Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174  2175   2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183   2184  » »»

при постановке оперы "Дон Жуан" Моцарта; диаметр накладного круга  16  м
при зеркале С. в 10 м (о зеркале С. см. ниже). В России круг впервые был
введ„н А. П. Ленским в Малом  т-ре  (1900).  В  1901  в  "Принц-регентен
театер" в Мюнхене был примен„н кулисный  планшет,  наиболее  совершенный
образец оборудования С. кулисного типа в т-ре рубежа 19-20 вв.
   К концу 2-й пол. 19 в. увеличивается высота колосников. С.  придаются
кармоны, в дальнейшем появляется сложная механизация  планшета.  С  1904
стали применяться плунжеры (механизированные поднимающиеся части  планов
С.) в сочетании с накатными площадками (фурками).
   Совр. театр. С. представляет собой замкнутую коробку,  примыкающую  к
зрительному залу и  соедин„нную  с  ним  большим  про„мом  -  портальным
отверстием, или т.н. зеркалом С. Сценич. коробка по высоте делится на  3
части. Часть, лежащая ниже планшета и называемая нижней С.,  состоит  из
1-2, а иногда и более этажей подсценных помещений-трюмов. На средней  С.
(от уровня планшета до верха портального  отверстия)  происходит  театр.
действие. Верхняя С. находится выше портального отверстия  и  ограничена
сверху реш„тчатым потолком С. (колосниками). Расстояние от  планшета  С.
до колосников (высота С.) обычно в 2,5-3 раза превышает  высоту  зеркала
С.; это да„т возможность производить перемену декораций пут„м их подъ„ма
и  спуска.  Выше   колосников   находится   колосниковое   пространство,
ограниченное сверху перекрытием. На  боковых  стенах  верхней  части  С.
располагаются  в  несколько  ярусов  узкие  рабочие  галереи,  на  к-рых
находятся рабочие С., поднимающие и  спускающие  декорации,  осветители,
сце-нич. механизмы, пульты управления и т. п. Рабочие галереи (справа  и
слева) соединяются узкими переходными мостиками, перекинутыми через С. В
плане  С.  имеет  чаще  всего  прямоугольную   форму.   Иногда   к   ней
пристраивается передняя часть, выступающая за линию портала в зрительный
зал,-  просцениум.  В  ряде  случаев  имеется  также  задняя  часть   С.
(арьерсцена), ширина и высота к-рой несколько меньше,  чем  у  основной.
Эта часть  обычно  используется  для  подготовки  декораций  к  текущему
спектаклю. С боков  С.  пристраиваются  помещения  (карманы  сцены),  по
высоте и'ширине равные обычно зеркалу С.  (портальному  отверстию);  они
используются  гл.  обр.  при  монтировке  сложных  объ„мных   декораций,
выдвигаемых на накатных площадках. Все осн. конструкции и перекрытия  С.
выполняются  из  металла  и  железобетона.  Планшет  представляет  собой
конструкцию, собранную из деревянных щитов.
   Сложность совр. театр. постановок обусловливает широкое применение на
С. разл. механич. устройств, ускоряющих и облегчающих рабочие  процессы,
связанные с подготовкой и проведением спектакля (см.  Устройство  сцены,
Древнегреческий театр. Древне-римский театр. Оборудование сцены, Эффекты
сценические и иллюстрации к этим статьям).
   Лит.: Б а р х и н Г. Б., Архитектура театра, М., 1947;
   Дживелегов А.иБояджиев  Г.,  История  западноевропейского  театра  от
возникновения до  1789  года,  М.-Л.,  1941;  Елизарова  Е.  А.,  Театры
Шереметевых, М., 1944; Извеков Н. П., Сцена, М-, 1935; его  же.  Техника
сцены, Л.-М., 1940; К а р р а А. Я., Некоторые сведения о театре  греков
и римлян, в кн.: Проблемы архитектуры. Сб. материалов, т. 2, кн. 2,  М.,
1937; М о к у л ь-с к и и С. (сост.  и  ред.).  Хрестоматия  по  истории
западноевропейского театра, т. 1, М.,  1953;  ЭкскузовичЙ.  В.,  Техника
театр. сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; Работы по  технике  сцены.
Сб. статей. Л., 1937; Лукомский Г. К.,  Античные  театры  и  традиции  в
истории эволюции театр. здания, СПБ,  1914;  Уманский  Н.  Г.,  Эволюция
архитектуры театра, в кн.: Проблемы архитектуры. Сб. материалов,  т.  2,
кн. 2, М., 1937; В a b  J.,  Das  Theater  der  Gegenwart,  Lpz.,  1928;
Borcherdt H. H., Das europaische  Theater  im  Mittelalter  und  in  der
Renaissance, Lpz., 1935;
   Gregor  J.,  Weltgeschichte  des  Theaters,  Z.,  1933;  Kranich  F.,
Buhnentechnik der Gegenwart, Bd 1-2, Munch.- B., 1929-33; Moritz E., Das
antike  Theater  und  die  modernen  Reformbestrebungen  im  Theaterbau,
Altenburg 1910; N i s s o n C., Das Buhnenbild, Lpz., 1924; Bonn, 1927;
   S e m p er M., Handbuch der  Architektur,  Tl  4,  Halbbd  6,  H.  5.
Theater, Stuttg., 1904; Werner E., Gussmann H  Theatergebaude,  Bd  1-2,
В., 1954; B u r i a n K. V., Die Oper. Ihre Geschichte..., Praha,  1961.
В. Мюл.
   "СЦЕНА" -  рус.  драм.  сборник;  издание  театр.  библиотеки  С.  Ф.
Рассохина, печатавшее пьесы текущего репертуара императорских и  частных
т-ров Москвы и Петербурга. Выходило с 1894 по 1907 отдельными  выпусками
(по одной пьесе). В 1894, 1899, 1900 - по  25  выпусков  в  год,  189724
выпуска, 1907-15 выпусков, в 1898, 1901-06-единичные выпуски. Под тем же
названием в разные периоды на рус. яз. и на  яз.  др.  народов  выходили
журналы: 1) Еженедельное издание,  М.,  1884-86,  приложение  к  журналу
"Раду га", печатавшее пьесы и театр. повести. 2) Ежемесячный  журнал  на
латыш, яз. (латыш, назв. "Skatuwe"), Рига, 1906-07. 3) Ежедневная газета
(программы и либретто спектаклей,концертов), П., 1907-09.4) Еженедельный
журнал на эст. яз. (эст. назв. "Naitelawa"), Ревель, 1909-11. 5)  Газета
театра, искусства, литературы и спорта, Одесса, 1912 (всего-8  номеров).
А.Шн.
   "СЦЕНА      И      ЖИЗНЬ"      -еженедельный      театральный       и
литературно-художественный иллюстрированный журнал. Выходил в Петербурге
с нояб. 1907 по май 1908. Всего вышло
   25 номеров (4-5 двойной, 1907). Редактор-издатель - В. Т. Блохин.  А.
Шн.
   СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат.  scaena  -  сцена)  -  1)  Сюжетная
схема,  по  к-рой  созда„тся  спектакль  в  т-ре  мл/гомади.  Такой   С.
представляет собой краткое изложение содержания пьесы  (без  диалогов  и
монологов). В  н„м  определены  гл.  моменты  действия,  указаны  выходы
персонажей на сцену, обозначены вставные номера, буффонные сцены, лацци,
песни и  пр.  Диалоги,  монологи  создаются  самими  акт„рами  во  время
репетиций  представления.  С.  опирается  на  уже  выработанные   при„мы
построения сценич. действия, на существование постоянных,  неизменных  в
своих основных чертах образов-масок. Определяя лишь канву спектакля,  С.
предоставляет   акт„рам   свободу    для    проявления    их    таланта,
изобретательности. На С. строились представления разл. видов нар.  т-ра,
развивавшихся на основе устного нар. творчества.  Наибольшее  количество
С. было создано в итал. комедии делъ арте. В 17 в. сценарии комедии дель
арте издавались в виде сборников. Первый сборник, составленный Ф.  Скала
(изд. 1611), содержал 50 С. Среди сборников, вышедших  впоследствии:  Б.
Лока-телли (179 С., изд. 1618-22), А. Бартоли (изд. 1880); на рус. языке
В. Н. Перетп "Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе
императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг."  (изд.  1917).  С  развитием

Страницы: «« « 2166   2167   2168   2169   2170   2171   2172   2173   2174  2175   2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183   2184  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия