Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176  2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183   2184   2185   2186  » »»

оперы. Гастролировал в странах Европы,  Африки,  Австралии,  Америки.  В
1948-50- худ. рук.варнеп-ской  Нар.  оперы.  Партии:  Никола  ("Гергана"
Атапа-сова),   Собо   ("Момчил"   Пипкова),   Риголетто;   Жермон,   Яго
("Травиата", "Отелло" Верди), Жерар ("Анд  ре  Шенье"  Джордано)  и  др.
Выступал в концертах с исполнением  болг.  нар.  песен.  В„л  педагогич.
деятельность. Димитровская пр. (1950).
   Лит.: Андреев А., Първи български оперни певци и певици. С., 1961. А.
Ив.
   СЫРТЛАНОВ, Рим Султанович [р. 22.VIII(4.IX). 1908]-башк. сов.  акт„р.
Нар. арт. Башк. АССР (1954), засл. арт. РСФСР  (1955).  В  1930  окончил
театр. отделение Техникума иск-в (Уфа).  Сценич.  деятельность  начал  в
1928 как статист Башк. т-ра драмы (Уфа), с 1930 - акт„р этого т-ра.  В„л
педагогич. работу в Уфимском театр. уч-ще.
   Роли: Рух ("Шах-Намэ" Фирдоуси), Закир ("Черноликие" Гафури), Сарагул
("Тансулпан" Даяна), Чапаев ("Н,а берегах Ак-Идели"  Нигмата),  Шавкатов
("Одинокая бер„за" Ка-рима), Сахаров ("Девон" Абдуллина), Файзи Курамшин
("Раиса"  Асанбаева),  Кашапов   ("Генерал   Шаймуратов"   Абдуллина   и
Насырова), Ильяс,  Акназар  ("Огненный  вихрь",  "Соседи"  Мирзагитова),
Гаделыпа, Егорыч ("Таинственная мелодия", "Навстречу бури"  Ишмуратова),
Файзи   (о.   п.   Асанбаева),   Дервиш   ("В   ночь   затмения    луны"
Карима),Прибытков, Кнуров ("Последняя жертва", "Бесприданница"), Астров;
   Берсенев ("Разлом"), Карпо Карпович  ("Не  называя  фамилий"  Минко),
Гордей Павлович ("Чти отца своего" Лаврентьева) и др.
   Лит.: С а и т о в С., Зрелость творчества, "Сов. Башкирия", 1959,  25
окт., JsTe 252; Ахметшин Г., Шавкатов и его  друзья,  "Сов.  искусство",
1953, 25 февр., ј 17 (1509). Л. Ив.
   СЫРТЛАНОВА  (наст.  фам.   -   Шляхтина),   Елизавета   Александровна
(22.XI.1881-1962) -  та-тарско-башк.  сов.  актриса.  По  национальности
русская. Засл. арт. Башк.  АССР  (1932).  Герой  Труда  (1926).  В  1911
дебютировала в ролях Матери и Гайни в тат. спектакле "Несчастный  юноша"
Г.Камала, пост. М. Мутина. В 1912-15 работала в передвижной тат.  любит,
труппе. В 1915-19 - актриса тат. труппы "Ширкат" (Оренбург), в 1919-20 -
актриса и режисс„р тат. труппы в Бирске. В 1920-23 - актриса и  режисс„р
тат.  и  башк.  трупп  в  Уфе,  Стерлитамаке,  Свердловске.  В   1923-25
организовала ряд татарских, башк.  и  рус.  драм.  самодеят.  кружков  в
городах  Сибири.  В  1925-33  работала  как   актриса   и   режисс„р   в
татарско-башк. труппах в Оренбурге, Бирске, Стерлитамаке, Магнитогорске,
Баймаке, Белорецке. Перевела на тат. язык пьесы: "Без  вины  виноватые",
"На бойком месте", "Шторм"; "Приговор" Левитиной, "Своим пут„м"  Градова
и др.
   Роли:  Бадига  ("Галиябану"  Файзи),   Сарбти   ("Разврат"   Камала),
Кручинина, Гурмыжская; Кабаниха, Евгения, Кукушкина ("Гроза", "На бойком
месте", "Доходное  место"),  Матр„на  ("Горькая  судьбина"  Писемского),
Розалия ("Семья преступника" Джакометти), Валентина ("Вторая  молодость"
Невежина), Поэт ("Гимн труду") и др. А. Ив.
   СЫРЧАДЖЙЕВ, Стефан Николов (р. 25. XIL 1912) - болг. режисс„р. В 1936
окончил драм.школу при Нар. т-ре в Софии. В 1938-39 работал режисс„ром в
т-ре "Комеди Франсез" (Париж). В 1940с группой молод„жи основал в  Софии
"Опытный  т-р"  ("Авангардный  т-р"),  стремясь   противопоставить   его
деятельность   рутине   официальной   сцены,   но    ограничился    лишь
формально-новаторскими  поисками.  Был   реж.   Нар.   т-ра   в   Скопье
(Югославия). В 1945-59-реж. Нар. т-ра (София). Проф. Высш. ин-та  театр.
иск-ва.
   Пост.: "Господин де Пурсоньяк" Мольера (1940, "Опытный т-р"), "Буйная
молодость" Церковского (1946), "Борса-новы" Кюлявкова (1947),  "Тревога"
Василева (1948), "Разведка"  Стрелкова  (1949),  "Обыкновенный  человек"
Леонова (1950), "Разлом" (1950), "Ромео и Джульетта" (1954); "У подножия
Витоши" Яворова (1956), "Вера" Генова (1954), "Судья и ловушке" Филдинга
(1958), "Над пропастью" Вазова (1958)-все в Нар. т-ре; "Баня"  (1957)  в
Софийском т-ре сатиры и др.
   Лит.: П е н е в П., Лекции  по  история  на  българския  драматически
театър, ч. 4, С., 1958, с. 344-45. А. Ив
   СЫЧУАНЬСКИЙ ТЕАТР-один из видов'кит муз. театра. См. Чуаньцзюй.
   СЪ‚ПИ  (Siepi),  Чезаре  (р.  10.II.1923)  -   итал.   артист   оперы
(бас-кантанте). Учился в Миланской консерватории. В 1946 дебютировал  на
сцене венецианского т-ра "Фениче" в  опере  "Эрнани"  Верди  (партия  де
Сильва). В 1946-50 и 1955-57 пел в  т-ре  "Ла  Скала".  Гастролировал  в
Барселоне, Лондоне, Нью-Йорке  (в  "Метрополитен-опера")  и  др.городах.
Выступал на муз. фестивалях в  Зальцбурге  (1954)  и  Флоренции  (1956).
С.один из лучших басов сер. 20 в. Обладает  голосом  широкого  диапазона
(исполняет партии высокого и низкого баса), мягкого  тембра.  Исполнение
С.  отличается  вок.  мастерством,  тонким  чувством   стиля,   выразит,
фразировкой. Лучшая партия С.- Дон Жуан в о. п. Моцарта.
   Др.  партии:  Филипп,  Амонасро,  Набукко  ("Дон   Карлос",   "Аида",
"Набукко" Верди), Генрих VIII ("Анна Болейн"  Доницетти),  Дон  Базилио;
Оровез ("Норма"), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Борис Годунов.
   Лит.: Current biography. 1955, N.Y., [1956]. Св. Г.
   СЭВАМОНО (сэвак„гэн) - вид драмы в япон. театре Кабуки.  С.-  бытовые
пьесы из жизни горожан.  Появились  в  конце  17  в.  Исполнялись  после
основной пьесы и потому получили также название нибаммэ (второй  номер).
Постепенно С. приобр„л самостоятельное  значение.  Этому  способствовала
деятельность  драматурга   Намики   Гохэя.   К   концу   18   в.   стали
самостоятельной и обязательной частью представления т-ра Кабуки. С 18 в.
С. называли также и пьесы кукольного т-ра дз„рури. Имеются разновидности
С., к-рые определяются их  тематикой:  пьесы  из  жизни  воров,  бродяг,
мошенников (кидзэвамоно) и пьесы на бытовые темы из жизни бурж. общества
(дзангири) и др.
   Лит.: Конрад Н. И., Японский  театр.  в  сб.:  Восточный  театр.  Сб.
статей. Л., 1929; Каватакэ Сигэтоси, Кабуки си-но кэнкю, Токио, 1943 (на
япон. яз.); Е а г 1 е Е., The Kabuki theatre, L., 1956. Д. Г.
   "СЙДЛЕРС-УЭЛЛС" (Sadler's Wells Theatre) - одно из  старейших  театр.
зданий Лондона. Построено в  1683  Сэдлером  в  сев.  пригороде  Лондона
вблизи  целебного  источника  (Sadlers  Wells  -   источник   Сэдле-ра).
Первоначально здание т-ра было деревянным, в  1765  на  его  месте  было
построено новое каменное здание, сохранившееся в реконструированном виде
до наст. времени (восстановлено после бомбардировок в 1945-46). Закон  о
монополии т-ров "Друри-Лейн" и "Ковент-Гарден", действовавший почти  два
века  (1663-1843),  мешал  т-ру  регулярно  ставить   драм.   спектакли.
Репертуар  т-ра  составляли   пантомимы,   балладные   оперы,   балетные
дивертисменты.  В  1764  здесь  была  пост.  "Буря"  Шекспира,  в   1802

Страницы: «« « 2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176  2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183   2184   2185   2186  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия