Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091   2092  2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102  » »»

Ауэршперга и на площадях Любляны, а  также  др.  городов  (разыгрывались
комедии, шванки, историч. драмы). В 1765 в  Любляне  был  открыт  первый
постоянный  т-р  -  Сословный  т-р  (с  1862  -  Гос.  т-р.).  Этот  т-р
ориентировался на зрителей, говоривших на нем. яз. (Словения  входила  в
состав Австрийской, с 1867 - Австро-Венгерской империи); здесь  работали
австр. и нем. акт„ры. Ставились пьесы А. Иффланда, А. Коцебу  и  др.,  в
нач. 19  в.-  пьесы  Шиллера  ("Разбойники",  "Коварство  и  любовь")  и
Шекспира ("Гамлет", "Макбет", "Король Лир"), историч.  пьесы  словенских
авторов, написанные на нем. яз. ("Тетра" Супанчича,  сезон  1803-04).  В
1789 в Сословном т-ре акт„ры-любители пост. первую  словенскую  пьесу  -
"Мицика - дочь жупана" Линхарта (переделка  пьесы  И.  Рихтера).  Театр.
представления на словенском яз. стали организовываться лишь во 2-й  пол.
19 в. (после  революции  1848-49).  В  1848-50  в  Любляне  существовало
любительское "Словенское об-во", устраивавшее т. н. беседы  с  пением  и
декламацией  и  театр.  представления  на  словенском  яз.  (переводы  и
переделки пьес нем. и  чеш.  драматургов,  из  отечеств,  драматургии  -
"Мицика - дочь жупана", "Веселый день, или Матичек женится" Линхарта  по
пьесе "Женитьба Фигаро"). В 1850 попытку создать  постоянный  словенский
т-р в Любляне предприняло "Театр. об-во", но осуществить это не  удалось
из-за наступления политич. реакции. В 60-е  гг.  театр.  жизнь  Словении
сосредоточивалась в читальнях Любляны, а также в городах Марибор,  Целе,
Горица, Ново-Место, где в 1861-67 было поставлено  более  20  спектаклей
(переводы  и  переделки  иностр.  авторов,  т.  н.  "драматич.  картины"
-"Воскресшая Словения" Билда, 1863,  и  др.).  В  1867  при  читальне  в
Любляне было организовано  "Драматич.  об-во",  к-рое  до  1887  ставило
спектакли на сцене Сословного т-ра, а  затем  -  в  помещении  читальни.
Здесь ставились пьесы словенских драматургов, обычно  комедии:  "Пошлите
е„ в Любляну" Огринца (1870), "Роза" Целестина (1871),  "Берите  газеты"
Керсника (1878), "Немецкий не  знают"  Алешовца  (1885),  "Старый  Илья"
Борштника (1890)  и  др.  "Драматич.  об-во"  издавало  также  пьесы  на
Словенском  яз.  (серия  "Словенская  Талия").  При  "Драматич.   об-ве"
работала драматич. школа, к-рой в 1869-79 руководила Д. Одпе-ва, с  1885
- И. Борштпик. В 1892 в Любляне открылся Словенский гос.  т-р  (в  новом
т-ре, старое зла-ние сгорело в 1887) - первый словенский проф.  т-р.  На
его сцене воспитывалось первое поколение словенских  проф.  акт„ров:  И.
Борштник, С. Борш-тник-Звонарева, Данило (наст. фам.-А.  Д.  Церар),  А.
Данилова, X. Нучич, М. Скрбиншек, Л. Дреновац. Режисс„ры т-ра: Борштник,
затем Р. Инеман. В конце 19 - нач. 20 вв. словенские драматурги  создали
значительные пьесы. Острые социальные пьесы  написал  И.  Цанкар:  "Якоб
Руда" (1900), "На  благо  народа"  (1906),  "Король  Бетайновы"  (1904),
"Соблазн в долине  святого  Флориана"  (1907).  Ставились  также  пьесы:
"Вероника Десиницкая" (1892) и "Красавица Вида"  Вошняка  (1893),  "Сын"
Гангла (1898), "Браконьер" Финжгара (1902). В нач. 20  в.  в  творчестве
нек-рых драматургов появляются элементы  натурализма.  Таковы  пьесы  Э.
Кристана - "Любислава"  (1906),  "Ката  Вранкович"  (1909),  "Само-свой"
(1911), "Фабрика" (1912); Л. Крайгера - "Наша кровь" (1912) - все  пост.
в Словенском гос. т-ре (Любляна).
   В 1912-14 Словенский гос. т-р переживал кризис- установилась  строгая
цензура  над  репертуаром,  администрация  вмешивалась  в   дела   т-ра,
сократилась денежная помощь со стороны гос-ва, что вынуждало руководство
т-ра вводить в репертуар легковесную драматургию. Лучшие акт„ры ушли  из
т-ра. В 1914 в связи с началом войны т-р закрылся. В 1918  было  создано
новое государство - Югославия, в  к-рое  вошла  и  Словения  (дальнейшую
историю  С.  т.  и  д.  см.  в  ст.  Югославский  театр  и   Югославская
драматургия}.
   Лит.: Trstenjak A., Slovensko gledalisce, Ljubljana, 1892.
   Музыкальный театр. Оперное иск-во  принесли  в  Словению  итальянские
бродячие труппы в сер. 17 в. В течение 18 - 1-й пол. 19 вв. в  Сословном
т-ре в Любляне итал. и нем. артисты исполняли комич. оперы и  зингшпили.
Первая  словенская  опера  -  "Бе-лин"  Я.  Зупана  (соч.   ок.   1780),
вторая"Фигаро" Я. Новака по мотивам комедии А. Линхарта  "Вес„лый  день,
или  Матичек  женится"  (соч.  ок.  1790,  о  пост.  сведений  нет)   не
сохранились.
   В сер. 19 в. в Словении происходит подъ„м обществ. и культурной жизни
и  возобновляются  попытки  создания  нац.  муз.-сценич.   произведений.
Развивается жанр т. н. "пьесы  с  пением"  (оперетты):  "Святая  Йоан-ка
-рудничная" М. Вилхара (1850), "Птичник" Б. Ипавеца (1866),  "Гореньский
соловей" А. Ф„рстера (1872), пост. на любит, сцене в  Любляне.  Созданию
словенского проф. муз. т-ра способствовал Ф. Гербич (с 1886-  муз.  рук.
"Драм об-ва"в Любляне). В  1889-  1892  он  пост.  неск.  опер,  в  осн.
славянских композиторов (в т. ч. "В колодце"  В.  Блодека),  и  оперетт.
Среди исполнителей были певицы Э. Гербич и X. Песьяк, певцы И.  Нолли  и
И. Тртник.
   Опера как самостоят, часть Словенского гос. т-ра в Любляне  открылась
в 1892. До 1895 ее муз. рук. был Ф. Гербич, в 1895-1901  и  1909-12-  В.
Талих, в 1901-10 - X. Бенишек. Среди солистов: И. Кри-жай,  Ю.  Бететто,
И. Павшек, А. Полашек, И. Полак, Я. Гербич. К  1914  сложился  репертуар
словенского муз. т-ра, в осн. классический.  Особое  внимание  уделялось
славянской  опере.  В  это  время  развивается  и   оперное   творчество
словенских композиторов. Первая  словенская  лирич.  опера  на  историч.
сюжет "Дворяне Техарские"Б. Ипавеца (1892, т-р Любляна) положила  начало
жанру историко-романтич. оперы, вторым образцом к-рого был  "Урха,  граф
Цельский" В. Пармы (1895); Парма написал также оперы "Ксения" (1897, обе
пост. в Любляне) и "Старая песня"  (1897,  Загреб)  и  оперетты.  В  его
творчестве сказалось влияние веризма. В опере Р. Савина "Красавица Вида"
(1909, Любляна), построенной по типу вагне-ровской муз.  драмы,  впервые
широко претвор„н южнославянский муз. фольклор. Кризис  Словенского  гос.
т-ра  в  1913-14  прив„л  к  закрытию  оперы.  См.   Югославский   театр
(музыкальный).
   Лит.: Cvetko D., Zgodovina glasbene umetnosti na Slovenskem, knj.  3,
LJublJana, 1960. Алъб. К.
   СЛОМЧЙНЬСКИЙ  (Slomczynski),  Матей  (р.  10.IV.  1920)  -   польский
писатель и драматург. Автор драмы "Одиночество" (1956, "Т-р Драматычны",
Варшава) о патриотизме польских моряков, интернированных на  Тайване,  а
также комедии "Алло, Фредди!" (в Польше не ставилась).  Автор  переводов
Шекспира. Пишет сценарии для телевидения и кино. Еж. К.
   СЛОНИМСКИЙ (Slonimski), Антони  (р.  15.X.  1895)  -  польский  поэт,
драматург, театр. критик и фельетонист. Автор пьесы "Вавилонская  башня"
(1927), комедий "Варшавский негр"  (1928),  "Бездомный  лекарь"  (1930),
"Семья"  (1934)  и  монолога  "Как  было  на  самом  деле"  (1963).  Для

Страницы: «« « 2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091   2092  2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия