Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225  2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235  » »»

Метерлинка, полным напряж„нного трагизма. В основе символистских драм Г.
Ибсена и Э. Верхарна лежат масштабные философские идеи, выражен  гневный
протест против бурж.  идеологии,  морали,  социальной  несправедливости.
Сценич. символизм (режисс„ры П. Фор, О. Люнье-По,  Г.  Крэг),  добиваясь
освобождения  Т.  от   быта,   утверждая   значение   ритма,   пластики,
зрительно-пространственного образа спектакля,  выдвинул  принцип  театр.
условности, стилизации.
   Сложное переплетение разл. художеств. исканий на рубеже 19 и  20  вв.
отразилось в творчестве  крупных  режисс„ров-экспериментаторов  нач.  20
в.М. Рейн-хардта, Ж. Копо, вн„сших много нового в постановочное иск-во и
в работу с акт„рами. Сблизив сцену с  лит.  драмой,  они  создавали  Т.,
выражавший  значительные  идеи,   исполненные   поэтичности,   воспитали
поколение  акт„ров  и  режисс„ров,  иск-во  к-рых  определило   развитие
зап.-европ. сцены между двумя войнами. В нач. 20 в. ширится движение  за
создание народного Т. (Р. Роллан во Франции, Ф. Меринг  в  Германии,  Э.
Верхарн в Бельгии), во многом определившее развитие Т. 1920-х - 60-х гг.
   После 1-й мировой войны и Октябрьской революции в  драматургии  и  Т.
начинается новый  этап  развития,  новые  процессы.  По-прежнему  многие
драматурги   и   театр.   коллективы   стремятся   развлекать   зрителя,
ставятл„гкие  комедии  и  эффектные  занимательные  пьесы,   усиливается
влияние модернистской драмы, отразившей духовный кризис, пережитый бурж.
интеллигенцией  после  1-й  мировой  войны.  В  1920-е-30-е  гг.   итал.
драматург Л. Пиранделло  в  своих  пьесах  с  тра-гич.  силой  передавал
неустойчивость совр. жизни, относительность и расшатанность всех  -ггич.
понятий, иллюзорность "масок", прикрывающих "инную суть человека в бурж.
мире.
   В 1920-х-30-х гг. в разных странах ьц„т  развитие  т-ров  студийного,
экспериментального  типа:  "Ги:лц-тиэтр",   "Груп-тиэтр",   "Гражданский
репертуарный т-р" - в Нью-Йорке; "Комедия Елисейских  полей",  "Атеней",
"Ателье", "Монпарнас-Бати",  "Матюрен"-в  Париже;  "Редута",  "Атенеум",
"Т-р им. Богуславского"-в Варшаве; "Д 34",  "Освобожд„нный  театр"  -  в
Праге и т. д. Во главе этих т-ров стояли режисс„ры-новаторы (большинство
из к-рых были и выдающимися акт„рами) - X. Клермен, Е.  Ле  Гальенн,  Л.
Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати, Ж. Питоев, Ю. Остэрва, С. Ярач, Л. Шиллер,  Э.
Ф. Буриан, И. Гонзль, Я. Верих и др. Во Франции в 1920 Ф. Жемье  основал
Нар. Нац. т-р (во главе к-рого с 1951 встал Ж. Вилар). Благородный этич.
пафос,  высокая  проф.  культура,  сохранение  и  развитие  лучших  нац.
традиций характерны и  для  отдельных  крупных  мастеров,  работавших  в
академич., уже давно сложившихся Т. или  не  связанных  с  определ„нными
театр. организмами. Среди  них:  акт„ры  С.  Торндайк,  Дж.  Гилгуд,  Л.
Оливье, В. Ли, Р. Ри-чардсон, М. Редгрев  в  Англии,  Дж.  Барримор,  К.
Корнелл, Адлер в США, В. Выдра, Я. Пруха в Чехословакии,  К.  Сарафов  в
Болгарии; режисс„ры - Г. Мак-Клинтик, М. Уэбстер  в  США,  Т.  Гат-ри  в
Англии и др. (значительная часть этих художников сцены продолжает работу
и в 1960-е гг.).
   ,Мн. деятели  западноевроп.  Т.  сближались  с  рабочим  движением  и
коммунистич. партиями, стремились участвовать своим острым  публицистич.
иск-вом в борьбе против фашизма и войны  (Ж.  Р.  Блок  во  Франции,  Ф.
Вольф, Б. Брехт, Е. Вейгель, Э. Буш, Э. Пис-катор в Германии, Э.  Буриан
в Чехословакии, II. Робсон в  США  и  многие  другие).  Демократический,
антифашистский характер носит  деятельность  Т.,  возникших  из  рабочей
самодеятельности (агитпропколлективы  "Рабочего  театрального  союза"  в
Германии, "Юнити" в Англии, "Рабочий лабораторный т-р", "Юнион" в США  и
др.).
   Но по мере нарастания  сопротивления  фашизму  и  войне  в  30-е  гг.
начинается  процесс  консолидации  передовой  интеллигенции.   Созда„тся
"социальная  драма"  нового  типа,  для  к-рой   характерно   стремление
постигнуть закономерности совр. общественной жизни в  моментах  решающих
столкновений. Центр, тематикой  огромного  большинства  пьес  становятся
война, фашизм, революция, социальная организация общества.  Человеческая
судьба раскрывается в прямой  связи  с  мировыми  событиями.  Это  часто
приводит  драматургов  разл.  направлений  к   эпич.   охвату   событий,
расширению  историч.,  национального,   социального   материала   жизни,
отражаемого драмой  (Б.  Брехт,  Ф.  Вольф,  К.  Чапек,  Ж.  Жироду,  Э.
Хемингуэй, Ш. 0'Кейси,Б. Шоу, К. Одетс, Л.  Хелман,  А.  Миллер,  Ж.  П.
Сартр, А. Адамов, А. Салакру, А. Гатри, Р. Хоххут, П. Вейс и др.).
   В годы 2-й мировой войны и в последующие годы большое значение в зап.
Т.  приобрела  т.  н.   "интеллектуальная   драма",   включающая   разл.
направления  в  драматургии   и   режисс„рском   и   акт„рском   иск-ве.
Интеллектуальный  эпич.  т-р   Брехта   пропагандирует   идеи   революц.
переустройства мира на началах научного социализма; франц. драма (Сартр,
Ануй) представляет  собой  индивиду  алистич.  и  гуманистич.  оппозицию
фашизму, разрабатывая в первую  очередь  проблемы  нравственной  свободы
личности в совр. обществе. Одна из отличительных черт Т.,  связанного  с
интеллектуальной драмой,- особое внимание к философско-нравственным  или
политич.  проблемам.  Отсюда  тяготение  к   условным,   иносказательным
сюжетам, к метафоре, к построению диалога в форме диспута.
   Др. направление в совр. зап.-европейском иск-ве- т.  н.  "поэтический
натурализм",  представленный  англ.  драматургами  -  Дж.  Осборном,  Б.
Биэ-ном, Л. Уэскером, отчасти амер. драматургом Т. Уильямсом и  др.  Для
этого театр. направления  характерно  сближение  бытовых  и  философских
мотивов,  социальной,  обобщ„нно-публицистич.  и  прозаически  обыденной
проблематики. Особенность Т. этого типа - разрыв между  бытовым  видимым
течением действия и духовной жизнью драм.  персонажей,  между  сюжетными
мотивами драмы и е„ внутр. темой,  между  текстом  и  подтекстом,  между
"натурализмом бытового существования и "поэзией" человеческих чувств.  В
пьесах и спектаклях последних лет "поэтич. натурализм" часто соединяется
с при„мами, свойственными т-ру Брехта.
   Для нек-рых явлений Т. характерен философский и  политич.  скептицизм
(драмы С. Беккета,  Э.  Ионеско,  отчасти  М.  Фриша,  Ф.  Дюрренматта).
Разоблачительные по  отношению  к  совр..  бурж.  миру  тенденции  порою
соединяются здесь с настроениями  отчаяния,  нигилизма.  Отсюда  мрачный
гротеск, зловещие метафоры, парадоксальное  развитие  сюжета.  В  пьесах
Ионеско, Беккета, также как  и  в  пьесах  Фриша,  Дюрренматта,  развиты
мотивы и художеств. при„мы европ. интеллектуальной драмы.
   В 60-е гг. в зап. т-ре получил  распространение  жанр  документальной
драмы   (напр.,   "Дознание"   Вайса).   Авторы   документальной   драмы
основываются на  реальных  событиях  недавнего  прошлого,  придерживаясь
действит.   историч.   фактов,    документов,    показаний    очевидцев.
Документальная драма часто строится как расследование, судебный процесс,

Страницы: «« « 2217   2218   2219   2220   2221   2222   2223   2224   2225  2226   2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия