|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2106 2107 2108 2109 2110 2111 2112 2113 2114 2115 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 » »» оперы и балета им. Кирова. Творчество С. характеризуется
монументальностью, романтич. приподнятостью, живописностью,
выразительностью массовых сцен.
Пост.: Большой т-р (совм. с H. Г. Фридом) - "Ромео и Джульетта" Гуно
(1941; 1945, в новой сценич. ред. С.), "Евгений Онегин" (1943),
"Травиата" (1945); Пермский т-р оперы и балета - "Севастопольцы" Коваля
(1946, Гос. пр. СССР 1947), "Дружба народов" ("Великая дружба") Мурадели
(1947); Т-р оперы и балета им. Кирова-"Псковитянка" (1952), "Декабристы"
Шапорина, "Садко" (1953), "Князь Игорь" (1954), "Ф„дор Таланов"
Дехтер„ва (1955), "Бал-маскарад" Верди (1957), "Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова 1958); Ленингр. Малый
оперный т-р - "Отелло" Верди 1962) и др.
С 1933 занимается педагогпч. деятельностью (с 4956 - и. о. профессора
Ленингр. консерватории, где вед„т курс муз. режиссуры).
Лит.: Кухарский В., Опера в Перми, "Театр", 1947, .Nb 2; Грошева Е.,
Традиции высокого патриотизма, там же, 1953, ј 10; Орлов Г.,
Возрожденная опера, "Сов. музыка", 1958, ј 10; Державин К., Болгарский
театр. М.-Л., 1950, с. 441-44. М. Лифш.
СОКОЛОВ, Илья Яковлевич (1857-1924) - рус. артист оперы (баритон). В
1892-93 и 1900-02 - солист Большого т-ра (дебютировал в партии Демона).
В 1896-98 пел в Моск. частной русской опере. Выступал в Петербурге и
др. городах. В 1919-24- профессор Моск. консерватории.
Партии: Князь Игорь, Онегин, Елецкий; Мизгирь ("Снегурочка"),
Мусин-Пушкин ("Ледяной дом" Корещенко), Невер ("Гугеноты"),Валентин
("Фауст"), Фредерик ("Лакме"), Граф ди Луна ("Трубадур") и др. Лил. П.
СОКОЛОВ, Наум Адольфович [11(23).IV.1886- 14.X.1951 ]-рус. сов.
акт„р. Засл. арт. Азерб. ССР (1933). Творч. деятельность начал в 1903.
Работал в т-рах Баку, Ташкента, Воронежа, Ростова-на-Дону, Одессы,
Москвы (Центр, т-р Красной Армии). С 1925 работал (с перерывами) в
Сталинградском т-ре (ныне Волгоградский т-р). Творчество С. отмечено
страстным гражданским пафосом, политич. темпераментом, остротой мысли.
Значит, работой С. было исполнение роли В. И. Ленина в спектакле
"Кремл„вские куранты" (1939). Лучшей ролью С. был Федя Протасов ("Живой
труп", 1938), этот вдохновенный образ, отмеченный художеств.
завершенностью, тонкостью красок, смелостью и яркостью сценич. решения,
был одним из значительнейших достижений акт„ра. Крупнейшими работами
акт„ра были также роли: Войниц-кий, Отелло; Вершинин ("Три сестры");
профессор Бородин ("Страх"); Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова). С блестящим
комедийным мастерством исполнял характерные роли - Фигаро; Подкол„сина
("Женитьба"), Швейка ("Бравый солдат" по Чапеку), Шванди. О ширине
творческого диапазона С. свидетельствуют сыгранные им роли: князь Мышкин
("Идиот" по Достоевскому), Григорий ("Плоды просвещения"), Освальд
("Привидения"), Вурм ("Коварство и любовь"), Царь Ф„дор Иоаннович (о. п.
А. К. Толстого), Филька Анархист ("Интервенция" Славина), Грозный
("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Беня Крик ("Закат" Бабеля),
Берест ("Платон Кречет").
Лит.: Очерки истории русского советского драматического театра, т.
2-3, М., 1960-61. М. Т.
СОКОЛОВ, П„тр Алексеевич (г. рожд. неизв.- ум. ок. 1865) - рус. акт„р
и антрепрен„р. На сцене с 1814 (?). Работал 14 лет в труппах И. Ф.
Штейна и О. И. Калиновского в Харькове и Воронеже, затем выступал в
собственных антрепризах. Роли: Городничий, Фамусов; Пустославцев ("Лев
Гурыч Синичкин" Д. Ленского) и др. С 1829 до конца жизни С. держал
антрепризы в крупных провинц. городах: Воронеж (1829), Тамбов, Саратов и
Симбирск (1829-33), Казань (1833-42), Уфа (1842-43), Екатеринбург
(1843-57, с выездами в Ирбит и Пермь), Тобольск. Один из передовых
деятелей театр. провинции, С. уделял большое внимание игре акт„ров,
занимался с ними на репетициях, приглашал специальных учителей. По
инициативе С. в его казанской труппе гастролировал М. С. Щепкин (1836,
1838, 1839-40, 1841), что способствовало укреплению принципов сценич.
реализма в т-ре. В Казани у С. играл П. М. Садовский (отсюда он переш„л
на моск. сцену). Под рук. С. сформировалось дарование замечательной
провинц. актрисы E. А. Ивановой (гражданская жена С.).
Лит.: "Репертуар и Пантеон", 1840, т. 2, ч. 3,кн. 8, с. 12, 14; там
же, 1843, кн. 12, с. 126; там же, 1844, т. 5, кн. 1, с. 22;кн. 4, с. 21;
К у р о ч к и н Ю., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957;
Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. . Кл.
СОКОЛОВ, Сергей Петрович [ 18(30). XI. 1830- 2(14).VIII.1893] - рус.
артист балета. В 1839-50 учился в Моск. театр. уч-ще (ученик Ф. Н.
Манохина), по окончании к-рого был принят в труппу Большого т-ра.
Высокая техника танца в сочетании с природной грацией, л„гкостью,
изяществом и мимич. одар„нностью выдвинули С. в число ведущих моск.
танцовщиков 2-й пол. 19 в. С. был первым рус. танцовщиком, исполнявшим
сложные поддержки.
Партии: Альберт ("Жизель"), Конрад ("Корсар" Пуни), Фауст ("Фауст"
Панисы и Пуни), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Базиль ("Дон Кихот") и др.
В 1867 дебютировал как балетмейстер, возобновив пост. балета
"Сильфида" Шнейцгоффера (Большой т-р), в 1876 пост. заново
"Кон„к-Горбунок" Пуни, стремясь преодолеть псевдонар. штампы
предшествующих пост. В 1867 пост. балет "Папоротник, или Ночь под Ивана
Купалу", в к-ром почти все танцы строились на нар. основе; в 1868 пост.
балеты Ю. Гербера "Цыганский табор" и "Последний день жатвы", где
использовал цыганские и франц. нар. танцы. Новаторское иск-во С.
вызывало оживл„нную полемику. В 1883 окончил сценич. деятельность. С
1874 - старший преподаватель танцев Моск. театр. уч-ща.
Лит.: Б л а з и с К., Танцы вообще, балетные знаменитости и
национальные танцы, М., 1864; "Антракт", 1868, ј.ј 1,7,15,17;ВальцК.,
Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928. Юр. Б.
СОКОЛОВ, Юрий Александрович [р. 29.111(11.IV). 1907]-рус. сов. акт„р
и режисс„р. Нар. арт. Молд. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
В 1929 окончил юридич. ф-т Среднеазиатского ун-та. Сценич. деятельность
начал в 1921 в Андижане, затем работал в т-рах Ташкента, Архангельска,
Курска, Воронежа, Николаева и др. С 1954- акт„р и режисс„р Кишин„вского
рус. т-ра. Творчество С. отличается остротой характеристик,
разнообразием сценич. красок, ярким юмором.
Роли: Кочкар„в ("Женитьба"), Колосов("Любовь Яровая"), Глумов ("На
всякого мудреца довольно простоты"), Смит ("Русский вопрос"), Алексей
("Оптимистическая трагедия"), Черкун ("Варвары"), Гаврила ("Богдан
Хмельницкий" Корнейчука), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Шмага; Худобаев
("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва), Забелин ("Кремл„вские
Страницы: «« « 2106 2107 2108 2109 2110 2111 2112 2113 2114 2115 2116 2117 2118 2119 2120 2121 2122 2123 2124 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |