Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2312   2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320  2321   2322   2323   2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330  » »»

искусстве,  Собр.  соч.,  т.  1,  М.,  1954,  с.  326-32;   Литературное
наследство, т. 73, кн. 1, М., 1964, с. 69-258. Я. 3.
   ТУРГУНБАЕВА,  Мукаррам  [р.  30.IV(13.V).1913]-   узб.сов.   артистка
балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич.  партии  с
1953. Деп. Верх. Совета Узб. ССР  3-5-го  созывов.  Одна  из  выдающихся
исполнительниц узб. нар. и совр. танцев. Творч.  деятельность  начала  в
1929 в первом узб.  муз.-драм.  т-ре.  Танц.  иск-ву  училась  у  Ю.  К.
Шакирджанова, У. А. Камилова,  Тамары  Ханум.  .  Одна  из  создательниц
первого узб. балета "Шахида" Таля (1939). Т. исполнила заглавные  партии
в нац. балетах "Гуляндом"  Брусилов-ского  (1940),  "Акбиляк"  Василенко
(1943)  и  др.  Основываясь  на  нар.  танц.  традициях,  Т.  стремилась
приблизить национальный  танец  к  современности.  В  1954  организовала
женский хореографич. ансамбль "Ба-хор", к-рый затем был  преобразован  в
Гос. ансамбль танца Узб. ССР  (1963).  Среди  лучших  танц.  композиций,
созданных Т.: сольные - "Ожидание", "Смелая девушка",  "Хлопок"  и  др.;
массовые  -   "Андижанская   полька",   "Уйгурский",   "Большая   игра",
"Наман-ганские яблочки" и др.
   В 1934-41 преподавала в Балетном уч-ще в Ташкенте, в 1945-57 - в Узб.
хореографич. уч-ще. Гос. пр. СССР (1946. 1951). Л. Ав.
   ТУРДЫЕВ, Амин (р. 10.VI.1910) - узб. сов. акт„р и режисс„р. Нар. арт.
Узб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с  1942.  Участвовал  в  театр.
самодеятельности. В 1929 принят в Рабочий передвижной т-р, в  1931  -  в
Т-р им. Хамзы. Затем работал как акт„р  и  режисс„р  в  Самаркандском  и
Наманганском т-рах. С 1937 - снова в Т-ре им.  Хамзы.  Т.-  характерный,
разноплановый акт„р.
   Роли: Шадрин ("Человек с ружь„м"), Макар Дубрава (о. п.  Корнейчука),
Прохор Храпов  ("Васса  Железнова"),  Турахан-бай  ("Путеводная  звезда"
Яшена), Заргаров ("Больные зубы" Каххара), Линьков ("Хозяин"  Соболева),
Кассий ("Юлий Цезарь" Шекспира), Вожак ("Оптимистическая трагедия"),
   Пост. в Т-ре им. Хамзы: "Мать" Уйгуна (1943), "Пол„т орла"  Султанова
(1942, совм. с И. Н. Берсеневым), "Новбахор" Уйгуна (1949,  совм.  с  Д.
Абидовым),  "Шамсикамар"  Аблиева  (1955),  "Рискованная  шутка"  Уйгуна
(1944), "Дядя и племянник" Бабаджана (1959) и др.
   Ставил  спектакли  в  обл.  т-рах,  с  1963-гл.  режисс„р  ТЮЗа   им.
Ахунбабаева. Снимается в кино. Вед„т лит. работу. Я. Ф.
   ТУРЕЛЬ (Tourel, анаграмма фам. Э л ь - Т у р,  El-Tour),  Дженни  (р.
22.VI.1910) - канадская артистка оперы (меццо-сопрано),  франко-русского
происхождения. Ученица рус. певицы А. Эль-Тур.  В  1933  дебютировала  в
партии Кармен на сцене "Опера комик" (Париж), была солисткой этого  т-ра
до 1940. В 1941 переехала в США. В 1944 с  успехом  выступила  на  сцене
т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). После окончания 2-й мировой  войны
гастролировала в  Англии,  Франции,  Италии,  Голландии.  Участвовала  в
премьере оперы Стравинского "Карьера мота" (Венеция, 1951). С 1950-х гг.
выступает  как  концертная  певица.   Голос   Т.   отличается   обширным
диапазоном,  ровностью  и  пластичностью  звука,   красивой,   бархатной
окраской. Одна из лучших совр. исполнительниц вок. лирики Чайковского.
   Партии: Розина; Миньон (о.  п.  Тома),  Кармен;  Адаль-жиза  ("Норма"
Беллини), Шарлотта ("Вертер" Массне) и др.
   Вс. Т.
   ТУРЕНКЙВ, Алексей Евламппевпч [ 9 (21). I.I 886 - 27.  IX.  1белорус. сов. композитор, педагог, муз.-обществ, деятель. Засл.  деятель
иск-в БССР (1939). Был депутатом Верх. Совета БССР 1-го созыва. Учился в
Петерб. консерватории (1911-14, класс композиции А. К. Лядова  и  Н.  А.
Соколова). Автор опер "Цветок  счастья"  (1940,  Белорус.  т-р  оперы  и
балета,. Минск), "Ясный рассвет" (1958, 1963, там  же)  и  др.,.  балета
"Лесная сказка" (соч.  1952);  музыки  к  драм.  спектаклям  и  фильмам.
Произв. Т. созданы на основе белорус. нар.  песенности.  В  1919-34  в„л
педа-гогич. работу в Могил„ве п Гомеле. А. Ив., Б. См.
   ТУРЕЦКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР - один из ведущих гос. т-ров  Турции.  Осн.  в
1945 в Анкаре. Состоит из оперной и драматич. трупп. См. Турецкий  театр
и драматургия.
   ТУРЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР. Осн.  в  1914  в  Стамбуле.
Первоначально наз. "Дарюльбедайи Османи" ("Османский  храм  иск-ва"),  с
1931 получил новое наименование - Городской т-р (см.  Турецкий  театр  и
драматургия).
   ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Наиболее  древние  виды  театр.  иск-ва
Турции  -  кукольный  и  теневой  т-ры  (караг„з),   площадные   игровые
представления ("орта оюну")  и  выступления  рассказчиков-импровизаторов
(меддахов). Эти формы нар. творчества  положили  начало  развитию  совр.
тур. т-ра.
   Проникновение европ. т-ра в Турцию началось с  конца  18  в.  Реформы
периода Танзимата (40-70-е гг. 19 в.) в области просвещения  и  культуры
способствовали развитию театр. иск-ва.  На  гастроли  в  Стамбул  и  др.
города Турции начали приезжать европ. проф. театр.  труппы.  Постоянными
посетителями спектаклей, как правило, были представители немусульманских
народов  многонациональной  Османской  империи:  армяне,  греки  и   др.
Любители-армяне    организовали    первые    театр.    труппы    Турции,
способствовавшие созданию тур. проф. т-ра. В сер. 50-х гг.  19  в.  Наум
Эфенди построил в одном из стамбульских кварталов  (Галатасарае)  первое
театр.  помещение  -  "Наум  тиятросу",  предназначавшееся  вначале  для
гастролей европ. театр.  трупп.  С  1860  в  "Наум  тиятросу"  ставились
спектакли на арм. яз., исполнителями к-рых были выпускники театр.  школ.
Приток зрителей турок в "Наум тиятросу" увеличился  после  того,  как  в
программах начали печатать содержание  спектаклей  на  тур.  яз.  Важным
этапом в истории театр. иск-ва Турции явилось создание в  Стамбуле  арм.
т-ра  "Гедик-паша"  (1869),  на  сцене  к-рого  регулярно  ставились   и
спектакли на тур. яз. Театр "Гедик-паша" возглавил Гюллю Акоп (Вардовян)
-акт„р, режисс„р и переводчик, объединивший  вокруг  т-ра  прогрессивных
тур.  литераторов  и   общественных   деятелей:   Му-стафа   Фазыл-пяша,
Реджаизаде Экрем, Али-бей, На-мык Кемалъ и др. На сцене  т-ра  ставились
пьесы Намы-ка Кемаля, Шемседдина Сами, Эбуззия Тевфика и Ахмеда Мидхата,
направленные  против  деспо-тич.   феодально-мусульманских   устоев.   В
репертуар т-ра включались также произведения Шекспира, Шиллера, Мольера,
Гюго и др.Наряду с армянами и греками  в  т-ре  выступали  турки  (Ахмет
Фехим, Ахмет Неджип, Хамит и др.), мн. из к-рых раньше принимали участие
в представлении  "орта  оюну".  Женские  роли  исполняли  греч.  и  арм.
актрисы, т. к. религия запрещала тур.- женщинам выступать в т-ре.
   Установление в Турции  реакц.-деспотич.  режима  в  период  правления
султана Абдул-Хамида II (1876 - 1909) затормозило развитие тур. т-ра.  В
1882 т-р "Гедик-паша" был закрыт, а здание - разрушено. В эти годы  были

Страницы: «« « 2312   2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320  2321   2322   2323   2324   2325   2326   2327   2328   2329   2330  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия