Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183   2184  2185   2186   2187   2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194  » »»

В   репертуар   т-ра   оперы   и   балета   вошли   оперы   Чайковского,
Римского-Корсакова,  Даргомыжского,   Верди,   Бизе,   Пуччини.   Школой
реалистич. мастерства  стала  работа  над  пьесами  Шекспира:  "Ромео  и
Джульетта" (1947), "Король Лир" (1957) - в Т-ре  им.  Лахути..  Развитие
тадж. балетного т-ра, возникшего в 1941, подтвердил спектакль  "Лейли  и
Меджнун" Ба-ласаняна в т-ре оперы и балета (Гос. пр. СССР, 1949).
   В 1957 в Москве проходила 2-я декада тадж. иск-ва, в к-рой  принимали
участие Т-р им. Лахути, т-р оперы и балета, русский Т-р им. Маяковского.
После XX съезда КПСС начинается новый подъ„м Т. т. Репертуар тадж. т-ров
расширяется за сч„т обращения к сов. и  мировой  драматургии,  рождаются
новые жанры театр. иск-ва, коллективы  пополняются  выпускниками  театр.
вузов Москвы, Ленинграда, Ташкента.  Значит,  рост  иск-ва  драм.  т-ра,
подъ„м  балетного  иск-ва,  поиски  в   области   создания   нац.   опер
характеризуют деятельность Т. т. в период подготовки к XXIII съезду.
   Среди мастеров Т. т.: нар. арт.  СССР  М.  Касымов  Л.  Захидова,  Т.
Фазылова,  А.  Бурханов,  нар.  арт.  Тадж.  ССР  X.  Рахматуллаев,   Г.
Валамат-заде, Б. Та-джибаева, С. Бандишоева, засл. арт. Тадж. ССР М
   Саидов (ум. в 1940), А. Саидов (ум. в 1945), X. Таиров, Ш. Киямов, Б.
Карамхудоев, М. Ибрагимова и др.
   В Тадж. ССР работают т-ры (1967): Тадж. т-р оперы и балета,  Т-р  им.
Лахути, Ленинабадский т-р, Хорогский т-р, Науский узб. т-р, Рус. т-ры  в
Душанбе и Ленинабаде, кукольный т-р.
   Лит.: Нурджанов Н.,Таджикский народный театр. М., 1956; его  ж  е,  О
бухарском кукольном театре, "Изв. отд.  обществ,  наук  АН  Тадж.  ССР",
Душанбе, 1956, ј 10- 11; Л ь в о в Н., Материалы к  истории  таджикского
театра, в кн Труды Государственного центрального театрального музея  им.
А. А. Бахрушина, М.-Л., 1941, с. 113-118; Г о-нн  Г.,  Театр.  рожд„нный
Октябр„м, [Душанбе], 1943; Вопросы истории таджикской сов. драматургии и
театра. Сб. статей, Душанбе, 1957;  Нурджанов  Н.,  ...театр  драмы  им.
Лакути, 1957; его же. Таджикский  театр  в  годы  Великой  Отечественной
войны, в кн.: Искусство таджикского народа. Сб. статей, вып. 2, Душанбе,
1960; Ч е р н я в -с к и и С.. К истории Ленинабадского театра им. А. С.
Пушкина, Душанбе, 1962. Н. Н.
   ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЛАХУТИ (А к а-д е мн чески и ордена  Трудового
Красного знамени театр драмы им.А.Ла-х у т и) - крупнейший драматический
театр Тадж. ССР. Создан в Душанбе  в  1929.  В  труппу  вошли  участники
драматич. кружка горно-стрелкового тадж. батальона и концертной  бригады
Бухарского передвижного  т-ра.  В  организации  т-ра  принимали  участие
музыкант и певец Г. Ризо Бахор, режисс„ры  X.  Махмудов,  Ф.  Умаров,  в
дальнейшем М. Саидов. Начав с постановки  небольших  пьес  агитационного
характера, т-р в 1931 перешел к многоактным спектаклям. Ставились преим.
пьесы, перевед„нные с узб. и рус. яз.: "Два коммуниста"  Яшена,  "Мятеж"
Фурманова и Поливанова, "Халима" Зафари, "Вредители  хлопка"  Исмаилова,
позднее "Жизнь зов„т" Биль-Белоцерков-ского и др.
   С постановки оригинальной драмы А. Усманова "Борьба", рисующей борьбу
с басмачеством, начинается становление тадж.  драматургии,  формирование
к-рой непосредственно связано с ростом т-ра.
   Серь„зной творч. победой т-ра стал спектакль  "Коварство  и  любовь".
Героико-романтич.  направленность  творчества  коллектива  характеризуют
спектакли, пост. во 2-й пол. 30-х  гг.:  "Алькасар"  Мдивани,  "Клевета"
Саидму  радован  Исмаилова,  "Шодмон",   "Красно-палочники"   Улуг-заде,
"Отелло" и др. В этих спектаклях отч„тливо  раскрылось  яркое  дарование
исполнителей:  героико-романтич.  трагедийное  творчество   акт„ров   М.
Саидова, М. Касымова, А. Бурханова, X. Рахматуллаева,  Г.  Бакаевой,  А.
Сулейманова, лирико-драматич. талант С. Туйбаевой. Острые характерные  и
драматич. образы создавали М. Халилов, О. Зняев, М. Разиков, Н.  Гиясов,
С. Бакоева, X. Са-идахмедов, С. Джурабаев и др.
   В годы войны были созданы героич. и  патриотич.  спектакли:  "В  бой"
Акубджанова и Зелеранского,  "Дом  Надира"  Икрами  и  Файко,  "В  огне"
Улуг-заде и "Лауренсия" Лопе де Вега. В конце 40-х гг.  происходит  спад
творч. деятельности Т.  т.,  появляются  спектакли,  имеющие  идейные  и
художественные недостатки. Постановления ЦК КПСС по идеологич.  вопросам
и выступления партийной печати (1946-48)  помогли  т-ру  преодолеть  эти
недостатки и обратиться к темам современности. Передовой  сов.  человек,
его искания, борьба с косностью стали гл.  темой  тадж.  театр.  иск-ва.
Среди лучших спектаклей, развивавших эту тему:
   "Саодат" Саидмурадова и Рабиева (1948), "Мой город" Миршакара (1952),
комедии "Ситора" Икрами 1954), "Сердце сердцу весть  пода„т"  Киямова  и
Мороз (1955), "Экзамен" Ансори, "Свадьба" Гани  (1958),  "Воля  женщины"
Сидки (1961) и др. Т-р создал монументальные  спектакли  о  победе  Сов.
власти в Таджикистане: "Дохунда" Икрами (1954, 1957), "Ураган" Абдулло и
Киямова (1957), в к-ром были воссозданы  образы  В.  И.  Ленина,  Н.  К.
Крупской, Г. К. Орджоникидзе. Героико-романтич. тенденции т-ра продолжил
историко-биографич. спектакль "Рудаки" Улуг-заде о великом  тадж.  поэте
10 в.
   Все эти спектакли определили творч. облик т-ра: укрупн„нный  реализм,
яркость  красок,  высокий  драматизм  и  комедийную  остроту,  подлинную
народность. Особое  своеобразие  т-ру  прида„т  подч„ркнутая  поэтизация
образов,  лирич.  взволнованность  игры  акт„ров,  передающих  романтич.
мироощущение сце-нич.  героев.  Т-р  развивает  традиции  древнего  нар.
иск-ва,  его  спектакли  отличаются  яркостью,  колоритностью,  сатирич.
остротой, нар. юмором. Акт„ры следуют традициям нар. творчества  (иск-во
сценич. заострения, разнообразные при„мы комедийного мастерства).
   Героико-романтич.   пафосом,   поэтичностью,    глубиной    раскрытия
человеческих характеров отличаются пост. рус.  и  зап.-европ.  классики:
"Ромео и Джульетта" (1947), "Ревизор" (1946, 1952), "Король Лир" (1957),
"Без вины виноватые" (1962) и др. Т-р постоянно обращается к драматургии
братских республик.  На  его  сцене  шли:  "Человек  с  ружь„м"  (1948),
"Разлом" (1961); узб. пьесы - "Алишер Навои" Уйгуна и Сул-танова (1949),
"Ш„лковое сюзане" Каххара (1953), туркм. пьеса "Честь  семьи"  Мухтарова
(1949),  арм.  ("Намус"   Ширванзаде,   1953)   и   азерб.   ("Мертвецы"
Мамедкули-заде, 1963) классика.
   В 1941 и 1957 т-р принимал участие в декадах тадж. иск-ва  в  Москве.
Худ. рук. т-ра в 1936-64 был нар. арт. Тадж.ССР Е.И. Мительман. В труппе
т-ра (1967)- нар. арт. СССР М. Касымов, Т. Фазылова, А. Бурха-нов;  нар.
арт. Тадж. ССР С. Туйбаева, X. Рахматул-лаев, 3. Дустматов, Т. Гафарова,
X. Назарова, М. Халилов; засл. арт. Тадж. ССР Н. Гиясов, А. Ходжаев,  Ш.
Джураев и др. В 1941 и 1961 труппа т-ра пополнилась  выпускниками  тадж.
студии при ГЙТИСе им. Луначарского.  Режисс„ры  -  X.  Рахматуллаев,  Ш.
Киямов, А. Бурханов, Ф. О. Александрии, художники - М. М. Мухин,  М.  Д.

Страницы: «« « 2176   2177   2178   2179   2180   2181   2182   2183   2184  2185   2186   2187   2188   2189   2190   2191   2192   2193   2194  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия