|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2137 2138 2139 2140 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 » »» Козлова, Лясковский - Вицин), затем, в этом же году, в Ленингр.т-ре
Комедии (реж. и худ. Акимов). В 1946-47 "С.д." пост. ок.200 т-ров
страны, в т. ч.:
Брестский, Калининский, Кировский, Орловский, Рязанский, Смоленский,
Тульский, Ульяновский, Южно-Сахалинский т-ры (все в 1947), Казанский
Большой драм. т-р, Красноярский т-р. Нальчикский рус., Краснодарский,
Читинский т-ры (все в 1948), Астраханский т-р (1952), Саратовский
(1956), Кировский (1957), Омский (1959); мн. ТЮЗы; т-р "Лучафэрул",
Кишин„в (1962), Кемеровский т-р (1963), Ростовский-на-Дону т-р (1964) и
др.
Пьеса ставилась и за рубежом - в Болгарии, Польше Чехословакии,
Югославии.
Издания: Первая публикация-"Старые друзья", М.- Л., 1946. Из
последующих изд.: Пьесы-советских писателей, т. 8, М., 1955; Советская
драматургия, т. 7,М.-Л., 1948;
Малюгин А., Старые друзья, М., 1958, 1961. А. Шн. СТАСИМ [JTcEJtov
(от (JTttCTtos - стоящий), дословно-песнь на месте]- в др.-греч.
трагедии песня между эписодиями. Исполнялась хором, стоящим перед
зрителями. С. состоял из неск. сизигий (см. Строфа), иногда
сопровождался гипорхемой. Размеры и содержание С. менялись. Наиболее
длинные и метрически разнообразные С. встречаются в трагедиях Эсхила,
где хор был полноправным действующим лицом, а его песни раскрывали смысл
изображаемых событий. У Софокла и особенно у Еврипида эта связь слабее:
хор выражает общее настроение и С. являются лишь отступлением,
разрабатывающим мифологич. и философ. темы. Еврипид доводит форму С. до
совершенства; уменьшает до 2-3 число сизигий, строго выдерживает метрич.
композицию.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; см. также
ст. Древнегреческая драматургия и лит. к ней. Лид. Ф.
СТАСОВ, Владимир Васильевич [2(14).1.1824, Петербург,- 10(23). X.I
906, там же] - рус. художеств. и муз. критик, историк искусства,
археолог. Один из крупнейших деятелей рус. демократич. художеств.
культуры 19 в. Поч„тный вольный общник петерб. Академии художеств (с
1859); поч„тный академик Российской АН (с 1900). Сын известного
архитектора В. П. Стасова. Учился в Уч-ще правоведения (1836-43). В эти
годы, сблизившись с композитором и муз. критиком А. Н. Серовым, с
увлечением изучал музыку, живопись, лит-ру. В 1847 С. впервые выступил в
печати со статьями по лит-ре и музыке. Интересы С. поражали
разносторонностью (исследовательская и собирательская работа в области
археологии, истории, филологии и т. д.), но главным в его деятельности
была художеств. и муз. критика. Мировоззрение С. формировалось под
прямым воздействием эстетики революц. демократов. Он всячески
поддерживал реалистич. иск-во, боролся за демократизацию художеств.
жизни. Разбирая художеств. произведения, С. поднимался до критики
крепостнич. и бурж. действительности, отраж„нной в них. Многие
прогрессивные явления в рус. иск-ве 2-й пол. 19 в. были в той или иной
мере связаны с именем С. Он принял активное участие в творч. жизни
"Могучей кучкш, Товарищества передвижников. С. отстаивал идейное,
содержат, иск-во, активно вмешивающееся в жизнь, боролся против
академизма, за реализм, нац. своеобразие и народность иск-ва. В области
музыки гл. задачей С. была борьба за самостоят, нац. путь развития рус.
музыки, за признание творчества выдающихся рус. композиторов-реалистов.
С. был одним из крупнейших исследователей и пропагандистов творчества М.
И. Глинки, к-рому поев. более 30 его работ, в т. ч. первая обстоят,
монография (1857). С. неизменно подч„ркивал глубокую народность,
правдивость, новаторский характер творчества Глинки. Высоко оценивал
творчество А. С. Даргомыжского. В монографиях о Глинке, М. П. Мусоргском
(1881), А. П. Бородине (1887), в историч.обзорах - "Двадцать пять лет
русского искусства", "Искусство в XIX веке" и др. С. дал разв„рнутое
обоснование творч. принципов "новой рус. муз. школы". Наиболее полное и
последовательное выражение народно-реалистич. начал этой школы он
находил в творчестве Мусоргского. С. горячо поддержал творчество
композиторов А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, великого
рус. певца Ф. И. Шаляпина. Статьи С. большей частью ярко публицистичны и
полемичны по тону. Ведя борьбу за передовую рус. музыку, он резко
критиковал политику принижения отечеств, иск-ва, проводившуюся каз„нными
оперными т-рами и концертными организациями, защищал рус. композиторов
от нападок реакц. критики. С. проявлял глубокий интерес к творчеству
выдающихся зарубежных композиторов, особенно Л. Бетховена, Г. Берлиоза,
Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шопена, Э. Грига, музыку к-рых горячо и
энергично пропагандировал в России. Несмотря на односторонность и
крайность ряда суждений, С. вн„с существ, вклад в разработку важнейших
вопросов реалистич. муз. эстетики (о роли нар. песни в развитии проф.
муз. иск-ва, о связи вок. мелодии с интонациями человеч. речи и т. д.).
С. заботливо растил художеств. молод„жь. Мн. художники и музыканты
обязаны ему формированием своего таланта. Неустанная забота С. о рус.
иск-ве проявилась и в обширной переписке, в беседах с деятелями
культуры. С. сплотил вокруг себя группу историков иск-ва я критиков,
отстаивавших реализм и демократизм в иск-ве. Неоднократно издававшиеся в
СССР труды С. являются классич. наследием передовой рус. художеств.
мысли.
С о ч.: Собрание сочинений, т. 1-3, СПБ, 1894, т. 4, СПБ, 1906; Избр.
сочинения в трех томах, М., 1952; Избр. ст. о музыке, Л.-М.,1949; Избр.
ст. о М. П. Мусоргском, М., 1952; Избр. ст. о М. И. Глинке, М., 1955;
Стасов В. В. и Чайковский П. И., Неизданные письма, "Русская мысль",
1909, март; Письма к родным, т. 1-3, М., 1953-62.
Лит.: К а р е н и н Влад. [Комарова В. Д.], Владимир Стасов. Очерк
его жизни и деятельности, ч. 1-2, Л., 1927; Владимир Васильевич Стасов.
1824-1906. К 125-летию со дня рождения [Сборник статей и воспоминаний,
сост. Е. Д. Стасова], М.-Л., 1949; Незабвенному Владимиру Васильевичу
Стасову. Сборник воспоминаний, СПБ, [1908] (имеется подробный перечень
сочинений С.); Ливанов аТ., Стасов и русская классическая опера, М.,
1957. Г. Кел.
СТАСЮНАС, Ионас Антано (р. 26.IX.1919) -литов. сов. артист оперы
(баритон). Нар. арт. СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1957. Деп.
Верх. Совета Лит. ССР 4-го созыва. В 1948 окончил Каунасскую
консерваторию. С 1941- солист Литов. т-ра оперы и балета. См. илл. на
кол. 1087.
Партии: Маргирис ("Пиле-най"Кловы, 1956), Радвила ("Даля" Дварионаса,
1959) - первый исполнитель; Сакалас ("Марите" Рачюнаса), Римвидас
Страницы: «« « 2137 2138 2139 2140 2141 2142 2143 2144 2145 2146 2147 2148 2149 2150 2151 2152 2153 2154 2155 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |