|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 » »» Пьесы татарских драматургов-классиков, Казань, 1958; ГиниятуллинаА.К.
[сост.], Писатели Советского Татарстана, Казань, 1957; Г а и н у л-л и н
М., Татарская литература и публицистика начала XX века, Казань, 1966,
гл. IV, с. 295-347. ф. Г.
ТАТАРСКИЙ МЕНЗЕЛЙНСЕИЙ ТЕАТР (М е н - зелинский татарский
драматический колхозно-совхозный театр). Создан в 1935 на основе студии,
возникшей на базе кружка при Казанском клубе кооперации и госторговли.
Местом работы нового т-ра был избран районный центр Мензелинск. В труппу
т-ра вошли выпускники студии, бывшие кружковцы - Г. Шарифзянов, Н.
Гиззатуллина, М. Зайнуллин, молодые акт„ры" окончившие театр. уч-ща,- X.
Салимова, Р. Шаки-рова и крупнейший мастер тат. т-ра Г. Казанский.
Т-р открылся спектаклями: "В вороньем гнезде" Ш. Камала и "Славная
эпоха" Гиззата. В последующие годы т-р пост. спектакли: "Без вины
виноватые", "Поздняя любовь", "Бесприданница" Островского" "Васса
Железнова", "Коварство и любовь". В творч. содружестве с драматургом Ю.
Аминовым был создан спектакль "Неписанные законы", поднимающий вопросы
социалистич. морали. Среди др. пост. пьес тат. драматургии: "Сердечные
бури" Шагимуратова" "Вторая молодость" Хуснуллина, "Цветы осыпаются"
Сагидуллина, "На пороге жизни" Шакурова, "И у птицы свои крылья"
Аминова. Т-р ставит муз. драмы и комедии; "Голубая шаль" Тинчурина,
"Га-лиябану" М. Файзи. Здесь впервые была пост. пьеса местных
драматургов Багаутдинова и Бикчантаевой "Незабываемые годы", в к-рой
образ В. И. Ленина создали акт„ры 3. Зиганшин, засл. арт. Тат. АССР А.
Фасхутдинов, а образ Ф. Э. Дзержинского - засл. арт. Тат. АССР М.
Зайнуллин.
Театр да„т в год 670-700 выездных спектаклей, обслуживает колхозников
и рабочих совхозов республики, жителей насел„нных пунктов. Т-ром
руководит С. Амутбаев.
ТАТАРСКИЙ ТЕАТР. Тат. проф. т-р возник в годы первой русской
революции. Один из первых публичных спектаклей ("Несметное дитя" Н.
Камала), организованный передовой тат. интеллигенцией, среди к-рой были
драматурги Г. Кулахметов и Г. Ка-мал, состоялся в Казани 22 дек. 1906.
Но еще в 1905 И. Кудашев-Ашказарский организовал в Оренбурге небольшую
труппу из любителей, в к-рой начал свою деятельность тат. акт„р и
режисс„р Муртазин. Здесь была пост. переделка пьесы А. Н. Островского "В
чужом пиру похмелье" под назв. "Свет и тьма" (действие пьесы было
перенесено в тат. среду). В
1907 в труппу вступили первая тат. актриса С. Гиз-затуллина-Волжская
и А. Карие в.
Представители передовой тат. интеллигенции драматурги Г. Камал, Г.
Кулахметов, Ф. А мирхан, поэт А. Тукай боролись за создание нац. т-ра,
придавая ему большое значение в деле воспитания народа. Рождению и
развитию т-ра способствовала тат. большевистская орг-ция и газета "Урал"
(Оренбург). Однако реакционно настроенная буржуазия и религиозные
фанатики вели ожесточ„нную борьбу против передового иск-ва. Власти также
препятствовали деятельности тат. труппы. Жестокая цензура, сопротивление
реакционеров, отсутствие материальной базы обрекали труппу на тяж„лое
существование, т-р был вынужден гастролировать по городам России. В
конце 1907 руководителем и режисс„ром труппы был выбран А. Кариев. В
труппе, наз. "Сайяр" ("Передвижник", "Странствующая"), работали акт„ры
Б. Болгарский, 3. Баязитский, к-рым приходилось играть и женские роли,
т. к. привлечь к работе в т-ре женщин в те годы было невозможно. В 1910
в труппу вступили К. Шамиль, Г. Болгарская, Г. Камал 1-й, Г. Мангу-шев,
К. Тцнчурин и др. Роли героинь исполняла С. Гиззатуллина-Волжская.
Труппа ставила пьесы Г. Камала, определившие реалистич. направленность
молодого тат. т-ра. В 1907 впервые была пост. драма Камала "Несчастный
юноша", в 1908-его же комедия "Первое представление", высмеивающая
реакционеров, препятствующих пост. спектаклей на родном яз. Этот
спектакль вызвал яростный протест мусульманского духовенства. В 1908
имамат (высший духовный совет) принял указ, запрещавший театр.
представления на тат. яз., но труппа продолжала свою деятельность,
выступая за пределами Казани. В 1909-10 были пост. пьесы "Молод„жь"
Амирхана, утверждающая необходимость просвещения народа; "Женитьба",
"Коварство и любовь", переделка пьесы Островского"В чужом пиру похмелье"
под назв. "Свет и тьма". Для пост. пьес Гоголя, Островского, Горького
приглашались режисс„ры рус. т-ров: Н. Зимовой, В. Зотов и М. Громов.
Девизом труппы "Сайяр" стал просветительский призыв "К свету!". В
1911-12 пост. сатирич. комедии Г. Камала "Тайны нашего города" и
"Банкрот", показывающие быт и нравы купеческой среды, высмеивающие
либеральную буржуазию и религиозный фанатизм. В гл. ролях этих
спектаклей выступал А. Кариев, создававший реалистич. портреты,
отмеченные нац. своеобразием, острой сатиричностью.
В 1912 С. Гиззатуллина-Волжская организовала в Уфе вторую тат. труппу
"Нур" ("Луч"). Здесь работали Ф. Самитова, 3. Богданова, К. Шамиль, Г.
Казанский, Ш. Шамильский и др. Репертуар первого сезона состоял преим.
из произв. Г. Камала. В 1915 в Оренбурге Муртазин силами местных
любителей создал третью тат. проф. труппу "Шир кат" ("Товарищество").
Здесь начали свою сценич. жизнь выдающиеся тат. акт„ры Ф. Илъская и X. А
бжалилов. Но ведущее положение по-прежнему занимала труппа "Сайяр",
среди спектаклей которой были: "Без вины виноватые" (1915), "Ревизор"
(1916); "Первые цветы" Тинчу-рина (1915), "Хаджи эфенди женится" Ш.
Камала (1915), "Неравные" Амирхана (1915), "Галиябану" Файзи (1917).
Весной 1917 труппа "Нур", а летом "Сайяр" пост. драму Г. Кулахметова
"Молодая жизнь" о пробуждении классового самосознания рабочего-татарина.
На развитие Т. т. с первых дней его возникновения оказывала
положительное воздействие рус. драматургия. Октябрьскую революцию труппа
"Сайяр" встретила пост. пьесы Горького "Мещане" (12 нояб. 1917; Нил -
Султанов, Бессеменов -- Кариев). Затем был пост. спектакль "Вишн„вый
сад" (1918), повторявший спектакль МХТ. В дни, когда территория
Татарии была захвачена белогвардейцами (1918), актеры труппы "Сайяр"
покинули город; совм. с акт„рами др. трупп они организовали фронтовые
бригады (ок. 10), обслуживавшие бойцов Красной Армии. В оренбургской
труппе "Ширкат" (с 1918 "Восточный т-р") было пост. представление "Гимн
труду" (1918, Оренбург). Фронтовая труппа ставила пьесы Ш. Усманова, Г.
Камала, К. Тинчурина. Большой успех имела муз. драма М. Файзи
"Галиябану"- спектакль, положивший начало новому жанру в тат. т-ре.
После изгнания белогвардейцев в Казани была организована тат. труппа,
в которую вошли акт„ры дореволюционных тат. трупп и участники
самостоятельного коллектива "Анг" ("Разум"). На основе этой труппы был
создан Первый показательный гос. тат. т-р (1920). Здесь были пост.
Страницы: «« « 2201 2202 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |