Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2106 2107 2108 2109 2110 2111 2112 2113 2114 2115 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 » »» оперы и балета им. Кирова. Творчество С. характеризуется монументальностью, романтич. приподнятостью, живописностью, выразительностью массовых сцен. Пост.: Большой т-р (совм. с H. Г. Фридом) - "Ромео и Джульетта" Гуно (1941; 1945, в новой сценич. ред. С.), "Евгений Онегин" (1943), "Травиата" (1945); Пермский т-р оперы и балета - "Севастопольцы" Коваля (1946, Гос. пр. СССР 1947), "Дружба народов" ("Великая дружба") Мурадели (1947); Т-р оперы и балета им. Кирова-"Псковитянка" (1952), "Декабристы" Шапорина, "Садко" (1953), "Князь Игорь" (1954), "Ф„дор Таланов" Дехтер„ва (1955), "Бал-маскарад" Верди (1957), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова 1958); Ленингр. Малый оперный т-р - "Отелло" Верди 1962) и др. С 1933 занимается педагогпч. деятельностью (с 4956 - и. о. профессора Ленингр. консерватории, где вед„т курс муз. режиссуры). Лит.: Кухарский В., Опера в Перми, "Театр", 1947, .Nb 2; Грошева Е., Традиции высокого патриотизма, там же, 1953, ј 10; Орлов Г., Возрожденная опера, "Сов. музыка", 1958, ј 10; Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950, с. 441-44. М. Лифш. СОКОЛОВ, Илья Яковлевич (1857-1924) - рус. артист оперы (баритон). В 1892-93 и 1900-02 - солист Большого т-ра (дебютировал в партии Демона). В 1896-98 пел в Моск. частной русской опере. Выступал в Петербурге и др. городах. В 1919-24- профессор Моск. консерватории. Партии: Князь Игорь, Онегин, Елецкий; Мизгирь ("Снегурочка"), Мусин-Пушкин ("Ледяной дом" Корещенко), Невер ("Гугеноты"),Валентин ("Фауст"), Фредерик ("Лакме"), Граф ди Луна ("Трубадур") и др. Лил. П. СОКОЛОВ, Наум Адольфович [11(23).IV.1886- 14.X.1951 ]-рус. сов. акт„р. Засл. арт. Азерб. ССР (1933). Творч. деятельность начал в 1903. Работал в т-рах Баку, Ташкента, Воронежа, Ростова-на-Дону, Одессы, Москвы (Центр, т-р Красной Армии). С 1925 работал (с перерывами) в Сталинградском т-ре (ныне Волгоградский т-р). Творчество С. отмечено страстным гражданским пафосом, политич. темпераментом, остротой мысли. Значит, работой С. было исполнение роли В. И. Ленина в спектакле "Кремл„вские куранты" (1939). Лучшей ролью С. был Федя Протасов ("Живой труп", 1938), этот вдохновенный образ, отмеченный художеств. завершенностью, тонкостью красок, смелостью и яркостью сценич. решения, был одним из значительнейших достижений акт„ра. Крупнейшими работами акт„ра были также роли: Войниц-кий, Отелло; Вершинин ("Три сестры"); профессор Бородин ("Страх"); Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова). С блестящим комедийным мастерством исполнял характерные роли - Фигаро; Подкол„сина ("Женитьба"), Швейка ("Бравый солдат" по Чапеку), Шванди. О ширине творческого диапазона С. свидетельствуют сыгранные им роли: князь Мышкин ("Идиот" по Достоевскому), Григорий ("Плоды просвещения"), Освальд ("Привидения"), Вурм ("Коварство и любовь"), Царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Филька Анархист ("Интервенция" Славина), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Беня Крик ("Закат" Бабеля), Берест ("Платон Кречет"). Лит.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 2-3, М., 1960-61. М. Т. СОКОЛОВ, П„тр Алексеевич (г. рожд. неизв.- ум. ок. 1865) - рус. акт„р и антрепрен„р. На сцене с 1814 (?). Работал 14 лет в труппах И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского в Харькове и Воронеже, затем выступал в собственных антрепризах. Роли: Городничий, Фамусов; Пустославцев ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского) и др. С 1829 до конца жизни С. держал антрепризы в крупных провинц. городах: Воронеж (1829), Тамбов, Саратов и Симбирск (1829-33), Казань (1833-42), Уфа (1842-43), Екатеринбург (1843-57, с выездами в Ирбит и Пермь), Тобольск. Один из передовых деятелей театр. провинции, С. уделял большое внимание игре акт„ров, занимался с ними на репетициях, приглашал специальных учителей. По инициативе С. в его казанской труппе гастролировал М. С. Щепкин (1836, 1838, 1839-40, 1841), что способствовало укреплению принципов сценич. реализма в т-ре. В Казани у С. играл П. М. Садовский (отсюда он переш„л на моск. сцену). Под рук. С. сформировалось дарование замечательной провинц. актрисы E. А. Ивановой (гражданская жена С.). Лит.: "Репертуар и Пантеон", 1840, т. 2, ч. 3,кн. 8, с. 12, 14; там же, 1843, кн. 12, с. 126; там же, 1844, т. 5, кн. 1, с. 22;кн. 4, с. 21; К у р о ч к и н Ю., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957; Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. . Кл. СОКОЛОВ, Сергей Петрович [ 18(30). XI. 1830- 2(14).VIII.1893] - рус. артист балета. В 1839-50 учился в Моск. театр. уч-ще (ученик Ф. Н. Манохина), по окончании к-рого был принят в труппу Большого т-ра. Высокая техника танца в сочетании с природной грацией, л„гкостью, изяществом и мимич. одар„нностью выдвинули С. в число ведущих моск. танцовщиков 2-й пол. 19 в. С. был первым рус. танцовщиком, исполнявшим сложные поддержки. Партии: Альберт ("Жизель"), Конрад ("Корсар" Пуни), Фауст ("Фауст" Панисы и Пуни), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Базиль ("Дон Кихот") и др. В 1867 дебютировал как балетмейстер, возобновив пост. балета "Сильфида" Шнейцгоффера (Большой т-р), в 1876 пост. заново "Кон„к-Горбунок" Пуни, стремясь преодолеть псевдонар. штампы предшествующих пост. В 1867 пост. балет "Папоротник, или Ночь под Ивана Купалу", в к-ром почти все танцы строились на нар. основе; в 1868 пост. балеты Ю. Гербера "Цыганский табор" и "Последний день жатвы", где использовал цыганские и франц. нар. танцы. Новаторское иск-во С. вызывало оживл„нную полемику. В 1883 окончил сценич. деятельность. С 1874 - старший преподаватель танцев Моск. театр. уч-ща. Лит.: Б л а з и с К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М., 1864; "Антракт", 1868, ј.ј 1,7,15,17;ВальцК., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928. Юр. Б. СОКОЛОВ, Юрий Александрович [р. 29.111(11.IV). 1907]-рус. сов. акт„р и режисс„р. Нар. арт. Молд. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1929 окончил юридич. ф-т Среднеазиатского ун-та. Сценич. деятельность начал в 1921 в Андижане, затем работал в т-рах Ташкента, Архангельска, Курска, Воронежа, Николаева и др. С 1954- акт„р и режисс„р Кишин„вского рус. т-ра. Творчество С. отличается остротой характеристик, разнообразием сценич. красок, ярким юмором. Роли: Кочкар„в ("Женитьба"), Колосов("Любовь Яровая"), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"), Смит ("Русский вопрос"), Алексей ("Оптимистическая трагедия"), Черкун ("Варвары"), Гаврила ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Шмага; Худобаев ("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва), Забелин ("Кремл„вские Страницы: «« « 2106 2107 2108 2109 2110 2111 2112 2113 2114 2115 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |