Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236   2237  2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247  » »»

к. (рук. И. М. Оленин), Киевского  т-ра  "Арлекин",  создателями  к-рого
были Г. М. Козинцев, А. Я. Каплер, С.  И.  Юткевич.  В  репертуаре  этих
т-ров-  злободневные  частушки,  сценки,  пародии,  лубки,  инсценировки
произв. В. В. Маяковского, Д. Бедного, В. И. Лебедева-Кумача и др. Среди
первых сов.  т-ров  (после  установления  Сов.  власти):  "Кооперативный
Петрушка"  (рук.  Д.  Н.  Липкин,  Москва),   Т-р   кукол   Межигорского
художеств.-керамич.  техникума,  т-р   Воронежского   ун-та   (рук.   Н.
Беззубцев), Моск.  т-ры  "Красный  Петрушка"  (рук.  Н.  А.  Надеждина),
"Сан-Петрушка" (рук. О. Л. Аристова) и др. Для этих т-ров пишут пьесы А.
Архангельский, М. Д. Вольпин, Ю. Н. Юрьин, В. Д. Марков, Г.  Я.  Градов,
А. Гераськин и др. Здесь сотрудничают художники Кукрыниксы, резчик кукол
Н. Ф. Солнцев, реж. Л.  Н.  Свердлин.  Особое  место  среди  агиттеатров
занимает Т-р детской книги им. А. Б. Халатова (организован 1929, Москва,
рук. А. М. Витман), иск-во к-рого получило высокую оценку М. Горького  и
Р. Роллана.
   В становлении сов. Т. к. большое значение имела  организация  в  1924
т-ра Петрушки (руководитель Е. С.,Деммени), к-рый в 1930  объединился  с
т-ром марионеток под рук. Л.  В.  Шапориной-Яковлевой  и  получил  назв.
Ленинградский театр кукол под рук. Е. С. Деммени. Т-р привл„к  к  работе
проф. драматургов, композиторов, художников,  скульпторов,  разрабатывал
основы проф. режиссуры Т. к. В 1925  Ленингр.  Т.  к.  под  рук.  Е.  С.
Деммени объявил первый конкурс на лучшую пьесу для Т. к., в 1927  открыл
первые курсы  в  Сов.  Союзе,  к-рые  готовили  режисс„ров,  художников,
акт„ров и др. творч. работников для Т. к. В 30-е гг. при Ленингр. Т.  к.
под рук. Деммени организуется колхозно-совхозный филиал. Здесь  ставятся
инсценировки произведений сов. лит-ры ("Дед Щукарь" по Шолохову,  1936),
переделки произв. мировой классики. Под влиянием  этого  т-ра  создаются
новые Т.  к.  в  Ленинграде  (1931,  ныне  носит  назв.  Большой  Т.к.),
Ярославле (1928), Горьком (1929), Самаре  (1932),  Архангельске  (1933),
Рыбинске (1933), Иванове (1934), Кирове (1935), Ростове-на-Дону  (1935),
Ижевске (1935) и др. городах. Для Т. к. пишут пьесы Е. И. Васильева,  Ю.
А. Гауш, С. Я. Маршак ("Кошкин дом" и  др.),  Е.  Л.  Шварц  ("Сказка  о
потерянном времени", "Кукольный  город").  Также  ставятся  инсценировки
произв.  классич.  лит-ры  (для  взрослых):  "Свадьба"  Чехова   (1928),
"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" по
Гоголю (1929), "Бляха ј 64" по рассказу А. Франса "Кренкебиль" (1933).
   Новый этап в развитии Т.к. связан с деятельностью  организованного  в
1931 Центрального театра  кукол  под  рук.  С.  В.  Образцова  (ЦТК).  В
спектаклях этого  т-ра  впервые  получили  разработку  средства  сценич.
выразительности, присущие Т.к., раскрывались особенности образной стихии
Т. к. Деятельность ЦТК практически  доказала,  что  не  только  жанровые
признаки, но и весь характер оформления  и  "материализации"  спектакля,
система  кукол,  их  масштаб,  пропорции  и  др.   диктуются   идеей   и
своеобразием стиля пьесы, особенностями  е„  образного  строя.  Практика
т-ра утвердила необходимость для акт„ра Т. к. владеть не только техникой
кукловождения,   нои   мастерством   акт„ра   драматич.   т-ра   (иск-во
перевоплощения, умение показать эволюцию образа и  др.).  Спектакли  ЦТК
"По щучьему  велению"  Тараховской  (1936),  "Волшебная  лампа  Аладина"
Гернет   (1940),   "Король-Олень"   Сперанского   по    Гоцци    (1943),
"Необыкновенный  концерт"  (1946)  определили  новаторство  сов.  Т.  к.
Принципы, выявленные ЦТК, легли в  основу  деятельности  ленингр.  "Т-ра
сказки" (осн.  в  1944),  Волгоградского  (1936),  Вологодского  (1938),
Красноярского (1944), Калининского (1944), Курского (1944) Т. к. и др.
   В  годы  Отечественной  войны  Т.  к.,  возрождая   лучшие   традиции
агиттеатра первых лет революции, организуют фронтовые бригады, выступают
с антифашистским репертуаром, обслуживают детей тыла.
   Значит, обновление иск-ва сов. Т. к. происходит в конце 50-х  -  нач.
60-х гг. К числу ведущих Т. к.  страны  прибавляются  Т.  к.  Латв.  ССР
(Рига), Эст. ССР (Таллин),  Харьковский  Т.  к.  Создаются  новые  совр.
пьесы, к работе в Т. к. привлекаются драматурги
   И. В. Шток,  С.  С.  Прокофьева,  У.  Лейес,  Г.  Кангеля-ски  и  др.
Осуществляются пост. произв. совр. лит-ры: инсценировки "12  стульев"  и
"Золотого тел„нка" Ильфа и Петрова (Ленингр. Большой  и  Харьковский  Т.
к.), ставятся "Тр„хгрошовая опера"  Брехта  (Рига),  "Клоп"  Маяковского
(Пермь) и др. Сов. Т. к.  участвуют  в  Междунар.  фестивалях  Т.  к.  и
марионеток.  На  1-м  Междунар.  фестивале  в   Бухаресте   (1958)   ЦТК
("Необыкновенный концерт", пост. Образцова) удостоен серебряной  медали,
на 2-м Междунар. фестивале в Бухаресте (1960) Ленингр. Большой Т. к. ("В
золотом раю" Чапека, пост. Корол„ва)  -  золотой  медали.  На  Междунар.
фестивале в Варшаве (1962) Т. к. Латв. ССР ("Тип и Тап"  Стерсте,  пост.
Херцбер-га, "Дядя мусор" Андриевича  и  Прокофьевой,  пост.  А.  Бурова)
занял 1-е место. На 3-м Междунар. фестивале в Бухаресте (1965) спектакли
ЦТК под рук. Образцова "Божественная комедия" Штока и  "Мис-тер-Твистер"
Маршака отмечены дипломом Междунар. ин-та т-ра.
   Деятели сов. Т. к. реформировали  ширму,  расширили  представление  о
системах театр. кукол. Деммени  впервые  применил  многоплановую  ширму,
своеобразный "крупный план" (высвечивание  отдельных  героев,  отдельных
сцен), нарушил фронтальное построение мизансцен. И. С. и Н.  Я.  Ефимовы
применили тростевую куклу. Образцов вв„л условную  куклу  (голова-шарик,
едва обозначены черты лица) и сложную модернизированную механич.  куклу,
"разрушил" и обновил плоскую ширму, использовал  выразительные  средства
кино, трюковой механич. записи и др. Вс„ более разнообразным  по  жанрам
стал репертуар Т. к.  Популярностью  пользуются  пьесы-сказки,  комедии,
басни сов. писателей С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, Е. Л.  Шварца,  А.
М.  Барто,  Н.  В.  Гернет,  С.  В.  Михалкова,  Г.  А.  Ландау,  Е.  В.
Сперанского, Г. А. Матвеева, Н.  Н.  Носова,  Е.  Б.  Борисовой,  Ю.  Н.
Елисеева,  Л.  Т.  Браусевич,  Т.  Г.  Габбе,  Б.  Сударушкина,  С.   С.
Прокофьевой, У.  Лейеса  и  др.  Т-ры  ставят  пьесы  нац.  драматургов,
инсценировки классики, фольклора, пьесы зарубежных авторов (Я. Малик, И.
Калаб, Дж. Родари и др.).
   В СССР (на 1966) св. 100 гос. Т. к., ставящих  спектакли  на  25  яз.
нар. СССР, 55 гос. Т. к. играют в стационарных специально  оборудованных
помещениях. Для развития сов. Т. к.  имели  большое  значение  фестивали
1923 и 1927,Всероссийская конференция  кукольников  в  1930,  Всесоюзный
смотр Т. к. в 1937, Всесоюзный фестиваль т-ров в ознаменование  40-летия
Октябрьской революции в 1957-58. Подготовка  творч.  кадров  для  Т.  к.
вед„тся на спец. отделении Ленингр. ин-та т-ра, музыки и  кинематографии
(осн.  в  1959),  в  студиях  при  Горьковском,   Московском,   Минском,
Свердловском, Тбилисском Т. к., на Высших режисс„рских курсах в  Москве.
Консультационную помощь Т.  к.  страны  оказывает  Всероссийское  театр.

Страницы: «« « 2229   2230   2231   2232   2233   2234   2235   2236   2237  2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия