Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246  2247   2248   2249   2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256  » »»

мастерством акт„рского ансамбля. С этого  времени  в  театр.  рецензиях,
наряду с анализом пьесы и оценкой  игры  отдельных  участников,  большое
место  начинает  уделяться   режисс„рской   трактовке   драм.   произв.,
слаженности исполнения акт„ров, декорац. оформлению и т.  п.  Однако  не
все  критики  сумели  оценить   новаторскую   сущность   МХТ,   значение
соверш„нной им реформы театр. иск-ва. Наряду с пропагандистами  молодого
т-ра - Н. Е. Эфросом, Л. Я. Гуревич и др. -  в  печати  выступали  также
сторонники старого "акт„рского" театра. Наиболее значит,  представителем
этого направления в Т. к.  был  А.  Р.  Кугелъ  (псевд.  Ното  по-уи  ),
редактор журнала "Театр и иск-во", мастер блестящих акт„рских портретов.
Тонким ценителем творчества акт„ра  был  также  Ю.  Д.  Беляев,  критика
к-рого, однако, была ограничена консервативностью его обществ. взглядов.
   В нач.  20  в.  в  период  сложных  поисков  новых  путей  в  иск-ве,
стремления   к   расширению   стилевых   возможностей   т-ра   возникает
символистская Т. к. В кри-тич. высказываниях В. Я. Брюсова, А. А. Блока,
Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, А. Л. Волынского и  др.  оценки  конкретных
явлений   т-ра   сочетались   с   постановкой   общеэстетич.   вопросов,
рассмотрением проблем условного т-ра. Но уже к  1907-08  Брюсов  и  Блок
преодолевают символистские тенденции и выступают за обществ,  назначение
т-ра, демократизацию иск-ва (статья Блока "О драме" и др.).
   В эпоху первой рус. революции формируется большевистская Т. к. Статья
В. И. Ленина  "Партийная  организация  и  партийная  литература"  (1905)
открыто связала иск-во с пролетариатом, обосновала принцип партийности в
иск-ве.  Ленинская  газета   "Искра",   уделявшая   серь„зное   внимание
драматургии и т-ру, выступала с поддержкой совр.  прогрессивного  театр.
иск-ва, раскрывала большое общественно-политич. значение  пьес  Горького
"Мещане" и "На дне". В  кри-тич.  статьях  А.  В.  Луначарского,  В.  В.
Воровского, Г.  В.  Плеханова  последовательно  защищались  демо-кратич.
принципы рус. т-ра, критиковались упаднические тенденции, ограниченность
бурж. т-ра. На страницах  большевистских  изданий  ("Правда",  "Звезда",
"Новая жизнь") велась борьба за высокохудожественное  реалистич.  театр.
иск-во. Традиции до-революц. большевистской  Т.  к.  были  продолжены  и
развиты в сов. время. АН. А.
   Советская театральная критика получила развитие в первые же годы Сов.
власти. Основываясь на принципах марксистско-ленинской эстетики, сов. Т.
к. активно воздействует на театр. практику,  способствуя  развитию  сов.
театр. иск-ва. Она характеризуется углубл„нным анализом явлений  иск-ва,
способностью к обобщениям, теоретич. обоснованию оценок.
   Для сов. Т. к. характерна постоянная тесная связь  с  театроведением,
что составляет одно из е„ существенных преимуществ перед  дореволюц.  Т.
к. Крупнейшие сов. театроведы одновременно выступают в  качестве  театр.
журналистов, а  многие  театр.  критики  серь„зно  занимаются  вопросами
театроведения. В результате взаимосвязи театроведения и  критики  театр.
рецензия эволюционировала в сов. годы как жанр. Театр. критики стремятся
глубоко анализировать все  основные  компоненты  спектакля  как  единого
целого  и  делать  на  основе  разбора   спектакля   идейно-политич.   и
худо-жественно-эстетич. обобщения.
   Расширился  тематич.  диапазон   сов.   Т.   к.   Наряду   с   центр,
темой-изучение и разбор практики совр. сов. драматургии и т-ра -  многие
критики занимаются разработкой вопросов совр. зарубежного  т-ра,  делают
предметом своего исследования новые виды театр. иск-ва (т-р  для  детей,
т-р кукол), самодеятельное творчество, эстраду, цирк.
   Происходит профессионализация Т. к. Помимо вовлечения в сферу  Т.  к.
литера-торов, занимающихся  смежными  иск-вами,  сформировалась  большая
группа  критиков,  окончивших  театроведческие  ф-ты  ГИТИСа   (Москва),
Ленингр. и др. театр. ин-тов.
   Расширяются жанры Т.  к.  Помимо  рецензий  на  отдельные  спектакли,
публикуются статьи, освещающие  творческий  путь  т-ра  за  определ„нный
период, статьи-портреты мастеров сцены  -  режисс„ров,  акт„ров,  театр.
художников. Специальное внимание уделяется творчеству молодых акт„ров  и
режисс„ров,  новым  т-рам,  студиям  и  т.  п.  Среди  театр.   критиков
выдвинулись специалисты по отдельным темам и жанрам т-ра, знатоки драмы,
оперы, балета, оперетты, т-ра  малых  форм  и  т.  п.;  нек-рые  критики
специализируются на исследовании театрально-декорац. иск-ва.
   Становление Т. к. шло в  постоянном  взаимодействии  со  становлением
всего  сов.  т-ра.  Театр.  критики  объединялись   вокруг   специальных
периодич. изданий, к-рые с первых же  лет  после  революции  выходили  в
Москве, Петрограде и на периферии (см. Журналы театральные). Нек-рые  из
этих критиков печатались еще до революции: Э. М. Бескин, Л. Я.  Гуревич,
М. Б. Загорский, И. А. Крути, А.  Р.  Кугель,  П.  И.  Новицкий,  Р.  А.
Пельше, Ю. В. Соболев, Н. Е. Эфрос,  С.  Н.  Дурылин.  Появились  новые,
впоследствии ставшие виднейшими, театр; критики: Б.  В.  Алперс,  В.  И.
Блюм (Садко), Н. Д. Волков,  А.  А.  Гвоздев,  К.  Н.  Державин,  С.  С.
Игнатов, Е. М. Кузнецов, М. И. Ле-видов, О. С. Литовский (Уриэль), П. А.
Марков, С. С. Мокульский, А. И. Пиотровский, Ю.  И.  Слонимский,  Д.  Л.
Тальников, В. А. Филиппов, А. В. Февральский и др. Много внимания уделял
вопросам  т-ра  и  систематически  выступал  как  театр.  критик  А.  В.
Луначарский.
   Сов.  Т.  к.   неизменно   занималась   поисками   новых   творч.   и
организационных  форм.  Ещ„  в  1918  газета  "Жизнь  искусства"  (ј  1)
обратилась ко всем рабочим с просьбой писать  в  газету  о  жизни  своих
т-ров. На местах охотно откликнулись на  этот  призыв;  появилось  много
театр. рабочих корреспондентов (теараб-коров)  и  целые  теарабкоровские
кружки. Заметки и рецензии теарабкоров в местной и  центр,  печати  были
ещ„ недостаточно квалифицированными,  но  они  звучали  искренне,  верно
отражали настроение, мнение рабочих зрителей.
   Наряду со статьями в периодич. печати практиковалась устная критика -
публичные диспуты о путях  строительства  нового  т-ра,  диспуты,  посв.
театр. сезону (в моек. Политехническом  музее  и  др.).  В  них,  помимо
критиков,  участвовали  творч.  работники  т-ров   {режисс„ры,   акт„ры,
художники), политич. деятели, широкие круги зрителей.
   В  первые  послеоктябрьские  годы  значит,  часть  те-ятр.   критиков
энергично  поддерживала  идеи  Пролеткульта  и  Театрального   Октября",
согласно к-рым сценич. иск-во в прежних исторически  сложившихся  формах
должно было исчезнуть и уступить место  т-ру  нового  типа  -  гл.  обр.
"массовым действам", открыто-тенденциозным, агитационно-нропагандистским
представлениям.  На  страницах  "Вестника  театра",  "Зрелищ"  и  "Жизни
искусства" В. И. Блюм, Э. М.  Бескин,  М.  Б.  Загорский  и  др.  горячо
поддерживали все начинания "левых" т-ров, особенно искания  Мейерхольда,
а иск-во старых реалистич. т-ров - МХАТа, Малого, быв.  Александрийского

Страницы: «« « 2238   2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246  2247   2248   2249   2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия