|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2238 2239 2240 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 2255 2256 » »» мастерством акт„рского ансамбля. С этого времени в театр. рецензиях,
наряду с анализом пьесы и оценкой игры отдельных участников, большое
место начинает уделяться режисс„рской трактовке драм. произв.,
слаженности исполнения акт„ров, декорац. оформлению и т. п. Однако не
все критики сумели оценить новаторскую сущность МХТ, значение
соверш„нной им реформы театр. иск-ва. Наряду с пропагандистами молодого
т-ра - Н. Е. Эфросом, Л. Я. Гуревич и др. - в печати выступали также
сторонники старого "акт„рского" театра. Наиболее значит, представителем
этого направления в Т. к. был А. Р. Кугелъ (псевд. Ното по-уи ),
редактор журнала "Театр и иск-во", мастер блестящих акт„рских портретов.
Тонким ценителем творчества акт„ра был также Ю. Д. Беляев, критика
к-рого, однако, была ограничена консервативностью его обществ. взглядов.
В нач. 20 в. в период сложных поисков новых путей в иск-ве,
стремления к расширению стилевых возможностей т-ра возникает
символистская Т. к. В кри-тич. высказываниях В. Я. Брюсова, А. А. Блока,
Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, А. Л. Волынского и др. оценки конкретных
явлений т-ра сочетались с постановкой общеэстетич. вопросов,
рассмотрением проблем условного т-ра. Но уже к 1907-08 Брюсов и Блок
преодолевают символистские тенденции и выступают за обществ, назначение
т-ра, демократизацию иск-ва (статья Блока "О драме" и др.).
В эпоху первой рус. революции формируется большевистская Т. к. Статья
В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература" (1905)
открыто связала иск-во с пролетариатом, обосновала принцип партийности в
иск-ве. Ленинская газета "Искра", уделявшая серь„зное внимание
драматургии и т-ру, выступала с поддержкой совр. прогрессивного театр.
иск-ва, раскрывала большое общественно-политич. значение пьес Горького
"Мещане" и "На дне". В кри-тич. статьях А. В. Луначарского, В. В.
Воровского, Г. В. Плеханова последовательно защищались демо-кратич.
принципы рус. т-ра, критиковались упаднические тенденции, ограниченность
бурж. т-ра. На страницах большевистских изданий ("Правда", "Звезда",
"Новая жизнь") велась борьба за высокохудожественное реалистич. театр.
иск-во. Традиции до-революц. большевистской Т. к. были продолжены и
развиты в сов. время. АН. А.
Советская театральная критика получила развитие в первые же годы Сов.
власти. Основываясь на принципах марксистско-ленинской эстетики, сов. Т.
к. активно воздействует на театр. практику, способствуя развитию сов.
театр. иск-ва. Она характеризуется углубл„нным анализом явлений иск-ва,
способностью к обобщениям, теоретич. обоснованию оценок.
Для сов. Т. к. характерна постоянная тесная связь с театроведением,
что составляет одно из е„ существенных преимуществ перед дореволюц. Т.
к. Крупнейшие сов. театроведы одновременно выступают в качестве театр.
журналистов, а многие театр. критики серь„зно занимаются вопросами
театроведения. В результате взаимосвязи театроведения и критики театр.
рецензия эволюционировала в сов. годы как жанр. Театр. критики стремятся
глубоко анализировать все основные компоненты спектакля как единого
целого и делать на основе разбора спектакля идейно-политич. и
худо-жественно-эстетич. обобщения.
Расширился тематич. диапазон сов. Т. к. Наряду с центр,
темой-изучение и разбор практики совр. сов. драматургии и т-ра - многие
критики занимаются разработкой вопросов совр. зарубежного т-ра, делают
предметом своего исследования новые виды театр. иск-ва (т-р для детей,
т-р кукол), самодеятельное творчество, эстраду, цирк.
Происходит профессионализация Т. к. Помимо вовлечения в сферу Т. к.
литера-торов, занимающихся смежными иск-вами, сформировалась большая
группа критиков, окончивших театроведческие ф-ты ГИТИСа (Москва),
Ленингр. и др. театр. ин-тов.
Расширяются жанры Т. к. Помимо рецензий на отдельные спектакли,
публикуются статьи, освещающие творческий путь т-ра за определ„нный
период, статьи-портреты мастеров сцены - режисс„ров, акт„ров, театр.
художников. Специальное внимание уделяется творчеству молодых акт„ров и
режисс„ров, новым т-рам, студиям и т. п. Среди театр. критиков
выдвинулись специалисты по отдельным темам и жанрам т-ра, знатоки драмы,
оперы, балета, оперетты, т-ра малых форм и т. п.; нек-рые критики
специализируются на исследовании театрально-декорац. иск-ва.
Становление Т. к. шло в постоянном взаимодействии со становлением
всего сов. т-ра. Театр. критики объединялись вокруг специальных
периодич. изданий, к-рые с первых же лет после революции выходили в
Москве, Петрограде и на периферии (см. Журналы театральные). Нек-рые из
этих критиков печатались еще до революции: Э. М. Бескин, Л. Я. Гуревич,
М. Б. Загорский, И. А. Крути, А. Р. Кугель, П. И. Новицкий, Р. А.
Пельше, Ю. В. Соболев, Н. Е. Эфрос, С. Н. Дурылин. Появились новые,
впоследствии ставшие виднейшими, театр; критики: Б. В. Алперс, В. И.
Блюм (Садко), Н. Д. Волков, А. А. Гвоздев, К. Н. Державин, С. С.
Игнатов, Е. М. Кузнецов, М. И. Ле-видов, О. С. Литовский (Уриэль), П. А.
Марков, С. С. Мокульский, А. И. Пиотровский, Ю. И. Слонимский, Д. Л.
Тальников, В. А. Филиппов, А. В. Февральский и др. Много внимания уделял
вопросам т-ра и систематически выступал как театр. критик А. В.
Луначарский.
Сов. Т. к. неизменно занималась поисками новых творч. и
организационных форм. Ещ„ в 1918 газета "Жизнь искусства" (ј 1)
обратилась ко всем рабочим с просьбой писать в газету о жизни своих
т-ров. На местах охотно откликнулись на этот призыв; появилось много
театр. рабочих корреспондентов (теараб-коров) и целые теарабкоровские
кружки. Заметки и рецензии теарабкоров в местной и центр, печати были
ещ„ недостаточно квалифицированными, но они звучали искренне, верно
отражали настроение, мнение рабочих зрителей.
Наряду со статьями в периодич. печати практиковалась устная критика -
публичные диспуты о путях строительства нового т-ра, диспуты, посв.
театр. сезону (в моек. Политехническом музее и др.). В них, помимо
критиков, участвовали творч. работники т-ров {режисс„ры, акт„ры,
художники), политич. деятели, широкие круги зрителей.
В первые послеоктябрьские годы значит, часть те-ятр. критиков
энергично поддерживала идеи Пролеткульта и Театрального Октября",
согласно к-рым сценич. иск-во в прежних исторически сложившихся формах
должно было исчезнуть и уступить место т-ру нового типа - гл. обр.
"массовым действам", открыто-тенденциозным, агитационно-нропагандистским
представлениям. На страницах "Вестника театра", "Зрелищ" и "Жизни
искусства" В. И. Блюм, Э. М. Бескин, М. Б. Загорский и др. горячо
поддерживали все начинания "левых" т-ров, особенно искания Мейерхольда,
а иск-во старых реалистич. т-ров - МХАТа, Малого, быв. Александрийского
Страницы: «« « 2238 2239 2240 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 2255 2256 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |