Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312   2313  2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323  » »»

Нижнего-Новгорода, Н.-Новгород, 1857, с 179-80; Ленский А.  П.,  Статьи.
Письма. Записки, М.-Л., 1935, с. 81-85; "Суфлер", 1880, ј 5  [Некролог];
Б о б о р ы к и н П. Д., Воспоминания, т. 1, 1965, с. 58. А. Кл.
   ТРСОВА, Елизавета (Лизавета) Агафоновна (урожд. - Вышеславцева; около
1803 - 1859)  -  рус.  актриса.  Сестра  А.  А.  Вышеславцевой.  Сценич.
деятельность начала ещ„ будучи крепостной в Т-ре Н. Г. Шаховского  в  Н.
Новгороде.  Получив  вольную,   до   конца   жизни   играла   на   сцене
Нижегородского  т-ра.  Занимала  в  труппе  второе  место  после   своей
знаменитой сестры. В молодости исполняла препм. роли  молодых  женщин  в
комедиях, водевилях, иногда  и  в  операх.  Живо,  грациозно,  задушевно
играла   роли   Маруси   ("Казак-стихотворец"    Шаховского),    Надежды
("Аскольдова могила" Верстовского) и др. С конца 40-х гг. Т. перешла  на
роли пожилых женщин в комедиях.  Лучшая  роль  этого  периода  -  Атуева
("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина).
   Лит.:   Храмцовский   Н.,   Краткий   очерк   истории   и    описание
Нижнего-Новгорода, Н.-Новгород, 1857, с. 176;
   "Пантеон", 1848, кн. 12; "Суфлер", 1880, ј 5. А. Кл.
   ТРУФФИ, Иосиф Антонович (1850-1925) - рус. оперный дириж„р. Итальянец
по происхождению. Работал в Московской частной русской опере (1885- 1891
и  1898-99),  в  Тифлисской  опере,  Панаевском  т-ре  в  Петербурге,  в
основанном  им  "Товариществе  оперных  артистов",  гастролировавшем   в
провинции (конец 90-х - нач. 900-х гг.). Т. содействовал первым  сценич.
успехам Ф. И. Шаляпина, был пропагандистом рус. оперного иск-ва, под его
управлением прошли первые исполнения опер "Моцарт и. Сальери" и "Боярыня
Вера Шелога" Римского-Корсакова (1898). После Октябрьской  революции  Т.
жил в Москве, работал с молодыми вокалистами и дириж„рами. В. Ю.
   ТРУЦЦИ, Вильяме Жижеттович  (1888-1931)  -  сов.  артист  и  режисс„р
цирка;-дрессировщик лошадей. Дед Т., итальянец по происхождению, остался
после гастролей в России у А. Саломонского, организовал цирковую  труппу
и стал е„ директором. Отец Т. тоже был директором цирка. Т.  выступал  с
десяти лет в конно-спортивных и конно-балетных номерах. Затем возглавлял
цирки в Севастополе, Петрограде. Принял активное участие в строительстве
сов. цирка. В 20-х  гг.  был  худ.  рук.  Управления  гос.  цирками.  Т.
способствовал возрождению и  развитию  лучших  традиций  конного  жанра,
создал большие композиционно сложные конные номера ("Гирлянды",  "Ковбой
из  Техаса",  "Арена  Юлия  Цезаря"  и  др.),  отличавшиеся  безупречной
дрессурой, быстрым  темпом,  ч„ткими  ритмами,  артистизмом  исполнения,
режисс„рской      выдумкой,      праздничной       красочностью.       В
сценах"Лошадь-артиллерист", "Лошадь в  кровати",  "Лошадь  в  ресторане"
лошади пользовались предметами быта человека, повторяли его действия.
   Режисс„рская деятельность Т. развернулась в постановках  пантомим  (Л
енингр. цирк). В  своих  ранних  работах  он  повторял  старые  цирковые
представления,  но  декорации,  костюмы,  использование  света,   танца,
широкое применение всех видов конного жанра помогали создавать на  арене
сказочную атмосферу Востока ("Тысяча и одна ночь",  1922),  динамично  и
ярко воплощать остро занимательный сюжет ("Рыцарь золотого льва", 1923).
Позднее  Т.  вводил  в  пантомимы  грандиозные   постановочные   эффекты
(особенно в водной феерии). Деятельность Т. дала  возможность  создавать
массовые тематические трюковые  представления  и  положила  начало  сов.
водной пантомиме ("Ч„рный пират", 1929).  Последняя  пост.  Т.-пантомима
"Махновщина" - цирковое представление  нового  типа  как  по  содержанию
(историко-революц. тема), так и по форме (включение диалога).
   Лит.: Кузнецов Е., Цирк,  М.-Л.,  1931;  е  г  о  же,  Арена  и  люди
советского цирка, М.-Л , 1947; Д м и т р и-е в Ю., Советский  цирк,  М.,
1963. М. 3.
   ТРЯ (Truja), Иордня (р. 6.1.1909) - алб.  артистка  оперы  (сопрано),
педагог, обществ, деятель.  Засл.  арт.  НРА  (1961).  Окончила  Римскую
консерваторию  в  1932-Гастролировала  в  Италии,  Франции,   Югославии,
Венгрии, СССР (1955) и др. С 1956 - солистка Гос. т-ра оперы и балета  в
Тиране. Партии: Наташа ("Русалка"),  Антонида  ("Иван  Сусанин")  и  др.
Выступает  как  режисс„р.  Пост.  оперу  "Незабудка"  К.  Коно   (1961).
Исполняет нар. алб. песни. Р. К.
   ТРЭЙЛ‚СКУ (Trailescu), Корнель (р. 11.VIII. 1926) - рум.  композитор,
дириж„р. В 1945-49  учился  в  Тимишоарской,  в  1949-53-в  Бухарестской
консерваториях. В 1946-49 - концертмейстер Тими-шоарского т-ра  оперы  и
балета, в 1952-55 - хормейстер, с 1955- дириж„р Рум. гос. т-ра  оперы  и
балета в Бухаресте. Автор оперы "Кот в сапогах" (1964, Бухарестский  т-р
оперы и балета) и балета "Барышня Настасия" (соч. 1965).  Дирижировал  в
Рум. гос. т-ре оперы  и  балета  операми:  "Трубадур"  (1958),  "Отелло"
(1960) Верди, "Лючия  ди  Ламмермур"  Доницетти  (1964),  балетом  "Янку
Жпану" Кириака (4964) и др.
   Лит.: ParocescuN., Opera "Motanul  incaltat",  de  Cornel  Trailescu,
"Muzica", 1964, .ј 7. А. Ив.
   ТРЮМ - см. Устройство сцены.
   ТУАЕВ, Давид Афанасьевич (15.X.1903-3.VIII. 1964) -  осетинский  сов.
драматург.   Засл.   деят.   иск-в   С.-О.    АССР    (1955).    Работал
инженером-электриком в JPocTOBe-на-Дону, на Садонских рудниках. В 1941 в
Сев.-Осет. т-ре (Орджоникидзе) была пост. его первая пьеса "Мать сирот",
в к-рой показано зарождение революц. мысли горцев  под  влиянием  борьбы
пролетариата. Пьеса имеет  героич.  звучание.  Т.  написал  также  пьесу
"Сумасшедший  пастух",   в   годы   Отечеств.   войны-сатирич.   комедию
"Поминалыцики"  (1942),  пьесы:  "Свинец"  (1942)  о  горняках   Садона,
"Наступление продолжается", "Семья Татархана", "Нарт Сыр-дон" (1943)  по
мотивам  эпоса  и  первую  осетинскую  муз.  комедию  "Желание   сердца"
("Желание  Паша",  1944)  о  жизни  дореволюц.  Осетии.  Эмоциональность
образов, лиризм, широкое использование нац.  муз.  фольклора  определили
популярность этой комедии, сохраняющейся в репертуаре осетинского  т-ра.
Т. принадлежит одна из первых  осетинских  пьес  для  детей  -  "Сказка"
(1945), созданная по мотивам нац. фольклора. В  1945  он  написал  пьесу
"Фатима  Харзое-ва",  затем  "Под  белой  горой"-о   рабочих   Садонских
рудников. К 100-летию со дня рождения  Коста  Хе-тагурова  в  Сев.-Осет.
т-ре была пост. пьеса Т. "Коста" (1959). В 1963 там же пост. его пьеса о
новой колхозной деревне "Ваши знакомые", в 1964 - "Два  сына"  о  гражд.
войне в Осетии. Пьесы Т. ставились и в Грузии, Татарии, Кабарде. Аза X.
   ТУБАЕВ, Мухамед Мударович (р. 14.IX.1919) - кабардинский сов. акт„р и
драматург. Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1951), засл.  арт.  РСФСР  (1957).
Чл. Коммунистич. партии с 1944.  В  1936  поступил  в  Театр.  студию  в
Нальчике. С 1938 -  акт„р  кабардинского  колх.-совх.  т-ра,  с  1940  -
Каб.-Балк. драм. т-ра им. А. Шогенцукова (в 1941-47  находился  в  рядах
Сов. Армии). Играл героико-романтич. и характерные роли:

Страницы: «« « 2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312   2313  2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия