Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2238 2239 2240 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 2255 2256 » »» мастерством акт„рского ансамбля. С этого времени в театр. рецензиях, наряду с анализом пьесы и оценкой игры отдельных участников, большое место начинает уделяться режисс„рской трактовке драм. произв., слаженности исполнения акт„ров, декорац. оформлению и т. п. Однако не все критики сумели оценить новаторскую сущность МХТ, значение соверш„нной им реформы театр. иск-ва. Наряду с пропагандистами молодого т-ра - Н. Е. Эфросом, Л. Я. Гуревич и др. - в печати выступали также сторонники старого "акт„рского" театра. Наиболее значит, представителем этого направления в Т. к. был А. Р. Кугелъ (псевд. Ното по-уи ), редактор журнала "Театр и иск-во", мастер блестящих акт„рских портретов. Тонким ценителем творчества акт„ра был также Ю. Д. Беляев, критика к-рого, однако, была ограничена консервативностью его обществ. взглядов. В нач. 20 в. в период сложных поисков новых путей в иск-ве, стремления к расширению стилевых возможностей т-ра возникает символистская Т. к. В кри-тич. высказываниях В. Я. Брюсова, А. А. Блока, Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, А. Л. Волынского и др. оценки конкретных явлений т-ра сочетались с постановкой общеэстетич. вопросов, рассмотрением проблем условного т-ра. Но уже к 1907-08 Брюсов и Блок преодолевают символистские тенденции и выступают за обществ, назначение т-ра, демократизацию иск-ва (статья Блока "О драме" и др.). В эпоху первой рус. революции формируется большевистская Т. к. Статья В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература" (1905) открыто связала иск-во с пролетариатом, обосновала принцип партийности в иск-ве. Ленинская газета "Искра", уделявшая серь„зное внимание драматургии и т-ру, выступала с поддержкой совр. прогрессивного театр. иск-ва, раскрывала большое общественно-политич. значение пьес Горького "Мещане" и "На дне". В кри-тич. статьях А. В. Луначарского, В. В. Воровского, Г. В. Плеханова последовательно защищались демо-кратич. принципы рус. т-ра, критиковались упаднические тенденции, ограниченность бурж. т-ра. На страницах большевистских изданий ("Правда", "Звезда", "Новая жизнь") велась борьба за высокохудожественное реалистич. театр. иск-во. Традиции до-революц. большевистской Т. к. были продолжены и развиты в сов. время. АН. А. Советская театральная критика получила развитие в первые же годы Сов. власти. Основываясь на принципах марксистско-ленинской эстетики, сов. Т. к. активно воздействует на театр. практику, способствуя развитию сов. театр. иск-ва. Она характеризуется углубл„нным анализом явлений иск-ва, способностью к обобщениям, теоретич. обоснованию оценок. Для сов. Т. к. характерна постоянная тесная связь с театроведением, что составляет одно из е„ существенных преимуществ перед дореволюц. Т. к. Крупнейшие сов. театроведы одновременно выступают в качестве театр. журналистов, а многие театр. критики серь„зно занимаются вопросами театроведения. В результате взаимосвязи театроведения и критики театр. рецензия эволюционировала в сов. годы как жанр. Театр. критики стремятся глубоко анализировать все основные компоненты спектакля как единого целого и делать на основе разбора спектакля идейно-политич. и худо-жественно-эстетич. обобщения. Расширился тематич. диапазон сов. Т. к. Наряду с центр, темой-изучение и разбор практики совр. сов. драматургии и т-ра - многие критики занимаются разработкой вопросов совр. зарубежного т-ра, делают предметом своего исследования новые виды театр. иск-ва (т-р для детей, т-р кукол), самодеятельное творчество, эстраду, цирк. Происходит профессионализация Т. к. Помимо вовлечения в сферу Т. к. литера-торов, занимающихся смежными иск-вами, сформировалась большая группа критиков, окончивших театроведческие ф-ты ГИТИСа (Москва), Ленингр. и др. театр. ин-тов. Расширяются жанры Т. к. Помимо рецензий на отдельные спектакли, публикуются статьи, освещающие творческий путь т-ра за определ„нный период, статьи-портреты мастеров сцены - режисс„ров, акт„ров, театр. художников. Специальное внимание уделяется творчеству молодых акт„ров и режисс„ров, новым т-рам, студиям и т. п. Среди театр. критиков выдвинулись специалисты по отдельным темам и жанрам т-ра, знатоки драмы, оперы, балета, оперетты, т-ра малых форм и т. п.; нек-рые критики специализируются на исследовании театрально-декорац. иск-ва. Становление Т. к. шло в постоянном взаимодействии со становлением всего сов. т-ра. Театр. критики объединялись вокруг специальных периодич. изданий, к-рые с первых же лет после революции выходили в Москве, Петрограде и на периферии (см. Журналы театральные). Нек-рые из этих критиков печатались еще до революции: Э. М. Бескин, Л. Я. Гуревич, М. Б. Загорский, И. А. Крути, А. Р. Кугель, П. И. Новицкий, Р. А. Пельше, Ю. В. Соболев, Н. Е. Эфрос, С. Н. Дурылин. Появились новые, впоследствии ставшие виднейшими, театр; критики: Б. В. Алперс, В. И. Блюм (Садко), Н. Д. Волков, А. А. Гвоздев, К. Н. Державин, С. С. Игнатов, Е. М. Кузнецов, М. И. Ле-видов, О. С. Литовский (Уриэль), П. А. Марков, С. С. Мокульский, А. И. Пиотровский, Ю. И. Слонимский, Д. Л. Тальников, В. А. Филиппов, А. В. Февральский и др. Много внимания уделял вопросам т-ра и систематически выступал как театр. критик А. В. Луначарский. Сов. Т. к. неизменно занималась поисками новых творч. и организационных форм. Ещ„ в 1918 газета "Жизнь искусства" (ј 1) обратилась ко всем рабочим с просьбой писать в газету о жизни своих т-ров. На местах охотно откликнулись на этот призыв; появилось много театр. рабочих корреспондентов (теараб-коров) и целые теарабкоровские кружки. Заметки и рецензии теарабкоров в местной и центр, печати были ещ„ недостаточно квалифицированными, но они звучали искренне, верно отражали настроение, мнение рабочих зрителей. Наряду со статьями в периодич. печати практиковалась устная критика - публичные диспуты о путях строительства нового т-ра, диспуты, посв. театр. сезону (в моек. Политехническом музее и др.). В них, помимо критиков, участвовали творч. работники т-ров {режисс„ры, акт„ры, художники), политич. деятели, широкие круги зрителей. В первые послеоктябрьские годы значит, часть те-ятр. критиков энергично поддерживала идеи Пролеткульта и Театрального Октября", согласно к-рым сценич. иск-во в прежних исторически сложившихся формах должно было исчезнуть и уступить место т-ру нового типа - гл. обр. "массовым действам", открыто-тенденциозным, агитационно-нропагандистским представлениям. На страницах "Вестника театра", "Зрелищ" и "Жизни искусства" В. И. Блюм, Э. М. Бескин, М. Б. Загорский и др. горячо поддерживали все начинания "левых" т-ров, особенно искания Мейерхольда, а иск-во старых реалистич. т-ров - МХАТа, Малого, быв. Александрийского Страницы: «« « 2238 2239 2240 2241 2242 2243 2244 2245 2246 2247 2248 2249 2250 2251 2252 2253 2254 2255 2256 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |