Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247  2248   2249   2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257  » »»

и др. - объявляли реакционным, отжившим свой век,  неспособным  выразить
идеи  победившей  революции.  Критики,  объединившиеся  вокруг   журнала
"Культура театра" (Н. Е. Эфрос, А. М. Эфрос,  В.  А.  Филиппов  и  др.),
напротив, возлагали все надежды только на обновление реализма  академич.
т-ров. Более широкой и плодотворной была  позиция  А.  В.  Луначарского,
к-рый в критике,  как  ив  практич.  деятельности,  следовал  ленинскому
принципу:   критически   усваивать   культурное    наследие    прошлого,
поддерживать и  бережно  сохранять  старые  т-ры,  развивать  реалистич.
традиции и в то же время поощрять новые театр. искания, молодые т-ры. Он
решительно  выступал  против  эстетства,  формализма,  пролеткультовских
попыток отлучить от сов. т-ра  проф.  акт„ров  и  режисс„ров,  полностью
заменить проф. иск-во самодеятельностью и  т.  п.  Взгляды  Луначарского
находили активную поддержку таких критиков, как  П.  А.  Марков,  Ю.  В.
Соболев, П. И. Новицкий. Тем не менее на протяжении длительного  времени
нек-рые театр. журналы (напр.,  "Новый  зритель")  настойчиво  атаковали
академич.  т-ры.  Созданный  в  1924  журнал"Искусство   трудящимся"   и
выходивший в 1927-29 журнал "Современный театр" более  вдумчиво  следили
за процессами развития сов. сценич. иск-ва и поддерживали  действительно
значительные его спектакли. Вместе с формированием сов. т-ра созревала и
Т. к., к-рая постепенно подходила к верному пониманию проблем  идейности
и народности, традиций и новаторства в иск-ве, давала вс„ более глубокое
осмысление принципов реализма. Для развития сов. Т. к. большое  значение
имели партийные документы,  посвящ„нные  вопросам  иск-ва  и  лит-ры,  -
письмо ЦК РКП(б) "О Пролеткультах" (1920), резолюция XIII съезда  РКП(б)
"Опечати" (1924), резолюция ЦК  РКП(б)  "О  политике  партии  в  области
художественной литературы" (1925), материалы Совещания при Агитпропе  ЦК
ВКП(б) по театру (1927). Важным этапом явилось также преодоление в Т. к.
сектантских  тенденций,  догматизма  и  вульгаризаторства,  связанных  с
деятельностью  РАПП.  Большое  значение  для  развития   Т.   к.   имело
постановление  ЦК  ВКП(б)  "О   перестройке   литературно-художественных
организаций" (1932). В 30-е гг. сов. Т. к. сосредоточила  сво„  внимание
на вопросах развития метода  социалистич.  реализма  в  сценич.  иск-ве.
Тезис реалистич.  иск-ва,  доступного  широким  нар.  массам,  выдвигали
редакционные статьи "Правды" - "Сумбур вместо музыки", "Балетная фальшь"
и др., но в то же  время  в  этих  статьях  были  подвергнуты  резкой  и
недостаточно обоснованной критике ряд выдающихся мастеров сов. иск-ва  и
их произведения. В эти годы  утвердилось  догматич.,  обедн„нное,  узкое
понимание  реализма,  боязнь  исканий  и  экспериментов   в   художеств.
творчестве, ориентация на  механич..  копирование  сценич.  форм  иск-ва
МХАТа. В ряде больших статей  такие  критики,  как  М.  С.  Гус,  В.  Ф.
Залесский и др. со  страниц  журналов  "Театр  и  драматургия",  "Театр"
подвергали безоговорочному  осуждению  многолетнюю  деятельность  В.  Э.
Мейерхольда, А. Я. Таирова, А. С. Кур-баса, А. В. Ахметели  и  полностью
зач„ркивали их новаторские достижения. В то же время в 30-е гг. появился
и ряд подлинно научных статей о сов. театр. иск-ве. С большим  вниманием
сов. Т.  к.  разрабатывала  вопрос  о  сценич.  воплощении  темы  нового
человека социалистич. труда, нашедшей яркое выражение  в  драматургии  и
т-ре 30-х гг. (статьи Ю. Юзовского, напр.,  о  пьесе  и  спектакле  "Мой
друг" Погодина и др.). Не меньшее значение имел анализ спектаклей, посв.
др.  ведущей  теме  театр.  иск-ва  того  периода  -   теме   приобщения
интеллигенции  к  строительству  социализма,  выдвижения  новых   кадров
(статьи И. А. Крути о пьесе и спектакле  "Страх"  А.  Н.  Афиногенова  и
др.). К 30-м гг. относится такое знаменательное событие, как появление в
драматургии и на сцене образа В. И. Ленина. Это определило возникновение
статей А. С. Гурвича, С.  Л.  Цимбала  и  др.  (о  "Человеке  с  ружь„м"
Погодина и др.). Большое внимание уделялось также спектаклям о  героизме
сов. людей в годы гражданской  войны  (статьи  И.  Л.  Альтмана,  О.  С.
Литовского, Б. И. Ростоцкого, Д. Л. Тальникова,  Ю.  Юзовского  и  др.),
постановкам пьес  Горького  (статьи  П.И.Новицкого,  Юзовского  и  др.),
классич. драматургии (статьи Альтмана, М. М.  Морозова  и  др.  о  пост.
"Отелло" в Малом т-ре; статьи М. Ю. Левидова, Юзовского о пост.  "Короля
Лира" в Моск. евр. т-ре; в нач. 40-х гг.  вышли  большие  работы  А.  И.
Роскина о чеховских спектаклях во МХАТе).
   Со 2-й пол. 30-х гг. в Т. к. активно выступают И. Л. Альтман,  А.  М.
Борщаговский, Г. Н. Бояджиев,  А.  С.  Гурвич,  С.  Д.  Дрейден,  Ю.  А.
Дмитриев, Ю. С. Калашников,  А.  П.  Мацкин,  Б.  И.  Ростоцкий,  Н.  Я.
Бер-ковский, М.О. Янковский, С. Л. Цимбал, Юзовский и др.
   В годы Великой Отечественной войны в центре внимания т-ров и сов.  Т.
к. стала тема  сов.  патриотизма.  Пьесы  "Русские  люди",  "Нашествие",
"Фронт" и др.  вызвали  появление  эмоционально  ярких  статей  критиков
Бояджиева, М.  С.  Григорьева,  Ю.  А.  Голо-вашенко,  Дрейдена,  Т.  М.
Родиной, Е. Д. Суркова, Цимбала и мн. др. Объ„м Т. к. в эти годы заметно
расширился за сч„т армейской и флотской печати, изобиловавшей отзывами и
рецензиями на спектакли, концерты фронтовых  т-ров  и  бригад.  Авторами
этих рецензий были как проф. критики, так и  офицеры,  солдаты  армии  и
флота.
   В конце войны в театр. иск-ве стала намечаться ошибочная тенденция  к
насаждению легковесного репертуара. После  постановления  ЦК  ВКП(б)  "О
репертуаре драматических театров и мерах по  его  улучшению"  (1946),  в
к-ром дана  резкая  критика  безыдейной  развлекательности  и  опошления
репертуара театров,  Т.  к.  обратилась  к  борьбе  против  такого  рода
явлений.
   В  конце  40-х  гг.  в  развитии  сов.  т-ра  возникли   значительные
трудности.  В  сценич.  иск-ве  начали  культивироваться  в  это   время
тенденции  к   парадности,   пышности,   приукрашиванию   жизни.   Метод
социалистич. реализма, к-рый в  30-е  гг.  прин„с  многонац.  сов.  т-ру
большие успехи, стал получать в ряде критич. и теоретич. статей неверное
истолкование.   Распространилась   ложная   теория   "бесконфликтности",
согласно к-рой совр. сов. общество не имеет  таких  противоречий,  к-рые
могли  бы  стать  основой  драматич.  конфликта  поэтому  в  драматургии
возможен только
   "конфликт между хорошим и лучшим". Ряд критиков (И. Л. Альтман, А. М.
Борщаговский, Г. Н. Бояд-жнев, А.  С.  Гурвич,  Л.  А.  Малюгин,  Е.  Г.
Холодов,   Ю.   Юзовский   и   др.)   были   объявлены   представителями
"антипатриотической   группы   театральных    критиков",    "буржуазными
космополитами".  Утверждались  ложные  критерии  оценки  произв.  иск-ва
исключительно по их теме, безотносительно к художеств. достоинствам  или
недостаткам, распространилось заведомо отрицательное отношение  ко  всем
произв. зап.  драматургии.  В  известной  мере  этим  лажным  и  вредным
тенденциям противодействовала  статья  "Правды"  "Преодолеть  отставание

Страницы: «« « 2239   2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247  2248   2249   2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия