Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2312 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 » »» искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 326-32; Литературное наследство, т. 73, кн. 1, М., 1964, с. 69-258. Я. 3. ТУРГУНБАЕВА, Мукаррам [р. 30.IV(13.V).1913]- узб.сов. артистка балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 3-5-го созывов. Одна из выдающихся исполнительниц узб. нар. и совр. танцев. Творч. деятельность начала в 1929 в первом узб. муз.-драм. т-ре. Танц. иск-ву училась у Ю. К. Шакирджанова, У. А. Камилова, Тамары Ханум. . Одна из создательниц первого узб. балета "Шахида" Таля (1939). Т. исполнила заглавные партии в нац. балетах "Гуляндом" Брусилов-ского (1940), "Акбиляк" Василенко (1943) и др. Основываясь на нар. танц. традициях, Т. стремилась приблизить национальный танец к современности. В 1954 организовала женский хореографич. ансамбль "Ба-хор", к-рый затем был преобразован в Гос. ансамбль танца Узб. ССР (1963). Среди лучших танц. композиций, созданных Т.: сольные - "Ожидание", "Смелая девушка", "Хлопок" и др.; массовые - "Андижанская полька", "Уйгурский", "Большая игра", "Наман-ганские яблочки" и др. В 1934-41 преподавала в Балетном уч-ще в Ташкенте, в 1945-57 - в Узб. хореографич. уч-ще. Гос. пр. СССР (1946. 1951). Л. Ав. ТУРДЫЕВ, Амин (р. 10.VI.1910) - узб. сов. акт„р и режисс„р. Нар. арт. Узб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Участвовал в театр. самодеятельности. В 1929 принят в Рабочий передвижной т-р, в 1931 - в Т-р им. Хамзы. Затем работал как акт„р и режисс„р в Самаркандском и Наманганском т-рах. С 1937 - снова в Т-ре им. Хамзы. Т.- характерный, разноплановый акт„р. Роли: Шадрин ("Человек с ружь„м"), Макар Дубрава (о. п. Корнейчука), Прохор Храпов ("Васса Железнова"), Турахан-бай ("Путеводная звезда" Яшена), Заргаров ("Больные зубы" Каххара), Линьков ("Хозяин" Соболева), Кассий ("Юлий Цезарь" Шекспира), Вожак ("Оптимистическая трагедия"), Пост. в Т-ре им. Хамзы: "Мать" Уйгуна (1943), "Пол„т орла" Султанова (1942, совм. с И. Н. Берсеневым), "Новбахор" Уйгуна (1949, совм. с Д. Абидовым), "Шамсикамар" Аблиева (1955), "Рискованная шутка" Уйгуна (1944), "Дядя и племянник" Бабаджана (1959) и др. Ставил спектакли в обл. т-рах, с 1963-гл. режисс„р ТЮЗа им. Ахунбабаева. Снимается в кино. Вед„т лит. работу. Я. Ф. ТУРЕЛЬ (Tourel, анаграмма фам. Э л ь - Т у р, El-Tour), Дженни (р. 22.VI.1910) - канадская артистка оперы (меццо-сопрано), франко-русского происхождения. Ученица рус. певицы А. Эль-Тур. В 1933 дебютировала в партии Кармен на сцене "Опера комик" (Париж), была солисткой этого т-ра до 1940. В 1941 переехала в США. В 1944 с успехом выступила на сцене т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). После окончания 2-й мировой войны гастролировала в Англии, Франции, Италии, Голландии. Участвовала в премьере оперы Стравинского "Карьера мота" (Венеция, 1951). С 1950-х гг. выступает как концертная певица. Голос Т. отличается обширным диапазоном, ровностью и пластичностью звука, красивой, бархатной окраской. Одна из лучших совр. исполнительниц вок. лирики Чайковского. Партии: Розина; Миньон (о. п. Тома), Кармен; Адаль-жиза ("Норма" Беллини), Шарлотта ("Вертер" Массне) и др. Вс. Т. ТУРЕНКЙВ, Алексей Евламппевпч [ 9 (21). I.I 886 - 27. IX. 1белорус. сов. композитор, педагог, муз.-обществ, деятель. Засл. деятель иск-в БССР (1939). Был депутатом Верх. Совета БССР 1-го созыва. Учился в Петерб. консерватории (1911-14, класс композиции А. К. Лядова и Н. А. Соколова). Автор опер "Цветок счастья" (1940, Белорус. т-р оперы и балета,. Минск), "Ясный рассвет" (1958, 1963, там же) и др.,. балета "Лесная сказка" (соч. 1952); музыки к драм. спектаклям и фильмам. Произв. Т. созданы на основе белорус. нар. песенности. В 1919-34 в„л педа-гогич. работу в Могил„ве п Гомеле. А. Ив., Б. См. ТУРЕЦКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР - один из ведущих гос. т-ров Турции. Осн. в 1945 в Анкаре. Состоит из оперной и драматич. трупп. См. Турецкий театр и драматургия. ТУРЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР. Осн. в 1914 в Стамбуле. Первоначально наз. "Дарюльбедайи Османи" ("Османский храм иск-ва"), с 1931 получил новое наименование - Городской т-р (см. Турецкий театр и драматургия). ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Наиболее древние виды театр. иск-ва Турции - кукольный и теневой т-ры (караг„з), площадные игровые представления ("орта оюну") и выступления рассказчиков-импровизаторов (меддахов). Эти формы нар. творчества положили начало развитию совр. тур. т-ра. Проникновение европ. т-ра в Турцию началось с конца 18 в. Реформы периода Танзимата (40-70-е гг. 19 в.) в области просвещения и культуры способствовали развитию театр. иск-ва. На гастроли в Стамбул и др. города Турции начали приезжать европ. проф. театр. труппы. Постоянными посетителями спектаклей, как правило, были представители немусульманских народов многонациональной Османской империи: армяне, греки и др. Любители-армяне организовали первые театр. труппы Турции, способствовавшие созданию тур. проф. т-ра. В сер. 50-х гг. 19 в. Наум Эфенди построил в одном из стамбульских кварталов (Галатасарае) первое театр. помещение - "Наум тиятросу", предназначавшееся вначале для гастролей европ. театр. трупп. С 1860 в "Наум тиятросу" ставились спектакли на арм. яз., исполнителями к-рых были выпускники театр. школ. Приток зрителей турок в "Наум тиятросу" увеличился после того, как в программах начали печатать содержание спектаклей на тур. яз. Важным этапом в истории театр. иск-ва Турции явилось создание в Стамбуле арм. т-ра "Гедик-паша" (1869), на сцене к-рого регулярно ставились и спектакли на тур. яз. Театр "Гедик-паша" возглавил Гюллю Акоп (Вардовян) -акт„р, режисс„р и переводчик, объединивший вокруг т-ра прогрессивных тур. литераторов и общественных деятелей: Му-стафа Фазыл-пяша, Реджаизаде Экрем, Али-бей, На-мык Кемалъ и др. На сцене т-ра ставились пьесы Намы-ка Кемаля, Шемседдина Сами, Эбуззия Тевфика и Ахмеда Мидхата, направленные против деспо-тич. феодально-мусульманских устоев. В репертуар т-ра включались также произведения Шекспира, Шиллера, Мольера, Гюго и др.Наряду с армянами и греками в т-ре выступали турки (Ахмет Фехим, Ахмет Неджип, Хамит и др.), мн. из к-рых раньше принимали участие в представлении "орта оюну". Женские роли исполняли греч. и арм. актрисы, т. к. религия запрещала тур.- женщинам выступать в т-ре. Установление в Турции реакц.-деспотич. режима в период правления султана Абдул-Хамида II (1876 - 1909) затормозило развитие тур. т-ра. В 1882 т-р "Гедик-паша" был закрыт, а здание - разрушено. В эти годы были Страницы: «« « 2312 2313 2314 2315 2316 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |