Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2156   2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164  2165   2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174  » »»

   В 1937-44 С.- гл. реж. и худ.  рук.  Малого  т-ра.  Пост.  спектакли:
"Уриэль Акоста" Гуцкова с А. А. Остужевым в загл. роли (1940), "В степях
Украины" (1941; Гос. пр. СССР, 1942), "Варвары" (1941,  совм.  с  К.  А.
Зубовым),  "Фронт"  (1942),  "Нашествие"  (1943).   В   1944   руководил
Т-ром-студией киноакт„ра, в 1946-- 1948 снова работал в МХАТе, в 1948-52
возглавлял Центр, т-р  транспорта,  в  1952-53  -  Т-р  им,  Я.  Купа-лы
(Минск). В 1930-56 в„л педагогич. деятельность в ГИТИСе.
   Др. спектакли: "Горе от ума" (1938, совм. с П. М. Садовским), "Жизнь"
Панф„рова (1939), "Отечественная война 1812" по Л. Н.  Толстому  (1942),
"Дядя Ваня" (1947, совм. с М. Н. Кедровым и Н. Н. Литовцевой), "Хлеб наш
насущный" Вирты (1948, совм. с М. О. Кнебель), "Хождение по мукам" по А.
Н. Толстому (1948, инсц. С.).
   С. снимался в кино (Гос. пр. СССР, 1951, за  исполнение  роли  Иохима
Пино в фильме "Заговор обреч„нных").
   Соч.: Основные элементы акт„рского мастерства, М.,  1934  (Творчество
акт„ра, вып. 1). К. Р.
   СУДЕЙКИН,  Сергей  Юрьевич  [7(19).III.1882-  12.VIII.1946]  -   рус.
живописец, график, театр.  художник.  Учился  в  моск.  Уч-ще  живописи,
ваяния и зодчества (1897-1909; с перерывами) у К. А. Коровина, в петерб.
Академии художеств (1909-10). Принадлежал к т. н.  "младшему  поколению"
художников группы "Мир искусства". Первый период сценич. творчества  С.,
связанный  с   деятельностью   В.   Э.   Мейерхольда,   характеризовался
воздействием идей условно-символистского т-ра (декорации  к  спектаклям:
"Сестра  Беатриса"  Метерлинка,  Т-р  В.   Ф.   Комиссаржевской,   1906;
"Поклонение кресту" К альдерона, Башенный т-р,  1909-10).  От  мягкости,
"расплывчатости", бл„клой  цветовой  гаммы  декораций,  характерной  для
первого  периода  творчества,  С.  приш„л  к  более  насыщенному  цвету,
праздничной коврово-орнаментальной декоративности композиции. В живописи
и т-ре излюбленные  образы  С.  связаны  с  итал.  комедией  дель  арте,
гофма-новской фантастикой, пантомимой, карнавалом, балаганом,  сказочным
Востоком. С конца 1900-х  гг.,  помимо  Мейерхольда,  С.  сотрудничал  с
режисс„рами, утверждавшими "чистую  театральность",  стилизацию,-с  Ф.Ф.
Комиссаржевским ("Цезарь и Клеопатра" Шоу, Новый драматич.  т-р,  1909),
А. Я. Таировым ("Женитьба Фигаро" Бомарше и "Карнавал  жизни"  Сен-Жоржа
де Буалье, Камерный т-р, 1915),  Н.  Н.  Евреиновым  (оперетта  "Беглая"
Евреинова,  "Палас-театр",  1915),  с   Ю.   Э.   Озаровским   ("Проказы
вертопрашки" Озаров-ского в Моск. драм. т-ре, 1915) и др.
   В декорациях С. зрелищность, буйная вакханалия красок, "лубочность" и
романтич.   экзотика   нередко   приобретали   самодовлеющее   значение,
противоречили внутреннему смыслу театр. действия, пьесы. Театр.  костюмы
художника  превращали  акт„ра  в  "красочное  пятно",  лишь  дополняющее
сценич. "картину". Значит, место в творчестве  С.  занимала  работа  над
балетными спектаклями ("Трагедия Саломеи", Париж,  антреприза  Дягилева,
1912, "Андалузиана" на муз. Визе, Мариинский т-р, 1915, и др.).  С  1920
С. жил в Париже, затем (с  1923)  в  США.  Оформлял  гл.  обр.  балетные
спектакли (постановки Г. Балан-чина, А. Больма, Б. Нижинской, М. Фокина,
М. Мордкина).
   Др. спектакли: "Весеннее безумие" Дымова  (1915,  Новый  драм.  т-р),
"Мадмуазель  Фифи"  по  Мопассану  (1914,  Т-р  Лит.-художеств.  об-ва),
"Секрет Сюзанны" Феррара  (1914,  Мариинский  т-р),  "Юдифь"  Бернстейна
(1922;,    т-р    "Вь„     коломбье",     Париж),     "Садко"     (1930,
"Метрополитен-опера"),  "Порги  и  Бесс"  Гершвина  (1935,  Т-р  "Гилд",
Нью-Йорк) и  др.  Оформил  ряд  программ  театра-кабаре  Н.  Ф.  Балиева
"Летучая мышь" в Москве, Париже, Нью-Йорке.
   Лит.: Маковский С., С. Ю. Судейкин, "Аполлон", 1911, ј 8; С о л о в ь
е в В. Н., Судейкин.  там  же,  1917,  ј  8-10;  Камерный  театр  и  его
художники, М., 1934 (Альбом). м. Л.
   СУДЬБЙНИН, Иван Иванович (1866-25.11. 1919) - рус. акт„р.  Участвовал
в любит, спектаклях. На проф. сцене с 1885. Играл в провинции  (Харьков,
Киев, города Сибири, Самара и др.). Затем в  моск.  Т-ре  Корша  (1902),
петербургских  театрах   Неметти   (1903),   Литературно-художественного
общества (1895-97, 1904-08).  С  1909-в  труппе  Александрийского  т-ра.
Акт„р чисто  рус.  нап.  дарования,  один  из  лучших  в  России  т.  н.
"рубашечных героев", С. прекрасно чувствовал и  передавал  нар.  бытовые
характеры, поднимаясь в своих лучших ролях до высокого трагизма. Он умел
показать широту, удаль и порыв богато одар„нного  от  природы  человека,
его непримиримое противоречие с т„мным, звериным укладом жизни. Конфликт
героя со средой приобретал в исполнении С. острый бунтарский характер.
   Лучшие роли: Никита ("Власть тьмы", 1895, Т-р Лит.-художеств.  об-ва,
1-я  пост.),  Андрей  Белугин   ("Женитьба   Белугина"   Островского   и
Соловь„ва); Любим Торцов;
   Ананий Яковлев ("Горькая судьбина" Писемского) и др.
   После Окт. революции С. вместе с В. А.  Мичуриной-Самойловой,  И.  М.
Ураловым и др. вош„л  во  Временный  к-т  Александрийского  т-ра.  Лит.:
Карпов Евт., Первая постановка "Власти тьмы", "Театр и искусство", 1908,
.ј 34, с. 584; X о д о т о в Н. Н., Близкое-далекое,  [2  изд.],  Л.-М.,
1962. А. Кл.
   СУДЬБЙНИН, Степан Михайлович [р. 27.XII. 1898(8.1.1899)]-  рус.  сов.
акт„р и режиссер. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Деп. Верх. Совета Ары.  ССР
3-го созыва. В 1917-19 учился в драм. школе при Орловском т-ре.  В  1920
поступил во Фронтовой т-р при Политотделе  13-й  Армии.  Работала  т-рах
Перми (1925-26), Тулы (1927-28), Томска (1932-35),Оренбурга  (19391940),
Кирова (1941-44), Ростова-на-Дону (1945-46) и др. городов. В  1947-59  -
акт„р и режисс„р Ереванского рус. т-ра им. Станиславского.
   Пост. спектакли: "Лес" (1948, играл роль  Несчастливце-ва),  "Не  вс„
коту масленица" Островского (1951),  "Зыковы"  (1951,играл  роль  Архипа
Зыкова). Лучшими ролями С. были Элизбарян  ("Из-за  чести"  Ширванзаде),
Рыбаков-отец ("Иван Рыбаков"  Гусева),  Иван  Коломийцев  ("Последние"),
Тетерев   ("Мещане),   Муравь„в   ("Победители"   Чирскова),    Рома-нюк
("Калиновая  роща"  Корнейчука),  Макаров  ("Порт-Артур"   Степанова   и
Попова), Кошкин ("Любовь Яровая"). Б. А.
   СУК, Вячеслав Иванович (16.XI.1861,  Кладно,-  12.1.1933,  Москва)  -
рус. сов. дириж„р. По национальности чех. Нар. арт.  Республики  (1925).
Муз. образование получил в Пражской консерватории, к-рую окончил в  1879
по  классу  скрипки.  С  1880  жил   в   России.   В   1880-82   работал
скрипачом-концертмейстером оркестра оперной труппы И. Я. Сетова в Киеве,
в 1882-85 - скрипачом оркестра Большого т-ра в Москве. В  1885-  1906  -
дириж„р провинц. оперных т-ров (Харьков, Вильно, Одесса, Киев,  Саратов,
Казань и др.). В эти годы С. приобр„л большой дириж„рский опыт, глубокое
знание оперного иск-ва, завоевал авторитет как  талантливый  музыкант  и

Страницы: «« « 2156   2157   2158   2159   2160   2161   2162   2163   2164  2165   2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия