|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 » »» Г„те), Креон ("Медея" Ев ри-пида), Вальтер ("Коварство и любовь") и др
Лит.: "Театър", С., 1961, .ј 9, с. 61, А. Ив. СТОЯНОВ, Людмил
[р.6(18).II.1888] - болг. пи сатель, общественный деятель. Нар. писатель
Болгарии (1948). Депутат Великого Нар. собрания (с 1946). Чл. Болгарской
коммунистич. партии с 1944. Дей-ствит. чл Болг. Академии наук (1946).
Учился в плов-дивской гимназии. Лит. деятельность начал в 1905. В 1923
совм. с И. Даниэлем основал в Софии театр. студию, преподавал в ней, был
редактором журн. "Театр-студия". Автор историч. драм:
"Томирис" (1921) - драматич. поэма о, нашествии орд хана Аспаруха в 7
в.; "Гибель Раковицы" (1924) - нар. драма о начальном периоде завоевания
болг. земли турками в 14 в.; "Антигона" (соч.
1926, единственная пьеса С., пост. в 1962 Сливенским нар.
т-ром)трагедия в стихах, в к-рой антич. сюжет используется для раскрытия
темы борьбы с фашистским террором. В сатирич. комедии в стихах "Аполлон
и Мидас" (1923) мифологич. сюжет используется автором для осмеяния
реакц. лит. критики. Сатирически изображает монархию и бурж. политиков
комедия "Волки стерегут стадо" (1936). Написал пьесу, направленную
против антисемитизма,- "Ж„лтая звезда" (соч. 1952). В ранней драматургии
С. сказалось влияние символистской эстетики, впоследствии он обратился к
реалистич. принципам. Перев„л на болг. яз. драмы и трагедии Лермонтова,
пьесы "Буря" (1914), "Сон в летнюю ночь" (1914), "Отелло" (1915)
Шекспира, "Манфред" Байрона (1938). Автор ряда статей по вопросам театр.
иск-ва. Димитр. пр. (1950). Соч.: Избрани произведения, т. 5, Пиеси. С.,
1956;
Беседа с младите актьори, "Хиперион", С., 1924, кн. 2;
Театър и публика, "Литературни новини", 1928, ј 23; Едно театрално
представление, "Заря", 1940, ј 5655; Пушкин и Шекспир, "Литературен
фронт", 1946, ј 18; Шекспир - велик хуманист, там же, 1945, ј 80; За
литературата, из-куството и културата, С., 1959.
Лит.: Зидаров К., Людмил Стоянов. Критико-био-графичен очерк, С.,
1958; Людмил Стоянов. Юбилеен сборник, [С., 1949]; Павлов Т., Български
поети и писатели. С., 1948, с. 197-222; Димов Г., Пятдесет години в
служба на литературата и културата, в кн.: Стоянов Л., За литературата,
изкуството и културата. С., 1959; Динеков П., Една антифашистка пиеса, в
сб.:
Людмил Стоянов. Изследвания и статии за творчеството му, С., 1961;
Вълчев В., Комедията "Вълците пазят ста-дото", там же, с. 169-76. А. Ив.
СТОЯНОВ, Рачо (6.XI.1883-12.1.1951) - болг. драматург. Творч.
деятельность начал как акт„р, сотрудничал в печати, выступал со статьями
о т-ре. Автор одной из лучших болг. пьес- "Мастера" (1927, Нар. т-р,
София), проблемно-бытовой драмы о жизни небольшого провинциального
городка в нач. 19 в. С. - автор сатирич. комедии "Политиканы" (соч.
1920), высмеивающей скудоумных провинциальных буржуа; одноактной комедии
"Перед закрытыми воротами" (соч. 1938).
Лит.: Крънзов Г., Театър и драматургия. С., 1963, с. 17-48. А. Ив.
СТОЯНОВ, Сава (1881-1913) - болг. акт„р. С 1898- артист варненской
труппы под рук. С. Кожуха рова и Т. С. Тончева. В 1904 работал в труппе
"Бор-ба" в Софии. В 1905 - в "Современном т-ре", в 1907 - акт„р,
режисс„р Пловдивского общинного т-ра. С. обладал заразительным сценич.
темпераментом, выразит. внешностью, красивым и сильным голосом.
Роли: Иванко (о. п. Друмева), Акт„р ("На дне"). Карл Моор; Кин ("Кин,
или Гений и беспутство" Дюма-отца), Вол-чанинов ("Борьба за жизнь"
Тимковского), Рущиц, Рембов-ский ("Золотое руно" Пшибышевского) и др.
Лит.: До не в Г., Строители на българския театър, кн. 1, Плевен,
[193.-], с. 91-101. А. Ив.
СТРАВИНСКИЙ, Игорь Ф„дорович [p.5(17).VI. 1882, Ораниенбаум] - рус.
композитор. Сын певца Ф. И. Стравинского. Учился на юридич. ф-те Петерб.
ун-та. Композицией занимался у Н. А. Римского-Корсакова и А. К.
Глазунова. Первые произв. С. развивали поздний стиль Римско-го-Корсакова
и одновременно обнаруживали влияние франц. импрессионизма. Рус.
интонации, пронизывающие ранние соч. С., сохранились и в дальнейшем его
творчестве. Первые сценич. произв. С. написаны для "Рус. балета С.
Дягилева" в Париже: балеты "Жар-Птица" (1910, Т-р Елисейских полей),
"Петрушка" (1911, т-р "Шат-ле", оба пост. M. M. Фокиным), "Весна
священная" (1913, Т-р Елисейских полей). К ним стилистически примыкает
опера "Соловей" (1914, т-р "Гранд-Опера"; на е„ музыку пост. балет
"Песнь соловья", 1920, там же). В последующих произв. С. проявляются
черты конструктивистской ж„сткости и нарочитой скупости средств. Таковы
сценич. представления (с пением и пантомимой) по мотивам рус. сказок
(текст Ш. Рамюза) "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1922, там
же), "Сказка о беглом Солдате и Ч„рте" ("История солдата", 1918,
Лозанна), одноактная комич. опера "Мавра" по поэме "Домик в Коломне"
Пушкина (1922, Монте-Карло), хореографич. кантата "Свадебка" (1923, т-р
"Гете", Париж). В 20-30-е гг. С. порывает с традициями школы
Римского-Корсакова (разрыв этот носил зачастую демонстративный
характер). Обращаясь к сюжетам отдал„нных от современности эпох, он
нарочито стремится подчеркнуть "вневременной" и "вненациональный"
характер своего творчества; "мно-голикость" композитора, разнообразие
манер его письма отражали тенденции неоклассич. стилизаторства. К этому
периоду относятся балеты: "Пульчинелла" (1920, "Рус. балет С. Дягилева",
"Гранд-Опера"), "Поцелуй феи" (1927, там же), "Аполлон Мусагет" (1928,
Т-р Сары Бернар, Париж), "Игра в карты" (1937, пост. Дж. Баланчина, т-р
"Метрополитен-опера"). Наиболее значит, произв. С. в эти годы -
опера-оратория "Царь Эдип" (текст автора и Ж. Кокто по Софоклу, 1927,
Т-р Сары Бернар) и мелодрама-балет "Персефона" (по А. Жиду, 1934,
"Гранд-Опера"). Те же стилистич. тенденции выражают балет "Орфей" (1948,
"Нью-Йорк сити балле") и опера "Похождения повесы" (текст У. Оде-на по
мотивам гравюр У. Хогарта, 1951, т-р "Фениче", Венеция).
С нач. 1950-х гг. С. обращается к школе А. Ш„нберга, решительно
отвергавшейся им ранее, использует т. н. додекафонную технику. Из
сценич. произв. этого времени наиболее известен балет "Агон" (1957,
"Нью-Йорк сити балле") и кантата "Потоп" (1962, Нью-Йорк, телевидение).
С. принадлежит также ряд симфонич. и камерно-инструмент. произв. Яркая
творч. изобретательность и композиц. техника, виртуозное владение
оркестром обусловили значит. влияние С. на музыку 20 в. Однако по своей
осн. направленности творчество С. чуждо прогрессивным реалистич.
течениям совр. иск-ва. В своих теоретич. работах и многочисл. печатных
высказываниях С. открыто провозглашает принцип формалистич. эстетики.
Нек-рые произв. С. идут в т-рах СССР. В ГАТОБ в 1926 пост.
"Пульчинелла", в 1927 - "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана". В
Страницы: «« « 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |