|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 2173 2174 2175 2176 2177 » »» происхождении, в пьесе "Рабочий" (т-р "Амбигю комик", 1840). Большим
успехом пользовались пьесы С. "Клотильда" (1832, "Комеди Франсез", с
участием актрисы Марс), "Изгнанник" (т-р "Ренессанс", 1839, с участием
М. Дорваль), "Хутор" (1846, "Амбигю комик"). В пьесах С. преобладают
резкие конфликты, запутанная интрига, непредвиденная, часто
компромиссная развязка.
С о ч.: Clotilde, P., 1832 (совм. с А. Боссанж); La famille de
Lusigny, P., 1832; L'ouvrier, P., 1834; La close-rie de genets. P.,
1846.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963; Champion
M., Pr. Soulie, sa vie et ses ouvrages, P., 1847; M a г с h H., Fr.
Soulie. Novelist and dra-matist of the romantic period, New Haven, 1931.
H. Шр.
СУ МАК (Sumac), Има (наст. имя и фам.- Импера-трис Ч а в а р р и; р.
10.IX.1928) - перуанская певица. Дочь индианки и испанца. Талант С. был
открыт композитором М. Виванко (в дальнейшем муж, импресарио и
аккомпаниатор С.). С 1943 С.- солистка Ансамбля индейской песни в Лиме.
В 1945-53 гастролировала в странах Америки. С 1954 жив„т в Калифорнии
(США). Выступала во мн. странах Европы и Азии (в СССР в 1960). Основу
репертуара С. составляют нар. песни инков, индейского племени кечуа (в
обработке М. Виванко). Исполняет также негритянские, боливийские песни,
классич. романсы. В оперном репертуаре С.: Лакме, Тоска, Чио-Чио-сан и
др. С. обладает уникальным голосом, диапазон к-рого - от д о малой до д
о 4-й октавы (в песнях, требующих подражания шумам природы, голосам птиц
и зверей, использует большую октаву). Обладает редчайшей способностью
пут„м резкой смены регистров варьировать тип голоса, управлять
тембровыми красками. Певица может исполнять партии баритона, контральто,
меццо-сопрано, драматич. и колоратурного сопрано.
Лит.: Р о х а с А., Рассказ о Имме Сумак и ее родине, [пер. с исп. ],
"Смена", 1956, .ј 19; Рудаков Е., Загадки необычных голосов, "Знание -
сила", 1961, .ј 1; Т и м о-х и н В., Има Сумак, "Муз. жизнь", 1960, ј
20. А. Ив.
СУМАРОКОВ, Александр Петрович [23.Х1(4.ХП). 1717-1(12).X.1777] - рус.
драматург, поэт, театр. деятель. Основоположник рус. классицистской
драматургии. Род. в знатной, но обедневшей дворянской семье. Окончив в
1740 Шляхетный корпус в Петербурге, остался здесь преподавателем. Круг
интересов у С. был чрезвычайно широк; он писал труды по истории,
философии, политич. экономии, филологии. В 1759 издавал журнал
"Трудолюбивая пчела", выражавший оппозиционное отношение ко двору
Елизаветы.
С.- один из организаторов и первый директор созданного в 1756 рус.
проф. постоянного публичного т-ра, на сцене к-рого ставились пьесы С.
Первую трагедию "Хорев" С. написал и пост. с учениками Шляхет-ного
корпуса в 1747. Спектакль имел огромный успех благодаря теме (долг
подданного перед государством), сюжету (обращение к рус. истории -
действие происходит в Киевской Руси) и форме (звучные стихи). Затем С.
создал трагедии: "Гамлет" (1748, переработка трагедии Шекспира), "Синав
и Тру-вор" (1750), "Димитрий Самозванец" (1771) и др., а также комедии:
"Тресотиниус" (1750), "Приданое обманом" (1756), "Опекун" (1765),
"Рогоносец по воображению" (1772), "Вздор-щица" (1772) и др. Всего С.
написал 9 трагедий, 12 комедий, дЕа оперных либретто ("Цефал и Прокрис"
и "Альцеста"), пролог "Новые лавры", либретто балета "Прибежище
Добродетели".
На протяжении всей жизни С. отстаивал принципы классицизма.
Выразитель идеологии просвещ„нного дворянства, С. считал, что дворянство
самой природой поставлено у руководства гос-вом, тогда как крестьянин
природой создан для труда. С. было чуждо суждение сентименталистов о
равенстве людей. Но признавая за дворянами большие права и считая
естественным существование крепостного права, С. утверждал в то же
время, что дворяне должны быть образцовыми гражданами и приносить в
случае необходимости в жертву гос-ву свою жизнь; выступал против
невежества, тирании, жестокости, вероломства и других пороков. Сторонник
просвещ„нного абсолютизма, С. считал, что царь, как первый дворянин,
должен быть образцом для всего дворянства. В трагедии "Хорев" влюбл„нные
друг в друга Хорев и плен„нная дочь князя Завлоха-Оснельда жертвуют
своей жизнью ради долга. В то же время в творчестве С. сильны
тираноборческие мотивы; князья Кий и Завлох, действуя как тираны,
причиняют близким им людям огромное зло, тираном изображ„н в "Гамлете"
король Клавдий. С. сочувствует добродетельному Гамлету, к-рый (в
трагедии С.) поднимает войска и свергает тирана. С особой силой
тираноборч. тема звучит в "Димитрии Самозванце".
Комедии С. написаны на совр. темы. Пользуясь сюжетами Мольера, С.
совмещал в характерах бытовое правдоподобие с гротесковой
заостр„нностью, буф-фонностыо. Первые комедии С.- "Тресотиниус",
"Чудовищи", "Пустая ссора"- почти лишены конкретных признаков
современности, но последующие комедии - "Приданое обманом", "Опекун",
"Лихоимец", "Три брата совместника" и особенно "Вздорщица" и "Рогоносец
по воображению" - приобретают характерные и бытовые черты совр. С.
эпохи.
Исходя из поэтики классицизма, С. строил свои произв.
рационалистически. В его пьесах ярко выражена тенденция, мало действия,
характеры односторонни, конфликты разрешаются в прямых столкновениях
разл. точек зрения. Это прида„т пьесам С. публицистичность и в то же
время торжественность, известную напыщенность. С. строго соблюдал
единство времени, места и действия.
В пьесах С., определявших становление рус. проф. т-ра, играли Ф. Г.
Волков, И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский и др. Возглавляя российский
т-р, С. активно утверждал в н„м отечеств, репертуар, заботился о
привлечении новых акт„ров, их совершенствовании. Однако классицистская
направленность т-ра мешала его демократизации; т-р плохо посещался и
испытывал материальные затруднения. В то же время постоянное стремление
С. обращаться со сцены с назиданием к высшему дворянству и царице
вызывало раздражение при дворе. В 1761 С. был освобожд„н от поста
директора.
Соч.: Полн. собр. всех сочинений в стихах и прозе, ч. 1- 10, 2
изд.,М., 1781-1787; Избр. произведения, М., 1957.
Лит.: Верков П. Н., А. П. Сумароков. 1717-1777, Л.-М., 1949; Ф. Г.
Волков и русский театр его времени. Сб. мат-лов, М., 1953; Белинский В.
Г., Очерки жизни и избранные соч. А. П. Сумарокова, в его кн.:
Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 461-68; 513-18;
Страницы: «« « 2159 2160 2161 2162 2163 2164 2165 2166 2167 2168 2169 2170 2171 2172 2173 2174 2175 2176 2177 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |