Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2174   2175   2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182  2183   2184   2185   2186   2187   2188   2189   2190   2191   2192  » »»

   Роли: Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Гульсара, Офтоб-хон, Нурхон (о.
п.  Яшена),  играла  роли  матерей  ("Равшан  п   Зульхумор"   Яшена   и
"Краснопалочники" У луг-заде). В 5  и-60-х  гг.  играла  роли:  Салтанат
("Свадьба" Гани), Малика  ("Утро  полей"  Джалила),  Крупская  ("Ураган"
Киямова и Абдулло), Рисолат ("Влюбл„нный Ташболта" Бабад-жанова). Ц, Н,
   ТАДЖИКСКАЯ  ДРАМАТУРГИЯ.  Проф.  Т.  д.  возникла  после  Октябрьской
революции. До этого существовала  устная  нар.  драма:  комич.  пьесы  и
сценки масхарабозов ("Ткачество", "Чтец  корана",  "Прядение",  "Горячий
очаг", "Судья" и др.), пьесы для  кукольного  т-ра  ("Хромой  богатырь",
"Офтобхон и  Мах-тобхон"  и  др.).  Для  всех  этих  произв.  характерны
комедийная и сатирич.  направленность,  использование  муз.-хореографич.
элементов, юмор, своеобразные традиционные художеств. при„мы.
   В  период  возникновения  и  роста  муз.-драм.  кружков  (20-е   гг.)
зародилась письменная Т. д.; кружки ставили  пьесы  "Слепой  Шермат"  X.
Умарова и А. Сат-тарова, "Фармонбек" М. Холматова и М. Али-заде. В  1933
появилась "Борьба" А. Усманова  -  первая  многоактная  драма  о  борьбе
Красной Армии и тадж. народа против банд басмачей в период  установления
Сов. власти в Таджикистане. О молодом тадж. рабочем классе  рассказывали
пьесы: "Враг" Дж. Икрами (1935), "Долина  счастья"  Г.  Абдулло  (1936),
"Слава" М. Амин-заде (1936) и др. В сер. 30-х гг. возникает  драматургия
для детей: "Раано"  С.  Саидмурадова  (1937),  "Пионер  на  границе"  А.
Усманова, X. Обиди (1938) и др. Первые образцы муз. драмы - "Саодат"  Р.
Д жалила (1936), "Восе" Г. Абдулло (1937), оперных либретто - "Восстание
Восэ" М. Турсун-заде и А. Дехоти (1939), "Кузнец Кова" Лахути  (1940)  и
др.
   Следуя общему направлению сов. драматургии, тадж. писатели  поднимали
многие актуальные вопросы современности: пьеса "Клевета" Саидмурадова  и
И. Пс-маилова (1938) рассказывала о борьбе с кулачеством,  строительстве
колхозов, пьеса "Шодмон" С. Улуг-заде  (1939)  была  посв.  новой  жизни
колхозной деревни, борьбе между старым и новым.  Образцы  классич.  нац.
поэзии перенесла на сцену пьеса "Рустам и Сухроб" А.  Пирмухамед-заде  и
В. Волькенштейна (по мотивам  "Шахнаме"  Фирдоуси,  1941).  Значительной
вехой в истории Т. д. явилась драма "Краснопалочникн" Улуг-заде  (1941),
показывающая разгром басмаческих банд и героизм народа.
   Пьесы, появившиеся  в  годы  Великой  Отечественной  войны,  отражали
патриотизм сов. людей. О  героизме  воинов-таджиков  рассказывали  пьесы
"Дом Надира" Д. Икрами и А. Файко (1943), "В огне"  Улуг-заде  (1944)  и
др. Но в 40-е гг. в репертуар т-ров  вошли  пьесы,  лиш„нные  идейной  и
художественной значимости,  показывающие  жизнь  обеднение,  схематично.
Преодолению ряда серь„зных недостатков Т. д.  помогли  постановления  ЦК
ВКП(б) по идеологическим вопросам (1946-48).
   Развитие Т. д. в 50-60-х гг. отмечено стремлением авторов к отражению
современности.  Значительное  место   занимают   пьесы   о   преодолении
феодально-бап-ских пережитков в сознании  людей,  о  борьбе  со  старым,
отжившим: "Саодат" С. Саидмурадова и М.  Ра-биева  (1948),  "Подарок  за
радостную весть" М. Заки-рова (1950), "Ситора" Д. Икрами (1954, 2-я ред.
"Я - Фахриддинов", 1961) и др. Драматурги стремятся показать сегодняшнюю
жизнь Таджикистана, людей, выросших за годы Сов.  власти,  их  успехи  в
эко-номич. и культурном строительстве. О жизни  тадж.  интеллигенции,  о
долге  художника  перед  народом  рассказывают  пьесы:  "Мой  город"  М.
Миршакара (1952), "Песня гор" Г. Абдулло (1956),  "Приговор  матери"  Ф.
Ансори (1962) и др. В пьесах "Экзамен" Ансори (1958), "Свадьба" С.  Гани
(1958) впервые  в  Т.  д.  были  подняты  вопросы  воспитания  молод„жи.
Драматурги  обращаются  и  к  периоду   установления   Сов.   власти   в
Таджикистане: "Дохунда" Дж. Икрами
   (1954), "Ураган" Г. Абдулло и Ш. Киямова (1957), где впервые в Т.  д.
созданы образы В. И. Ленина, Н. К. Крупской, Г. К. Орджоникидзе.
   Тадж. драматурги стремятся не только к расширению круга тем, но  и  к
разнообразию  жанровых  форм:  помимо  характерных   для   Т.д.   жанров
народно-героич.   и   бытовой   драмы,   появляются    сатирнч.    пьесы
("Та-рифходжаев" А. Дехоти, Б. Рахим-заде, 1953,  "Говорящий  чинар"  С.
Саидмурадова и Б. Рахим-заде, 1959), комедии  ("Двадцать  восьмая  ночь"
Дж. Икрами, 1946,  "Лучистый  жемчуг"  С.  У  луг-заде,  1962,  и  др.),
историке-биографич. драмы ("Рудаки" Улуг-заде, 1958), водевили  ("Сердце
сердцу весть пода„т" Ш. Киямова и А. Мороз, 1955, "Штраф 30  копеек"  Ш.
Киямова и М. Фархада, 1961, и др.).
   Тадж.  драматурги  опираются  на  лучшие  традиции   сов.   многонац.
драматургии, рус. классики, а также на богатства классич. нац. поэзии  и
тадж. фольклора.
   Лит.: Вопросы истории таджикской сов. драматургии и театра,  Душанбе,
1957; Демидчик Л. Н., Современная  таджикская  драматургия,  "Изв.  отд.
обществ, наук АН Тадж. ССР", Душанбе, 1957, ј 15; Н у р ч о н о в Н.,  Д
е-м и д ч и к Л., Драматургия иточпк дар давраи  хозира,  "Шарки  сурх",
1957, ј 8; Т а б а р о в С., Драматургия иточик баъд аз дахрузаи эдэбиет
вэ  санъат,  "Шарки  сурх",  1958,  ;!\Гй  5,   6;   Пьесы   драматургов
Таджикистана, Душанбе, 1954; Таджикская советская драматургия, М., 1957;
Пьесы таджикских драматургов, Душанбе, 1959. Н.Н.
   ТАДЖИКСКИЙ  ТЕАТР.  Несмотря  на  наличие  вы-сокоразвитых   муз.   и
хореографич. традиций и лпт-ры, таджики до революции  не  имели  т-ра  в
современном  его  понимании.  Зачатки  театр.  действий  заключались   в
земледельческих  песнях,   связанных   с   трудовыми   производственными
процессами, в весенних праздниках (праздник цветения  тюльпанов,  льна),
ведущих сво„ происхождение от  древних  мистерий,  связанных  с  культом
умирающего и воскресающего бога. С древних врем„н известны также танцы и
пантомимы, воспроизводящие процессы труда или основанные  на  подражании
животным и птицам  ("Танец  с  серпами",  "Ткань„  сукна",  пантомимы  -
"Волк", "Лев", "Суслик" и др.). На основе  разл.  видов  и  жанров  нар.
иск-ва издавна сложился т-р масхарабозов - нар.  акт„ров,  к-рые  давали
представления на  свадьбах,  семейных  праздниках.  Выступая  обычно  на
открытой площадке, они разыгрывали комич. сценки  ("Охота  на  медведя",
"Пастьба", "Лекарь", "Старик", "Соловей", "Раис"  и  др.),  текст  к-рых
импровизировался во время представления  по  определ„нному  сценарию.  В
сатирич. остро  социальном  по  направленности  творчестве  масхарабозов
выражалась ненависть трудящихся  к  господствующим  классам,  отражались
повседневный быт народа, его мысли,  чувства.  Для  иск-ва  масхарабозов
характерен синкретизм; акт„ры одновременно были музыкантами, танцорами и
певцами. В конце 19 и в 1-й пол. 20 вв. на территории совр. Таджикистана
и в гг. Бухаре, Самарканде жили и выступали талантливые масхарабозы:  X.
Бобоев, X. Раджабалиев, Тула, С. Абдуллаев и др. Кроме  масхарабозов,  с
давних врем„н известен тадж. кукольный т-р "зочабози",  о  существовании

Страницы: «« « 2174   2175   2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182  2183   2184   2185   2186   2187   2188   2189   2190   2191   2192  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия