Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 » »» Среди этапных спектаклей 20-х гг.: "Разлом" (1928- реж. Г. Девишев; Годун - Шамильский, Берсенев-Султанов, Татьяна - Таждарова, фон Штубе - Айдаров, Боцман - Абжалилов). "Мятеж" по Фурманову (1928), драма Ш. Камала "В вороньем гнезде" (1929) о пробуждении сознания тат. рабочего класса. К концу 20-х гг. в репертуаре т-ра утверждается совр. тематика: "Шлем" и "Семья Мансуровых" Минского. Труду рабочих посв. пьеса "Гудок" Джамиля. В 30-е гг. на тат. сцене вс„ чаще ставятся произв. рус. сов. драматургии: "Страх" Афиногенова, "Жизнь зов„т" Билль-Белоцерковского, "Рельсы гудят" Кир-шона и др. В 1930 т-р участвовал во Всесоюзной театр. олимпиаде. В 30-е гг. продолжается работа над произв. совр. нац. драматургии: т-р ставит пьесу С. Баттала "Письмо на платке" (1932) о коллективизации с. х-ва, муз. Драму Тинчурина "На реке Кандре" (1933) о зарождении социалистич. отношений в деревне, "За туманом" Ш. Камала (1934) о рабочем классе и др. В сер. 30-х гг. в т-р пришли молодые режисс„ры: Г. Ильясов, Г. Исмагилов, С. Булатов, Ш. Сарымсаков, Р. Ишмуратов. Они стремились утвердить в сценич. практике коллектива творч. принципы Станиславского. Среди лучших спектаклей 30-х гг.: "Гибель эскадры" (1934); "Профессор Мамлок" Вольфа (1935), "Враги" (1936). Выдающимся театр. событием стала пост. драмы Гиззата "Славная эпоха" о современной колхозной жизни (1937, реж. X. У разиков). В 1937 пост. драма Гиззата "Потоки", раскрывающая социально-общественный конфликт в тат. деревне периода 1-й мировой войны (реж. Г. Исмагилов; Биктимир - Абжалилов, Гульниса - Тажда-рова, Айсылу - Ильская, Мирвали - Шамиль-ский). В конце 30-х гг. т-р обратился к историч. драматургии, пост. драму "Тукай" Файзи (1938, реж. Ш. Сарымсаков, художники М. Сутюшев и X. Курбатов: Тукай - Камал 3-й). В 1939 в связи с 60-летием со дня рождения Галиасгара Камала т-ру было присвоено его имя. В 1940 пост. комедия Исанбета "Хужа Насретдин" (реж. X. У разиков и К. Тумашева, художник П. Сперанский; Насретдин - Абжалилов и К. Шамиль), ставшая одним из самых популярных спектаклей и сохраняющаяся в репертуаре т-ра. В годы Отечественной войны пост. спектакли: "Парень из нашего города", "Русские люди" (1942); драма "Таймасовы" Гиззата (реж. Ш. Сарымсаков, худ. М. Сутюшев) о борьбе сов. народа с иноземными захватчиками. Выдающимися событиями театр. жизни воен. лет стали пост. трагедии Исанбета "Марьям" (1943), посв. сов. девушке, отдавшей жизнь в борьбе с фашизмом (реж. Ш. Шамильский; Марьям - Ибрагимова и Зиганшина), и драмы М. Амира "Мин-никамал" (1944, реж. X. У разиков, худ. П. Сперанский; Минникамал - Булатова), посв. труженикам тыла, патриотизму сов. народа. Продолжалась работа над произв. историч. драматургии: "Тукай" Файзи (1942, 2-я ред.; Тукай-Гафу-ров), "Каюм Насыров" Гали и Уразикова (1945) о первом тат. просветителе, "Возвращ„нный город" В. Брагина (1943) о деятельности Серго Орджоникидзе в годы гражд. войны (реж. В. Бебутов; Серго - Камал 3-й). Т-р систематически ставил произв. классич. и тат. драматургии: "Собака на сене" (1942); "Банкрот" Г. Камала (1944), "Хаджи эфенди женится" Ш. Камала (1945), "Гроза" (1944). Всесоюзную известность получил спектакль "Король Лир" (1945, реж. В. Бебутов, худ. П. Сперанский; Лир - Абжалилов, Шут - Ягудин). В послевоен. годы пост.: "Песня жизни" Амира (1946, пост. 1947), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Мулланур Вахитов" Исанбета (1948), "Человек с ружь„м" (1947, реж. Ш. Сарымсаков; исполнители роли Ленина - Шамуков и Гайнуллин). Но т. н. теория бесконфликтности оказала отрицательное воздействие на деятельность т-ра, пост. слабые спектакли ("Гузель" Исанбета, "Шумит ясная поляна" С. Кальметова и др.). В 1950 труппа пополнилась молодыми акт„рами - выпускниками Тат. студии ГИТИСа им. А. В. Луначарского (класс О. И. Пыжовой): Ш. Асфандиярова, А. Галеева, А. Хайруллина, Г. Камалова, Р. Бикчан-таев, П. Исанбет, Д. Ильясов. Из театральной студии и Казанского театр. уч-ща пришли Р. Хайрет-динова, В. Закиров, Ш. Биктимиров, А. Губайдул-лин и др. В 50-е гг. большое место в репертуаре заняла классика, были пост. драма "Галиябану" Файзи (1953), "Слуга двух господ" (1949, реж. А. Юсупов; Труффаль-дино - Шамуков); "Несчастный юноша" Г. Камала (1954, реж. Ш. Сарымсаков; Карим бай - Абжалилов, Биби - Камалова, Гайни - Галеева). Среди совр. спектаклей этих лет - комедия "Зять профессора" Хусаинова (1953), сатирич. комедия "Зифа" Исан-бета 1953, пост. 1954, реж. X. У разиков; Балтаев - Шамуков, Эсмеральда - Асфандиярова, Калямзя - Камская), разоблачавшая чуждые сов. человеку пережитки прошлого. После XX съезда партии на сцене т-ра были возрождены пост. пьес К. Тинчурина и Ф. Бурнаша, незаконно репрессированных в период культа личности. Большой успех имела муз. драма "Голубая шаль" Тинчурина (1956, композитор С. Сайдашев, реж. Ш. Сарымсаков). Остро публицистич., гротескный характер носил спектакль "Без ветрил" по сатире Тинчурина о политич. и моральном распаде тат. купечества, националистич. буржуазии (1958, реж. Ш. Сарымсаков, худ. А. Тумашев; Мисбах - Абжалилов, Рокыя - Хайруллина, Батырхан - Кульба-рисов). На декаде тат. иск-ва и лит-ры в 1957 т-р показал спектакли: "Голубая шаль" Тинчурина, "Хужа На-сретдин" и "Зифа" Исанбета, "Тревожные дни" Гиз-зата, "Минникамал" Амира, "Король Лир". Т-р был награжд„н орденом Ленина. Многие акт„ры получили поч„тные звания. К 40-летию Октября т-р подготовил первую нац. исто-рич. трагедию "Муса Джалиль" Исанбета (реж. П. Исанбет, худ. М. Сутюшев, композитор X. В. Валиул-лин; Муса Джалиль - Халитов). После XXII съезда КПСС в истории т-ра наступил новый подъ„м. В 1960-61 труппа пополнилась выпускниками Тат. студий Театр. уч-ща им. Щепкина (класс М. Н. Гладкова). В сезоне 1962-63 пост. спектакли "Бешеные деньги" (реж. М. Салимжанов) и "Враги" (реж. А. Михайлов). Пост. историч. драма Н. Исанбета "Гульжамал" (1963), отражающая рождение нац. т-ра, жизнь первой тат. артистки С. Гиззатуллиной-Волжской (реж. П. Исанбет, худ. А. Тумашев; Гульжамал-Галеева, Хафиз - Халитов). Пост. пьесы тат. драматургов: "Первая любовь"(1960), "Добро пожаловать" Вахита (1962), "Братья Тагировы" Хусни (1965, реж. Ш. Сарымсаков), драма "Зубайда- дитя человеческое" Хусаинова (1965, реж. X. У разиков) о воспитании молод„жи, "Последнее письмо" Вахита (1965, реж. М. Салимжанов). Дружбе тат. и укр. народов посв. спектакль "Навеки вместе" Страницы: «« « 2204 2205 2206 2207 2208 2209 2210 2211 2212 2213 2214 2215 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |