 1955.
После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации в первый же
сезон (1945-46) реж. И. Буд-ский и Я. Ямницкий пост. своеобразный
спектакль-поэму по произв. Д. Бедного, М. Светлова, В. Маяковского и др.
сов. поэтов. В репертуаре т-ра появляются новые пьесы: "Кремл„вские
куранты" (1947), "Враги" (1950), "Любовь Яровая" (1952); "Семья" Попова
(1951, Гос. пр.). Привлекаются молодые драматурги: П. Карваш, Л. Мнячко,
Ш. Кралик, М. Ма-туштикова. Театр пополнился молодыми акт„рами. Было
выстроено новое, хорошо оборудованное здание. Коллектив т-ра стремится
ставить совр. спектакли, достичь единства всех компонентов (работа
режисс„ра, акт„ра, художника и др.), создавать спектакли, исполненные
поэтич. мысли, верного отражения жизни. Укрепилась оперная труппа
(1946-52 под рук. М. Гуно). В 1949 была пост. словацкая опера "Крутнява"
("Водоворот") Сухоня, обошедшая мн. зарубежные сцены.
Среди лучших спектаклей: "Песня нашей весны" (1956) и "Кровавый суд,
или К утногорские рудокопы" Тыла (1957), "Ромео и Джульетта" (1957),
"Оптимистическая трагедия" (1957); "Жизнь Галилея" Брехта
(1958), "Белая болезнь" Чапека (1958), "Вид с моста" Миллера (1959),
"Взгляните им в глаза" Данека
(1959), "Полуночная месса" (1960) и "Антигона и другие" (1961)
Карваша, "Случай на берегу реки" ("Иркутская история", 1960) Арбузова,
"Дачники" (1962);
"Веер" Гольдони (1961). Среди оперных спектаклей:
"Юро Яношик" (1954, 1962), "Бег Баязид" (1957) Циккера, "Святоплук"
Сухоня (1959), "Евгений Онегин" (1951), "Борис Годунов" (1953); "Семья
Тараса" Кабалевского (1953), "Укрощение строптивой" Шебалина (1959),
"Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (1961), "Князь Игорь" (1962) и
др. В т-ре работают Л. Худик (рук. труппы), реж. И. Будский, Т.
Раковский; акт„ры: М. Грегор, Г. Валах, 3. Пре-ховская, Ю. Пантик, В.
Заборский, М. Краловичева, М. Губа, И. Кронер, Ц. Фильчик, К. Махата, 3.
Груберова и др. Худ. рук. оперы Ш. Юровский (1955-63), гл. дириж„р Т.
Фрешо; артисты оперы:
А. Полакова, М. Губовая, Б. Ханек, Г. Папп и др. Драм. труппа
гастролировала в Польше, Венгрии, в 1961 - в СССР.
Лит.: Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М., 1958, с. 92-116; А с
Страницы: «« « 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |