Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166   2167   2168  2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176   2177   2178  » »»

   А с е е в Б. Н., Русский драматический театр XVII- XVIII  веков,  М.,
1958;
   Всеволодский-Герн-гросс В. Н., Русский театр  второй  половины  XVIII
века, М., 1960. Ю. Д.
   СУМБАТАШВЙЛИ,  Иосиф  Георгиевич  (р.  10.  XI.  1915)  -сов.  театр.
художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Окончил Академию художеств
в Тбилиси. Учился у Д. Ка-кабадзе и В. Сидамон-Эри-стави. Деятельность в
т-ре начал  в  1940  ("Беспочвенные"  Шаликашвили,  Горий-ский  т-р).  С
1948-гл. художник  Т-ра  им.  Марджанишвили  (Тбилиси).  Оформлял  также
спектакли в др. т-рах. Много работал  в  т-рах  Москвы.  С  1962  -  гл.
художник Центр, т-ра Сов. Армии (Москва).
   Оформил спектакли: "Ромео  и  Джульетта"  Шекспира,  "Очаг  Харатели"
Мревлишви-ли (1949), "Антоний и  Клеопатра"  Шекспира  (1951),  "Георгий
Саакадзе" Чхеидзе (1953), "Ричард III" (1957);
   "Медея" Софокла (1960) - все в Т-ре им. Марджанишвили;
   "Оптимистическая трагедия" (1958, Т-р им.  Руставели),  "Король  Лир"
(1958, Сев.-Осетинский т-р); "Даиси" 3. Палиашвили (1957,  Т-р  оперы  и
балета им. Палиашвили), "Иркутская  история"  Арбузова  (1959,  Т-р  им.
Вахтангова),  "Катерина  Измайлова"  Шостаковича  (1963,  Муз.  т-р  им.
Станиславского и Неми-ровича-Данченко), "Под одной  из  крыш"  Аграненко
(1962), "Яков Богомолов"  Горького  (1962),  "Солдат  и  Ева"  Борисовой
(1964) - в Центр, т-ре Сов. Армии. Гос.пр. СССР, 1952.
   Преподавал в тбилисской Академии художеств  (1946-48,  1954-56)-  АН.
Л/.
   СУМБАТОВ-ЮЖИН, Александр Иванович - см. Южин А. И.
   "СУМЕРКИ БОГбВ" - см. "Гибель богов".
   СУНДУКЯН,     Габриел      Мкртичевич      [29.VI(11.VII).      1825,
Тифлис,-16(29).III.1912, там же] - арм. драматург.  Основоположник  нац.
реалистич. драматургии. В 1846 С. поступил  на  историко-филологич.  ф-т
Пе-терб.  ун-та.  Глубокое  знакомство  с  передовой   рус.   культурой,
посещение спектаклей с участием Щепкина и Мартынова во многом определили
формирование эстетич.  взглядов  будущего  драматурга.  Окончив  ун-т  и
получив степень кандидата восточных языков, С. в 1850 вернулся в  Тифлис
и поступил на  службу  в  канцелярию  наместника  Кавказа  на  должность
переводчика. Но за передовые взгляды его  вскоре  уволили  со  службы  и
сослали в г. Дербент. Вернувшись в Тифлис  через  пять  лет  (1858),  С.
посвятил себя драматургии, развитию нац. арм. т-ра. Его  первая  комедия
"Ночное чиханье - к добру" (1863) имела  успех,  и  С.  создал  одну  за
другой новые пьесы, получившие большое значение в  становлении  молодого
т-ра. Глубоко понимая социальные противоречия  совр.  ему  общества,  С.
выступил  против  историч.  классицис-тич.  трагедии  и  развлекательных
водевилей, дал„ких  (c)т  совр.  жизни.  Драматургия  С.,  реалистически
отображающая совр.  жизнь,  отвечала  требованиям  революц.  демократич.
интеллигенции, требованиям М. Налбандяна, призывавшего к  созданию  арм.
реалистич.  драматургии.  В  1866  появилась   комедия   С.   "Хатабала"
("Переполох"),  знаменовавшая  собой  первую  победу  реализма  в   арм.
драматургии и т-ре. Через три года С. написал пьесу "Ещ„ одна жертва", а
в 1870-"Пэпо", пьесу, принесшую ему мировую славу. В 1873 на арм.  сцене
был пост. "Разор„нный очаг". С. написал также пьесы:  "Супруги"  (1890),
"Банный узел" (1907), "Любовь и свобода" (1909), "Завещание" (1912).
   В  творчестве  С.   отраж„н   процесс   перехода   от   феодально   -
патриархального уклада  к  буржуазному.  Драматург  выступает  в  защиту
свободы человеч. чувств в мире социального угнетения  (образы  Ана-ни  и
Микаела в пьесе "Ещ„ одна жертва"), развенчивает  власть  денег  (образы
буржуа Замбаховав "Хатабале", Зимзимова  в  "Пэпо"),  страстно  защищает
идею социального равноправия. С  большим  художественным  мастерством  и
сочувствием рисует драматург трудового  человека,  протестующего  против
социального неравенства (Пэпо).
   С. призывал к  демократизации  т-ра,  усилению  его  просветительной,
воспитательной миссии.  Утверждая  своим  творчеством  принципы  критич.
реализма, общественно-обличительное направление в арм. т-ре,  С.  создал
драматургию, глубокую по содержанию и богатую, разнообразную  по  форме.
Пьесы С., в большинстве сво„м комедии, отличаются стройной  композицией,
ярким нар. юмором,  достоверным  изображением  нравов  старого  Тифлиса,
Персонажи пьес С., как главные, так и эпизодические, ярко индивидуальны,
наделены сочной характерностью. Непревзойд„нный мастер художеств. слова,
С. строит блестящий, л„гкий сценич. диалог. Множество фраз из  его  пьес
вошли в жизнь,  стали  крылатыми  выражениями.  Драматургия  С.  явилась
школой для арм. акт„ров. Г. Чмшкян, М. Амрикян, Г. Тер-Давтян, Вардуи, а
впоследствии О. Гулазян, Асмик, А. Аветисян,  Г.  Габриелян  и  мн.  др.
выросли на драматургии С. Комедии  его  сохраняются  в  репертуаре  сов.
т-ра. Ведущий арм. драм т-р (Ереван) носит имя С.
   Большинство комедий С. вначале  переводилось  и  ставилось  на  груз.
сцене. Впоследствии пьесы его были переведены  на  азерб.,  укр.,  рус."
нем. и франц. яз.  С.  часто  выступал  (особенно  в  60-80-х  гг.)  как
постановщик своих пьес. Он был одним из активных строителей нового  арм.
т-ра в 60-е гг., в 1879-82 входил  в  состав  руководителей  Тифлисского
армянского т-ра.
   С о ч.: на арм. языке- Полн. собр. соч., т. 1-4, Ер., 1951-61; в рус.
пер.-Пьесы, М.-Л., 1949; Избранное, М., 1953.
   Лит.: А б о в Г., Габриел Сундукян, Ер., 1956. Р. 3.
   СУ НИ, Вальтер Эмильевич (р.  17.XII.1909)  -  карел.  сов.  акт„р  и
режисс„р. Засл. деятель иск-в РСФСР (1958). Чл.  Коммунистич.  партии  с
1952. Депутат Верх. Совета Карел. АССР. С 1932-акт„р фин. драм.  т-ра  в
Ленинграде,  с  1940  -  фин.   т-ра   в   Петрозаводске.   Режисс„рской
деятельностью начал заниматься с 1945. В фин. т-ре пост. спектакли:
   "Ветер с юга" Грина (Гос. пр. СССР, 1950),  "Любовь  Яровая"  (1952);
"Сын рыбака" Лациса (1954), "На  сплавной  реке"  Паккала  (1946),  "Все
оста„тся  людям"  Ал„шина  (1961),  "Новые  друзья"  Викстрема   (1950),
"Хозяйка леса" Бабич и Палечек (1959),  "Семеро  братьев"  Киви  (1948),
"Бессмертные  зв„зды"  Иванова  и  Гракова  (1958),  "Второе  поколение"
Корнева  (1960).  Пост.  ряд  пьес  карел,  и  фин.   драматургов.   Для
реа-листич. творчества С. характерно внимание к психоло-гич.  разработке
характеров сценич. героев. Перев„л на фин. яз. пьесу "Любовь  Яровая"  и
др. С. Кол.
   СУННЕ, Аугуст [23.VI (5.VII).1891-7.1.1941] -эст. акт„р, режисс„р.  С
1909 выступал в  любит,  драм.  кружках.  В  1912  начал  проф.  сценич.
деятельность. Работалвт-ре"Ванемуйне"(Тарту, 1912-16,1925-27,  1930-34),
в Таллинском драм. т-ре (1916-24), в Передвижном  т-ре  (1927-28),  т-ре
"Эстония" (Таллин, 1928-30). С 1934 до конца жизни -  акт„р  Эст.  драм.

Страницы: «« « 2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166   2167   2168  2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176   2177   2178  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия