|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 2231 2232 2233 2234 » »» до 1843, во Франции е„ окончательно отменили лишь в 1862). В Чехии,
Болгарии, Румынии, Венгрии австрийские или турецкие власти преследовали
нац. Т., видя в них проявление растущего самосознания народа. Но
остановить количественный рост Т. и их духовное сближение с коренными
проблемами совр. жизни не удалось.
Т. 19 в. отразил разочарование передовых обществ. кругов результатом
бурж. революции, нарастание противоречий между буржуазией и
пролетариатом, рост освободит, движения. Напряж„нная и сложная
идеологич. борьба определила многообразие направлений и жанров театр.
иск-ва. Помимо классич. жанров - трагедии и комедии, широкое
распространение получили в 19 в. водевиль, мелодрама, ро-мантич. драма.
Идеологич. борьба отч„тливо проявилась в роман-тич. Т. 1-й пол. 19 в.
Религиозно-мистич. и феодально-монархич. направлению консервативного
романтизма противостояли прогрессивные романтики-драматурги:
Дж. Байрон, П. Шелли (Англия), В. Гюго (Франция), К. Гуцков
(Германия), С. Пеллико (Италия), Ю. Словацкий, А. Мицкевич (Польша), М.
В„р„шмарти (Венгрия) и др.; акт„ры: Э. Кин (Англия), Л. Девриент
(Германия), П. Бокаж, М. Дорваль, Фредерик-Ле-метр (Франция), Г. Модена
(Италия), Г. Эгрещщи (Венгрия), М. Милло (Румыния) и др. Романтич. Т.,
сломавший законы классицизма, отвергнувший его рационализм и
отвлеч„нность, провозгласил своими гл. принципами жизненную правду и
свободу творчества.
Романтики добивались в Т. передачи колорита изображаемой эпохи,
национального своеобразия, живописности; на сцене появилось колоритное
воспроизведение быта, в частности быта народа, социальных низов.
Романтич. спектакли отличались острой интригой, напряж„нными яркими
конфликтами. В них с обнаж„нной остротой сталкивались добро и зло,
поэтически высокое и низменное, прекрасное и уродливое. С социальной
точки зрения, это был конфликт между нищетой и богатством, между
высокими запросами человеческого духа и бурж. действительностью, е„
антигуманным строем.
Иск-во акт„ров-романтиков отличалось бурной эмоциональностью,
бунтарским пафосом, субъективным лиризмом, а в комедийных ролях - острой
и яркой характерностью. Многие сценич. образы, созданные акт„рами в этот
период, носили обличительный характер; в них сатирически
воспроизводились типич. черты бурж. действительности. Для Т. 1-й пол. 19
в. характерен интерес к созданию действенных массовых сцен, к
воспроизведению "местного колорита", к историч. точности декораций и
костюмов, соответствующих поэтич. и эмоциональному строю спектакля.
Романтич. Т. были свойственны реалистич. тенденции, хотя идеализм и
метафизичность мировоззрения романтиков ограничивали воплощение этих
тенденций.
К сер. 19 в. утверждается реалистич. направление в театр. иск-ве.
Этот процесс был сужен натиском бурж. идеологии, господством в Т. жанра
бурж. се-мейно-бытовой и салонной драмы (пьесы Э. Ожье, В. Сарду, А.'
Дюма-сына и др.). Реалистич. устремления великих европ. акт„ров 19 в.
наиболее полно проявлялись в классич. репертуаре. Творчество А. Ристори,
Э. Росси, Т. Сальвини (Италия), К. Зейдельмана (Германия), Г. Ирвинга,
Э. Вестрис (Англия), Э. Го, Б. К. Коклена-старшего (Франция) и др.
связано со сценич. воплощением образов драматургии Шекспира и Мольера.
Новым явлением в европ. Т. конца 18 - нач. 19 вв. было развитие
режисс„рского иск-ва. В режисс„рской деятельности Ф. Л. Шредера, В.
Г„те, К. Иммермана, Э. Девриента, Г. Лаубе, Ф. Дингелыптедта, Л.
Кро-нека (Германия), У. Ч. Макреди, Ч. Кина, С. Фелпса, супругов
Банкрофт, Г. Ирвинга (Англия) и др. проявилась борьба разл.
идейно-художеств. направлений в европ. Т. 19 в.
Обострение социальных противоречий в конце 19 в. вызвало новые
процессы в театр. иск-ве, усиление борьбы за идейно-содержательный,
передовой Т. В 70-е гг. Золя выступил как теоретик реформы Т., сближения
его с социальной действительностью, отражения в н„м жизни народа.
Несмотря на влияние позитивистской эстетики, в основе
"натуралистического театра" Золя лежали плодотворные реалистич. искания.
Драматургия Ибсена и появившиеся в последней трети 19 и в нач. 20 вв.
драмы Г. Гауптмана, Б. Шоу, А. Стриндберга и др. составили принципиально
новый этап в развитии европ. Т. Эта драматургия была новаторской по
отношению к романтизму и реализму 19 в. и особенно по отношению к совр.
бурж. драме. Решительно отрицая принципы сценичности пьесы с острой
занимательной интригой и салонной сюжетикой, эта новая драматургия
расширила жизненные границы Т., вывела на сцену все слои общества,
поставила важнейшие проблемы совр. жизни - политические, философские,
социальные, нравственные. Антибурж. по своей идейности, обличающая
лживую бурж. мораль, она вскрывала трагизм повседневности, расхождение
между поведением и сущностью людей, между словами и их реальным
содержанием, открывала "второй план", подтекст, внутреннее действие.
Стремление к анали-тич. точности в большей или меньшей степени сближало
эту драму с эстетикой натурализма, тяга к обобщениям вносила в не„ черты
символики, способствовала образованию драмы нового типа - т. н. драмы
идей.
Новая драма нуждалась в новом Т. Протест передовых художников против
консервативных форм Т. и влияния вкусов бурж. публики вызвал движение
"свободных" и "независимых" Т. Создатели этих т-ров (режисс„ры А. Антуан
- Франция, О. Брам - Германия и др.) добивались на сцене верности жизни,
широкого охвата социальных явлений, научного подхода к общественным
проблемам, психофизиологического анализа характеров и поступков людей.
Режисс„ры строили спектакль как кусок действительности ("вырез из
жизни"), тщательно воспроизводили быт, добивались естественности и
слаженности игры (ансамбля), характерности и типичности. Но человек, в
силу тех же натуралистич. влияний, выглядел в этом Т. жертвой
необратимых сил "природы" ("среды") - наследственности, вырождения,
т„мных инстинктов. Мотивы борьбы, веры в будущее были приглушены. В этом
сказалась сложность общественного развития после разгрома Парижской
Коммуны. В 1890-е гг. протест против "приземл„нно-сти" натуралистич. Т.
попыталась выразить неоро-мантич. драма (Э. Ростан, С. Бенелли, А.
Шницлер, Г. Гофмансталь), однако е„ гуманистич. идеалы страдали
литературной отвлеч„нностью и не могли противостоять натиску эстетства и
декадентства. В Т. конца 19 - нач. 20 вв. усилилось ощущение
трагического разрыва человека с окружающим его миром. Возникший в 80-е -
90-е гг. символистский Т. н„с темы роковой безысходности, бессилия
человека перед лицом т„мных начал жизни. В Т. вторгались мистич.
настроения, пессимизм. Это присуще утонч„нным психо-логич. пьесам М.
Страницы: «« « 2216 2217 2218 2219 2220 2221 2222 2223 2224 2225 2226 2227 2228 2229 2230 2231 2232 2233 2234 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |