Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210  2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220  » »»

спектакли: "Новые люди" Ибрагимова, "Первый шаг" Усманова,  "На  дне"  и
др.
   Широкое развитие получили в эти  годы  деревенские  т-ры.  В  1920  в
районном центре  Мамадыше  был  организован  передвижной  т-р  "Сабанчи"
(руководитель К. Шамиль, акт„ры М. Рахматуллина, А. Муратов и др.).
   В 1920 началось строительство здания для  т-ра.  В  этом  же  году  в
Самаре открылась первая тат. Драм. студия, руководителями  и  педагогами
к-рой были К. Тинчурин и  3.  Султанов.  (Среди  окончивших  студию:  М.
Абсалямов, X. Уразиков, Р. Файзи и Т. Гиззат).
   8 нояб. 1922 в Казани открылся Тат. гос. т-р им. Красного Октября  (в
1939 т-ру присвоено имя Г. Камала), в состав к-рого вошли лучшие  акт„ры
трупп "Сайяр", "Нур", "Ширкат". -4-92 создан первый тат. театр. техникум
им. А. КариеваТОднотгр„-меннсГв Каз"н"?ущеетаова ли рабочий Алафузовский
т-р и Т-р им. М. Л. Вахитова. Тат. т-ры возникали  в  Москве  (1918-34),
Астрахани (на основе театр. труппы "Нур" создан  Башк.  т-р,  с  1919  -
Башк. гос. т-р), в Перми, Уфе, Оренбурге ("Восточный т-р",  1918-19),  в
Ср. Азии (в Ташкенте до 1941).
   Среди лучших спектаклей Тат. гос. т-ра 20-х гг.:
   "Бегство" Исанбета (1925) - сатирич. пьеса о  разложении  деревенской
буржуазии; трагедия X. Так-таша "Сыновья земли" (1923) и  его  же  пьеса
"Зарытое оружие" - о победе революции, пьесы Ш. Камала "Огонь" (1928)  -
о бдительности сов. людей, о защите социалистич. государства от  врагов,
"В вороньем гнезде" - о формировании рабочего класса. К концу 20-х гг. в
репертуаре т-ра утверждается совр. тематика: ставятся пьесы Г.  Минского
- "Шлем" (о жизни сов. воинов), "Семья Мансуровых" и др.
   Рост акт„рского мастерства показали пост.  классич.  драматургии:  М.
Абсалямов создал образ царя Грозного в  драме  А.  К.  Толстого  "Смерть
Иоанна Грозного", 3. Султанов-образ Городничего. Трагедийный  талант  М.
Мутина раскрылся  в  гл.  ролях  спектаклей  "Отелло"  (1923),  "Гамлет"
(1925), "Разбойники".
   В сер. 20-х гг. в репертуаре Тат.  гос.  т-ра  им.  Красного  Октября
утверждаются муз. спектакли. В  1925  состоялась  премьера  первой  нац.
оперы "Сания" (муз. Г.  Альмухаметова,  В.  Виноградова  и  С.  Габаши).
Продолжают ставиться пьесы К. Тинчурина,  Т.  Гиззата,  музыку  к  к-рым
писал композитор С. Сайдашев (после 1933 муз.  спектакли  не  ставились,
см. ниже раздел Музыкальный театр). В 1927 Тат. т-р был  переименован  в
Тат.  гос.  академи-чэский  театр.  В  1926  состоялся   первый   выпуск
воспитанников театр. техникума (Г. Булатова, X. Са-лимжанов, К.  Бариев,
3. Закиров, Р. Ишмурат и др.). В 1928 в  Казани  начал  издаваться  тат.
театр. жури. "Тамашачы" ("Зритель", существовал до 1930).  В  1931-32  в
Казани работал Т-р малых форм (с
   1932 - ТРАМ), в  1933-36  -  Тат.  рабочий  театр  (здесь  играли  Ф.
Халитов, К. Гильманов и  др.,  рук.  А.  Мазитов).  В  1935  организован
Татарский Мензе-линский театр (рук. С. Амутбаев). В  труппу  т-ра  вошли
выпускники театр. техникума и студии Тат. гос. академич.  т-ра.  В  1933
создан филиал Тат. ака-демич. т-ра, к-рый  вскоре  стал  самостоятельным
т-ром, получившим наименование Передвижного республиканского.  В  труппу
этого т-ра влились акт„ры Моск. тат. т-ра (худ. рук. Г. Ильясов).
   В годы Отечеств, войны  т-ры  Татарии  пост.  спектакли:  "Таймасовы"
Гиззата о патриотизме сов. людей, "Минникамал" Амира  о  колх.  деревне,
трагедию "Марьям" Исанбета о борьбе сов. людей против фашизма,  историч.
спектакли "Тукай" А. Файзи, "Каюм Насыров" Гали и Уразикова-в  Т-ре  им.
Камала,  "Семья   патриота"   Насретдинова,   "Возвращение"   Ишму-рата,
"Таинственный вклад" Гиззата-в  Передвижном  т-ре.  Выдающимся  событием
театр. жизни стала пост. трагедии "Король Лир" в Т-ре им. Камала  (1945,
реж. В. Бебутов; Лир - X. Абжалилов).
   В 1943  создан  Альметьевский  колхозно-совхозный  т-р.  В  1944  для
пополнения состава т-ров Тат. АССР при ГИТИСе  им.  А.  В.  Луначарского
была создана Тат. студия.
   В послевоен. годы развивается историч. драматургия. В Т-ре им. Камала
пост. драма Файзи "Пугач„в в  Казани"  (1949),  историко-революц.  драма
Исанбета "Мулланур Вахитов" (1948) и др. Среди лучших совр.  спектаклей:
"Песня жизни" Амира (1947), "Настоящая любовь" (1948) Гиззата -  в  Т-ре
им. Камала. Были пост. лучшие произв. рус. сов.  драматургии:  "За  тех,
кто в море!" Лаврен„ва, "Человек с ружь„м", "Беспокойная  старость".  Но
влияние  "теории"  бесконфликтности  отрицательно  сказалось   на   ряде
спектаклей т-ра ("В новой слободе" Ишмурата, "Гузель" Исанбета и др.).
   XX съезд КПСС, определивший дальнейшие пути развития  театр.  иск-ва,
способствовал росту Т. т.
   В сер. 50-х гг.  были  пост.  спектакли,  правдиво  отражающие  жизнь
народа: "Зять профессора"  Хусаи-нова  (1953),  "Зифа"  Исанбета  (1953,
пост. 1954) - в Т-ре им. Камала, "Неписанные  законы"  Аминова  (1956)-в
Мензелинском т-ре, "Скрытые следы" Вахи-та  (1956)-в  Передвижном  т-ре.
Среди пост. классич. репертуара - "В вороньем гнезде"  и  "Хаджи  эфенди
женится" Ш. Камала, "Искры" Гиззата - в районных т-рах, "Поздняя любовь"
и "Бедность не порок", Островского, "Ревизор", "Слуга двух господ"  -  в
Т-ре им. Камала.
   В 1957 в Москве состоялась декада тат. иск-ва и  лит-ры,  участниками
к-рой были Т-р  оперы  и  балета  им.  Мусы  Джалиля,  Т-р  им.  Камала,
Мензелинский т-р, Нар. т-р Кировского р-на Казани, т-р им. Качалова.
   В конце 50-х гг. дальнейшее развитие получила тат. историч. драма.  О
Мусе Джалиле пост. спектакли "Муса Джалиль" Исанбета в Т-ре  им.  Камала
(1957), "Бессмертная песнь" Ишмурата в тат. Передвижном  т-ре  (1958)  и
Казанском русском т-ре им. Качалова (1956).
   Новые обращения т-ров к драматургии Тинчурина и Ф. Бурнаша  после  их
реабилитации обогатили репертуар т-ров; были пост.: "Без ветрил" (1958),
"Голубая шаль" (1956), "Казанское полотенце" (1956) Тинчурина, "Тахир  и
Зухра" Бурнаша (1958)-в Т-ре им. Камала, "Молодые сердца" Бурнаша (1956)
- в Альметьевском т-ре и др.
   В Передвижном  т-ре  осуществлены  пост.  спектаклей:  "Седые  волосы
матери" Мирзагитова (1963), "Палата"  Ал„шина  (1964),  "Лесной  парень"
Закирова (1965); в Мензелинском т-ре поставлены: комедия Аминова "Корни"
(1961), драма Шакурова "На пороге жизни"  (1961),  пьеса  Аминова  "И  у
птицы свои крылья".
   В 60-е гг. в Т-ре им. Камала были созданы спектакли: "Зубайда -  дитя
человеческое"   Хусаинова-о   воспитании   молодежи,   историч.    драма
"Гульжамал" Исанбета-о борьбе тат. просветителей  за  становление  т-ра,
"Братья Тагировы" Хусни, "Пол„т ласточки" Вахита.
   Альметьевский т-р показал спектакли:  "Босоногая"  Гилязова  и  драму
"Когда пылают огни" Ахунова.

Страницы: «« « 2202   2203   2204   2205   2206   2207   2208   2209   2210  2211   2212   2213   2214   2215   2216   2217   2218   2219   2220  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия