Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209  2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219  » »»

Пьесы татарских драматургов-классиков,  Казань,  1958;  ГиниятуллинаА.К.
[сост.], Писатели Советского Татарстана, Казань, 1957; Г а и н у л-л и н
М., Татарская литература и публицистика начала XX  века,  Казань,  1966,
гл. IV, с. 295-347. ф. Г.
   ТАТАРСКИЙ  МЕНЗЕЛЙНСЕИЙ  ТЕАТР  (М  е   н   -   зелинский   татарский
драматический колхозно-совхозный театр). Создан в 1935 на основе студии,
возникшей на базе кружка при Казанском клубе кооперации  и  госторговли.
Местом работы нового т-ра был избран районный центр Мензелинск. В труппу
т-ра вошли выпускники студии,  бывшие  кружковцы  -  Г.  Шарифзянов,  Н.
Гиззатуллина, М. Зайнуллин, молодые акт„ры" окончившие театр. уч-ща,- X.
Салимова, Р. Шаки-рова и крупнейший мастер тат. т-ра Г. Казанский.
   Т-р открылся спектаклями: "В вороньем гнезде" Ш.  Камала  и  "Славная
эпоха" Гиззата. В  последующие  годы  т-р  пост.  спектакли:  "Без  вины
виноватые",  "Поздняя  любовь",  "Бесприданница"   Островского"   "Васса
Железнова", "Коварство и любовь". В творч. содружестве с драматургом  Ю.
Аминовым был создан спектакль "Неписанные законы",  поднимающий  вопросы
социалистич. морали. Среди др. пост. пьес тат.  драматургии:  "Сердечные
бури" Шагимуратова" "Вторая  молодость"  Хуснуллина,  "Цветы  осыпаются"
Сагидуллина, "На  пороге  жизни"  Шакурова,  "И  у  птицы  свои  крылья"
Аминова. Т-р ставит муз. драмы  и  комедии;  "Голубая  шаль"  Тинчурина,
"Га-лиябану"  М.  Файзи.  Здесь  впервые  была   пост.   пьеса   местных
драматургов Багаутдинова и Бикчантаевой  "Незабываемые  годы",  в  к-рой
образ В. И. Ленина создали акт„ры 3. Зиганшин, засл. арт. Тат.  АССР  А.
Фасхутдинов, а образ Ф. Э.  Дзержинского  -  засл.  арт.  Тат.  АССР  М.
Зайнуллин.
   Театр да„т в год 670-700 выездных спектаклей, обслуживает колхозников
и  рабочих  совхозов  республики,  жителей  насел„нных  пунктов.   Т-ром
руководит С. Амутбаев.
   ТАТАРСКИЙ  ТЕАТР.  Тат.  проф.  т-р  возник  в  годы  первой  русской
революции. Один из первых  публичных  спектаклей  ("Несметное  дитя"  Н.
Камала), организованный передовой тат. интеллигенцией, среди к-рой  были
драматурги Г. Кулахметов и Г. Ка-мал, состоялся в Казани 22  дек.  1906.
Но еще в 1905 И. Кудашев-Ашказарский организовал в  Оренбурге  небольшую
труппу из любителей, в  к-рой  начал  свою  деятельность  тат.  акт„р  и
режисс„р Муртазин. Здесь была пост. переделка пьесы А. Н. Островского "В
чужом пиру похмелье" под  назв.  "Свет  и  тьма"  (действие  пьесы  было
перенесено в тат. среду). В
   1907 в труппу вступили первая тат. актриса С.  Гиз-затуллина-Волжская
и А. Карие в.
   Представители передовой тат. интеллигенции драматурги  Г.  Камал,  Г.
Кулахметов, Ф. А мирхан, поэт А. Тукай боролись за создание  нац.  т-ра,
придавая ему большое значение  в  деле  воспитания  народа.  Рождению  и
развитию т-ра способствовала тат. большевистская орг-ция и газета "Урал"
(Оренбург).  Однако  реакционно  настроенная  буржуазия  и   религиозные
фанатики вели ожесточ„нную борьбу против передового иск-ва. Власти также
препятствовали деятельности тат. труппы. Жестокая цензура, сопротивление
реакционеров, отсутствие материальной базы обрекали  труппу  на  тяж„лое
существование, т-р был вынужден  гастролировать  по  городам  России.  В
конце 1907 руководителем и режисс„ром труппы был  выбран  А.  Кариев.  В
труппе, наз. "Сайяр" ("Передвижник", "Странствующая"),  работали  акт„ры
Б. Болгарский, 3. Баязитский, к-рым приходилось играть и  женские  роли,
т. к. привлечь к работе в т-ре женщин в те годы было невозможно. В  1910
в труппу вступили К. Шамиль, Г. Болгарская, Г. Камал 1-й, Г.  Мангу-шев,
К. Тцнчурин и  др.  Роли  героинь  исполняла  С.  Гиззатуллина-Волжская.
Труппа ставила пьесы Г. Камала, определившие  реалистич.  направленность
молодого тат. т-ра. В 1907 впервые была пост. драма  Камала  "Несчастный
юноша", в  1908-его  же  комедия  "Первое  представление",  высмеивающая
реакционеров,  препятствующих  пост.  спектаклей  на  родном  яз.   Этот
спектакль вызвал яростный протест  мусульманского  духовенства.  В  1908
имамат  (высший  духовный  совет)  принял   указ,   запрещавший   театр.
представления на тат.  яз.,  но  труппа  продолжала  свою  деятельность,
выступая за пределами Казани. В  1909-10  были  пост.  пьесы  "Молод„жь"
Амирхана, утверждающая  необходимость  просвещения  народа;  "Женитьба",
"Коварство и любовь", переделка пьесы Островского"В чужом пиру похмелье"
под назв. "Свет и тьма". Для пост. пьес  Гоголя,  Островского,  Горького
приглашались режисс„ры рус. т-ров: Н. Зимовой, В.  Зотов  и  М.  Громов.
Девизом труппы  "Сайяр"  стал  просветительский  призыв  "К  свету!".  В
1911-12 пост.  сатирич.  комедии  Г.  Камала  "Тайны  нашего  города"  и
"Банкрот", показывающие  быт  и  нравы  купеческой  среды,  высмеивающие
либеральную  буржуазию  и  религиозный  фанатизм.  В  гл.   ролях   этих
спектаклей  выступал  А.  Кариев,   создававший   реалистич.   портреты,
отмеченные нац. своеобразием, острой сатиричностью.
   В 1912 С. Гиззатуллина-Волжская организовала в Уфе вторую тат. труппу
"Нур" ("Луч"). Здесь работали Ф. Самитова, 3. Богданова, К.  Шамиль,  Г.
Казанский, Ш. Шамильский и др. Репертуар первого сезона  состоял  преим.
из произв. Г.  Камала.  В  1915  в  Оренбурге  Муртазин  силами  местных
любителей создал третью тат. проф. труппу  "Шир  кат"  ("Товарищество").
Здесь начали свою сценич. жизнь выдающиеся тат. акт„ры Ф. Илъская и X. А
бжалилов. Но ведущее  положение  по-прежнему  занимала  труппа  "Сайяр",
среди спектаклей которой были: "Без вины  виноватые"  (1915),  "Ревизор"
(1916); "Первые цветы" Тинчу-рина  (1915),  "Хаджи  эфенди  женится"  Ш.
Камала (1915), "Неравные" Амирхана  (1915),  "Галиябану"  Файзи  (1917).
Весной 1917 труппа "Нур", а летом "Сайяр"  пост.  драму  Г.  Кулахметова
"Молодая жизнь" о пробуждении классового самосознания рабочего-татарина.
   На  развитие  Т.  т.  с  первых  дней  его  возникновения   оказывала
положительное воздействие рус. драматургия. Октябрьскую революцию труппа
"Сайяр" встретила пост. пьесы Горького "Мещане" (12 нояб.  1917;  Нил  -
Султанов, Бессеменов -- Кариев). Затем  был  пост.  спектакль  "Вишн„вый
сад" (1918), повторявший спектакль МХТ. В дни, когда территория
   Татарии была захвачена белогвардейцами (1918), актеры труппы  "Сайяр"
покинули город; совм. с акт„рами др. трупп  они  организовали  фронтовые
бригады (ок. 10), обслуживавшие бойцов  Красной  Армии.  В  оренбургской
труппе "Ширкат" (с 1918 "Восточный т-р") было пост. представление  "Гимн
труду" (1918, Оренбург). Фронтовая труппа ставила пьесы Ш. Усманова,  Г.
Камала,  К.  Тинчурина.  Большой  успех  имела  муз.  драма   М.   Файзи
"Галиябану"- спектакль, положивший начало новому жанру в тат. т-ре.
   После изгнания белогвардейцев в Казани была организована тат. труппа,
в  которую  вошли  акт„ры  дореволюционных  тат.   трупп   и   участники
самостоятельного коллектива "Анг" ("Разум"). На основе этой  труппы  был
создан Первый показательный гос.  тат.  т-р  (1920).  Здесь  были  пост.

Страницы: «« « 2201   2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209  2210   2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия