Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2145   2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153  2154   2155   2156   2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163  » »»

Г„те), Креон ("Медея" Ев ри-пида), Вальтер ("Коварство и любовь") и др
   Лит.: "Театър", С., 1961,  .ј  9,  с.  61,  А.  Ив.  СТОЯНОВ,  Людмил
[р.6(18).II.1888] - болг. пи сатель, общественный деятель. Нар. писатель
Болгарии (1948). Депутат Великого Нар. собрания (с 1946). Чл. Болгарской
коммунистич. партии с 1944. Дей-ствит. чл Болг.  Академии  наук  (1946).
Учился в плов-дивской гимназии. Лит. деятельность начал в 1905.  В  1923
совм. с И. Даниэлем основал в Софии театр. студию, преподавал в ней, был
редактором журн. "Театр-студия". Автор историч. драм:
   "Томирис" (1921) - драматич. поэма о, нашествии орд хана Аспаруха в 7
в.; "Гибель Раковицы" (1924) - нар. драма о начальном периоде завоевания
болг. земли турками в 14 в.; "Антигона" (соч.
   1926,  единственная  пьеса  С.,  пост.   в   1962   Сливенским   нар.
т-ром)трагедия в стихах, в к-рой антич. сюжет используется для раскрытия
темы борьбы с фашистским террором. В сатирич. комедии в стихах  "Аполлон
и Мидас" (1923)  мифологич.  сюжет  используется  автором  для  осмеяния
реакц. лит. критики. Сатирически изображает монархию и  бурж.  политиков
комедия "Волки  стерегут  стадо"  (1936).  Написал  пьесу,  направленную
против антисемитизма,- "Ж„лтая звезда" (соч. 1952). В ранней драматургии
С. сказалось влияние символистской эстетики, впоследствии он обратился к
реалистич. принципам. Перев„л на болг. яз. драмы и трагедии  Лермонтова,
пьесы "Буря"  (1914),  "Сон  в  летнюю  ночь"  (1914),  "Отелло"  (1915)
Шекспира, "Манфред" Байрона (1938). Автор ряда статей по вопросам театр.
иск-ва. Димитр. пр. (1950). Соч.: Избрани произведения, т. 5, Пиеси. С.,
1956;
   Беседа с младите актьори, "Хиперион", С., 1924, кн. 2;
   Театър и публика, "Литературни новини", 1928, ј  23;  Едно  театрално
представление, "Заря", 1940, ј  5655;  Пушкин  и  Шекспир,  "Литературен
фронт", 1946, ј 18; Шекспир - велик хуманист, там же,  1945,  ј  80;  За
литературата, из-куството и културата, С., 1959.
   Лит.: Зидаров К., Людмил  Стоянов.  Критико-био-графичен  очерк,  С.,
1958; Людмил Стоянов. Юбилеен сборник, [С., 1949]; Павлов Т.,  Български
поети и писатели. С., 1948, с. 197-222;  Димов  Г.,  Пятдесет  години  в
служба на литературата и културата, в кн.: Стоянов Л., За  литературата,
изкуството и културата. С., 1959; Динеков П., Една антифашистка пиеса, в
сб.:
   Людмил Стоянов. Изследвания и статии за творчеството  му,  С.,  1961;
Вълчев В., Комедията "Вълците пазят ста-дото", там же, с. 169-76. А. Ив.
   СТОЯНОВ,  Рачо  (6.XI.1883-12.1.1951)  -  болг.   драматург.   Творч.
деятельность начал как акт„р, сотрудничал в печати, выступал со статьями
о т-ре. Автор одной из лучших болг. пьес-  "Мастера"  (1927,  Нар.  т-р,
София),  проблемно-бытовой  драмы  о  жизни  небольшого  провинциального
городка в нач. 19 в. С. -  автор  сатирич.  комедии  "Политиканы"  (соч.
1920), высмеивающей скудоумных провинциальных буржуа; одноактной комедии
"Перед закрытыми воротами" (соч. 1938).
   Лит.: Крънзов Г., Театър и драматургия. С., 1963, с. 17-48. А. Ив.
   СТОЯНОВ, Сава (1881-1913) - болг. акт„р. С  1898-  артист  варненской
труппы под рук. С. Кожуха рова и Т. С. Тончева. В 1904 работал в  труппе
"Бор-ба" в Софии. В 1905  -  в  "Современном  т-ре",  в  1907  -  акт„р,
режисс„р Пловдивского общинного т-ра. С. обладал  заразительным  сценич.
темпераментом, выразит. внешностью, красивым и сильным голосом.
   Роли: Иванко (о. п. Друмева), Акт„р ("На дне"). Карл Моор; Кин ("Кин,
или Гений и  беспутство"  Дюма-отца),  Вол-чанинов  ("Борьба  за  жизнь"
Тимковского), Рущиц, Рембов-ский ("Золотое руно" Пшибышевского) и др.
   Лит.: До не в Г., Строители на  българския  театър,  кн.  1,  Плевен,
[193.-], с. 91-101. А. Ив.
   СТРАВИНСКИЙ, Игорь Ф„дорович [p.5(17).VI. 1882, Ораниенбаум]  -  рус.
композитор. Сын певца Ф. И. Стравинского. Учился на юридич. ф-те Петерб.
ун-та.  Композицией  занимался  у  Н.  А.  Римского-Корсакова  и  А.  К.
Глазунова. Первые произв. С. развивали поздний стиль Римско-го-Корсакова
и  одновременно  обнаруживали  влияние   франц.   импрессионизма.   Рус.
интонации, пронизывающие ранние соч. С., сохранились и в дальнейшем  его
творчестве. Первые сценич. произв.  С.  написаны  для  "Рус.  балета  С.
Дягилева" в Париже: балеты "Жар-Птица"  (1910,  Т-р  Елисейских  полей),
"Петрушка" (1911,  т-р  "Шат-ле",  оба  пост.  M.  M.  Фокиным),  "Весна
священная" (1913, Т-р Елисейских полей). К ним  стилистически  примыкает
опера "Соловей" (1914, т-р  "Гранд-Опера";  на  е„  музыку  пост.  балет
"Песнь соловья", 1920, там же). В  последующих  произв.  С.  проявляются
черты конструктивистской ж„сткости и нарочитой скупости средств.  Таковы
сценич. представления (с пением и пантомимой)  по  мотивам  рус.  сказок
(текст Ш. Рамюза) "Байка про Лису, Петуха, Кота да  Барана"  (1922,  там
же), "Сказка  о  беглом  Солдате  и  Ч„рте"  ("История  солдата",  1918,
Лозанна), одноактная комич. опера "Мавра" по  поэме  "Домик  в  Коломне"
Пушкина (1922, Монте-Карло), хореографич. кантата "Свадебка" (1923,  т-р
"Гете",  Париж).  В  20-30-е  гг.  С.  порывает   с   традициями   школы
Римского-Корсакова   (разрыв   этот   носил   зачастую   демонстративный
характер). Обращаясь к сюжетам  отдал„нных  от  современности  эпох,  он
нарочито  стремится  подчеркнуть  "вневременной"   и   "вненациональный"
характер своего творчества;  "мно-голикость"  композитора,  разнообразие
манер его письма отражали тенденции неоклассич. стилизаторства. К  этому
периоду относятся балеты: "Пульчинелла" (1920, "Рус. балет С. Дягилева",
"Гранд-Опера"), "Поцелуй феи" (1927, там же), "Аполлон  Мусагет"  (1928,
Т-р Сары Бернар, Париж), "Игра в карты" (1937, пост. Дж. Баланчина,  т-р
"Метрополитен-опера").  Наиболее  значит,  произв.  С.  в  эти  годы   -
опера-оратория "Царь Эдип" (текст автора и Ж. Кокто  по  Софоклу,  1927,
Т-р Сары Бернар)  и  мелодрама-балет  "Персефона"  (по  А.  Жиду,  1934,
"Гранд-Опера"). Те же стилистич. тенденции выражают балет "Орфей" (1948,
"Нью-Йорк сити балле") и опера "Похождения повесы" (текст У.  Оде-на  по
мотивам гравюр У. Хогарта, 1951, т-р "Фениче", Венеция).
   С нач. 1950-х гг. С.  обращается  к  школе  А.  Ш„нберга,  решительно
отвергавшейся им  ранее,  использует  т.  н.  додекафонную  технику.  Из
сценич. произв. этого времени  наиболее  известен  балет  "Агон"  (1957,
"Нью-Йорк сити балле") и кантата "Потоп" (1962, Нью-Йорк,  телевидение).
С. принадлежит также ряд симфонич. и камерно-инструмент.  произв.  Яркая
творч.  изобретательность  и  композиц.  техника,  виртуозное   владение
оркестром обусловили значит. влияние С. на музыку 20 в. Однако по  своей
осн.  направленности  творчество  С.  чуждо   прогрессивным   реалистич.
течениям совр. иск-ва. В своих теоретич. работах и  многочисл.  печатных
высказываниях С. открыто провозглашает  принцип  формалистич.  эстетики.
Нек-рые  произв.  С.  идут  в  т-рах  СССР.  В  ГАТОБ   в   1926   пост.
"Пульчинелла", в 1927 - "Байка про Лису,  Петуха,  Кота  да  Барана".  В

Страницы: «« « 2145   2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153  2154   2155   2156   2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия