Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211  2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221  » »»

   В Татарии работают (1967): Т-р оперы и балета им. Мусы Джалиля,  тат.
Т-р  им.  Камала,  Казанский  рус.  т-р  им.  Качалова,  Мензелинский  и
Альметьевский  т-ры,  Передвижной  т-р,  ТЮЗ,  Бугульминский  рус.  т-р,
Казанский т-р кукол, а также б. коллектив Дворца культуры  им.  10-летия
Октября, к-рым руководит засл. деят. культуры Тат. АССР К. Мухаметзянов,
и Нар. Челнинский и Атнинский нар. т-ры.
   Большое значение в развитии Т. т. имело творчество нар. арт. СССР  X.
Г. Абжалилова, нар. арт. Тат. АССР 3. Г. Султанова, засл. арт. Тат. АССР
М. Мутина.
   Среди деятелей тат. лит-ры и иск-ва: нар. артисты  Тат.  АССР  Г.  Ф.
Булатова, Ф. И. Халитов,  А.  Р.  Ша-муков,  К.  С.  Камал  3-й,  Г.  М.
Болгарская, Н. С. Гай-нуллин, Г. В. Ибрагимова, Ф.  С.  Ильская,  Р.  А.
Зи-ганшина,  Ф.  X.  Камалова,  Г.  С.  Камская,  М.  Ки-чубаев,  X.  Ю.
Салимжанов, X. И. У разиков, К. Ш. Шамиль.
   Лит.: Татар театры (1906-1926). Сб. статей. Казан, 1926;  Губайдуллин
X., Татар театры тарихына ма-териаллар, в сб.: Татар теле йэм  эдэбияты,
икенче  китап,  Казан,  1963,  с.  294-304;  Усманова  Р.,  Из   истории
татарского драматического театра в первые годы Советской власти, Казань,
1958; Шакуров  С.,  Минзэлэ  театры,  "Совет  адебияты",  1956,  .ј  11;
Кумысников X., Якты йолдыз, "Казан утлары", 1966, .ј5; Г и з з а  т  Б.,
Драматургия (разделы), в кн.: История  татарской  литературы,  М.,  1965
(гл. 1, 2, 3, 4); К ашшаф Г., Беренче артистка, Казан, 1958; С-арымсаков
Ш., А. Кариев, Казань, 1957. X. К.
   Музыкальный театр сформировался после  Октябрьской  революции,  когда
были сняты религиозные запреты, препятствовавшие развитию нац.  танца  и
муз.-ансамблевого исполнительства. Музыка пришла в  Т.  т.  сначала  как
компонент  драматич.  спектакля  (см.  предыдущий   раздел).   Отдельные
сце-нич. ситуации  иллюстрировались  нар.  песнями.  Иногда  нар.  песяя
становилась  сюжетной  канвой  драматич.  пьесы:  "Галпябану"  М.  Файзи
(1917), "Башмачки" Ибрагимова (1922), "Голубая шаль" Тинчурина (1925)  и
др. Становление тат. муз. драмы  и  комедии  связано  с  именами  С.  3.
Сайдашева и Д. X. Файзи; популярность получили драма Гиззата "На„мщик" с
муз. Сайдашева (1928), комедия Исанбета "Хужа Насрет-дин" с  муз.  Файзи
(1939). Первые тат. нац. оперы - "Сания"  (1925)  и  "Эшче"  ("Рабочий",
1930) Г. С. Альмухамето ва, В. И. Виноградова  и  С.Габаши  основаны  на
интонациях тат. нар. песен.
   В'1934-38 при  Моск.  консерватории  работала  Тат.  оперная  студия,
подготовившая кадры для тат. муз. т-ра -  певцов  и  композиторов.  Тат.
композиторы  соединили  опыт  рус.  музыки  с   тат.   муз.   традициями
(пентатонный лад, прихотливый мелодич. распев,  характерные  тембры).  С
первых шагов развития нац. муз. т-ра тат. композиторы проявили интерес к
темам современности.
   Основоположником тат. оперы является Н. Г.  Жиганов,  автор  8  опер,
написанных в разл. жанрах - историко-героич. ("Беглец", 1939, "Свобода",
1940),    сказочно-эпич.    ("Алтынчеч",    1941,    "Тюляк",     1945),
лирико-драматич. ("Ильдар",  1942,  2-я  ред.  1954  под  назв.  "Дорога
победы"; "Честь", 1953, "Поэт", 1947, "Джалиль", 1957,- все пост. в Т-ре
оперы и балета им. М. Джалиля, Казань). Значит, вклад  в  развитие  нац.
муз. т-ра внесли: М. А.  Музафаров  ("Галиябану",  1940),  Д.  X.  Файзи
("Неотосланные  письма",  1960),  С.З.  Сайдашев  и   А.   С.   Ключар„в
("На„мщик", 1961), М.А.
   Юдин ("Фарида", 1945), X. В. Валиуллин  ("Самат",  1957,  "На  берегу
Д„мы", 1965, пост. там же). В качестве  либреттистов  выступили:  М.  М.
Джалиль, А. С. Файзи, Т. К. Гиззат, X. Вахит, Ш. Бикчурин и др.
   Тат. балет зародился в недрах муз.-драматич. и оперных спектаклей, ак
самостоятельный жанр  сформировался  в  связи  с  сюжетами  нар.  сказок
(большинство в изложении Г.  Тукая).  Первый  нац.  балет  -  "Ш  урале"
Яруллина (1941) пост. на мн. сценах Сов. Союза  и  за  рубежом.  В  обл.
балета работают:  Жиганов  ("Зюгра",  1946),  Э.  3.  Бакиров  ("Золотой
гребень", 1957), Р. Г. Губайдуллин ("Отсеч„нная голова", 1958), Ключар„в
("Горная быль", 1959), 3. Г. Хабибуллин ("Раушан", 1961,-  все  пост.  в
Т-ре оперы и балета им. М. Джалиля) и др,
   Тат. муз. комедия  во  многом  близка  водевилю.  Простая  мелодичная
музыка включается в спектакль в виде отдельных номеров, но вместе с  тем
органично связана с действием. Первая лирико-бытовая тат. муз. комедия -
"Башмачки" Д. Файзи (1942). Ему принадлежат также муз. комедии:  "Чайки"
(1944;
   2-я ред. 1955) и "На берегу Волги" (1949; 2-я  ред.  1950  под  назв.
"Золотая осень"). Среди  музыкальных  комедий  др.  авторов  -  "Мелодии
тальянки" Баки-рова (1963).
   Лит.:  Гиршман  Я.,  Опера,  балет  и  музыкальная  комедия,  в  кн.:
Музыкальная культура Советской Татарии, м- Э. Я. Шум.
   ТАТАРСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Г. КАМАЛА (Г о - с уд а р с т вен ны  и  ордена
Ленина академический театр имени Г. Камала). Создан в 1922 в  Казани  на
основе Первого показательного т-ра. Вначале наз.  Тат.  гос.  т-ром  им.
Красного Октября. В его труппу  вошли  лучшие  артисты  дореволюц.  тат.
трупп "Сайяр", "Нур", "Ширкат" и труппы  "Анг",  созданной  в  1919:  Г.
Болгарская, Н. Таждарова,  Н.  Арапова,  3.  Султанов,  С.  Айдаров,  Н.
Сакаев,  М.  Абсалямов,  Б.  Тарханов,  К.  Шамиль,  Р.  Кушловская,  Г.
Уральский, М. Му-тин и др. Режисс„рами т-ра были К. Тинчурин, М.  Мутин,
К. Шамиль, Ш. Шамильский, художниками-декораторами  -  С.  Яхшибаев,  П.
Сперанский.
   В  первые  годы  в  т-ре  шли  спектакли:   "Безземельные"   Бурнаша,
"Серебряная монета" Гиззата, "Последний привет" и  "Стереги,  взорв„тся"
Тинчурина, "Зарытое оружие" Такташа, "Ревизор"; "Смерть Иоанна Грозного"
А. К. Толстого, "Принцесса Турандот" Гоцци, "Гамлет", "Отелло".
   Значит, этапом в истории т-ра стала пост. сатирич. пьесы Н.  Исанбета
"Бегство"  ("Переселение",  1925),  разоблачающей  тат.  духовенство   и
буржуазию (мулла Гайнетдин - Абсалямов), и сатирич. комедии К. Тинчурина
"Без ветрил" (1926, пост. 1927) о крахе  тат.  купечества  в  годы  Сов.
власти (Батырхан - Тинчурин, Мисбах - Султанов, Дилбар - Ильская).
   В 1925 пост. первая нац. опера "Сания" композиторов Г. Альмухаметова,
В. Виноградова, С. Габа-ши. С этого времени муз. спектакли прочно входят
в репертуар театра "Ставятся "Галиябану" и "Асыл яр"  Файзи,  "Казанское
полотенце" и "Голубая шаль" Тинчурина, "Молодые сердца" Бурнаша и др.
   В 1927 т-р получил  новое  помещение  и  ему  было  присвоено  звание
академического. Труппа пополнилась  молодыми  акт„рами  первых  выпусков
тат. театр. техникума: Г. Булатова, Г. Нигматуллина, X.  Салимжанов,  3.
Закиров, К. Бареев, К. Тума-шева и др.

Страницы: «« « 2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211  2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия