|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 2173 2174 2175 2176 2177 2178 » »» А с е е в Б. Н., Русский драматический театр XVII- XVIII веков, М.,
1958;
Всеволодский-Герн-гросс В. Н., Русский театр второй половины XVIII
века, М., 1960. Ю. Д.
СУМБАТАШВЙЛИ, Иосиф Георгиевич (р. 10. XI. 1915) -сов. театр.
художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Окончил Академию художеств
в Тбилиси. Учился у Д. Ка-кабадзе и В. Сидамон-Эри-стави. Деятельность в
т-ре начал в 1940 ("Беспочвенные" Шаликашвили, Горий-ский т-р). С
1948-гл. художник Т-ра им. Марджанишвили (Тбилиси). Оформлял также
спектакли в др. т-рах. Много работал в т-рах Москвы. С 1962 - гл.
художник Центр, т-ра Сов. Армии (Москва).
Оформил спектакли: "Ромео и Джульетта" Шекспира, "Очаг Харатели"
Мревлишви-ли (1949), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1951), "Георгий
Саакадзе" Чхеидзе (1953), "Ричард III" (1957);
"Медея" Софокла (1960) - все в Т-ре им. Марджанишвили;
"Оптимистическая трагедия" (1958, Т-р им. Руставели), "Король Лир"
(1958, Сев.-Осетинский т-р); "Даиси" 3. Палиашвили (1957, Т-р оперы и
балета им. Палиашвили), "Иркутская история" Арбузова (1959, Т-р им.
Вахтангова), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1963, Муз. т-р им.
Станиславского и Неми-ровича-Данченко), "Под одной из крыш" Аграненко
(1962), "Яков Богомолов" Горького (1962), "Солдат и Ева" Борисовой
(1964) - в Центр, т-ре Сов. Армии. Гос.пр. СССР, 1952.
Преподавал в тбилисской Академии художеств (1946-48, 1954-56)- АН.
Л/.
СУМБАТОВ-ЮЖИН, Александр Иванович - см. Южин А. И.
"СУМЕРКИ БОГбВ" - см. "Гибель богов".
СУНДУКЯН, Габриел Мкртичевич [29.VI(11.VII). 1825,
Тифлис,-16(29).III.1912, там же] - арм. драматург. Основоположник нац.
реалистич. драматургии. В 1846 С. поступил на историко-филологич. ф-т
Пе-терб. ун-та. Глубокое знакомство с передовой рус. культурой,
посещение спектаклей с участием Щепкина и Мартынова во многом определили
формирование эстетич. взглядов будущего драматурга. Окончив ун-т и
получив степень кандидата восточных языков, С. в 1850 вернулся в Тифлис
и поступил на службу в канцелярию наместника Кавказа на должность
переводчика. Но за передовые взгляды его вскоре уволили со службы и
сослали в г. Дербент. Вернувшись в Тифлис через пять лет (1858), С.
посвятил себя драматургии, развитию нац. арм. т-ра. Его первая комедия
"Ночное чиханье - к добру" (1863) имела успех, и С. создал одну за
другой новые пьесы, получившие большое значение в становлении молодого
т-ра. Глубоко понимая социальные противоречия совр. ему общества, С.
выступил против историч. классицис-тич. трагедии и развлекательных
водевилей, дал„ких (c)т совр. жизни. Драматургия С., реалистически
отображающая совр. жизнь, отвечала требованиям революц. демократич.
интеллигенции, требованиям М. Налбандяна, призывавшего к созданию арм.
реалистич. драматургии. В 1866 появилась комедия С. "Хатабала"
("Переполох"), знаменовавшая собой первую победу реализма в арм.
драматургии и т-ре. Через три года С. написал пьесу "Ещ„ одна жертва", а
в 1870-"Пэпо", пьесу, принесшую ему мировую славу. В 1873 на арм. сцене
был пост. "Разор„нный очаг". С. написал также пьесы: "Супруги" (1890),
"Банный узел" (1907), "Любовь и свобода" (1909), "Завещание" (1912).
В творчестве С. отраж„н процесс перехода от феодально -
патриархального уклада к буржуазному. Драматург выступает в защиту
свободы человеч. чувств в мире социального угнетения (образы Ана-ни и
Микаела в пьесе "Ещ„ одна жертва"), развенчивает власть денег (образы
буржуа Замбаховав "Хатабале", Зимзимова в "Пэпо"), страстно защищает
идею социального равноправия. С большим художественным мастерством и
сочувствием рисует драматург трудового человека, протестующего против
социального неравенства (Пэпо).
С. призывал к демократизации т-ра, усилению его просветительной,
воспитательной миссии. Утверждая своим творчеством принципы критич.
реализма, общественно-обличительное направление в арм. т-ре, С. создал
драматургию, глубокую по содержанию и богатую, разнообразную по форме.
Пьесы С., в большинстве сво„м комедии, отличаются стройной композицией,
ярким нар. юмором, достоверным изображением нравов старого Тифлиса,
Персонажи пьес С., как главные, так и эпизодические, ярко индивидуальны,
наделены сочной характерностью. Непревзойд„нный мастер художеств. слова,
С. строит блестящий, л„гкий сценич. диалог. Множество фраз из его пьес
вошли в жизнь, стали крылатыми выражениями. Драматургия С. явилась
школой для арм. акт„ров. Г. Чмшкян, М. Амрикян, Г. Тер-Давтян, Вардуи, а
впоследствии О. Гулазян, Асмик, А. Аветисян, Г. Габриелян и мн. др.
выросли на драматургии С. Комедии его сохраняются в репертуаре сов.
т-ра. Ведущий арм. драм т-р (Ереван) носит имя С.
Большинство комедий С. вначале переводилось и ставилось на груз.
сцене. Впоследствии пьесы его были переведены на азерб., укр., рус."
нем. и франц. яз. С. часто выступал (особенно в 60-80-х гг.) как
постановщик своих пьес. Он был одним из активных строителей нового арм.
т-ра в 60-е гг., в 1879-82 входил в состав руководителей Тифлисского
армянского т-ра.
С о ч.: на арм. языке- Полн. собр. соч., т. 1-4, Ер., 1951-61; в рус.
пер.-Пьесы, М.-Л., 1949; Избранное, М., 1953.
Лит.: А б о в Г., Габриел Сундукян, Ер., 1956. Р. 3.
СУ НИ, Вальтер Эмильевич (р. 17.XII.1909) - карел. сов. акт„р и
режисс„р. Засл. деятель иск-в РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с
1952. Депутат Верх. Совета Карел. АССР. С 1932-акт„р фин. драм. т-ра в
Ленинграде, с 1940 - фин. т-ра в Петрозаводске. Режисс„рской
деятельностью начал заниматься с 1945. В фин. т-ре пост. спектакли:
"Ветер с юга" Грина (Гос. пр. СССР, 1950), "Любовь Яровая" (1952);
"Сын рыбака" Лациса (1954), "На сплавной реке" Паккала (1946), "Все
оста„тся людям" Ал„шина (1961), "Новые друзья" Викстрема (1950),
"Хозяйка леса" Бабич и Палечек (1959), "Семеро братьев" Киви (1948),
"Бессмертные зв„зды" Иванова и Гракова (1958), "Второе поколение"
Корнева (1960). Пост. ряд пьес карел, и фин. драматургов. Для
реа-листич. творчества С. характерно внимание к психоло-гич. разработке
характеров сценич. героев. Перев„л на фин. яз. пьесу "Любовь Яровая" и
др. С. Кол.
СУННЕ, Аугуст [23.VI (5.VII).1891-7.1.1941] -эст. акт„р, режисс„р. С
1909 выступал в любит, драм. кружках. В 1912 начал проф. сценич.
деятельность. Работалвт-ре"Ванемуйне"(Тарту, 1912-16,1925-27, 1930-34),
в Таллинском драм. т-ре (1916-24), в Передвижном т-ре (1927-28), т-ре
"Эстония" (Таллин, 1928-30). С 1934 до конца жизни - акт„р Эст. драм.
Страницы: «« « 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 2173 2174 2175 2176 2177 2178 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |