Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166   2167  2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176   2177  » »»

происхождении, в пьесе "Рабочий" (т-р  "Амбигю  комик",  1840).  Большим
успехом пользовались пьесы С. "Клотильда"  (1832,  "Комеди  Франсез",  с
участием актрисы Марс), "Изгнанник" (т-р "Ренессанс", 1839,  с  участием
М. Дорваль), "Хутор" (1846, "Амбигю комик").  В  пьесах  С.  преобладают
резкие   конфликты,   запутанная    интрига,    непредвиденная,    часто
компромиссная развязка.
   С о ч.: Clotilde, P., 1832  (совм.  с  А.  Боссанж);  La  famille  de
Lusigny, P., 1832; L'ouvrier, P., 1834;  La  close-rie  de  genets.  P.,
1846.
   Лит.: История западноевропейского театра, т. 3,  M.,  1963;  Champion
M., Pr. Soulie, sa vie et ses ouvrages, P., 1847; M a  г  с  h  H.,  Fr.
Soulie. Novelist and dra-matist of the romantic period, New Haven, 1931.
H. Шр.
   СУ МАК (Sumac), Има (наст. имя и фам.- Импера-трис Ч а в а р р и;  р.
10.IX.1928) - перуанская певица. Дочь индианки и испанца. Талант С.  был
открыт  композитором  М.  Виванко  (в  дальнейшем  муж,   импресарио   и
аккомпаниатор С.). С 1943 С.- солистка Ансамбля индейской песни в  Лиме.
В 1945-53 гастролировала в странах Америки. С 1954  жив„т  в  Калифорнии
(США). Выступала во мн. странах Европы и Азии (в СССР  в  1960).  Основу
репертуара С. составляют нар. песни инков, индейского племени  кечуа  (в
обработке М. Виванко). Исполняет также негритянские, боливийские  песни,
классич. романсы. В оперном репертуаре С.: Лакме, Тоска,  Чио-Чио-сан  и
др. С. обладает уникальным голосом, диапазон к-рого - от д о малой до  д
о 4-й октавы (в песнях, требующих подражания шумам природы, голосам птиц
и зверей, использует большую октаву).  Обладает  редчайшей  способностью
пут„м  резкой  смены  регистров  варьировать   тип   голоса,   управлять
тембровыми красками. Певица может исполнять партии баритона, контральто,
меццо-сопрано, драматич. и колоратурного сопрано.
   Лит.: Р о х а с А., Рассказ о Имме Сумак и ее родине, [пер. с исп. ],
"Смена", 1956, .ј 19; Рудаков Е., Загадки необычных голосов,  "Знание  -
сила", 1961, .ј 1; Т и м о-х и н В., Има Сумак, "Муз.  жизнь",  1960,  ј
20. А. Ив.
   СУМАРОКОВ, Александр Петрович [23.Х1(4.ХП). 1717-1(12).X.1777] - рус.
драматург, поэт,  театр.  деятель.  Основоположник  рус.  классицистской
драматургии. Род. в знатной, но обедневшей дворянской семье.  Окончив  в
1740 Шляхетный корпус в Петербурге, остался здесь  преподавателем.  Круг
интересов у С.  был  чрезвычайно  широк;  он  писал  труды  по  истории,
философии,  политич.  экономии,  филологии.  В   1759   издавал   журнал
"Трудолюбивая  пчела",  выражавший  оппозиционное  отношение  ко   двору
Елизаветы.
   С.- один из организаторов и первый директор созданного  в  1756  рус.
проф. постоянного публичного т-ра, на сцене к-рого  ставились  пьесы  С.
Первую трагедию "Хорев" С.  написал  и  пост.  с  учениками  Шляхет-ного
корпуса в 1747. Спектакль  имел  огромный  успех  благодаря  теме  (долг
подданного перед государством),  сюжету  (обращение  к  рус.  истории  -
действие происходит в Киевской Руси) и форме (звучные стихи).  Затем  С.
создал трагедии: "Гамлет" (1748, переработка трагедии Шекспира),  "Синав
и Тру-вор" (1750), "Димитрий Самозванец" (1771) и др., а также  комедии:
"Тресотиниус"  (1750),  "Приданое  обманом"  (1756),  "Опекун"   (1765),
"Рогоносец по воображению" (1772), "Вздор-щица" (1772) и  др.  Всего  С.
написал 9 трагедий, 12 комедий, дЕа оперных либретто ("Цефал и  Прокрис"
и  "Альцеста"),  пролог  "Новые  лавры",  либретто   балета   "Прибежище
Добродетели".
   На  протяжении  всей  жизни  С.   отстаивал   принципы   классицизма.
Выразитель идеологии просвещ„нного дворянства, С. считал, что дворянство
самой природой поставлено у руководства гос-вом,  тогда  как  крестьянин
природой создан для труда. С. было  чуждо  суждение  сентименталистов  о
равенстве людей. Но  признавая  за  дворянами  большие  права  и  считая
естественным существование крепостного  права,  С.  утверждал  в  то  же
время, что дворяне должны быть  образцовыми  гражданами  и  приносить  в
случае  необходимости  в  жертву  гос-ву  свою  жизнь;  выступал  против
невежества, тирании, жестокости, вероломства и других пороков. Сторонник
просвещ„нного абсолютизма, С. считал, что  царь,  как  первый  дворянин,
должен быть образцом для всего дворянства. В трагедии "Хорев" влюбл„нные
друг в друга Хорев и  плен„нная  дочь  князя  Завлоха-Оснельда  жертвуют
своей  жизнью  ради  долга.  В  то  же  время  в  творчестве  С.  сильны
тираноборческие мотивы;  князья  Кий  и  Завлох,  действуя  как  тираны,
причиняют близким им людям огромное зло, тираном изображ„н  в  "Гамлете"
король  Клавдий.  С.  сочувствует  добродетельному  Гамлету,  к-рый   (в
трагедии  С.)  поднимает  войска  и  свергает  тирана.  С  особой  силой
тираноборч. тема звучит в "Димитрии Самозванце".
   Комедии С. написаны на совр. темы.  Пользуясь  сюжетами  Мольера,  С.
совмещал   в   характерах   бытовое    правдоподобие    с    гротесковой
заостр„нностью,  буф-фонностыо.  Первые   комедии   С.-   "Тресотиниус",
"Чудовищи",  "Пустая   ссора"-   почти   лишены   конкретных   признаков
современности, но последующие комедии -  "Приданое  обманом",  "Опекун",
"Лихоимец", "Три брата совместника" и особенно "Вздорщица" и  "Рогоносец
по воображению" - приобретают  характерные  и  бытовые  черты  совр.  С.
эпохи.
   Исходя   из   поэтики   классицизма,   С.   строил    свои    произв.
рационалистически. В его пьесах ярко выражена тенденция, мало  действия,
характеры односторонни, конфликты  разрешаются  в  прямых  столкновениях
разл. точек зрения. Это прида„т пьесам С. публицистичность  и  в  то  же
время  торжественность,  известную  напыщенность.  С.  строго   соблюдал
единство времени, места и действия.
   В пьесах С., определявших становление рус. проф. т-ра, играли  Ф.  Г.
Волков, И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский  и  др.  Возглавляя  российский
т-р, С.  активно  утверждал  в  н„м  отечеств,  репертуар,  заботился  о
привлечении новых акт„ров, их совершенствовании.  Однако  классицистская
направленность т-ра мешала его демократизации;  т-р  плохо  посещался  и
испытывал материальные затруднения. В то же время постоянное  стремление
С. обращаться со сцены  с  назиданием  к  высшему  дворянству  и  царице
вызывало раздражение при дворе.  В  1761  С.  был  освобожд„н  от  поста
директора.
   Соч.: Полн. собр. всех сочинений в  стихах  и  прозе,  ч.  1-  10,  2
изд.,М., 1781-1787; Избр. произведения, М., 1957.
   Лит.: Верков П. Н., А. П. Сумароков. 1717-1777, Л.-М.,  1949;  Ф.  Г.
Волков и русский театр его времени. Сб. мат-лов, М., 1953; Белинский  В.
Г., Очерки жизни и избранные соч. А. П. Сумарокова, в его кн.:
   Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 461-68; 513-18;

Страницы: «« « 2159   2160   2161   2162   2163   2164   2165   2166   2167  2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174   2175   2176   2177  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия