|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2312 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 » »» искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 326-32; Литературное
наследство, т. 73, кн. 1, М., 1964, с. 69-258. Я. 3.
ТУРГУНБАЕВА, Мукаррам [р. 30.IV(13.V).1913]- узб.сов. артистка
балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
1953. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 3-5-го созывов. Одна из выдающихся
исполнительниц узб. нар. и совр. танцев. Творч. деятельность начала в
1929 в первом узб. муз.-драм. т-ре. Танц. иск-ву училась у Ю. К.
Шакирджанова, У. А. Камилова, Тамары Ханум. . Одна из создательниц
первого узб. балета "Шахида" Таля (1939). Т. исполнила заглавные партии
в нац. балетах "Гуляндом" Брусилов-ского (1940), "Акбиляк" Василенко
(1943) и др. Основываясь на нар. танц. традициях, Т. стремилась
приблизить национальный танец к современности. В 1954 организовала
женский хореографич. ансамбль "Ба-хор", к-рый затем был преобразован в
Гос. ансамбль танца Узб. ССР (1963). Среди лучших танц. композиций,
созданных Т.: сольные - "Ожидание", "Смелая девушка", "Хлопок" и др.;
массовые - "Андижанская полька", "Уйгурский", "Большая игра",
"Наман-ганские яблочки" и др.
В 1934-41 преподавала в Балетном уч-ще в Ташкенте, в 1945-57 - в Узб.
хореографич. уч-ще. Гос. пр. СССР (1946. 1951). Л. Ав.
ТУРДЫЕВ, Амин (р. 10.VI.1910) - узб. сов. акт„р и режисс„р. Нар. арт.
Узб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Участвовал в театр.
самодеятельности. В 1929 принят в Рабочий передвижной т-р, в 1931 - в
Т-р им. Хамзы. Затем работал как акт„р и режисс„р в Самаркандском и
Наманганском т-рах. С 1937 - снова в Т-ре им. Хамзы. Т.- характерный,
разноплановый акт„р.
Роли: Шадрин ("Человек с ружь„м"), Макар Дубрава (о. п. Корнейчука),
Прохор Храпов ("Васса Железнова"), Турахан-бай ("Путеводная звезда"
Яшена), Заргаров ("Больные зубы" Каххара), Линьков ("Хозяин" Соболева),
Кассий ("Юлий Цезарь" Шекспира), Вожак ("Оптимистическая трагедия"),
Пост. в Т-ре им. Хамзы: "Мать" Уйгуна (1943), "Пол„т орла" Султанова
(1942, совм. с И. Н. Берсеневым), "Новбахор" Уйгуна (1949, совм. с Д.
Абидовым), "Шамсикамар" Аблиева (1955), "Рискованная шутка" Уйгуна
(1944), "Дядя и племянник" Бабаджана (1959) и др.
Ставил спектакли в обл. т-рах, с 1963-гл. режисс„р ТЮЗа им.
Ахунбабаева. Снимается в кино. Вед„т лит. работу. Я. Ф.
ТУРЕЛЬ (Tourel, анаграмма фам. Э л ь - Т у р, El-Tour), Дженни (р.
22.VI.1910) - канадская артистка оперы (меццо-сопрано), франко-русского
происхождения. Ученица рус. певицы А. Эль-Тур. В 1933 дебютировала в
партии Кармен на сцене "Опера комик" (Париж), была солисткой этого т-ра
до 1940. В 1941 переехала в США. В 1944 с успехом выступила на сцене
т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). После окончания 2-й мировой войны
гастролировала в Англии, Франции, Италии, Голландии. Участвовала в
премьере оперы Стравинского "Карьера мота" (Венеция, 1951). С 1950-х гг.
выступает как концертная певица. Голос Т. отличается обширным
диапазоном, ровностью и пластичностью звука, красивой, бархатной
окраской. Одна из лучших совр. исполнительниц вок. лирики Чайковского.
Партии: Розина; Миньон (о. п. Тома), Кармен; Адаль-жиза ("Норма"
Беллини), Шарлотта ("Вертер" Массне) и др.
Вс. Т.
ТУРЕНКЙВ, Алексей Евламппевпч [ 9 (21). I.I 886 - 27. IX. 1белорус. сов. композитор, педагог, муз.-обществ, деятель. Засл. деятель
иск-в БССР (1939). Был депутатом Верх. Совета БССР 1-го созыва. Учился в
Петерб. консерватории (1911-14, класс композиции А. К. Лядова и Н. А.
Соколова). Автор опер "Цветок счастья" (1940, Белорус. т-р оперы и
балета,. Минск), "Ясный рассвет" (1958, 1963, там же) и др.,. балета
"Лесная сказка" (соч. 1952); музыки к драм. спектаклям и фильмам.
Произв. Т. созданы на основе белорус. нар. песенности. В 1919-34 в„л
педа-гогич. работу в Могил„ве п Гомеле. А. Ив., Б. См.
ТУРЕЦКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР - один из ведущих гос. т-ров Турции. Осн. в
1945 в Анкаре. Состоит из оперной и драматич. трупп. См. Турецкий театр
и драматургия.
ТУРЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР. Осн. в 1914 в Стамбуле.
Первоначально наз. "Дарюльбедайи Османи" ("Османский храм иск-ва"), с
1931 получил новое наименование - Городской т-р (см. Турецкий театр и
драматургия).
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Наиболее древние виды театр. иск-ва
Турции - кукольный и теневой т-ры (караг„з), площадные игровые
представления ("орта оюну") и выступления рассказчиков-импровизаторов
(меддахов). Эти формы нар. творчества положили начало развитию совр.
тур. т-ра.
Проникновение европ. т-ра в Турцию началось с конца 18 в. Реформы
периода Танзимата (40-70-е гг. 19 в.) в области просвещения и культуры
способствовали развитию театр. иск-ва. На гастроли в Стамбул и др.
города Турции начали приезжать европ. проф. театр. труппы. Постоянными
посетителями спектаклей, как правило, были представители немусульманских
народов многонациональной Османской империи: армяне, греки и др.
Любители-армяне организовали первые театр. труппы Турции,
способствовавшие созданию тур. проф. т-ра. В сер. 50-х гг. 19 в. Наум
Эфенди построил в одном из стамбульских кварталов (Галатасарае) первое
театр. помещение - "Наум тиятросу", предназначавшееся вначале для
гастролей европ. театр. трупп. С 1860 в "Наум тиятросу" ставились
спектакли на арм. яз., исполнителями к-рых были выпускники театр. школ.
Приток зрителей турок в "Наум тиятросу" увеличился после того, как в
программах начали печатать содержание спектаклей на тур. яз. Важным
этапом в истории театр. иск-ва Турции явилось создание в Стамбуле арм.
т-ра "Гедик-паша" (1869), на сцене к-рого регулярно ставились и
спектакли на тур. яз. Театр "Гедик-паша" возглавил Гюллю Акоп (Вардовян)
-акт„р, режисс„р и переводчик, объединивший вокруг т-ра прогрессивных
тур. литераторов и общественных деятелей: Му-стафа Фазыл-пяша,
Реджаизаде Экрем, Али-бей, На-мык Кемалъ и др. На сцене т-ра ставились
пьесы Намы-ка Кемаля, Шемседдина Сами, Эбуззия Тевфика и Ахмеда Мидхата,
направленные против деспо-тич. феодально-мусульманских устоев. В
репертуар т-ра включались также произведения Шекспира, Шиллера, Мольера,
Гюго и др.Наряду с армянами и греками в т-ре выступали турки (Ахмет
Фехим, Ахмет Неджип, Хамит и др.), мн. из к-рых раньше принимали участие
в представлении "орта оюну". Женские роли исполняли греч. и арм.
актрисы, т. к. религия запрещала тур.- женщинам выступать в т-ре.
Установление в Турции реакц.-деспотич. режима в период правления
султана Абдул-Хамида II (1876 - 1909) затормозило развитие тур. т-ра. В
1882 т-р "Гедик-паша" был закрыт, а здание - разрушено. В эти годы были
Страницы: «« « 2312 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |