Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 » »» Г„те), Креон ("Медея" Ев ри-пида), Вальтер ("Коварство и любовь") и др Лит.: "Театър", С., 1961, .ј 9, с. 61, А. Ив. СТОЯНОВ, Людмил [р.6(18).II.1888] - болг. пи сатель, общественный деятель. Нар. писатель Болгарии (1948). Депутат Великого Нар. собрания (с 1946). Чл. Болгарской коммунистич. партии с 1944. Дей-ствит. чл Болг. Академии наук (1946). Учился в плов-дивской гимназии. Лит. деятельность начал в 1905. В 1923 совм. с И. Даниэлем основал в Софии театр. студию, преподавал в ней, был редактором журн. "Театр-студия". Автор историч. драм: "Томирис" (1921) - драматич. поэма о, нашествии орд хана Аспаруха в 7 в.; "Гибель Раковицы" (1924) - нар. драма о начальном периоде завоевания болг. земли турками в 14 в.; "Антигона" (соч. 1926, единственная пьеса С., пост. в 1962 Сливенским нар. т-ром)трагедия в стихах, в к-рой антич. сюжет используется для раскрытия темы борьбы с фашистским террором. В сатирич. комедии в стихах "Аполлон и Мидас" (1923) мифологич. сюжет используется автором для осмеяния реакц. лит. критики. Сатирически изображает монархию и бурж. политиков комедия "Волки стерегут стадо" (1936). Написал пьесу, направленную против антисемитизма,- "Ж„лтая звезда" (соч. 1952). В ранней драматургии С. сказалось влияние символистской эстетики, впоследствии он обратился к реалистич. принципам. Перев„л на болг. яз. драмы и трагедии Лермонтова, пьесы "Буря" (1914), "Сон в летнюю ночь" (1914), "Отелло" (1915) Шекспира, "Манфред" Байрона (1938). Автор ряда статей по вопросам театр. иск-ва. Димитр. пр. (1950). Соч.: Избрани произведения, т. 5, Пиеси. С., 1956; Беседа с младите актьори, "Хиперион", С., 1924, кн. 2; Театър и публика, "Литературни новини", 1928, ј 23; Едно театрално представление, "Заря", 1940, ј 5655; Пушкин и Шекспир, "Литературен фронт", 1946, ј 18; Шекспир - велик хуманист, там же, 1945, ј 80; За литературата, из-куството и културата, С., 1959. Лит.: Зидаров К., Людмил Стоянов. Критико-био-графичен очерк, С., 1958; Людмил Стоянов. Юбилеен сборник, [С., 1949]; Павлов Т., Български поети и писатели. С., 1948, с. 197-222; Димов Г., Пятдесет години в служба на литературата и културата, в кн.: Стоянов Л., За литературата, изкуството и културата. С., 1959; Динеков П., Една антифашистка пиеса, в сб.: Людмил Стоянов. Изследвания и статии за творчеството му, С., 1961; Вълчев В., Комедията "Вълците пазят ста-дото", там же, с. 169-76. А. Ив. СТОЯНОВ, Рачо (6.XI.1883-12.1.1951) - болг. драматург. Творч. деятельность начал как акт„р, сотрудничал в печати, выступал со статьями о т-ре. Автор одной из лучших болг. пьес- "Мастера" (1927, Нар. т-р, София), проблемно-бытовой драмы о жизни небольшого провинциального городка в нач. 19 в. С. - автор сатирич. комедии "Политиканы" (соч. 1920), высмеивающей скудоумных провинциальных буржуа; одноактной комедии "Перед закрытыми воротами" (соч. 1938). Лит.: Крънзов Г., Театър и драматургия. С., 1963, с. 17-48. А. Ив. СТОЯНОВ, Сава (1881-1913) - болг. акт„р. С 1898- артист варненской труппы под рук. С. Кожуха рова и Т. С. Тончева. В 1904 работал в труппе "Бор-ба" в Софии. В 1905 - в "Современном т-ре", в 1907 - акт„р, режисс„р Пловдивского общинного т-ра. С. обладал заразительным сценич. темпераментом, выразит. внешностью, красивым и сильным голосом. Роли: Иванко (о. п. Друмева), Акт„р ("На дне"). Карл Моор; Кин ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца), Вол-чанинов ("Борьба за жизнь" Тимковского), Рущиц, Рембов-ский ("Золотое руно" Пшибышевского) и др. Лит.: До не в Г., Строители на българския театър, кн. 1, Плевен, [193.-], с. 91-101. А. Ив. СТРАВИНСКИЙ, Игорь Ф„дорович [p.5(17).VI. 1882, Ораниенбаум] - рус. композитор. Сын певца Ф. И. Стравинского. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Композицией занимался у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Первые произв. С. развивали поздний стиль Римско-го-Корсакова и одновременно обнаруживали влияние франц. импрессионизма. Рус. интонации, пронизывающие ранние соч. С., сохранились и в дальнейшем его творчестве. Первые сценич. произв. С. написаны для "Рус. балета С. Дягилева" в Париже: балеты "Жар-Птица" (1910, Т-р Елисейских полей), "Петрушка" (1911, т-р "Шат-ле", оба пост. M. M. Фокиным), "Весна священная" (1913, Т-р Елисейских полей). К ним стилистически примыкает опера "Соловей" (1914, т-р "Гранд-Опера"; на е„ музыку пост. балет "Песнь соловья", 1920, там же). В последующих произв. С. проявляются черты конструктивистской ж„сткости и нарочитой скупости средств. Таковы сценич. представления (с пением и пантомимой) по мотивам рус. сказок (текст Ш. Рамюза) "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1922, там же), "Сказка о беглом Солдате и Ч„рте" ("История солдата", 1918, Лозанна), одноактная комич. опера "Мавра" по поэме "Домик в Коломне" Пушкина (1922, Монте-Карло), хореографич. кантата "Свадебка" (1923, т-р "Гете", Париж). В 20-30-е гг. С. порывает с традициями школы Римского-Корсакова (разрыв этот носил зачастую демонстративный характер). Обращаясь к сюжетам отдал„нных от современности эпох, он нарочито стремится подчеркнуть "вневременной" и "вненациональный" характер своего творчества; "мно-голикость" композитора, разнообразие манер его письма отражали тенденции неоклассич. стилизаторства. К этому периоду относятся балеты: "Пульчинелла" (1920, "Рус. балет С. Дягилева", "Гранд-Опера"), "Поцелуй феи" (1927, там же), "Аполлон Мусагет" (1928, Т-р Сары Бернар, Париж), "Игра в карты" (1937, пост. Дж. Баланчина, т-р "Метрополитен-опера"). Наиболее значит, произв. С. в эти годы - опера-оратория "Царь Эдип" (текст автора и Ж. Кокто по Софоклу, 1927, Т-р Сары Бернар) и мелодрама-балет "Персефона" (по А. Жиду, 1934, "Гранд-Опера"). Те же стилистич. тенденции выражают балет "Орфей" (1948, "Нью-Йорк сити балле") и опера "Похождения повесы" (текст У. Оде-на по мотивам гравюр У. Хогарта, 1951, т-р "Фениче", Венеция). С нач. 1950-х гг. С. обращается к школе А. Ш„нберга, решительно отвергавшейся им ранее, использует т. н. додекафонную технику. Из сценич. произв. этого времени наиболее известен балет "Агон" (1957, "Нью-Йорк сити балле") и кантата "Потоп" (1962, Нью-Йорк, телевидение). С. принадлежит также ряд симфонич. и камерно-инструмент. произв. Яркая творч. изобретательность и композиц. техника, виртуозное владение оркестром обусловили значит. влияние С. на музыку 20 в. Однако по своей осн. направленности творчество С. чуждо прогрессивным реалистич. течениям совр. иск-ва. В своих теоретич. работах и многочисл. печатных высказываниях С. открыто провозглашает принцип формалистич. эстетики. Нек-рые произв. С. идут в т-рах СССР. В ГАТОБ в 1926 пост. "Пульчинелла", в 1927 - "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана". В Страницы: «« « 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 2162 2163 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |