|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 » »» Ауэршперга и на площадях Любляны, а также др. городов (разыгрывались
комедии, шванки, историч. драмы). В 1765 в Любляне был открыт первый
постоянный т-р - Сословный т-р (с 1862 - Гос. т-р.). Этот т-р
ориентировался на зрителей, говоривших на нем. яз. (Словения входила в
состав Австрийской, с 1867 - Австро-Венгерской империи); здесь работали
австр. и нем. акт„ры. Ставились пьесы А. Иффланда, А. Коцебу и др., в
нач. 19 в.- пьесы Шиллера ("Разбойники", "Коварство и любовь") и
Шекспира ("Гамлет", "Макбет", "Король Лир"), историч. пьесы словенских
авторов, написанные на нем. яз. ("Тетра" Супанчича, сезон 1803-04). В
1789 в Сословном т-ре акт„ры-любители пост. первую словенскую пьесу -
"Мицика - дочь жупана" Линхарта (переделка пьесы И. Рихтера). Театр.
представления на словенском яз. стали организовываться лишь во 2-й пол.
19 в. (после революции 1848-49). В 1848-50 в Любляне существовало
любительское "Словенское об-во", устраивавшее т. н. беседы с пением и
декламацией и театр. представления на словенском яз. (переводы и
переделки пьес нем. и чеш. драматургов, из отечеств, драматургии -
"Мицика - дочь жупана", "Веселый день, или Матичек женится" Линхарта по
пьесе "Женитьба Фигаро"). В 1850 попытку создать постоянный словенский
т-р в Любляне предприняло "Театр. об-во", но осуществить это не удалось
из-за наступления политич. реакции. В 60-е гг. театр. жизнь Словении
сосредоточивалась в читальнях Любляны, а также в городах Марибор, Целе,
Горица, Ново-Место, где в 1861-67 было поставлено более 20 спектаклей
(переводы и переделки иностр. авторов, т. н. "драматич. картины"
-"Воскресшая Словения" Билда, 1863, и др.). В 1867 при читальне в
Любляне было организовано "Драматич. об-во", к-рое до 1887 ставило
спектакли на сцене Сословного т-ра, а затем - в помещении читальни.
Здесь ставились пьесы словенских драматургов, обычно комедии: "Пошлите
е„ в Любляну" Огринца (1870), "Роза" Целестина (1871), "Берите газеты"
Керсника (1878), "Немецкий не знают" Алешовца (1885), "Старый Илья"
Борштника (1890) и др. "Драматич. об-во" издавало также пьесы на
Словенском яз. (серия "Словенская Талия"). При "Драматич. об-ве"
работала драматич. школа, к-рой в 1869-79 руководила Д. Одпе-ва, с 1885
- И. Борштпик. В 1892 в Любляне открылся Словенский гос. т-р (в новом
т-ре, старое зла-ние сгорело в 1887) - первый словенский проф. т-р. На
его сцене воспитывалось первое поколение словенских проф. акт„ров: И.
Борштник, С. Борш-тник-Звонарева, Данило (наст. фам.-А. Д. Церар), А.
Данилова, X. Нучич, М. Скрбиншек, Л. Дреновац. Режисс„ры т-ра: Борштник,
затем Р. Инеман. В конце 19 - нач. 20 вв. словенские драматурги создали
значительные пьесы. Острые социальные пьесы написал И. Цанкар: "Якоб
Руда" (1900), "На благо народа" (1906), "Король Бетайновы" (1904),
"Соблазн в долине святого Флориана" (1907). Ставились также пьесы:
"Вероника Десиницкая" (1892) и "Красавица Вида" Вошняка (1893), "Сын"
Гангла (1898), "Браконьер" Финжгара (1902). В нач. 20 в. в творчестве
нек-рых драматургов появляются элементы натурализма. Таковы пьесы Э.
Кристана - "Любислава" (1906), "Ката Вранкович" (1909), "Само-свой"
(1911), "Фабрика" (1912); Л. Крайгера - "Наша кровь" (1912) - все пост.
в Словенском гос. т-ре (Любляна).
В 1912-14 Словенский гос. т-р переживал кризис- установилась строгая
цензура над репертуаром, администрация вмешивалась в дела т-ра,
сократилась денежная помощь со стороны гос-ва, что вынуждало руководство
т-ра вводить в репертуар легковесную драматургию. Лучшие акт„ры ушли из
т-ра. В 1914 в связи с началом войны т-р закрылся. В 1918 было создано
новое государство - Югославия, в к-рое вошла и Словения (дальнейшую
историю С. т. и д. см. в ст. Югославский театр и Югославская
драматургия}.
Лит.: Trstenjak A., Slovensko gledalisce, Ljubljana, 1892.
Музыкальный театр. Оперное иск-во принесли в Словению итальянские
бродячие труппы в сер. 17 в. В течение 18 - 1-й пол. 19 вв. в Сословном
т-ре в Любляне итал. и нем. артисты исполняли комич. оперы и зингшпили.
Первая словенская опера - "Бе-лин" Я. Зупана (соч. ок. 1780),
вторая"Фигаро" Я. Новака по мотивам комедии А. Линхарта "Вес„лый день,
или Матичек женится" (соч. ок. 1790, о пост. сведений нет) не
сохранились.
В сер. 19 в. в Словении происходит подъ„м обществ. и культурной жизни
и возобновляются попытки создания нац. муз.-сценич. произведений.
Развивается жанр т. н. "пьесы с пением" (оперетты): "Святая Йоан-ка
-рудничная" М. Вилхара (1850), "Птичник" Б. Ипавеца (1866), "Гореньский
соловей" А. Ф„рстера (1872), пост. на любит, сцене в Любляне. Созданию
словенского проф. муз. т-ра способствовал Ф. Гербич (с 1886- муз. рук.
"Драм об-ва"в Любляне). В 1889- 1892 он пост. неск. опер, в осн.
славянских композиторов (в т. ч. "В колодце" В. Блодека), и оперетт.
Среди исполнителей были певицы Э. Гербич и X. Песьяк, певцы И. Нолли и
И. Тртник.
Опера как самостоят, часть Словенского гос. т-ра в Любляне открылась
в 1892. До 1895 ее муз. рук. был Ф. Гербич, в 1895-1901 и 1909-12- В.
Талих, в 1901-10 - X. Бенишек. Среди солистов: И. Кри-жай, Ю. Бететто,
И. Павшек, А. Полашек, И. Полак, Я. Гербич. К 1914 сложился репертуар
словенского муз. т-ра, в осн. классический. Особое внимание уделялось
славянской опере. В это время развивается и оперное творчество
словенских композиторов. Первая словенская лирич. опера на историч.
сюжет "Дворяне Техарские"Б. Ипавеца (1892, т-р Любляна) положила начало
жанру историко-романтич. оперы, вторым образцом к-рого был "Урха, граф
Цельский" В. Пармы (1895); Парма написал также оперы "Ксения" (1897, обе
пост. в Любляне) и "Старая песня" (1897, Загреб) и оперетты. В его
творчестве сказалось влияние веризма. В опере Р. Савина "Красавица Вида"
(1909, Любляна), построенной по типу вагне-ровской муз. драмы, впервые
широко претвор„н южнославянский муз. фольклор. Кризис Словенского гос.
т-ра в 1913-14 прив„л к закрытию оперы. См. Югославский театр
(музыкальный).
Лит.: Cvetko D., Zgodovina glasbene umetnosti na Slovenskem, knj. 3,
LJublJana, 1960. Алъб. К.
СЛОМЧЙНЬСКИЙ (Slomczynski), Матей (р. 10.IV. 1920) - польский
писатель и драматург. Автор драмы "Одиночество" (1956, "Т-р Драматычны",
Варшава) о патриотизме польских моряков, интернированных на Тайване, а
также комедии "Алло, Фредди!" (в Польше не ставилась). Автор переводов
Шекспира. Пишет сценарии для телевидения и кино. Еж. К.
СЛОНИМСКИЙ (Slonimski), Антони (р. 15.X. 1895) - польский поэт,
драматург, театр. критик и фельетонист. Автор пьесы "Вавилонская башня"
(1927), комедий "Варшавский негр" (1928), "Бездомный лекарь" (1930),
"Семья" (1934) и монолога "Как было на самом деле" (1963). Для
Страницы: «« « 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |