Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104  2105   2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112   2113   2114  » »»

Ленина (1958), аспирантуру ГИТИСа. Лит. деятельностью занимается с 1954.
С.- автор ряда книг и статей, поев. белорус. т-ру и т-ру народов СССР. С
1961 вед„т педагогич. работу в Белорус. театрально-художеств. ин-те.
   Соч.: Рампай асветленае. Тэатральна-крытычныя арты-кулы, М?нск, 1962;
Уладар дум чалавечых, М?нск, 1964.
   Вен. С.
   СОБОЛЫЦИКОВ-САМАРИН,  Николай  Иванович  [наст.  фам.-   Соболыциков;
28.III(9.IV).1868, Петербург, - 20.VII.1945, Горький] - рус. сов. театр.
деятель, режисс„р, акт„р, педагог. Нар. арт. РСФСР (1934) Род.  в  семье
крестьянина.  Выступал  в  любительских  спектаклях.  С  1883  играл   и
режиссировал на клубных сценах Петербурга и его  пригородов.  Работал  в
Петрозаводске, Тихвине, Н. Новгороде и др. городах.
   В 1892 был акт„ром и режисс„ром петерб. Василе-островского  т-ра  для
рабочих. Пост.: "Горе от ума";
   "Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва. Роли:
   Андрей Белугин, Несчастливцев; Грозный ("Опричник" Лажечникова) и др.
В 1892-99 С.-С.- акт„р и режисс„р Нижегородского т-ра,  где  организовал
"товарищество на паях" (1893-96). Роли: Никита ("Власть тьмы"), Столбцов
   ("Новое дело"  Вл.  И.  Немировича-Данченко),  Не-дыхляев  ("Кручина"
Шпажинского) и др. В 1897, арендовав новое театр. здание, построенное  в
1896 нижегородским гор.  управлением,  С.-С.  становится  антрепрен„ром.
С.-С. стремился поднять уровень театр.  иск-ва  в  провинции,  создавать
идейно и художественно значит, спектакли,  крепкий  акт„рский  ансамбль.
Основу репертуара в его т-рах составляла классика и лучшие совр.  пьесы.
В 1898 С.-С. организовал выезды т-ра в Сормово, к рабочим, где  давались
бесплатные спектакли. В сезон 1899-1900 он арендовал  т-р  в  Астрахани.
Стремясь привлечь нового рабочего зрителя,  он  устраивал  спектакли  по
сниженным ценам. В  1901-07  С.-С.  создал  оперную  и  драм.  труппы  в
Саратове и Казани и совершил с ними гастрольные поездки по  мн.  городам
России. В 1904 в Пензе С.-С. одним из первых в провинции пост. "Вишн„вый
сад".  С.-С.  был  активным  пропагандистом  драматургии  Горького.   На
протяжении всего творч. пути С.-С. включал пьесы  Горького  в  репертуар
своих т-ров. Играл роли: Бессеменова  ("Мещане"),  Сатина,  Акт„ра  ("На
дне") и др. В 1908-13 С.-С. работал в Ростовском т-ре; в 1908-10  держал
там антрепризу, с 1910 был акт„ром и режисс„ром.  С.-С.  поставил  почти
все пьесы Чехова, 15 пьес Островского, "Отелло"; "Дворянское гнездо"  по
Тургеневу, "Живой труп" Л. Толстого, "Братья Карамазовы" по Достоевскому
и др. Сыграл роли Лаврецкого ("Дворянское гнездо"),  Войницкого;  Гаева,
Шабельского ("Вишн„вый сад", "Иванов") и др.
   После революции С.-С. стал одним из активных строителей сов. т-ра.  В
1917-24 он работал в т-рах Одессы (с 1921- директор и гл. реж. Одесского
гос. т-ра). В период гражданской войны С.-С. организовывал спектакли для
рабочих и красноармейцев в юж. прифронтовых городах, создавал здесь нар.
т-ры. В 1924 вновь возвратился  в  Ниж.  Новгород  (ныне  Горький),  где
работал до конца жизни, сначала как акт„р и режисс„р,  затем  художеств.
руководитель  и   консультант.   Стремление   С.-С.   развивать   новое,
социалистич. иск-во сказалось в выборе репертуара, поисках новых методов
работы, организации зрителя. В Горьковском т-ре  он  пост.  "Ярость"  Е.
Яновского (1929), "Страх" Афиногенова (1932), "Бойцы"  Ромашова  (1934),
"Таня" Арбузова (1938) и др.; из произв. классич. драматургии: "Горе  от
ума" (1937); "Гамлет" (1937), "Зимняя сказка" Шекспира (1940).
   Самая крупная режисс„рская  работа  С.,  сохранявшаяся  в  репертуаре
Горьковского т-ра в течение многих лет,- "Мещане" (1927;  впервые  пост.
С.-С. в 1903). Утверждая реалистич. традиции рус. сцены, С.-С. стремился
вскрыть  политич.  направленность  пьесы,  заострить  заложенные  в  ней
социальные  проблемы.  В  своих   лучших   пост.,   отмеченных   высоким
мастерством, режисс„р сочетал романтич. приподнятость и  яркость  театр.
красок с глубиной социальных, бытовых и психологич. характеристик. Пост.
им спектакли отличались  сыгранностью  ансамбля,  выразительностью  нар.
сцен. В Горьковском т-ре С.-С. исполнил роли Хлынова, Лыняева  ("Горячее
сердце", "Волки и овцы" Островского), Миллера  ("Коварство  и  любовь"),
Фамусова и др. Деятельность С.-С. во  многом  способствовала  выдвижению
Горьковского т-ра в число лучших т-ров сов. периферии.  Режисс„р-педагог
он воспитал несколько поколений акт„ров.
   С.-С. является также автором сказочных феерий и пьес для детей  ("Кот
в сапогах" и др.); пьес  "Почтенная  артистка"  (1904,  Саратов),  "П„тр
Первый" ("Царство антихриста", 1924, Нижегородский т-р),  "Буревестники"
(1926, Нижегородский т-р), "Ванька-ключник" (1927) и др.;  инсценировок:
"Сытые и  голодные"  (по  роману  Михайлова,  1901,  Новгород),  "Сергей
Горбатов" (по роману В. Соловь„ва,  1922,  Одесса),  "Александр  I"  (по
Мережковскому, 1923, Уфа),  "Дворянское  гнездо"  (по  Тургеневу,  1940,
Горький), "Обрыв" (по Гончарову, 1957, Горький) и др. Соч.: О  "Гамлете,
принце датском", Горький, 1936;
   Записки, 2 изд.. Горький, 1960.
   Лит.: Крути И.,  Н.  И.  Соболыциков-Самарин,  "Театральная  декада",
1936, ј 21; Холодковский Вл., В гостях у мастера, "Театральная  неделя",
1940, ј 18;
   Н. И. Соболыциков-Самарин, "Театр", 1953, ј 6; "Астрахань".  Сборник,
Астрахань, 1958, с. 531-32; Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене,  М.,
1957. С. Г.
   "СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА" - сов. газета. Орган Министерства культуры  СССР
и ЦК профсоюза работников культуры. Изда„тся в Москве  с  1953  (сменила
газету "Советское искусство"). Выходит три раза  в  неделю.  В  "С.  к."
помещаются статьи по вопросам культурного строительства в  СССР,  театр.
иск-ва, кинематографии, музыки, изобразит, иск-ва,  издательского  дела.
Здесь публикуются рецензии на спектакли, фильмы, книги, хроника иск-ва в
СССР и за рубежом.
   "СОВЕТСКАЯ  ЭСТРАДА  И  ЦИРК"  -  сов.  ежемесячный  иллюстрированный
журнал. Создан на базе предшествовавшего ему журнала  "Советский  цирк".
Выходит в Москве с июля  1963.  Журнал  освещает  проблемы  циркового  и
эстрадного иск-ва. В составе ред. коллегии: В. Е. Ардов, Ф. Г.  Бардиан,
Ю. А. Дмитриев, В. Г. Дуров, К. С. Елисеев, А. Ф.  Короленко  (ответств.
секретарь), Л. О. Ут„сов, С. Ф. Федоровцев, А. Я. Эшпай. 4. Шн.
   СОВЕТСКИЙ ТЕАТР - см. Театр (раздел - Советский театр).
   "СОВЕТСКИЙ ТЕАТР" - сов. иллюстрированный журнал по вопросам театра и
драматургии. 1) Издавался в Москве в 1930-33 (до 1931 - раз в 2  недели,
с 1931- раз в месяц). Всего  вышло  43  номера,  2  -  двойных.  В  ред.
коллегию  входили:  А.   Н.   Афиногенов   (ответств.   ред.),   В.   Н.
Билль-Белоцерковский, А. Д. Попов, в числе сотрудников журнала  были  А.
В. Луначарский, В. В. Вишневский,  П.  А.  Марков  и  др.  Гл.  внимание

Страницы: «« « 2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104  2105   2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112   2113   2114  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия