Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 » »» "Свободный т-р". В 1925-Г-26 и в 1935-36 был директором и режисс„ром Русенского т-ра, в 1927-29 - директор Нар. т-ра и Нар. оперы в Софии. В 1929 основал частный Т-р П. Стойчева. В 1940 был организатором "Т-ра для маленьких". В 1936-39 и в 1941-44 - директор Плов-дивского т-ра. В 1943 совм. с Т. Стойчевой организовал детский т-р "Балкан" (ныне - Т-р нар. молод„жи). С.- последователь принципов МХАТа. Он пропагандировал рус. драматургию, перев„л на болг. яз. "На дне". Лучшие роли: Сатин и Счастливцев. Среди др. ролей: Бобчинский; Подкол„син, Жевакин ("Женитьба"), Юст ("Дурак" Фулда), Слав ("Борислав" Вазова). В числе пост. С.- "Женитьба" (1903, труппа "Лира"); "Пер Гюнт" Ибсена (1919, "Свободный т-р") и др. Лит.: П e н e в П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 4, София, 1958. . fie. СТОЙЧЕВА, Теодорина Петрова (6. V.I 887-9.11. 1956)- болг. актриса. Засл. арт. НРБ (1949). Дебютировала в 1904 в передвижной труппе "Борба" в роли Альмы ("Честь" Зудермана). В 1905 вступила в труппу "Свободного т-ра", с к-рой гастролировала по стране С 1906 - актриса Нар. т-ра (София). В 1908 совм. с С. Бычваровым проходила практику в МХТ. С. обладала природной грацией, сильным, интонационно богатым голосом, большим темпераментом. В начале сценич. деятельности играла роли молодых героинь, в дальнейшем - трагедийные роли. Была лучшей исполнительницей роли Сарры в драме "Над пропастью" Вазова. Роли: Тамара, Кремена ("Борислав", "Ивайло" Вазова), Милка ("Первые" Тодорова), Мария Магдалена ("Иуда" Му-тафова), Кручинина; Аксюша ("Лес"), Анна Каренина; Поля ("Мещане"), Наймычка (о. п. по Шевченко), Медея (о. п. Ев-рипида), Электра (о. п. Софокла), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), фру Альвинг; Сольвейг ("Пер Гюнт" Ибсена), герцогиня Падуанская (о. п. Уайльда), Мать ("Эпоха, в которую жив„м" Чапека) и др. Лит.: "Театър", С., 1955, бр. 3, с. 54-57; там же, 1956, бр. 3, с. 80. А. Ив. СТОКГОЛЬМСКАЯ КОРОЛ‚ВСКАЯ ОПЕРА - см. Шведская Королевская опера. СТОКОВСКИЙ (Stokowski), Леопольд (р. 18.IV. 1882, Лондон) - амер. дириж„р. Музыке учился в Оксфорде у Г. Пэрри и Ч. Станфорда, позже - в парижской Консерватории. Как дириж„р впервые выступил в 1908 в Лондоне. В 1912-36 руководил Филадельфийским симф. оркестром. В 1931 в Филадельфии С. дирижировал первой амер. пост. оперы А. Берга "Воп-цек". С 1949 С. руководил (совм. с Д. Митропулосом) Нью-Йоркским филармонич. оркестром и выступал с др. оркестрами. В 1936 и 1958 гастролировал в СССР. Один из крупнейших дириж„ров 20 в., С. выступал и как композитор. Снимался в муз. фильмах. Соч.: Музыка для всех нас, пер. с англ., М., 1963. Лит.: Шнеерсон Г.,Л. Стоковский, "Сов. музыка", 1941, ј 5; С е р г е е в И., Л. Стоковский в Москве, там же, 1958, ј 8. Ал. М. СТОЛЕРМАН, Самуил Александрович [9(21).XII. 1874-22.XII.1949] - рус. сов. дириж„р. Засл. арт. Груз. ССР (1924), нар. арт. УССР (1937). С 1905 занимался дирижированием у проф. В. И. Сафонова в Москве. В 1907-08 - дириж„р оперной труппы в Перми. Работал во Владивостоке, Благовещенске, Москве, Тбилиси, Баку и др. городах. В 1927-44 - гл. дириж„р, муз. рук. Одесского т-ра оперы и балета, в 1944- 1949- гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Под рук. С. впервые пост. оперы: "Алмаст" Спендиа-рова на укр. (1930, Одесса), груз. (1932, Тбилиси) и арм. (1933, Ереван, на открытии т-ра) языках, "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (1919), "Кето и Котэ" (1919) и "Лейла" (1922) Долидзе, "Тамара Коварная" М. Баланчивадзе (1926, все - в Тбилиси), "Разлом" Фемелиди (1929), "Золотой обруч" ("Захар Беркут") Лятошинского (1930), "В плену у яблонь" Чишко (1931), "Трагедийная ночь" Данькевича (1935; все - в Одессе). Др. пост.: "Лоэнгрин", "Севильский цирюльник", "Аида" (все в 1923), "Борис Годунов" (1924; все - в Баку), "Царская невеста" (1925), "Кармен" (1926); "Тарас Бульба" Лысенко (1932; все - в Тбилиси), "Л„д и сталь" Дешевова (1930), "Майская ночь" Лысенко (1937), "Иван Сусанин" (1940), "Да-иси" Палиашвили (1941; все - в Одессе), "Тарас Бульба" в нов. ред. Л. Н. Ревуцкого (совм. с К. А. Симеоновым, 1947, Т-р оперы и балета им. Шевченко). А. Ив. "СТОЛИЧНАЯ ДРАМАТЙЧЕСКО-бПЕРНАЯ ТРУППА"- болг. труппа. Осн. в 1890 в Софии по инициативе И. Шишманова и А. Константинова. В драм. отделение вош„л почти весь состав труппы "Основа": В. Кирков, Г. Киров, В. Налбуров, И. Попов, Ш. Попова и др. Оно открылось в помещении т-ра "Основа" 6 окт. 1890 спектаклем "Ижиния" Пелико. В 1890 были пост.: "Руска" Вазова, "Пенчо Кырлеж" Шишманова, "Женитьба)); "Семья преступника" Джакометти и др. С 1891 спектакли шли в театр. зале "Славянская беседа", ставились: "Иванко" Друмева, "Анджело" Гюго, "Коварство и любовь". Директор т-ра - Д. Казаков, реж. И. Попов. Оперную труппу составили болгарские (Д. Казаков, И. Славков) и чешские (О. Добшова, А. Кратохвилова, Я. Хашек) певцы. Дириж„р А. Букорещлиев, реж. Я. Хашек.Спектакли начались в 1891 (ставили "Фауст" Гуно, "Трубадур", сцены из опер "Евгений Онегин"; "В колодце" Блодека и др.). Летом 1891 драм. отделение выделилось из труппы, а оперное отделение было преобразовано в "Столичную оперную труппу", к-рая в том же году пост. первую оперу на болг. яз. - "Лукреция Борджиа" Доницетти, затем "Травиату" и "Аиду" Верди, "Сельскую честь" Масканьи и др. После выхода из труппы чеш. певцов (в связи с материальными трудностями) она в 1892 прекратила сво„ существование. На е„ базе возник новый т-р "Слеза и смех". Лит.: Казаков Д., Материали по историята на на-родния театър и опера. С., 1929; С а г а е в Л., Българското оперно творчество. С., 1958; Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950. А. Ив. СТОЛЯРОВ, Григорий Арнольдович [8(20).IIL 1892-14.IX.1963] - рус. сов. дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1947). В 1915 окончил Петрогр. консерваторию. Дириж„рскую деятельность начал в петрогр. т-ре "Ренессанс" (1915-17). Был гл. дириж„ром Одесского т-ра оперы и балета (1920-29), Муз. т-ра им. Немировича-Данченко (1930-38), Оперной студии им. Шацкого при Моск. консерватории (1937-39), Т-ра оперы и балета им. Абая (1945-48), Моск. т-ра оперетты (с 1954). Исполнительский стиль С. отличался высокой слаженностью ансамбля, большим муз. вкусом. Пост.: Муз. т-р им. Немировича-Данченко - "Тиль Уленшпигель" Лотара (1931), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Корневильские колокола" Планкета (1932), "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Травиата" (1934), Страницы: «« « 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 2156 2157 2158 2159 2160 2161 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |