Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2105   2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112   2113  2114   2115   2116   2117   2118   2119   2120   2121   2122   2123  » »»

подчин„нных никаким правилам движений. К  сторонникам  свободного  танца
принадлежали также Р. Сен-Дени и Т. Шоун, создавшие школу, где обучались
наиболее талантливые представители  т.  н.  "танца  модерн".  Наибольшее
развитие это направление получило в 20-30-е гг..когда в США не было  еще
своего балета. Среди исполнителей танцев этого направления:  М.  Грэхем,
Д. Хамфри, X. Тамирис, Ч. Вейдман, X. Холм и др.  "Танец  модерн"  в  те
годы имел прогрессивную направленность: танцовщики охотно  обращались  к
социальным, антивоенным,  антифашистским  темам,  решая  их  средствами,
близкими экспрессионизму, проявляли интерес к нац. фольклору. После  2-й
мировой войны "танец модерн" утратил в значит, степени  свою  социальную
направленность  и  остроту:  все  чаще   возникали   религиозно-мистич.,
проникнутые  пессимистич.  звучанием   постановки.   Однако   и   сейчас
существуют крупные коллективы, выступающие с "танцем модерн",- труппа X.
Лимона, Грэхем, М. Каннингема и др. В отдельных случаях  "танец  модерн"
вбирает в себя элементы нац. фольклора (напр., у П. Праймес, К.  Данем).
Одно из характерных явлений последних лет - проникновение "танца модерн"
в балетные спектакли, взаимодействие и взаимообогащение классич. танца и
"танца модерн".
   В "Метрополитен-опера" ставились спектакли с участием иностранцев  А.
Жене, А. П. Павловой, выступала труппа С. П. Дягилева.  Эти  выступления
способствовали возрождению интереса к классич. балету. В 30-х гг. в  США
регулярно гастролировала труппа "Балле рюсс  де  Монте-Карло",  к-рая  с
1938  обосновалась  здесь  совсем.  Это  была  первая   профессиональная
балетная труппа,  к-рая  регулярно  ставила  балеты  классич.  наследия,
постановки М. М.Фокина, Л. Ф. Мясина и  др.  совр.  балетмейстеров,  где
были осуществлены и первые работы нац.  хореографов  (А.Де  Миллъ-"Роео"
Копленда, Р.Пейдж и  др.).  В  30-е  гг.  были  созданы  два  крупнейших
балетных коллектива, занимающих  ведущее  положение  и  в  наст.  время:
"Нью-Йорк сити балле (назв. с 1948), при к-ром с 1934  существует  Школа
американского балета, где учились почти все известные амер.  танцовщики,
и "Балле тиэтр" (с 1957 - "Американ балле тиэтр"). В  основе  репертуара
"Нью-Йорк сити балле" - постановки создателя и руководителя  труппы  Дж.
Баланчина, поставившего для этого коллектива разл. по характеру  балеты:
новые  редакции  классич.  спектаклей,  бессюжетные  балеты,  концертные
номера на совр. музыку и др. Наиболее характерны для этого балетмейстера
- бессюжетные танц. представления на  симф.  муз.  ("Серенада"  на  муз.
Чайковского, "К ончерто барокко" на  муз.  Баха  и  др.).  В  репертуаре
труппы балеты Дж. Роббинса, балетмейстера, широко разрабатывающего совр.
тематику ("Игры" на муз. Гулда и др.).  Труппа  "Американ  балле  тиэтр"
имеет в сво„м репертуаре балеты Фокина, осуществившего  здесь  несколько
постановок ("Синяя борода" на муз. Оффенбаха и др.), психологич.  балеты
А.,Тюдора ("Огненный столп"  на  муз.  Ш„нберга  и  др.),  балеты  амер.
хореографов-Де Милль, Ю. Ло-ринга, М. Кидда и др.  Начиная  с  30-х  гг.
балетные труппы стали возникать в Чикаго, где работали Р.  Пейдж  и  бр.
Кристенсен, в Филадельфии-под рук. К. Литлфилда, в Сан-Франциско  и  др.
городах. За последнее время балет получил широчайшее  распространение  в
США. Небольшие коллективы, нередко  полупрофессиональные,  насчитывающие
от 6-8 до 30-40 чел., имеются почти во  всех  городах.  Однако  все  они
существуют на началах частной  инициативы,  без  постоянного  помещения,
постоянного состава артистов. За последние годы  известность  приобрели:
"Национальный балет Вашингтона", "Роберт Джофри балле" (до 1964), "Балет
США", рук. Роб-бинс (до 1963) и др. Ведущие амер. танцовщицы:
   А. Данилова, Р. Борис, Мария и Марджори Тол-чиф Н. Кэй,  Р.  Хайтауэр
М. Хейден, Л. Серрано, А. Кент и  др.;  танцовщики  -  В.  Франклин,  У.
Доллар, Т. Болендер, Н. Магальянес, Ф. Монсион, Дж.  Криза,  Ж.Д'Амбуаз,
Э. Вильелья и др. В США издаются газеты и журналы,  посвящ„нные  балету:
"Данс мэгэзин" (с 1927), "Данс ньюс" (с 1942) и др. Лит.: A m b  e  r  g
G., Ballet in America, N. Y., 1949;
   С о h e n S. J. and P ? s с h 1 A. F., The  American  ballet  theatre
(1940-1960), "Dance Perspectives", N. Y., 1960,  N  6;  Martin  J.,  The
dance, N. Y., 1963; Taper В., Ва-lanchine, N. Y., 1963;  Terry  W.,  The
dance in America, N. Y., 1956; Twenty five years of American  dance,  N.
Y., 1954; "Советская музыка", 1960, Кз 11, с. 105-111;
   1961, ј 7 и 8, с. 116-125 и 115-126; 1963, ј 1, с. 42-51;
   "Театр", 1963, .ј3,0.136-142.
   К. Б. (драма), Ал. М. (муз. т-р), E. С. (балет).
   СОКАРИ (или "театр Гумна") - одна из форм нар.  театр.  представлений
на Цейлоне. С.- остроумная комедия  о  неком  Гуру  Хами,  его  жене  С.
(отсюда назв.  представления)  и  слуге  Параньи.  Дра-матургич.  основа
представления - взаимоотношения между  мужем,  женой  и  любовником.  С.
разыгрывается сингальскими крестьянами прямо в  поле  или  на  гумне  во
время уборки урожая: на импровизированной сцене ставится светильник,  по
сторонам располагаются рассказчик, певцы и музыканты. Акт„ры великолепно
владеют  иск-вом  игры   с   воображаемыми   предметами   (реквизит   не
употребляется). Муз. сопровождение спектакля  построено  на  фольклорных
сингальских мелодиях. Мел. Б.
   СОКИРКО, Владимир Константинович (р. 14.V. 1892) - укр.  сов.  акт„р.
Нар. арт. УССР (1946). Начал сценич. деятельность в 1910 в Одесском т-ре
миниатюр, с 1911 работал в укр. труппе Д. Гайдамаки. В 1922-30  -  акт„р
Т-ра им. И. Франко, в 1931-41- харьковского Т-ра  Революции,  в  1941-43
-харьковского  Т-ра  им.  Шевченко,  с  1944  -  Черновицкого  т-ра  им.
Кобылянской.
   Положительные герои С. отличаются мягким лиризмом, теплотой,  любовью
к людям.
   Роли: Бородин ("Страх", 1934), Комкор Малько ("Далекое"  Афиногенова,
1936), Отелло (1938, 1947),  Коломийцев  ("Последние",  1939),  Стрыжень
("Гибель эскадры", 1940), Мамай ("Дума  о  Британке"  Яновского,  1940),
Ивоника ("Земля" по Кобылянской, 1948), Миллер  ("Коварство  и  любовь",
1948), Осип ("Ревизор", 1950), Хлебников  ("Персональное  дело"  Штейна,
1954). Егор Булычев (1957),  Щербак  ("Караван"  Штока,  1958),  Доценко
("Дальнее эхо" Голова-нивского, 1959). Снимался в кино.
   Лит.: БернацькаР.П.,Зайончк  ?вська  С.,  Майстри  укр.  рад.  сцени.
Дов?дник, Кив, 1962, с. 213. Л. Б.
   СОКОВНЙН, Евгений Николаевич [р. 28. VII (10.  VIII).  1904]  -  рус.
сов. режисс„р оперы, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1954. Окончил вок. отделение Моск. муз. техникума им.  Скрябина
(1930), занимался на режисс„рском отделении Оперной студии Большого т-ра
(1931-33). С 1924 работал в Большом т-ре  (артистом  мимич.  ансамбля  и
хора, солистом), в 1933 начал режисс„рскую деятельность. В 1948-50 пост.
ряд спектаклей в софийской Нар. опере. В 1952-59  -  гл.  режисс„р  Т-ра

Страницы: «« « 2105   2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112   2113  2114   2115   2116   2117   2118   2119   2120   2121   2122   2123  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия