Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2137   2138   2139   2140   2141   2142   2143   2144   2145  2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153   2154   2155  » »»

Козлова, Лясковский - Вицин), затем, в  этом  же  году,  в  Ленингр.т-ре
Комедии (реж. и худ.  Акимов).  В  1946-47  "С.д."  пост.  ок.200  т-ров
страны, в т. ч.:
   Брестский, Калининский, Кировский, Орловский, Рязанский,  Смоленский,
Тульский, Ульяновский, Южно-Сахалинский т-ры  (все  в  1947),  Казанский
Большой драм. т-р, Красноярский т-р.  Нальчикский  рус.,  Краснодарский,
Читинский т-ры  (все  в  1948),  Астраханский  т-р  (1952),  Саратовский
(1956), Кировский (1957), Омский  (1959);  мн.  ТЮЗы;  т-р  "Лучафэрул",
Кишин„в (1962), Кемеровский т-р (1963), Ростовский-на-Дону т-р (1964)  и
др.
   Пьеса ставилась и за  рубежом  -  в  Болгарии,  Польше  Чехословакии,
Югославии.
   Издания:  Первая  публикация-"Старые  друзья",  М.-  Л.,   1946.   Из
последующих изд.: Пьесы-советских писателей, т. 8, М.,  1955;  Советская
драматургия, т. 7,М.-Л., 1948;
   Малюгин А., Старые друзья, М., 1958, 1961. А.  Шн.  СТАСИМ  [JTcEJtov
(от  (JTttCTtos  -  стоящий),  дословно-песнь  на  месте]-  в  др.-греч.
трагедии  песня  между  эписодиями.  Исполнялась  хором,  стоящим  перед
зрителями.  С.  состоял  из   неск.   сизигий   (см.   Строфа),   иногда
сопровождался гипорхемой. Размеры и  содержание  С.  менялись.  Наиболее
длинные и метрически разнообразные С. встречаются  в  трагедиях  Эсхила,
где хор был полноправным действующим лицом, а его песни раскрывали смысл
изображаемых событий. У Софокла и особенно у Еврипида эта связь  слабее:
хор  выражает  общее  настроение  и  С.  являются   лишь   отступлением,
разрабатывающим мифологич. и философ. темы. Еврипид доводит форму С.  до
совершенства; уменьшает до 2-3 число сизигий, строго выдерживает метрич.
композицию.
   Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.,  1940;  см.  также
ст. Древнегреческая драматургия и лит. к ней. Лид. Ф.
   СТАСОВ, Владимир Васильевич [2(14).1.1824,  Петербург,-  10(23).  X.I
906, там же]  -  рус.  художеств.  и  муз.  критик,  историк  искусства,
археолог.  Один  из  крупнейших  деятелей  рус.  демократич.  художеств.
культуры 19 в. Поч„тный вольный общник  петерб.  Академии  художеств  (с
1859);  поч„тный  академик  Российской  АН  (с  1900).  Сын   известного
архитектора В. П. Стасова. Учился в Уч-ще правоведения (1836-43). В  эти
годы, сблизившись с композитором  и  муз.  критиком  А.  Н.  Серовым,  с
увлечением изучал музыку, живопись, лит-ру. В 1847 С. впервые выступил в
печати  со  статьями  по  лит-ре  и   музыке.   Интересы   С.   поражали
разносторонностью (исследовательская и собирательская работа  в  области
археологии, истории, филологии и т. д.), но главным в  его  деятельности
была художеств. и  муз.  критика.  Мировоззрение  С.  формировалось  под
прямым  воздействием   эстетики   революц.   демократов.   Он   всячески
поддерживал реалистич.  иск-во,  боролся  за  демократизацию  художеств.
жизни.  Разбирая  художеств.  произведения,  С.  поднимался  до  критики
крепостнич.  и  бурж.  действительности,  отраж„нной   в   них.   Многие
прогрессивные явления в рус. иск-ве 2-й пол. 19 в. были в той  или  иной
мере связаны с именем С. Он  принял  активное  участие  в  творч.  жизни
"Могучей  кучкш,  Товарищества  передвижников.  С.  отстаивал   идейное,
содержат,  иск-во,  активно  вмешивающееся  в  жизнь,   боролся   против
академизма, за реализм, нац. своеобразие и народность иск-ва. В  области
музыки гл. задачей С. была борьба за самостоят, нац. путь развития  рус.
музыки, за признание творчества выдающихся рус.  композиторов-реалистов.
С. был одним из крупнейших исследователей и пропагандистов творчества М.
И. Глинки, к-рому поев. более 30 его работ,  в  т.  ч.  первая  обстоят,
монография  (1857).  С.  неизменно  подч„ркивал   глубокую   народность,
правдивость, новаторский характер  творчества  Глинки.  Высоко  оценивал
творчество А. С. Даргомыжского. В монографиях о Глинке, М. П. Мусоргском
(1881), А. П. Бородине (1887), в историч.обзорах -  "Двадцать  пять  лет
русского искусства", "Искусство в XIX веке" и  др.  С.  дал  разв„рнутое
обоснование творч. принципов "новой рус. муз. школы". Наиболее полное  и
последовательное  выражение  народно-реалистич.  начал  этой  школы   он
находил  в  творчестве  Мусоргского.  С.  горячо  поддержал   творчество
композиторов А. К. Глазунова, А. К. Лядова,  А.  Н.  Скрябина,  великого
рус. певца Ф. И. Шаляпина. Статьи С. большей частью ярко публицистичны и
полемичны по тону. Ведя  борьбу  за  передовую  рус.  музыку,  он  резко
критиковал политику принижения отечеств, иск-ва, проводившуюся каз„нными
оперными т-рами и концертными организациями, защищал  рус.  композиторов
от нападок реакц. критики. С. проявлял  глубокий  интерес  к  творчеству
выдающихся зарубежных композиторов, особенно Л. Бетховена, Г.  Берлиоза,
Ф. Листа, Р.  Шумана,  Ф.  Шопена,  Э.  Грига,  музыку  к-рых  горячо  и
энергично  пропагандировал  в  России.  Несмотря  на  односторонность  и
крайность ряда суждений, С. вн„с существ, вклад в  разработку  важнейших
вопросов реалистич. муз. эстетики (о роли нар. песни  в  развитии  проф.
муз. иск-ва, о связи вок. мелодии с интонациями человеч. речи и т.  д.).
С. заботливо растил  художеств.  молод„жь.  Мн.  художники  и  музыканты
обязаны ему формированием своего таланта. Неустанная забота  С.  о  рус.
иск-ве  проявилась  и  в  обширной  переписке,  в  беседах  с  деятелями
культуры. С. сплотил вокруг себя группу  историков  иск-ва  я  критиков,
отстаивавших реализм и демократизм в иск-ве. Неоднократно издававшиеся в
СССР труды С. являются  классич.  наследием  передовой  рус.  художеств.
мысли.
   С о ч.: Собрание сочинений, т. 1-3, СПБ, 1894, т. 4, СПБ, 1906; Избр.
сочинения в трех томах, М., 1952; Избр. ст. о музыке, Л.-М.,1949;  Избр.
ст. о М. П. Мусоргском, М., 1952; Избр. ст. о М. И.  Глинке,  М.,  1955;
Стасов В. В. и Чайковский П. И.,  Неизданные  письма,  "Русская  мысль",
1909, март; Письма к родным, т. 1-3, М., 1953-62.
   Лит.: К а р е н и н Влад. [Комарова В. Д.],  Владимир  Стасов.  Очерк
его жизни и деятельности, ч. 1-2, Л., 1927; Владимир Васильевич  Стасов.
1824-1906. К 125-летию со дня рождения [Сборник статей  и  воспоминаний,
сост. Е. Д. Стасова], М.-Л., 1949;  Незабвенному  Владимиру  Васильевичу
Стасову. Сборник воспоминаний, СПБ, [1908] (имеется  подробный  перечень
сочинений С.); Ливанов аТ., Стасов и  русская  классическая  опера,  М.,
1957. Г. Кел.
   СТАСЮНАС, Ионас Антано (р.  26.IX.1919)  -литов.  сов.  артист  оперы
(баритон). Нар. арт. СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с  1957.  Деп.
Верх.  Совета  Лит.  ССР  4-го  созыва.  В   1948   окончил   Каунасскую
консерваторию. С 1941- солист Литов. т-ра оперы и балета.  См.  илл.  на
кол. 1087.
   Партии: Маргирис ("Пиле-най"Кловы, 1956), Радвила ("Даля" Дварионаса,
1959)  -  первый  исполнитель;  Сакалас  ("Марите"  Рачюнаса),  Римвидас

Страницы: «« « 2137   2138   2139   2140   2141   2142   2143   2144   2145  2146   2147   2148   2149   2150   2151   2152   2153   2154   2155  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия