Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224  2225   2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234  » »»

до 1843, во Франции е„ окончательно отменили  лишь  в  1862).  В  Чехии,
Болгарии, Румынии, Венгрии австрийские или турецкие власти  преследовали
нац. Т.,  видя  в  них  проявление  растущего  самосознания  народа.  Но
остановить количественный рост Т. и их духовное  сближение  с  коренными
проблемами совр. жизни не удалось.
   Т. 19 в. отразил разочарование передовых обществ. кругов  результатом
бурж.   революции,   нарастание   противоречий   между   буржуазией    и
пролетариатом,  рост  освободит,   движения.   Напряж„нная   и   сложная
идеологич. борьба определила многообразие направлений  и  жанров  театр.
иск-ва.  Помимо  классич.  жанров  -   трагедии   и   комедии,   широкое
распространение получили в 19 в. водевиль, мелодрама, ро-мантич. драма.
   Идеологич. борьба отч„тливо проявилась в роман-тич. Т. 1-й пол. 19 в.
Религиозно-мистич.  и  феодально-монархич.  направлению  консервативного
романтизма противостояли прогрессивные романтики-драматурги:
   Дж.  Байрон,  П.  Шелли  (Англия),  В.  Гюго  (Франция),  К.   Гуцков
(Германия), С. Пеллико (Италия), Ю. Словацкий, А. Мицкевич (Польша),  М.
В„р„шмарти (Венгрия)  и  др.;  акт„ры:  Э.  Кин  (Англия),  Л.  Девриент
(Германия), П. Бокаж, М. Дорваль, Фредерик-Ле-метр (Франция), Г.  Модена
(Италия), Г. Эгрещщи (Венгрия), М. Милло (Румыния) и др.  Романтич.  Т.,
сломавший   законы   классицизма,   отвергнувший   его   рационализм   и
отвлеч„нность, провозгласил своими гл.  принципами  жизненную  правду  и
свободу творчества.
   Романтики добивались  в  Т.  передачи  колорита  изображаемой  эпохи,
национального своеобразия, живописности; на сцене  появилось  колоритное
воспроизведение  быта,  в  частности  быта  народа,  социальных   низов.
Романтич. спектакли  отличались  острой  интригой,  напряж„нными  яркими
конфликтами. В них с  обнаж„нной  остротой  сталкивались  добро  и  зло,
поэтически высокое и низменное, прекрасное  и  уродливое.  С  социальной
точки зрения,  это  был  конфликт  между  нищетой  и  богатством,  между
высокими запросами человеческого  духа  и  бурж.  действительностью,  е„
антигуманным строем.
   Иск-во   акт„ров-романтиков   отличалось   бурной   эмоциональностью,
бунтарским пафосом, субъективным лиризмом, а в комедийных ролях - острой
и яркой характерностью. Многие сценич. образы, созданные акт„рами в этот
период,   носили   обличительный    характер;    в    них    сатирически
воспроизводились типич. черты бурж. действительности. Для Т. 1-й пол. 19
в.  характерен  интерес  к  созданию  действенных   массовых   сцен,   к
воспроизведению "местного колорита", к  историч.  точности  декораций  и
костюмов, соответствующих  поэтич.  и  эмоциональному  строю  спектакля.
Романтич. Т. были свойственны  реалистич.  тенденции,  хотя  идеализм  и
метафизичность мировоззрения  романтиков  ограничивали  воплощение  этих
тенденций.
   К сер. 19 в. утверждается реалистич.  направление  в  театр.  иск-ве.
Этот процесс был сужен натиском бурж. идеологии, господством в Т.  жанра
бурж. се-мейно-бытовой и салонной драмы (пьесы Э. Ожье,  В.  Сарду,  А.'
Дюма-сына и др.). Реалистич. устремления великих европ.  акт„ров  19  в.
наиболее полно проявлялись в классич. репертуаре. Творчество А. Ристори,
Э. Росси, Т. Сальвини (Италия), К. Зейдельмана (Германия),  Г.  Ирвинга,
Э. Вестрис (Англия), Э. Го,  Б.  К.  Коклена-старшего  (Франция)  и  др.
связано со сценич. воплощением образов драматургии Шекспира  и  Мольера.
Новым явлением в европ.  Т.  конца  18  -  нач.  19  вв.  было  развитие
режисс„рского иск-ва. В режисс„рской  деятельности  Ф.  Л.  Шредера,  В.
Г„те, К.  Иммермана,  Э.  Девриента,  Г.  Лаубе,  Ф.  Дингелыптедта,  Л.
Кро-нека (Германия),  У.  Ч.  Макреди,  Ч.  Кина,  С.  Фелпса,  супругов
Банкрофт,  Г.  Ирвинга  (Англия)   и   др.   проявилась   борьба   разл.
идейно-художеств. направлений в европ. Т. 19 в.
   Обострение социальных  противоречий  в  конце  19  в.  вызвало  новые
процессы в театр.  иск-ве,  усиление  борьбы  за  идейно-содержательный,
передовой Т. В 70-е гг. Золя выступил как теоретик реформы Т., сближения
его с  социальной  действительностью,  отражения  в  н„м  жизни  народа.
Несмотря    на    влияние    позитивистской    эстетики,    в     основе
"натуралистического театра" Золя лежали плодотворные реалистич. искания.
Драматургия Ибсена и появившиеся в последней трети 19 и в  нач.  20  вв.
драмы Г. Гауптмана, Б. Шоу, А. Стриндберга и др. составили принципиально
новый этап в развитии европ. Т.  Эта  драматургия  была  новаторской  по
отношению к романтизму и реализму 19 в. и особенно по отношению к  совр.
бурж. драме. Решительно отрицая  принципы  сценичности  пьесы  с  острой
занимательной интригой  и  салонной  сюжетикой,  эта  новая  драматургия
расширила жизненные границы Т.,  вывела  на  сцену  все  слои  общества,
поставила важнейшие проблемы совр. жизни  -  политические,  философские,
социальные,  нравственные.  Антибурж.  по  своей  идейности,  обличающая
лживую бурж. мораль, она вскрывала трагизм  повседневности,  расхождение
между  поведением  и  сущностью  людей,  между  словами  и  их  реальным
содержанием, открывала "второй  план",  подтекст,  внутреннее  действие.
Стремление к анали-тич. точности в большей или меньшей степени  сближало
эту драму с эстетикой натурализма, тяга к обобщениям вносила в не„ черты
символики, способствовала образованию драмы нового типа -  т.  н.  драмы
идей.
   Новая драма нуждалась в новом Т. Протест передовых художников  против
консервативных форм Т. и влияния вкусов бурж.  публики  вызвал  движение
"свободных" и "независимых" Т. Создатели этих т-ров (режисс„ры А. Антуан
- Франция, О. Брам - Германия и др.) добивались на сцене верности жизни,
широкого охвата социальных  явлений,  научного  подхода  к  общественным
проблемам, психофизиологического анализа характеров и  поступков  людей.
Режисс„ры  строили  спектакль  как  кусок  действительности  ("вырез  из
жизни"),  тщательно  воспроизводили  быт,  добивались  естественности  и
слаженности игры (ансамбля), характерности и типичности. Но  человек,  в
силу  тех  же  натуралистич.  влияний,  выглядел  в  этом   Т.   жертвой
необратимых сил  "природы"  ("среды")  -  наследственности,  вырождения,
т„мных инстинктов. Мотивы борьбы, веры в будущее были приглушены. В этом
сказалась сложность  общественного  развития  после  разгрома  Парижской
Коммуны. В 1890-е гг. протест против "приземл„нно-сти" натуралистич.  Т.
попыталась выразить неоро-мантич.  драма  (Э.  Ростан,  С.  Бенелли,  А.
Шницлер,  Г.  Гофмансталь),  однако  е„  гуманистич.   идеалы   страдали
литературной отвлеч„нностью и не могли противостоять натиску эстетства и
декадентства.  В  Т.  конца  19  -  нач.  20  вв.   усилилось   ощущение
трагического разрыва человека с окружающим его миром. Возникший в 80-е -
90-е гг. символистский  Т.  н„с  темы  роковой  безысходности,  бессилия
человека перед  лицом  т„мных  начал  жизни.  В  Т.  вторгались  мистич.
настроения, пессимизм. Это присуще  утонч„нным  психо-логич.  пьесам  М.

Страницы: «« « 2216   2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224  2225   2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия