Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103  2104   2105   2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112   2113  » »»

   С. был одним из крупнейших представителей рус. классич.  вок.  школы,
творчески развивал художеств. традиции, идущие от М. И.  Глинки,  О.  А.
Петрова, Ф. И. Стравинского. Совершенное иск-во  пения  было  неразрывно
связано у С. с драматически выразительной игрой. В  основе  вок.-сценич.
иск-ва С. лежала высокая поэтизация муз. образа. Стремясь к его наиболее
полному внутреннему раскрытию, он пытливо и всесторонне изучал  материал
для создания муз.-сценич. образа, продумывал и отделывал  до  мельчайших
подробностей вок. исполнение партии, уделял большое внимание слову, муз.
речи (точность и отч„тливость дикции, естественность  и  выразительность
декламации), добивался психологич. глубины интонац.  оттенков,  историч.
точности костюма, грима,  пластичности  жеста.  Исполнение  С.  покоряло
слушателя одухотвор„нностью, светлым, жизнеутверждающим лиризмом.  Тембр
голоса С. отличался  лучистостью,  "солнечностью".  Мягкость,  нежность,
душевная теплота сочетались в его пении с благородной мужественностью  и
силой.  Вдохновенное  иск-во  С.  было  неотделимо  от   неустанного   и
"беспокойного",  по  его  собств.  словам,  труда.  Артист  многогранной
культуры, тонкой интеллектуальности, С. дал принципиально  новое  творч.
истолкование мн.  оперных  партий.  Созданный  им  образ  Ленского  стал
классич. образцом для последующих поколений рус. певцов.  Лучшие  партии
С.: Боян  ("Руслан  и  Людмила"),  Владимир  ("Дубровский"  Направника),
Владимир  Игоревич  ("Князь  Игорь"),  Берендей  ("Снегурочка"),  Левко;
Ионтек ("Галька" Монюшко),  Вертер,  Герцог,  Альфред,  Лоэнгрин;  Ромео
("Ромео  и  Джульетта"  Гуно),  Орфей  ("Орфей  и   Эври-дика"   Глюка),
Фра-Дьяволо (о. п. Обера), де Грие ("Манон" Массне) и др.
   Творчество С. явилось вершиной реалистич. опер-но-сценич. иск-ва нач.
20 в. Он был замечат. исполнителем произв. камерной вок. музыки, горячим
пропагандистом рус. вок. лирики, в особенности романсов М. И.Глинки,  П.
И. Чайковского, Н. А. Рим-ского-Корсакова, С. В. Рахманинова,  к-рые  он
исполнял  с  поэтич.  проникновенностью  и  художеств.   заверш„нностью.
Традиции исполнительского иск-ва С. развивают в  сво„м  творчестве  сов.
мастера пения. Имя С. присвоено Саратовской консерватории и Ярославскому
муз. уч-щу.
   Соч.: Верди в письмах, "Рус. ведомости", 1913, 29 сент.;
   "Сов. музыка", 1952, ј 6.
   Лит.: Л. В. Собинов. Жизнь и творчество, М., 1937;
   С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и е„ -мастера. 1890-1910,
Л.-М., 1940, гл. 12; Львов М.,  Л.  В.  Собинов,  М.-Л.,  1951  (Мастера
Большого театра); Владыкин  а-Б  ачинскан  Н.  М.,  Собинов.  М.,  1960;
Ремезов И., Л. В. Собинов, М., 1960; Тиме Е., Дороги  искусства,  М.-Л.,
1962; Чуковский К. И., Современники. Портреты и этюды, М., 1962; Орфенов
А., Творческий путь Л. В. Собинова, М., 1965.
   СОБКО,  Вадим  Николаевич  (р.  18.V.1912)  -  укр.  сов.   писатель,
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1939 окончил Киевский  ун-т
по ф-ту филологии и истории.  Драматургич.  деятельность  начал  в  1934
(одноактные пьесы и  скетчи).  Написал  одноактную  пьесу  "На  границе"
(1935). Драма С. "За вторым фронтом" (1949) была пост.  в  т-рах  Киева,
Москвы, Праги, Берлина, Бухареста и др. городов. С. написал также пьесы:
"Жизнь начинается  снова"  (1950),  "Багряная  осень"  (1940),  "Капитан
Коршун" (1954), "Золотые листья" (1955), "Клятва Алины  Корчак"  (1955),
"Последний вечер" (1957), "Песня под зв„здами" (1960),  "Красная  линия"
(1962), "Киевская тетрадь" (1963, Т-р им. Леси Украинки). Гос. пр.  СССР
(1951).
   Лит.:  Литературные  портреты,  т.  2,  Киев,  1960,  с.  470-   500;
"Жовтень", Льв?в, 1962, .ј 6, с. 150-56. JJ. Б.
   СОБОЛЕВ, Юрий Васильевич [р. 22.Х1(4.ХП).
   1887-2.VII.1940]-рус. сов.  театровед,  критик"  историк  литературы,
педагог. Доктор  искусствоведения  (1940).  Учился  в  Моск.  ун-те  (на
юридич. и  исто-рико-филологич.  ф-тах).  Лит.  деятельность  начал  как
журналист в 1905 в Пензе. С 1910 активно сотрудничал в театр. печати.  В
своих  статьях  С.  утверждал  принципы  реалистич.  иск-ва,  боролся  с
безыдейным репертуаром, формализмом в сценич. творчестве. Ряд монографий
и статей С. поев. таким крупным явлениям рус. нац. культуры, как  А.  П.
Чехов и Моск. Художеств. т-р. С. был зав. лит. частью  МХАТа  2-го,  для
к-рого инсценировал: "Униженные и оскорбл„нные" по  Достоевскому  (1932,
МХАТ 2-й),  "В  овраге"  по  Чехову  (МХАТ  2-й,  1935).  Написал  пьесу
"Генеральная репетиция" (совм. с В. Подгорным-), также  пост.  во  МХАТе
2-м  в  1930.  Занимался  педагогия.  работой  (с  1939  -   профессор),
преподавал историю т-ра в Высшем ин-те  нар.  образования  в  Казани,  в
Киевском театр. техникуме, в театр. уч-ще им. Щепкина, в ГИТИСе.
   Соч.: В. И.  Немирович-Данченко,  П.,  1918;  Акт„ры,  М.,  1926;  За
кулисами провинциального театра, М.,  1928;  Чехов.  Статьи,  материалы,
библиография, М., 1930; М. С. Щепкин, М.,  1933;  Павел  Мочал  ов,  М.,
1937; Московский Художественный  театр.  Очерки,  М.-Л.,  1938;  Актриса
трагедии,  "Современный  театр",  1928,  ј  12;  Гиацинтова,  "Театр   и
драматургия", 1933, ј 4; Чехов и Комиссаржевская, в сб.:
   А. П. Чехов и наш край, Ростов н/Д., 1935;  Горький  и  Чехов,  "Сов.
театр", 1936, "No 8; И. М. Москвин, в кн.: Мастера МХАТ, М.-Л., 1939; М.
М. Тарханов, там же; Генеральная репетиция, М.-Л., 1931 (совместно с Вл.
Подгорным). Н.Мор.
   СОБОЛЕВА, Валентина Константиновна ['р. 7(20). Л.1903]  -  рус.  сов.
актриса. Засл. арт. РСФСР (1942). В 1925 окончила Ленингр. ин-т  сценич.
иск-в. Работала в 1-й  художеств.  студии  (1925-29),  Ленингр.  Большом
драматич. т-ре им. Горького (в 1929-35 и  в  1951-  1956),  Центр,  т-ре
Красной Армии (1935-37). Дарование актрисы особенно  ярко  раскрылось  в
Саратовском т-ре им. К. Маркса, где она выступала в 1937-51 и с 1956. С.
играет  гл.  обр.  драматич.  роли.  Е„   сценич.   героини   отличаются
благородством чувств, изяществом, эмоциональной силой.
   Роли:  Елизавета  ("Дон  Карлос"),  Нина  ("Маскарад"),  Маша   ("Три
сестры"), Анна  Каренина;  Юлия  Тугина  ("Последняя  жертва"),  Надежда
("Варвары"), Лариса, Любовь Яровая, Кручинина; Эсфирь  ("Уриэль  Акоста"
Гуцкова).  С  нач.  50-х  гг.  перешла  на  характерные  роли,  в  к-рых
проявилась склонность актрисы к  острой  сценич.  форме:  миссис  Даджен
("Ученик дьявола" Шоу), мать Валерика ("Проводы белых  ночей"  Пановой),
Анна Меньшова ("Беспокойные сердца" Бондаревой), Патрик Кэмпбелл ("Милый
лжец" Килти).
   Лит.: Караганов А.,Сценический  образ  и  актерская  мысль,  "Театр",
1950, ј 9; Васильева Л., Большой  настоящий  художник,  "Театр.  жизнь",
1962, .ј 17. ff. Mop.
   СОБОЛЕВСКИЙ, Анатолий Викентьевич (р. 27.V.  1932)  -  белорус.  сов.
театровед. Окончил отделение журналистики Белорусского  гос.  ун-та  им.

Страницы: «« « 2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103  2104   2105   2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112   2113  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия