Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212  2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222  » »»

   Среди этапных спектаклей 20-х гг.: "Разлом" (1928- реж.  Г.  Девишев;
Годун - Шамильский, Берсенев-Султанов, Татьяна - Таждарова, фон Штубе  -
Айдаров, Боцман - Абжалилов). "Мятеж"  по  Фурманову  (1928),  драма  Ш.
Камала "В вороньем гнезде"
   (1929) о пробуждении сознания тат. рабочего класса. К концу 20-х  гг.
в  репертуаре  т-ра  утверждается  совр.  тематика:  "Шлем"   и   "Семья
Мансуровых" Минского. Труду рабочих посв. пьеса "Гудок" Джамиля.
   В 30-е гг.  на  тат.  сцене  вс„  чаще  ставятся  произв.  рус.  сов.
драматургии: "Страх" Афиногенова, "Жизнь  зов„т"  Билль-Белоцерковского,
"Рельсы гудят" Кир-шона и др. В 1930 т-р участвовал во Всесоюзной театр.
олимпиаде. В  30-е  гг.  продолжается  работа  над  произв.  совр.  нац.
драматургии: т-р ставит пьесу С. Баттала "Письмо  на  платке"  (1932)  о
коллективизации с. х-ва, муз. Драму Тинчурина "На реке Кандре" (1933)  о
зарождении социалистич. отношений в  деревне,  "За  туманом"  Ш.  Камала
(1934) о рабочем классе и др. В сер.  30-х  гг.  в  т-р  пришли  молодые
режисс„ры: Г. Ильясов, Г.  Исмагилов,  С.  Булатов,  Ш.  Сарымсаков,  Р.
Ишмуратов. Они стремились утвердить в сценич. практике коллектива творч.
принципы Станиславского. Среди лучших спектаклей 30-х гг.:
   "Гибель эскадры" (1934); "Профессор Мамлок"  Вольфа  (1935),  "Враги"
(1936). Выдающимся театр. событием стала пост.  драмы  Гиззата  "Славная
эпоха" о современной колхозной жизни (1937, реж. X. У разиков).  В  1937
пост.  драма  Гиззата  "Потоки",   раскрывающая   социально-общественный
конфликт в тат. деревне периода 1-й мировой войны  (реж.  Г.  Исмагилов;
Биктимир - Абжалилов, Гульниса - Тажда-рова, Айсылу - Ильская, Мирвали -
Шамиль-ский). В конце 30-х гг. т-р  обратился  к  историч.  драматургии,
пост. драму "Тукай"  Файзи  (1938,  реж.  Ш.  Сарымсаков,  художники  М.
Сутюшев и X. Курбатов: Тукай - Камал 3-й). В 1939 в связи с 60-летием со
дня рождения Галиасгара Камала т-ру было присвоено его имя.
   В 1940 пост. комедия Исанбета "Хужа Насретдин" (реж. X. У  разиков  и
К. Тумашева, художник П. Сперанский; Насретдин - Абжалилов и К. Шамиль),
ставшая  одним  из  самых  популярных  спектаклей  и   сохраняющаяся   в
репертуаре т-ра.
   В годы Отечественной войны пост. спектакли:
   "Парень из нашего города", "Русские люди" (1942);  драма  "Таймасовы"
Гиззата (реж. Ш. Сарымсаков, худ. М. Сутюшев) о  борьбе  сов.  народа  с
иноземными захватчиками. Выдающимися событиями театр.  жизни  воен.  лет
стали пост. трагедии  Исанбета  "Марьям"  (1943),  посв.  сов.  девушке,
отдавшей жизнь в  борьбе  с  фашизмом  (реж.  Ш.  Шамильский;  Марьям  -
Ибрагимова и Зиганшина), и драмы М. Амира "Мин-никамал" (1944, реж. X. У
разиков, худ. П. Сперанский; Минникамал -  Булатова),  посв.  труженикам
тыла, патриотизму сов. народа.
   Продолжалась работа над произв. историч. драматургии:  "Тукай"  Файзи
(1942, 2-я ред.; Тукай-Гафу-ров), "Каюм Насыров" Гали и Уразикова (1945)
о первом тат. просветителе, "Возвращ„нный город"  В.  Брагина  (1943)  о
деятельности Серго Орджоникидзе в годы гражд. войны  (реж.  В.  Бебутов;
Серго - Камал 3-й).
   Т-р  систематически  ставил  произв.  классич.  и  тат.  драматургии:
"Собака на сене" (1942);  "Банкрот"  Г.  Камала  (1944),  "Хаджи  эфенди
женится"  Ш.  Камала  (1945),  "Гроза"  (1944).  Всесоюзную  известность
получил  спектакль  "Король  Лир"  (1945,  реж.  В.  Бебутов,  худ.   П.
Сперанский; Лир - Абжалилов, Шут - Ягудин).
   В послевоен. годы пост.: "Песня жизни" Амира (1946, пост. 1947),  "За
тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Мулланур Вахитов" Исанбета  (1948),
"Человек с ружь„м" (1947, реж. Ш. Сарымсаков; исполнители роли Ленина  -
Шамуков и Гайнуллин).
   Но т. н. теория бесконфликтности оказала отрицательное воздействие на
деятельность т-ра, пост. слабые  спектакли  ("Гузель"  Исанбета,  "Шумит
ясная поляна" С. Кальметова и др.).
   В 1950 труппа  пополнилась  молодыми  акт„рами  -  выпускниками  Тат.
студии  ГИТИСа  им.  А.  В.  Луначарского  (класс  О.  И.  Пыжовой):  Ш.
Асфандиярова, А. Галеева, А. Хайруллина, Г. Камалова, Р. Бикчан-таев, П.
Исанбет, Д. Ильясов. Из театральной студии  и  Казанского  театр.  уч-ща
пришли Р. Хайрет-динова, В. Закиров, Ш. Биктимиров,  А.  Губайдул-лин  и
др.
   В 50-е гг. большое место в репертуаре  заняла  классика,  были  пост.
драма "Галиябану" Файзи (1953),  "Слуга  двух  господ"  (1949,  реж.  А.
Юсупов; Труффаль-дино - Шамуков); "Несчастный юноша" Г. Камала
   (1954, реж. Ш. Сарымсаков; Карим бай - Абжалилов,  Биби  -  Камалова,
Гайни - Галеева). Среди  совр.  спектаклей  этих  лет  -  комедия  "Зять
профессора" Хусаинова (1953), сатирич. комедия  "Зифа"  Исан-бета  1953,
пост.  1954,  реж.  X.  У  разиков;  Балтаев  -  Шамуков,  Эсмеральда  -
Асфандиярова, Калямзя - Камская),  разоблачавшая  чуждые  сов.  человеку
пережитки прошлого.
   После XX съезда партии на сцене т-ра были возрождены  пост.  пьес  К.
Тинчурина и Ф.  Бурнаша,  незаконно  репрессированных  в  период  культа
личности. Большой успех имела муз. драма "Голубая шаль" Тинчурина (1956,
композитор  С.  Сайдашев,  реж.  Ш.  Сарымсаков).  Остро   публицистич.,
гротескный характер носил спектакль "Без ветрил" по сатире  Тинчурина  о
политич. и моральном распаде тат. купечества,  националистич.  буржуазии
(1958, реж. Ш. Сарымсаков, худ. А. Тумашев; Мисбах - Абжалилов, Рокыя  -
Хайруллина, Батырхан - Кульба-рисов).
   На декаде тат. иск-ва и лит-ры в 1957 т-р показал спектакли: "Голубая
шаль" Тинчурина, "Хужа На-сретдин" и "Зифа"  Исанбета,  "Тревожные  дни"
Гиз-зата, "Минникамал" Амира, "Король Лир". Т-р  был  награжд„н  орденом
Ленина. Многие акт„ры получили поч„тные звания.
   К 40-летию Октября т-р  подготовил  первую  нац.  исто-рич.  трагедию
"Муса Джалиль" Исанбета (реж. П. Исанбет, худ. М. Сутюшев, композитор X.
В. Валиул-лин; Муса Джалиль - Халитов).
   После XXII съезда КПСС  в  истории  т-ра  наступил  новый  подъ„м.  В
1960-61 труппа пополнилась выпускниками Тат.  студий  Театр.  уч-ща  им.
Щепкина (класс  М.  Н.  Гладкова).  В  сезоне  1962-63  пост.  спектакли
"Бешеные деньги" (реж. М. Салимжанов)  и  "Враги"  (реж.  А.  Михайлов).
Пост. историч. драма Н. Исанбета "Гульжамал" (1963), отражающая рождение
нац. т-ра, жизнь первой тат. артистки С. Гиззатуллиной-Волжской (реж. П.
Исанбет, худ. А. Тумашев; Гульжамал-Галеева,  Хафиз  -  Халитов).  Пост.
пьесы тат. драматургов: "Первая любовь"(1960), "Добро пожаловать" Вахита
(1962), "Братья  Тагировы"  Хусни  (1965,  реж.  Ш.  Сарымсаков),  драма
"Зубайда- дитя человеческое" Хусаинова  (1965,  реж.  X.  У  разиков)  о
воспитании  молод„жи,  "Последнее  письмо"   Вахита   (1965,   реж.   М.
Салимжанов). Дружбе тат. и укр. народов посв. спектакль "Навеки  вместе"

Страницы: «« « 2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210   2211   2212  2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия