Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175  2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183   2184   2185  » »»

лит. драмы С. уступил место писанному тексту.
   2) В музыкальном т-ре (в опере) - дра-матургич. план либретто.
   3) В кинематографии -драматургии, произв., по к-рому ставится фильм.
   С.  пишутся  также  для  цирковых  пантомим.  Лит.:  Перетц  В.   Н.,
Итальянские комедии и интермедии, представленные  при  дворе  имп.  Анны
Иоанновны в 1733-1735 гг. Тексты, П., 1917;  Scala  F.  (Leiio),  Teatro
delle favole rappresentative, Venezia, 1611; Bartoli A., Scenari inediti
della Commedia dell'arte, Firenze, 1880;
   Locatelli В., Della scena de soggetti  comici  et  tragici,  v.  1-2,
Roma, [1618-22]; Le a K. M., Italian popular  comedy.  A  study  in  the
Commedia dell'arte. 1560-1620, v. 1- 2, Oxf., 1934. ,
   СЦЕНАРИЙ БАЛЕТНЫЙ - детальное изложение сюжета с описанием всех танц.
и мимич. номеров.
   СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ - см. Речь сценическая.
   СЦЕНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ - см. Эффекты сценические.
   СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ -  в  широком  смысле  эстетич.  категория,  особая
специфич. форма отражения действительности средствами театр.  иск-ва.  В
узком смысле  под  С.  о.  понимают  конкретное  содержание  отражаемого
явления   действительности,   воссозданную   драматургом,    режисс„ром,
акт„рами, художником картину жизни, выведенный ими  характер,  персонаж.
Как и всякий художеств. образ, С. о. отличается  чувств.  конкретностью,
доступностью для непосредств. восприятия, прямым воздействием на чувства
человека. В С. о. раскрываются природа  явлений,  существенные  черты  и
закономерности, лежащие в их основе.  Способом  обобщения  при  создании
реалистич. С. о. является типизация. При типизации  отдельный  персонаж,
явление и т. д. выступает как представитель большого ряда  лиц,  явлений
одного и того же рода. В одной ситуации  запечатлено  множество  сходных
положеий; в  одной  конкретной  личности  суммированы  мн.  человеческие
характеры. В то же время  художеств.  воссоздание  типического  в  жизни
требует   индивидуализации,   оберегающей   художника   от   схематизма,
дидактики. В С. о. неразрывно соединены объективное и  субъективное,  т.
е. явления самой жизни, характеры, конфликты,  обстоятельства,  духовный
мир человека -  вс„  то,  что  существует  независимо  от  художника,  и
переживания, размышления самого художника, его отношение к  изображаемым
явлениям, особое их видение.
   В понятие С. о. входят: 1) образ всего спектакля, идейно-худ  ожеств.
целостность к-рого, взаимодействие всех его компонентов (акт„рская игра,
изобразительное решение,  музыка  и  т.  д.)  определяются  режисс„рским
замыслом и его воплощением.  Режисс„р-постановщик  осуществляет  функцию
синтеза творч. усилий всех участников спектакля, объединяет их в цельном
художеств. образе спектакля (см. Театр. образ-характер, создаваемый акт„ром (см. Характер сценический, Искусство
актера).
   СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - один из основных видов  танца  (наряду  с  танцем
народным,  бытовым  и  бальным).  Возник  из  нар.  танца   в   процессе
профессионализации танц. иск-ва как зрелища. В  Европе  развитие  С.  т.
начинается с античности, когда в Др. Греции при специализации акт„ров по
родам иск-в выделяются пантомимисты и танцовщики (4-2 вв. до н.  э.).  В
Др. Риме во 2-1 вв.  до  н.  э.  -  1  в.  н.  э.  происходило  освоение
эллинистич. танца, к-рый получил позднее развитие в пантомимах (2-5  вв.
н. э.). К ранним формам европ. С. т.  относятся  танцы  нар.  потешников
средневековья - жонгл„ров, шпильманов, скоморохов  и  др.  В  дальнейшем
ид„т процесс постепенной театрализации танцев; развитие  сюжетной  линии
усложнило  сценич.  задачи  танцовщика,  потребовало  введения   сценич.
костюма. В представлениях раннего  Возрождения  (14-15  вв.)  появляются
море-скь„ры (исполнители сюжетной танц. сценки "морес-ки"),  баладены  и
др. В конце 16 - нач. 17 вв.  возникает  новая  форма  С.  т.-  фигурный
(изобразительный) танец, к-рый носит в разных странах разл. назв.:
   "балло фигурато" в Италии, "балле" во Франции,  "баи-ле"  в  Испании.
Начиная с 17 в., с появлением танц. спектаклей, происходит  формирование
С. т., усложняется его техника. С конца 17 в. складываются  совр.  формы
С. т.: классич. танец - осн. система европ. театр. танца, и  характерный
танец, несколько раз менявший сво„ назначение (в 18 в. включал ко-мич. и
гротесковые танцы, в нач. 19  в.-  бытовые  танцы,  в  романтич.  балете
30-40-х гг. 19 в.- стилизованные нар.  танцы;  совр.  характерный  танец
выражает нац. своеобразие иск-ва разл. народов). В 20 в. в Европе и  США
возникли новые формы С.т., называемые "танцем модерн", включающие  разл.
виды свободных,  пластич.,  ритмич.,  ритмо-пластич.  и  др.  танцев.  В
странах народов Азии, особенно там, где танц.  иск-во  достигло  высокой
степени профессионализации (в Индии, Китае, Японии, Камбодже,  Индонезии
и др.), сложились свои танц. системы (см. Классический  танец  Востока).
Сходный процесс происходил и у народов, населявших Сев.,  Центр,  и  Юж.
Америку до вторжения европейцев (майя, инки и др.). E.C.
   СЪЕЗДЫ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ - всероссийски e  съезды  деятелей  т-ра,
устраивавшиеся в Москве по инициативе Российского театр. общества  (РТО)
в конце 19 - нач. 20 вв. Первый всероссийский съезд сценических деятелей
(1897). Помимо организационных и социально-бытовых вопросов,  на  съезде
обсуждалось совр. состояние театр. дела в России, значит, внимание  было
уделено  художественно-воспитат.  задачам.  Второй   съезд   сценических
деятелей (1901)  рассмотрел  новый  устав  РТО  и  устав  Союза  сценич.
деятелей. Первый всероссийский съезд режисс„ров (1908). На повестке  дня
- преим. организационные  и  профессионально-бытовые  вопросы.  Решением
съезда при РТО было создано Режисс„рское бюро, к-рое должно было  ведать
всеми вопросами режиссуры. Второй всероссийский съезд режисс„ров (1909).
На съезде говорилось о роли режисс„ра  в  т-ре,  о  студийных  т-pax,  о
театр. критике. Всеросс. съезд  деятелей  нар.  театра  (1915)  обсуждал
вопросы  о  значении  и  задачах,  репертуаре,   режиссуре,   организац.
устройстве нар..т-ров. См. также Театральные съезды.
   Лит.: "БИТ". Сезон 1895-1896гг., Приложение, кн.  3,  СПБ,  1897,  с.
118-132; "Театрал", кн. 11, 1897, .ј Ill, с. 3- 120; Южин А. (С у м б  а
т о в). Первый всероссийский съезд сценических деятелей, его резолюции и
настроения,  М.,  1897;  Николаев  Н.  И.,  Первый  всероссийский  съезд
сценических  деятелей  и  его  критик,   Киев,   1898;   Труды   Первого
Всероссийского съезда сценических деятелей, ч.  1-2,  СПБ,  1898;  Труды
первого Всероссийского съезда режиссеров, М., [б. д.]; "Рампа", 1909,  ј
10, 11, 12; Труды Всероссийского съезда деятелей народного  театра.  П.,
1919; Первая русская революция и театр. М., 1956, с. 129-136. А. Шн.
   СЫБЕВ,   Сыбчо   (5.IV.1899-29.V.1950)   -   болг.   ар-тист    оперы
(лирико-драматич. баритон).  Засл.  арт.  НРБ  (1949).  В  1921  окончил
Римскую консерваторию. В 1921-25 и в 1932-48  -  солист  софийской  Нар.

Страницы: «« « 2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175  2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183   2184   2185  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия