Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2174 2175 2176 2177 2178 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 » »» Роли: Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Гульсара, Офтоб-хон, Нурхон (о. п. Яшена), играла роли матерей ("Равшан п Зульхумор" Яшена и "Краснопалочники" У луг-заде). В 5 и-60-х гг. играла роли: Салтанат ("Свадьба" Гани), Малика ("Утро полей" Джалила), Крупская ("Ураган" Киямова и Абдулло), Рисолат ("Влюбл„нный Ташболта" Бабад-жанова). Ц, Н, ТАДЖИКСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Проф. Т. д. возникла после Октябрьской революции. До этого существовала устная нар. драма: комич. пьесы и сценки масхарабозов ("Ткачество", "Чтец корана", "Прядение", "Горячий очаг", "Судья" и др.), пьесы для кукольного т-ра ("Хромой богатырь", "Офтобхон и Мах-тобхон" и др.). Для всех этих произв. характерны комедийная и сатирич. направленность, использование муз.-хореографич. элементов, юмор, своеобразные традиционные художеств. при„мы. В период возникновения и роста муз.-драм. кружков (20-е гг.) зародилась письменная Т. д.; кружки ставили пьесы "Слепой Шермат" X. Умарова и А. Сат-тарова, "Фармонбек" М. Холматова и М. Али-заде. В 1933 появилась "Борьба" А. Усманова - первая многоактная драма о борьбе Красной Армии и тадж. народа против банд басмачей в период установления Сов. власти в Таджикистане. О молодом тадж. рабочем классе рассказывали пьесы: "Враг" Дж. Икрами (1935), "Долина счастья" Г. Абдулло (1936), "Слава" М. Амин-заде (1936) и др. В сер. 30-х гг. возникает драматургия для детей: "Раано" С. Саидмурадова (1937), "Пионер на границе" А. Усманова, X. Обиди (1938) и др. Первые образцы муз. драмы - "Саодат" Р. Д жалила (1936), "Восе" Г. Абдулло (1937), оперных либретто - "Восстание Восэ" М. Турсун-заде и А. Дехоти (1939), "Кузнец Кова" Лахути (1940) и др. Следуя общему направлению сов. драматургии, тадж. писатели поднимали многие актуальные вопросы современности: пьеса "Клевета" Саидмурадова и И. Пс-маилова (1938) рассказывала о борьбе с кулачеством, строительстве колхозов, пьеса "Шодмон" С. Улуг-заде (1939) была посв. новой жизни колхозной деревни, борьбе между старым и новым. Образцы классич. нац. поэзии перенесла на сцену пьеса "Рустам и Сухроб" А. Пирмухамед-заде и В. Волькенштейна (по мотивам "Шахнаме" Фирдоуси, 1941). Значительной вехой в истории Т. д. явилась драма "Краснопалочникн" Улуг-заде (1941), показывающая разгром басмаческих банд и героизм народа. Пьесы, появившиеся в годы Великой Отечественной войны, отражали патриотизм сов. людей. О героизме воинов-таджиков рассказывали пьесы "Дом Надира" Д. Икрами и А. Файко (1943), "В огне" Улуг-заде (1944) и др. Но в 40-е гг. в репертуар т-ров вошли пьесы, лиш„нные идейной и художественной значимости, показывающие жизнь обеднение, схематично. Преодолению ряда серь„зных недостатков Т. д. помогли постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам (1946-48). Развитие Т. д. в 50-60-х гг. отмечено стремлением авторов к отражению современности. Значительное место занимают пьесы о преодолении феодально-бап-ских пережитков в сознании людей, о борьбе со старым, отжившим: "Саодат" С. Саидмурадова и М. Ра-биева (1948), "Подарок за радостную весть" М. Заки-рова (1950), "Ситора" Д. Икрами (1954, 2-я ред. "Я - Фахриддинов", 1961) и др. Драматурги стремятся показать сегодняшнюю жизнь Таджикистана, людей, выросших за годы Сов. власти, их успехи в эко-номич. и культурном строительстве. О жизни тадж. интеллигенции, о долге художника перед народом рассказывают пьесы: "Мой город" М. Миршакара (1952), "Песня гор" Г. Абдулло (1956), "Приговор матери" Ф. Ансори (1962) и др. В пьесах "Экзамен" Ансори (1958), "Свадьба" С. Гани (1958) впервые в Т. д. были подняты вопросы воспитания молод„жи. Драматурги обращаются и к периоду установления Сов. власти в Таджикистане: "Дохунда" Дж. Икрами (1954), "Ураган" Г. Абдулло и Ш. Киямова (1957), где впервые в Т. д. созданы образы В. И. Ленина, Н. К. Крупской, Г. К. Орджоникидзе. Тадж. драматурги стремятся не только к расширению круга тем, но и к разнообразию жанровых форм: помимо характерных для Т.д. жанров народно-героич. и бытовой драмы, появляются сатирнч. пьесы ("Та-рифходжаев" А. Дехоти, Б. Рахим-заде, 1953, "Говорящий чинар" С. Саидмурадова и Б. Рахим-заде, 1959), комедии ("Двадцать восьмая ночь" Дж. Икрами, 1946, "Лучистый жемчуг" С. У луг-заде, 1962, и др.), историке-биографич. драмы ("Рудаки" Улуг-заде, 1958), водевили ("Сердце сердцу весть пода„т" Ш. Киямова и А. Мороз, 1955, "Штраф 30 копеек" Ш. Киямова и М. Фархада, 1961, и др.). Тадж. драматурги опираются на лучшие традиции сов. многонац. драматургии, рус. классики, а также на богатства классич. нац. поэзии и тадж. фольклора. Лит.: Вопросы истории таджикской сов. драматургии и театра, Душанбе, 1957; Демидчик Л. Н., Современная таджикская драматургия, "Изв. отд. обществ, наук АН Тадж. ССР", Душанбе, 1957, ј 15; Н у р ч о н о в Н., Д е-м и д ч и к Л., Драматургия иточпк дар давраи хозира, "Шарки сурх", 1957, ј 8; Т а б а р о в С., Драматургия иточик баъд аз дахрузаи эдэбиет вэ санъат, "Шарки сурх", 1958, ;!\Гй 5, 6; Пьесы драматургов Таджикистана, Душанбе, 1954; Таджикская советская драматургия, М., 1957; Пьесы таджикских драматургов, Душанбе, 1959. Н.Н. ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР. Несмотря на наличие вы-сокоразвитых муз. и хореографич. традиций и лпт-ры, таджики до революции не имели т-ра в современном его понимании. Зачатки театр. действий заключались в земледельческих песнях, связанных с трудовыми производственными процессами, в весенних праздниках (праздник цветения тюльпанов, льна), ведущих сво„ происхождение от древних мистерий, связанных с культом умирающего и воскресающего бога. С древних врем„н известны также танцы и пантомимы, воспроизводящие процессы труда или основанные на подражании животным и птицам ("Танец с серпами", "Ткань„ сукна", пантомимы - "Волк", "Лев", "Суслик" и др.). На основе разл. видов и жанров нар. иск-ва издавна сложился т-р масхарабозов - нар. акт„ров, к-рые давали представления на свадьбах, семейных праздниках. Выступая обычно на открытой площадке, они разыгрывали комич. сценки ("Охота на медведя", "Пастьба", "Лекарь", "Старик", "Соловей", "Раис" и др.), текст к-рых импровизировался во время представления по определ„нному сценарию. В сатирич. остро социальном по направленности творчестве масхарабозов выражалась ненависть трудящихся к господствующим классам, отражались повседневный быт народа, его мысли, чувства. Для иск-ва масхарабозов характерен синкретизм; акт„ры одновременно были музыкантами, танцорами и певцами. В конце 19 и в 1-й пол. 20 вв. на территории совр. Таджикистана и в гг. Бухаре, Самарканде жили и выступали талантливые масхарабозы: X. Бобоев, X. Раджабалиев, Тула, С. Абдуллаев и др. Кроме масхарабозов, с давних врем„н известен тадж. кукольный т-р "зочабози", о существовании Страницы: «« « 2174 2175 2176 2177 2178 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |