Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235  2236   2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245  » »»

системы кукол, но всем им присущи бунтарский воинственный  характер  гл.
героя,  близость  настроениям  народа  (в  Чехии  представления  Т.  к.,
дававшиеся на чеш.  яз.,  были  запрещены  завоевателями).  Нар.  Т.  к.
разыгрывают  пьесы,  пересказывающие  сказки  и   легенды,   инсценируют
"бродячие сюжеты"- пьесы о Дон Жуане, докторе Фаусте  (Г„те  заимствовал
сюжет трагедии из представлений кукольников). В Англии кукольники играли
нар. комедию "Панч и Джуди".
   В сер. и конце 19 в. нар. сатирич. Т. к. приходит в упадок. В  европ.
странах возникает новая форма - любительские,  полупроф.  представления,
организуемые художеств. интеллигенцией. Для Т. к. пишут  Г.  Клейст,  Т.
Гофман, Ж.  Занд,  А.  Франс,  М.  Метер-линк,  Б.  Шоу  и  др.  В  ряде
высказываний романтиков и символистов о Т. к. звучат мотивы  идеалистич.
философии, ухода от жизни, мистич.  настроения  -  уподобление  человека
беспомощной марионетке, управляемой силами рока.
   Накануне  1-й  мировой  войны  рождается  проф.  Т.  к.   для   детей
(Чехословакия, Германия),  получающий  широкое  распространение  в  20-е
гг.("Т-р фериаль-ных колоний", "Царство кукол" в  Чехословакии  и  др.).
Эти  т-ры  ставят  также  спектакли  для  взрослых.  Попытка  определить
специфич. законы Т. к., утвердить гражданственность его художеств. задач
была предпринята выдающимся кукольником - И. Скупой в его т-ре в Праге -
"S-Н"  ("СатираЮмор"),  спектакли  с  участием  персонажей   Спейбла   и
Гурвинека высмеивали пороки бурж. общества, предпринимательство, наживу,
мещанство. В 30-40-е гг.  значит,  вклад  в  борьбу  с  фашизмом  внесли
прогрессивные деятели Т. к. Испании, Чехословакии, Польши, Франции и др.
Исп. Т. к. "Ла Таррумба" под рук. худ. М.  Прие-до  разыгрывал  фарс  Ф.
Гарсиа   Лорки   "Балаганчик   дона    Кристобаля"    перед    солдатами
республиканской армии. В годы гитлеровской  оккупации  творчество  Скупы
приобретает боевой антифашистский характер. В  1940-44  пражский  Т.  к.
"Пульс" нелегально играл сатирич. антифашистские миниатюры К.  Чапека  и
Я. Малика.
   После  2-й  мировой  войны  в  странах  нар.  демократии  повсеместно
создаются гос. Т. к. Эти т-ры формируются под влиянием сов.  и  чеш.  Т.
к.; они широко используют репертуар, школу режиссуры сов. Т. к.,  методы
оформления спектаклей, принятые в чещ.  Т.  к.  Традиции  нац.  культуры
стали основой творчества ведущих европ. Т.  к.:  "Цэндэрикэ"  (Бухарест,
гл. реж. и директор - М. Никулеску),  варшавского  т-ра  "Лялька"  (худ.
рук. Я. Вильковский), Центр, т-ра кукол Болгарии (София, реж. А.  Илков,
Н. Георгиева, Н. Дочева, Ю. Огнянова), Центр, т-ра кукол  Венгрии  (худ.
рук. Д. Силади).
   Просветительские  Т.  к.,  созданные  при  школах   и   др.   учебных
заведениях, существовали в Англии, Швеции и др. странах.
   В ряде стран и в 20 в. сохранились остатки культового религиозного Т.
к. (индейские племена  Сев.  Америки,  Т.  к.  Чили  и  др.),  действуют
бродячие нар. т-ры (Т-р братьев Ди Мауро в Аргентине).
   О  популярности   Т.   к.   свидетельствуют   многочисл.   памятники,
установленные во мн. городах разл. стран: в Чехословакии -Кашпареку (под
г. Лужница и мемориальная доска в Пльзене);  во  Франции  -  Гиньолю  (в
Лионе,  в  честь  столетия  куклы,  созданной  Л.  Мурге   в   1804-08).
Деятельность Т. к. нашла отражение в произв. классиков  мировой  лит-ры.
"Забавным приключениям с  неким  кукольником"  посвящены  3  главы  "Дон
Кихота" Сервантеса (на их сюжет написана опера М.  де  Фальи  "Кукольный
театр  маэстро  Педро").марионеток "Каждый в сво„м праве", в комедии  "Варфоломеевская  ярмарка"
один из  героев  -  знаменитый  кукольник  16  в.  Летерхед.  Оперы  для
марионеток писал И. Гайдн ("Филемон и Бавкида", 1773;
   "Наказанный мститель", 1777; "Покинутая Дидона" и др.), пьесу для  Т.
к. "Празднества на ярмарке Плун-дерсвейлер" - И. В. Г„те, цикл пьес  для
сен-жер-менского ярмарочного Т. к.- А. Р.  Лесаж,  "Оду  Пан-чу"  -  Дж.
Свифт. Классич.  пьеса  чеш.  Т.  к.  "Олдр-жих  и  Вожена"  увековечена
увертюрой Б. Сметаны и гравюрами М. Алеша.
   Особым пут„м развивался Т. к. народов Азии и Ближнего Востока, где  с
глубокой древности существуют традиционные  нац.  формы  Т.  к.  В  этих
странах был создан  и  получил  развитие  теневой  т-р.  В  Индонезии  в
представлениях 11-12 вв. действовали тро-стевые куклы (в 30-е гг. 20  в.
эти куклы используются европ.  Т.  к.).  Существует  предположение,  что
прародителем центр,  героя  европ.  нар.-сатирич.  Т.  к.-  Пульчинеллы,
Петрушки, Панча и др. был популярный комедийный герой классич. инд. т-ра
большеголовый, крючконосый, горбатый шут-озорник и  острослов  Видушака.
Этой кукле близок герой тур. Т. к. и т-ра теней - Караг„з.  Образы  инд.
классич. эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата"  сохраняются  в  представлениях
бродячих кукольников Индии и Индонезии. В индийском Т.  к.  куклу  ведут
два кукловода (один, спрятанный за ширмой, держит  бамбуковый  шест,  на
к-рый насажена кукла, а другой - на виду у зрителей управляет е„  руками
и головой). Куклами индонез. т-ра еаянг управляет один человек  -даланг,
рассказывающий  в  сопровождении  оркестра-гамела-на   -   о   событиях,
разв„ртывающихся на экране, где  движутся  цветные  тени,  отбрасываемые
искусно вырезанными из кожи или дерева плоскими фигурками, к-рые  даланг
передвигает. Традиционное иск-во индо-нез. Т.  к.  имеет  разновидности:
ваянг-кулит  (теневой  т-р  кожаных  плоскостных  фигур),  ваянг-келитик
(теневой т-р  плоских  тресте  вых  фигур),  ваянг-голек  (т-р  объ„мных
кукол). Воссоздавая образы нар.  фольклора  и  героику  старинных  эпич.
сказаний, даланг нередко перемежает  рассказ  злободневными  шутками.  В
30-е гг. 20 в. были пост. совр.  спектакли,  рассказывающие  о  событиях
новой истории ("Суракаттский ваянг-вахан", посв.  вождю  нар.  восстания
против голландских колонизаторов Дипо Негоро; "Ваянг-сулух",  в  1947  в
Мадиуне, рассказывающий о Бан-дунгской конференции).
   Старинные япон. гравюры свидетельствуют о наличии в Японии  в  11  в.
своеобразных  нац.  форм  Т.  к.  (дз„рури).  Основные  виды  япон.   Т.
к."Авадзи" (возник в 15 - 16 вв.) и "Бунракудза" (известен  с  1872).  В
этцх т-рах используются большие куклы (в 2/ человеческого роста), к-рыми
управляют акт„ры, одетые в ч„рное платье. Т-ры "Авадзи"  и  "Бунракудза"
работают чаще на открытой эстраде. "Авадзи" сохраняют  ширму.  Драматург
Тикамацу Мондзаэмон написал для Т. к. св. 100  пьес.  Форму  и  характер
представлений Т.к. воспринял т-р Кабукц. Наряду с т-рами, инсценирующими
традиционные героико-романтич. повествования "дз„рури", в  совр.  Японии
возникают новые Т. к., стремящиеся отразить современность. Среди  них  -
популярный токийский т-р "Пук" (рук.  Таидзи  Ка'вад-зири),  применивший
систему перчаточных кукол для антивоен.  постановки  "Годзирано  Тамаго"
("Яйцо дракона", 1949).
   Широкое развитие получил Т. к. в  Китае,  где  насчитывается  до  200

Страницы: «« « 2227   2228   2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235  2236   2237   2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия