Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 » »» Пароняна), Яго; Карл Моор ("Разбойники"), Креон ("Антигона" Софокла), Отар-бек ("Измена" Сумбатова-Южина) и др. Б. Л, СТЕПАНЯН, Рубен Герасимович [р. 16(29).XII. 1902] - арм. сов. дириж„р, композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил Ереванскую консерваторию: в 1931 - по классу скрипки, в 1936- по классу дирижирования К. С. Сараджева. В 1938-65дириж„р Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Автор песен, симф. и др. соч. Руководил пост. опер: "Риголетто" (1940),"Севильский цирюльник" (1943); "Дон Паску але" Доницетти (1953), "Ануш" Тиграняна (1956), "Фауст" (1958); "Алмаст" Спендиарова (1959), дет. оперы "Кост„р" Геворкяна (1959); балетов: "Ана-ит" Тер-Гевондяна (1940), "Лебединое озеро" (1940), "Раймонда" (1941); "Севан" Егиазаряна (1955), "Мармар" Оганесяна (1957), "Сона" Хагагорцяна (1958). С 1929 занимается педагогич. деятельностью (Ереванская консерватория, Муз. школа им. А. Спендиарова в Ереване, Моск. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных). Кн. Г. СТ‚РИЯ-ПбПОВИЧ (Стери?а-Попови?), Йован (1.1. 1806-26.II.1856)сербский драматург. Один из основоположников новой сербской драматургии. Лит. и театр. деятельность начал как участник просветит. об-ва "Сербская Матица", осн. в 1826 в Пеште. В 1827 написал первую пьесу - историч. драму "Ненависть, или Светислав и Милева". Ранние драмы С.-П. отличались патетикой и сентиментальностью, последующие- "Смерть Стефана Дичанского" (1841) и "Гайдуки" (1842)-простотой стиля, верным освещением историч. событий; драма "Владислав" (1842) была пост. в полу-проф. т-ре, "На таможне" - в г. Нови-Сад. Комедии С.-П. послужили основой репертуара сербского т-ра. В них драматург изображал совр. ему быт, осмеивал ложный патриотизм, преклонение перед зап. культурой, невежество и стяжательство буржуа. Лучшие комедии С.-П.: "Враль и подвирала" (1830), "Тыква, возомнившая себя чашей" (1830), "Скупой, или Кир Яня" (1837), "Патриоты" (1853) и "Белград прежде и теперь" (1853). С. выступал и как переводчик: "Проделки Ска-пена"; "Эрнани" и "Анджело" Гюго (1842). В 1957 в память С.-П. были учреждены ежегодные смотры-фестивали югославских т-ров, к-рые наз. "Стерийно позориште" и устраиваются с целью пропаганды совр. югослав, драматургии. Лит.: История Югославии, т. 1, М., 1963, с. 456-457; Милисавец Ж., Савест ?едне епохе. Студи?а о Йовану Стери?и Попови?у, [Нови-Сад, 1956]. Л. Сол. СТЕФАНИ (Stefani), Ян (1746-24.II.1829) - польский композитор, дириж„р, скрипач. По происхождению чех. В 1771 приехал в Варшаву, был капельмейстером Нац. т-ра. Основоположник проф. т-ра В. Богуславский написал либр. и содействовал пост. оперы С. "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (1794, Нац. т-р, Варшава). Из-за патриотич. направленности епера была запрещена после тр„х представлений. Позднее была пост. в Кракове, Познани, Калише, Петербурге (1807) и завоевала большую популярность. В период пребывания Нац. т-ра во Львове (1794-99) С. написал комич. оперы "Благодарные подданные" и "Заколдованное дерево" (обе 1796, Львовская опера). Затем оперы "Фрозина, или Семь раз одна" (Нац. т-р, Варшава, 1806), "Полька", "Ротмистр Горецкий, или Освобождение" (обе 1807, там же), "Папирус, или Любопытство женщины", "Старый охотник" (обе 1808,. там же). С. широко использовал польский муз. фольклор, при„мы нар. инструментализма. Творчество С., одного из предшественников С. Монюшко, наметило пути дальнейшего развития польской оперы, е„ связь с нар. музыкой. Л. Коз. СТЕФАНОВИЧ, Михаил Павлович [р. 2(14).II. 1898] - укр. сов. режисс„р, артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1922 окончил Киевскую консерваторию. Сценич. деятельность начал в оперной студии "Молодой оперный театр" (1919). С 1922 - солист оперных т-ров Киева, Одессы, Харькова, Перми, Саратова, Новосибирска, Ташкента. В 1928 начал режисс„рскую деятельность. С 1934 - гл. режисс„р и худ. рук. оперных т-ров Днепропетровска, Харькова, Одессы, Львова. В 1945-46 преподавал в Харьковской консерватории, в 1946-47- в Львовской консерватории. В 1947-54 - худ. рук. и гл. режисс„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Партии: Тарас Бульба (о. п. Лысенко), Борис Годунов; Кочубей ("Мазепа"), Дон Базилио, Руслан, Мельник и др. Пост.: "В бурю" Хренникова (1939), "Пиковая дама" (1944); "Молодая гвардия" Мейтуса, "Любовь Яровая" Энке (обе в 1947), "Иван Сусанин" (1948, Гос. пр. СССР, 1949), "Сказка о царе Салтане" (1949); "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1950), "Борис Годунов" (1952), "Князь Игорь" (1953) и др. С о ч.: И. С. Паторжинский, Кив, 1960; П. С. Белинник, Кив, 1960; Д. М. Гнатюк, Кив, 1961; Що таке театр. Кив, 1961; Кивський державний академ?чний театр опери та балету, Кив, 1961; М. ?. Донець, Кив, 1965. р. Б. СТЕЦЕНКО, Кирилл Григорьевич [30. IV (12. V). 1882-29.IV.1922]-укр. композитор. В 1904-07 учился в Муз.-драм. школе Н. В. Лысенко в Киеве по классу теории и композиции Г. Любомирского. Как солист и помощник Лысенко совершил ряд поездок с его хором по Украине. В 1906 организовал в Киеве Нар. хор и дирижировал им. В 1907 за пропаганду укр. нар. песен был выслан из Киева. Осн. место в творчестве С. занимают хоры и песни. С.- автор детских опер: "Лисичка, Котик и Петушок" (соч. 1911), "Ивасик-Теле-сик" (либр. по о. п. Кропивницкого, 1911, неоконч.), "Дикая сила" (1916, неоконч.); неоконч. опер: "Пленница" ("Полонянка") - о борьбе укр. народа с тур. завоевателями (1903), "Кармелюк" (1906) - о нар. герое, "Ифигения в Тавриде" по о. п. Леси Украинки (1922); муз. комедии "Сватанье на Гончаровке" (текст Квитки-Основьяненко, 1954, Киевский т-р муз. комедии). Написал музыку к пьесам: "Былое" ("Бувальщина") Велисовского, "Цыганка Аза", "Как колбаса да чарка..." (все соч. 1909), "Богдан Хмельницкий" (не оконч.) Старицкого, "Гайдамаки" (по Шевченко, 1920, Первый гос. драм. т-р УССР им. Шевченко, Харьков); к мелодекламациям: "Дзинь-дзинь" Вороного, "Сосна" Олеся. С 1907 выступал как муз.-театр. критик, писал рецензии на оперные спектакли. С 1918 преподавал в Муз.-драм. ин-те им. Лысенко (Киев). Лит.: КозицькийП., Кирило Стеценко, "Музика", Кив, 1923, .ј;ј 2, 3-5; Горюх?наН., Фремова Л.. К. Г. Стеценко, Кив, 1955; Пархоменко Л., Кирило Григорович Стеценко, Кив, 1963. А. Ив. СТЕШ‚НЕО, Иван Никифорович [12(24).1.1894- 3.V.1937] - укр. сов. артист оперы (бас-кантанте). Род. в семье крестьянина. Пению обучался в Страницы: «« « 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |