|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 » »» В Татарии работают (1967): Т-р оперы и балета им. Мусы Джалиля, тат.
Т-р им. Камала, Казанский рус. т-р им. Качалова, Мензелинский и
Альметьевский т-ры, Передвижной т-р, ТЮЗ, Бугульминский рус. т-р,
Казанский т-р кукол, а также б. коллектив Дворца культуры им. 10-летия
Октября, к-рым руководит засл. деят. культуры Тат. АССР К. Мухаметзянов,
и Нар. Челнинский и Атнинский нар. т-ры.
Большое значение в развитии Т. т. имело творчество нар. арт. СССР X.
Г. Абжалилова, нар. арт. Тат. АССР 3. Г. Султанова, засл. арт. Тат. АССР
М. Мутина.
Среди деятелей тат. лит-ры и иск-ва: нар. артисты Тат. АССР Г. Ф.
Булатова, Ф. И. Халитов, А. Р. Ша-муков, К. С. Камал 3-й, Г. М.
Болгарская, Н. С. Гай-нуллин, Г. В. Ибрагимова, Ф. С. Ильская, Р. А.
Зи-ганшина, Ф. X. Камалова, Г. С. Камская, М. Ки-чубаев, X. Ю.
Салимжанов, X. И. У разиков, К. Ш. Шамиль.
Лит.: Татар театры (1906-1926). Сб. статей. Казан, 1926; Губайдуллин
X., Татар театры тарихына ма-териаллар, в сб.: Татар теле йэм эдэбияты,
икенче китап, Казан, 1963, с. 294-304; Усманова Р., Из истории
татарского драматического театра в первые годы Советской власти, Казань,
1958; Шакуров С., Минзэлэ театры, "Совет адебияты", 1956, .ј 11;
Кумысников X., Якты йолдыз, "Казан утлары", 1966, .ј5; Г и з з а т Б.,
Драматургия (разделы), в кн.: История татарской литературы, М., 1965
(гл. 1, 2, 3, 4); К ашшаф Г., Беренче артистка, Казан, 1958; С-арымсаков
Ш., А. Кариев, Казань, 1957. X. К.
Музыкальный театр сформировался после Октябрьской революции, когда
были сняты религиозные запреты, препятствовавшие развитию нац. танца и
муз.-ансамблевого исполнительства. Музыка пришла в Т. т. сначала как
компонент драматич. спектакля (см. предыдущий раздел). Отдельные
сце-нич. ситуации иллюстрировались нар. песнями. Иногда нар. песяя
становилась сюжетной канвой драматич. пьесы: "Галпябану" М. Файзи
(1917), "Башмачки" Ибрагимова (1922), "Голубая шаль" Тинчурина (1925) и
др. Становление тат. муз. драмы и комедии связано с именами С. 3.
Сайдашева и Д. X. Файзи; популярность получили драма Гиззата "На„мщик" с
муз. Сайдашева (1928), комедия Исанбета "Хужа Насрет-дин" с муз. Файзи
(1939). Первые тат. нац. оперы - "Сания" (1925) и "Эшче" ("Рабочий",
1930) Г. С. Альмухамето ва, В. И. Виноградова и С.Габаши основаны на
интонациях тат. нар. песен.
В'1934-38 при Моск. консерватории работала Тат. оперная студия,
подготовившая кадры для тат. муз. т-ра - певцов и композиторов. Тат.
композиторы соединили опыт рус. музыки с тат. муз. традициями
(пентатонный лад, прихотливый мелодич. распев, характерные тембры). С
первых шагов развития нац. муз. т-ра тат. композиторы проявили интерес к
темам современности.
Основоположником тат. оперы является Н. Г. Жиганов, автор 8 опер,
написанных в разл. жанрах - историко-героич. ("Беглец", 1939, "Свобода",
1940), сказочно-эпич. ("Алтынчеч", 1941, "Тюляк", 1945),
лирико-драматич. ("Ильдар", 1942, 2-я ред. 1954 под назв. "Дорога
победы"; "Честь", 1953, "Поэт", 1947, "Джалиль", 1957,- все пост. в Т-ре
оперы и балета им. М. Джалиля, Казань). Значит, вклад в развитие нац.
муз. т-ра внесли: М. А. Музафаров ("Галиябану", 1940), Д. X. Файзи
("Неотосланные письма", 1960), С.З. Сайдашев и А. С. Ключар„в
("На„мщик", 1961), М.А.
Юдин ("Фарида", 1945), X. В. Валиуллин ("Самат", 1957, "На берегу
Д„мы", 1965, пост. там же). В качестве либреттистов выступили: М. М.
Джалиль, А. С. Файзи, Т. К. Гиззат, X. Вахит, Ш. Бикчурин и др.
Тат. балет зародился в недрах муз.-драматич. и оперных спектаклей, ак
самостоятельный жанр сформировался в связи с сюжетами нар. сказок
(большинство в изложении Г. Тукая). Первый нац. балет - "Ш урале"
Яруллина (1941) пост. на мн. сценах Сов. Союза и за рубежом. В обл.
балета работают: Жиганов ("Зюгра", 1946), Э. 3. Бакиров ("Золотой
гребень", 1957), Р. Г. Губайдуллин ("Отсеч„нная голова", 1958), Ключар„в
("Горная быль", 1959), 3. Г. Хабибуллин ("Раушан", 1961,- все пост. в
Т-ре оперы и балета им. М. Джалиля) и др,
Тат. муз. комедия во многом близка водевилю. Простая мелодичная
музыка включается в спектакль в виде отдельных номеров, но вместе с тем
органично связана с действием. Первая лирико-бытовая тат. муз. комедия -
"Башмачки" Д. Файзи (1942). Ему принадлежат также муз. комедии: "Чайки"
(1944;
2-я ред. 1955) и "На берегу Волги" (1949; 2-я ред. 1950 под назв.
"Золотая осень"). Среди музыкальных комедий др. авторов - "Мелодии
тальянки" Баки-рова (1963).
Лит.: Гиршман Я., Опера, балет и музыкальная комедия, в кн.:
Музыкальная культура Советской Татарии, м- Э. Я. Шум.
ТАТАРСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Г. КАМАЛА (Г о - с уд а р с т вен ны и ордена
Ленина академический театр имени Г. Камала). Создан в 1922 в Казани на
основе Первого показательного т-ра. Вначале наз. Тат. гос. т-ром им.
Красного Октября. В его труппу вошли лучшие артисты дореволюц. тат.
трупп "Сайяр", "Нур", "Ширкат" и труппы "Анг", созданной в 1919: Г.
Болгарская, Н. Таждарова, Н. Арапова, 3. Султанов, С. Айдаров, Н.
Сакаев, М. Абсалямов, Б. Тарханов, К. Шамиль, Р. Кушловская, Г.
Уральский, М. Му-тин и др. Режисс„рами т-ра были К. Тинчурин, М. Мутин,
К. Шамиль, Ш. Шамильский, художниками-декораторами - С. Яхшибаев, П.
Сперанский.
В первые годы в т-ре шли спектакли: "Безземельные" Бурнаша,
"Серебряная монета" Гиззата, "Последний привет" и "Стереги, взорв„тся"
Тинчурина, "Зарытое оружие" Такташа, "Ревизор"; "Смерть Иоанна Грозного"
А. К. Толстого, "Принцесса Турандот" Гоцци, "Гамлет", "Отелло".
Значит, этапом в истории т-ра стала пост. сатирич. пьесы Н. Исанбета
"Бегство" ("Переселение", 1925), разоблачающей тат. духовенство и
буржуазию (мулла Гайнетдин - Абсалямов), и сатирич. комедии К. Тинчурина
"Без ветрил" (1926, пост. 1927) о крахе тат. купечества в годы Сов.
власти (Батырхан - Тинчурин, Мисбах - Султанов, Дилбар - Ильская).
В 1925 пост. первая нац. опера "Сания" композиторов Г. Альмухаметова,
В. Виноградова, С. Габа-ши. С этого времени муз. спектакли прочно входят
в репертуар театра "Ставятся "Галиябану" и "Асыл яр" Файзи, "Казанское
полотенце" и "Голубая шаль" Тинчурина, "Молодые сердца" Бурнаша и др.
В 1927 т-р получил новое помещение и ему было присвоено звание
академического. Труппа пополнилась молодыми акт„рами первых выпусков
тат. театр. техникума: Г. Булатова, Г. Нигматуллина, X. Салимжанов, 3.
Закиров, К. Бареев, К. Тума-шева и др.
Страницы: «« « 2203 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |