|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2176 2177 2178 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 » »» В репертуар т-ра оперы и балета вошли оперы Чайковского,
Римского-Корсакова, Даргомыжского, Верди, Бизе, Пуччини. Школой
реалистич. мастерства стала работа над пьесами Шекспира: "Ромео и
Джульетта" (1947), "Король Лир" (1957) - в Т-ре им. Лахути.. Развитие
тадж. балетного т-ра, возникшего в 1941, подтвердил спектакль "Лейли и
Меджнун" Ба-ласаняна в т-ре оперы и балета (Гос. пр. СССР, 1949).
В 1957 в Москве проходила 2-я декада тадж. иск-ва, в к-рой принимали
участие Т-р им. Лахути, т-р оперы и балета, русский Т-р им. Маяковского.
После XX съезда КПСС начинается новый подъ„м Т. т. Репертуар тадж. т-ров
расширяется за сч„т обращения к сов. и мировой драматургии, рождаются
новые жанры театр. иск-ва, коллективы пополняются выпускниками театр.
вузов Москвы, Ленинграда, Ташкента. Значит, рост иск-ва драм. т-ра,
подъ„м балетного иск-ва, поиски в области создания нац. опер
характеризуют деятельность Т. т. в период подготовки к XXIII съезду.
Среди мастеров Т. т.: нар. арт. СССР М. Касымов Л. Захидова, Т.
Фазылова, А. Бурханов, нар. арт. Тадж. ССР X. Рахматуллаев, Г.
Валамат-заде, Б. Та-джибаева, С. Бандишоева, засл. арт. Тадж. ССР М
Саидов (ум. в 1940), А. Саидов (ум. в 1945), X. Таиров, Ш. Киямов, Б.
Карамхудоев, М. Ибрагимова и др.
В Тадж. ССР работают т-ры (1967): Тадж. т-р оперы и балета, Т-р им.
Лахути, Ленинабадский т-р, Хорогский т-р, Науский узб. т-р, Рус. т-ры в
Душанбе и Ленинабаде, кукольный т-р.
Лит.: Нурджанов Н.,Таджикский народный театр. М., 1956; его ж е, О
бухарском кукольном театре, "Изв. отд. обществ, наук АН Тадж. ССР",
Душанбе, 1956, ј 10- 11; Л ь в о в Н., Материалы к истории таджикского
театра, в кн Труды Государственного центрального театрального музея им.
А. А. Бахрушина, М.-Л., 1941, с. 113-118; Г о-нн Г., Театр. рожд„нный
Октябр„м, [Душанбе], 1943; Вопросы истории таджикской сов. драматургии и
театра. Сб. статей, Душанбе, 1957; Нурджанов Н., ...театр драмы им.
Лакути, 1957; его же. Таджикский театр в годы Великой Отечественной
войны, в кн.: Искусство таджикского народа. Сб. статей, вып. 2, Душанбе,
1960; Ч е р н я в -с к и и С.. К истории Ленинабадского театра им. А. С.
Пушкина, Душанбе, 1962. Н. Н.
ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЛАХУТИ (А к а-д е мн чески и ордена Трудового
Красного знамени театр драмы им.А.Ла-х у т и) - крупнейший драматический
театр Тадж. ССР. Создан в Душанбе в 1929. В труппу вошли участники
драматич. кружка горно-стрелкового тадж. батальона и концертной бригады
Бухарского передвижного т-ра. В организации т-ра принимали участие
музыкант и певец Г. Ризо Бахор, режисс„ры X. Махмудов, Ф. Умаров, в
дальнейшем М. Саидов. Начав с постановки небольших пьес агитационного
характера, т-р в 1931 перешел к многоактным спектаклям. Ставились преим.
пьесы, перевед„нные с узб. и рус. яз.: "Два коммуниста" Яшена, "Мятеж"
Фурманова и Поливанова, "Халима" Зафари, "Вредители хлопка" Исмаилова,
позднее "Жизнь зов„т" Биль-Белоцерков-ского и др.
С постановки оригинальной драмы А. Усманова "Борьба", рисующей борьбу
с басмачеством, начинается становление тадж. драматургии, формирование
к-рой непосредственно связано с ростом т-ра.
Серь„зной творч. победой т-ра стал спектакль "Коварство и любовь".
Героико-романтич. направленность творчества коллектива характеризуют
спектакли, пост. во 2-й пол. 30-х гг.: "Алькасар" Мдивани, "Клевета"
Саидму радован Исмаилова, "Шодмон", "Красно-палочники" Улуг-заде,
"Отелло" и др. В этих спектаклях отч„тливо раскрылось яркое дарование
исполнителей: героико-романтич. трагедийное творчество акт„ров М.
Саидова, М. Касымова, А. Бурханова, X. Рахматуллаева, Г. Бакаевой, А.
Сулейманова, лирико-драматич. талант С. Туйбаевой. Острые характерные и
драматич. образы создавали М. Халилов, О. Зняев, М. Разиков, Н. Гиясов,
С. Бакоева, X. Са-идахмедов, С. Джурабаев и др.
В годы войны были созданы героич. и патриотич. спектакли: "В бой"
Акубджанова и Зелеранского, "Дом Надира" Икрами и Файко, "В огне"
Улуг-заде и "Лауренсия" Лопе де Вега. В конце 40-х гг. происходит спад
творч. деятельности Т. т., появляются спектакли, имеющие идейные и
художественные недостатки. Постановления ЦК КПСС по идеологич. вопросам
и выступления партийной печати (1946-48) помогли т-ру преодолеть эти
недостатки и обратиться к темам современности. Передовой сов. человек,
его искания, борьба с косностью стали гл. темой тадж. театр. иск-ва.
Среди лучших спектаклей, развивавших эту тему:
"Саодат" Саидмурадова и Рабиева (1948), "Мой город" Миршакара (1952),
комедии "Ситора" Икрами 1954), "Сердце сердцу весть пода„т" Киямова и
Мороз (1955), "Экзамен" Ансори, "Свадьба" Гани (1958), "Воля женщины"
Сидки (1961) и др. Т-р создал монументальные спектакли о победе Сов.
власти в Таджикистане: "Дохунда" Икрами (1954, 1957), "Ураган" Абдулло и
Киямова (1957), в к-ром были воссозданы образы В. И. Ленина, Н. К.
Крупской, Г. К. Орджоникидзе. Героико-романтич. тенденции т-ра продолжил
историко-биографич. спектакль "Рудаки" Улуг-заде о великом тадж. поэте
10 в.
Все эти спектакли определили творч. облик т-ра: укрупн„нный реализм,
яркость красок, высокий драматизм и комедийную остроту, подлинную
народность. Особое своеобразие т-ру прида„т подч„ркнутая поэтизация
образов, лирич. взволнованность игры акт„ров, передающих романтич.
мироощущение сце-нич. героев. Т-р развивает традиции древнего нар.
иск-ва, его спектакли отличаются яркостью, колоритностью, сатирич.
остротой, нар. юмором. Акт„ры следуют традициям нар. творчества (иск-во
сценич. заострения, разнообразные при„мы комедийного мастерства).
Героико-романтич. пафосом, поэтичностью, глубиной раскрытия
человеческих характеров отличаются пост. рус. и зап.-европ. классики:
"Ромео и Джульетта" (1947), "Ревизор" (1946, 1952), "Король Лир" (1957),
"Без вины виноватые" (1962) и др. Т-р постоянно обращается к драматургии
братских республик. На его сцене шли: "Человек с ружь„м" (1948),
"Разлом" (1961); узб. пьесы - "Алишер Навои" Уйгуна и Сул-танова (1949),
"Ш„лковое сюзане" Каххара (1953), туркм. пьеса "Честь семьи" Мухтарова
(1949), арм. ("Намус" Ширванзаде, 1953) и азерб. ("Мертвецы"
Мамедкули-заде, 1963) классика.
В 1941 и 1957 т-р принимал участие в декадах тадж. иск-ва в Москве.
Худ. рук. т-ра в 1936-64 был нар. арт. Тадж.ССР Е.И. Мительман. В труппе
т-ра (1967)- нар. арт. СССР М. Касымов, Т. Фазылова, А. Бурха-нов; нар.
арт. Тадж. ССР С. Туйбаева, X. Рахматул-лаев, 3. Дустматов, Т. Гафарова,
X. Назарова, М. Халилов; засл. арт. Тадж. ССР Н. Гиясов, А. Ходжаев, Ш.
Джураев и др. В 1941 и 1961 труппа т-ра пополнилась выпускниками тадж.
студии при ГЙТИСе им. Луначарского. Режисс„ры - X. Рахматуллаев, Ш.
Киямов, А. Бурханов, Ф. О. Александрии, художники - М. М. Мухин, М. Д.
Страницы: «« « 2176 2177 2178 2179 2180 2181 2182 2183 2184 2185 2186 2187 2188 2189 2190 2191 2192 2193 2194 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |