|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 » »» Среди этапных спектаклей 20-х гг.: "Разлом" (1928- реж. Г. Девишев;
Годун - Шамильский, Берсенев-Султанов, Татьяна - Таждарова, фон Штубе -
Айдаров, Боцман - Абжалилов). "Мятеж" по Фурманову (1928), драма Ш.
Камала "В вороньем гнезде"
(1929) о пробуждении сознания тат. рабочего класса. К концу 20-х гг.
в репертуаре т-ра утверждается совр. тематика: "Шлем" и "Семья
Мансуровых" Минского. Труду рабочих посв. пьеса "Гудок" Джамиля.
В 30-е гг. на тат. сцене вс„ чаще ставятся произв. рус. сов.
драматургии: "Страх" Афиногенова, "Жизнь зов„т" Билль-Белоцерковского,
"Рельсы гудят" Кир-шона и др. В 1930 т-р участвовал во Всесоюзной театр.
олимпиаде. В 30-е гг. продолжается работа над произв. совр. нац.
драматургии: т-р ставит пьесу С. Баттала "Письмо на платке" (1932) о
коллективизации с. х-ва, муз. Драму Тинчурина "На реке Кандре" (1933) о
зарождении социалистич. отношений в деревне, "За туманом" Ш. Камала
(1934) о рабочем классе и др. В сер. 30-х гг. в т-р пришли молодые
режисс„ры: Г. Ильясов, Г. Исмагилов, С. Булатов, Ш. Сарымсаков, Р.
Ишмуратов. Они стремились утвердить в сценич. практике коллектива творч.
принципы Станиславского. Среди лучших спектаклей 30-х гг.:
"Гибель эскадры" (1934); "Профессор Мамлок" Вольфа (1935), "Враги"
(1936). Выдающимся театр. событием стала пост. драмы Гиззата "Славная
эпоха" о современной колхозной жизни (1937, реж. X. У разиков). В 1937
пост. драма Гиззата "Потоки", раскрывающая социально-общественный
конфликт в тат. деревне периода 1-й мировой войны (реж. Г. Исмагилов;
Биктимир - Абжалилов, Гульниса - Тажда-рова, Айсылу - Ильская, Мирвали -
Шамиль-ский). В конце 30-х гг. т-р обратился к историч. драматургии,
пост. драму "Тукай" Файзи (1938, реж. Ш. Сарымсаков, художники М.
Сутюшев и X. Курбатов: Тукай - Камал 3-й). В 1939 в связи с 60-летием со
дня рождения Галиасгара Камала т-ру было присвоено его имя.
В 1940 пост. комедия Исанбета "Хужа Насретдин" (реж. X. У разиков и
К. Тумашева, художник П. Сперанский; Насретдин - Абжалилов и К. Шамиль),
ставшая одним из самых популярных спектаклей и сохраняющаяся в
репертуаре т-ра.
В годы Отечественной войны пост. спектакли:
"Парень из нашего города", "Русские люди" (1942); драма "Таймасовы"
Гиззата (реж. Ш. Сарымсаков, худ. М. Сутюшев) о борьбе сов. народа с
иноземными захватчиками. Выдающимися событиями театр. жизни воен. лет
стали пост. трагедии Исанбета "Марьям" (1943), посв. сов. девушке,
отдавшей жизнь в борьбе с фашизмом (реж. Ш. Шамильский; Марьям -
Ибрагимова и Зиганшина), и драмы М. Амира "Мин-никамал" (1944, реж. X. У
разиков, худ. П. Сперанский; Минникамал - Булатова), посв. труженикам
тыла, патриотизму сов. народа.
Продолжалась работа над произв. историч. драматургии: "Тукай" Файзи
(1942, 2-я ред.; Тукай-Гафу-ров), "Каюм Насыров" Гали и Уразикова (1945)
о первом тат. просветителе, "Возвращ„нный город" В. Брагина (1943) о
деятельности Серго Орджоникидзе в годы гражд. войны (реж. В. Бебутов;
Серго - Камал 3-й).
Т-р систематически ставил произв. классич. и тат. драматургии:
"Собака на сене" (1942); "Банкрот" Г. Камала (1944), "Хаджи эфенди
женится" Ш. Камала (1945), "Гроза" (1944). Всесоюзную известность
получил спектакль "Король Лир" (1945, реж. В. Бебутов, худ. П.
Сперанский; Лир - Абжалилов, Шут - Ягудин).
В послевоен. годы пост.: "Песня жизни" Амира (1946, пост. 1947), "За
тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Мулланур Вахитов" Исанбета (1948),
"Человек с ружь„м" (1947, реж. Ш. Сарымсаков; исполнители роли Ленина -
Шамуков и Гайнуллин).
Но т. н. теория бесконфликтности оказала отрицательное воздействие на
деятельность т-ра, пост. слабые спектакли ("Гузель" Исанбета, "Шумит
ясная поляна" С. Кальметова и др.).
В 1950 труппа пополнилась молодыми акт„рами - выпускниками Тат.
студии ГИТИСа им. А. В. Луначарского (класс О. И. Пыжовой): Ш.
Асфандиярова, А. Галеева, А. Хайруллина, Г. Камалова, Р. Бикчан-таев, П.
Исанбет, Д. Ильясов. Из театральной студии и Казанского театр. уч-ща
пришли Р. Хайрет-динова, В. Закиров, Ш. Биктимиров, А. Губайдул-лин и
др.
В 50-е гг. большое место в репертуаре заняла классика, были пост.
драма "Галиябану" Файзи (1953), "Слуга двух господ" (1949, реж. А.
Юсупов; Труффаль-дино - Шамуков); "Несчастный юноша" Г. Камала
(1954, реж. Ш. Сарымсаков; Карим бай - Абжалилов, Биби - Камалова,
Гайни - Галеева). Среди совр. спектаклей этих лет - комедия "Зять
профессора" Хусаинова (1953), сатирич. комедия "Зифа" Исан-бета 1953,
пост. 1954, реж. X. У разиков; Балтаев - Шамуков, Эсмеральда -
Асфандиярова, Калямзя - Камская), разоблачавшая чуждые сов. человеку
пережитки прошлого.
После XX съезда партии на сцене т-ра были возрождены пост. пьес К.
Тинчурина и Ф. Бурнаша, незаконно репрессированных в период культа
личности. Большой успех имела муз. драма "Голубая шаль" Тинчурина (1956,
композитор С. Сайдашев, реж. Ш. Сарымсаков). Остро публицистич.,
гротескный характер носил спектакль "Без ветрил" по сатире Тинчурина о
политич. и моральном распаде тат. купечества, националистич. буржуазии
(1958, реж. Ш. Сарымсаков, худ. А. Тумашев; Мисбах - Абжалилов, Рокыя -
Хайруллина, Батырхан - Кульба-рисов).
На декаде тат. иск-ва и лит-ры в 1957 т-р показал спектакли: "Голубая
шаль" Тинчурина, "Хужа На-сретдин" и "Зифа" Исанбета, "Тревожные дни"
Гиз-зата, "Минникамал" Амира, "Король Лир". Т-р был награжд„н орденом
Ленина. Многие акт„ры получили поч„тные звания.
К 40-летию Октября т-р подготовил первую нац. исто-рич. трагедию
"Муса Джалиль" Исанбета (реж. П. Исанбет, худ. М. Сутюшев, композитор X.
В. Валиул-лин; Муса Джалиль - Халитов).
После XXII съезда КПСС в истории т-ра наступил новый подъ„м. В
1960-61 труппа пополнилась выпускниками Тат. студий Театр. уч-ща им.
Щепкина (класс М. Н. Гладкова). В сезоне 1962-63 пост. спектакли
"Бешеные деньги" (реж. М. Салимжанов) и "Враги" (реж. А. Михайлов).
Пост. историч. драма Н. Исанбета "Гульжамал" (1963), отражающая рождение
нац. т-ра, жизнь первой тат. артистки С. Гиззатуллиной-Волжской (реж. П.
Исанбет, худ. А. Тумашев; Гульжамал-Галеева, Хафиз - Халитов). Пост.
пьесы тат. драматургов: "Первая любовь"(1960), "Добро пожаловать" Вахита
(1962), "Братья Тагировы" Хусни (1965, реж. Ш. Сарымсаков), драма
"Зубайда- дитя человеческое" Хусаинова (1965, реж. X. У разиков) о
воспитании молод„жи, "Последнее письмо" Вахита (1965, реж. М.
Салимжанов). Дружбе тат. и укр. народов посв. спектакль "Навеки вместе"
Страницы: «« « 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |