Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324   2325  2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335  » »»

Боконбаевым и К.  Маликовым)  кирг.  оперы  "Айчурек"  (1939,  там  же).
Написал драму "Случай  в  Беш-Мойноке"  (1937).  Перев„л  на  кирг.  яз.
"Каменного гостя" Пушкина.
   Соч.: "Аджал ордуна", в кн.: Искусство  Сов.  Киргизии.  Сб.,  М.-Л.,
1939; "Айчурек", М., 1956; Сборник  произведений...,  Фрунзе,  1957  (на
кирг. яз.).
   Лит.: Очерки истории кирг. сов. лит-ры, ч. 2, Фрунзе" 1961, гл. 10. .
Д. Бр.
   ТУРЧАНИНОВА,    Евдокия     Дмитриевна     (2(14).     III.     1870,
Москва,27.XII.1963, там же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР  (1943).
По окончании  драм.  курсов  при  Моск.  театр.  уч-ще  (ученица  А.  П.
Ленского)  была  принята  в  1891  в  Малый  т-р.  Первая  роль-  Ульяна
("Воевода"  Островского,  1891).  В  молодости  играла  комедийные  роли
молодых девушек и травести, а также характерные и бытовые  роли  старух.
Выдвинулась  в  роли  Тани  ("Плоды   просвещения",   1891).   Следующие
значительные работы Т.- Варвара ("Гроза", 1892) и Поликсена  ("Правда  -
хорошо, а счастье лучше" Островского, 1897), Лиза ("Горе от ума", 1899).
Обаяние,   эмоциональность,   непосредственность    игры,    проникнутой
жизнерадостностью, юмором, обеспечили успех  молодой  актрисе.  Особенно
удавались ей роли, требующие умения исполнять нар.  песни  и  танцы  (Т.
обладала хорошим голосом,  училась  пению  у  Э.  К.  Павловской):  Дуня
("Ночное"  Стаховича,  1896),  Палаша  ("Простушка  и  воспитанная"   Д.
Ленского, 1897),  Анна  Ивановна  ("Бедность  не  порок",  1898;  все  в
постановке А. П. Ленского). Нац. характер дарования Т. раскрылся в ролях
русского классич.  репертуара.  Знаток  родного  языка,  старого  уклада
жизни, Т.  воссоздавала  разнообразные  типы  прошлого:  Ф„кла  Ивановна
("Женитьба",  1896),  Акулина   Гавриловна   ("Женитьба   Баль-заминова"
Островского,  1896),  Курицына  ("Грех  да  беда  на  кого   не   живет"
Островского, 1910), Кухарка ("Плоды  просвещения",  1911),  Бальзаминова
("Свои собаки грызутся, чужая не приставай"  и  "Женитьба  Бальзаминова"
Островского, обе в  1914),  Старуха-крестьянка  ("Воевода"  Островского,
1916), княгиня Тугоух овская  ("Горе  от  ума",  1917)  и  др:  Типичная
представительница  иск-ва  Малого  т-ра,   актриса   т-ра   Островского,
исполнившая в его пьесах  76  ролей,  Т.  гл.  внимание  уделяла  слову,
характеризовала  своих  героинь  прежде  всего  через   своеобразие   их
произношения, мелодики, ритма и темпа речи. Одновременно  с  работой  на
осн. сцене Малого т-ра Т. в 1898-1907 выступала также в  его  молод„жном
филиале (т. н. Новый т-р). В спектаклях, пост. здесь А. П. Ленским,  она
с большим успехом исполняла роли:  Марьи  Антоновны  ("Ревизор",  1898),
Леля ("Снегурочка" Островского,  1900)  и  др.  Т.  играла  и  в  пьесах
зап.-европ. драматургов, передавая своеобразие нац. характеров:
   Керубино ("Свадьба Фигаро", 1899), Туанет ("Мнимый больной"  Мольера,
1910), Като и Мадлон ("Жеманницы" Мольера, обе  в  1911),  мистрис  Форд
("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1902) и др.
   Социальной  остротой,  типичностью,  психологич.  глубиной,   высоким
мастерством отмечены образы, созданные Т. в  сов.  время.  В  1918-22  в
выездных спектаклях на фабриках, заводах, в казармах, рабочих клубах  Т.
"сыграла ряд новых ролей. Мн. из  них  она  вскоре  исполнила  на  сцене
Малого т-ра или его филиала: Анна Андреевна ("Ревизор", 1919), в  пьесах
Островского  -  Домна  Пантелеевна  ("Таланты  и   поклонники",   1922),
Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1922), Мурзавецкая ("Волки  и  овцы,
1923), Ус-тпнья Наумовна  ("Свои  люди  -  сочт„мся",  1923),  Ка-баниха
("Гроза", 1923), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1923) и
Мигач„ва ("Не было ни гроша, да  вдруг  алтын",  1931).  В  этот  период
исполнение Т. ролей отрицательных персонажей носило  сатирич.  характер.
По-новому играла актриса роли Глумовой ("На всякого  мудреца...",  1923,
1941) н Ту-русиной (в-тви же  пьесе,  1924,  1935),  Чебоксаровой-матери
("Бешеные деньги", 1933), Мурзавецкой  ("Волки  и  овцы",  1949)  и  др.
Монументальный образ Мавры Тарасовны ("Правда - хорошо...", 1941)  занял
центр. место в галерее сценич. образов Т. Владея нск-вом перевоплощения,
Т. достигала предельной естественности в игре. Высокой  выразительностью
отличались в исполнении Т. немые сцены. Тонкий  психолог,  она  облекала
свой замысел в ч„ткую форму.  Преображаясь  внутренне,  Т.  пользовалась
сложным гримом в редких случаях (1-я ведьма - "Макбет", 1914; Галчиха  -
"Без вины виноватые",  1916,  1940,  1951).  Новая  грань  дарования  Т.
раскрылась в ролях г-жи Гранде ("Евгения Гранде" по  Бальзаку,  1939)  и
Галчихи, сыгранных с глубоким драматизмом.
   Музыкальность  сценич.  речи,  прочная  внутр.  связь  с   партн„рами
характеризовали игру Т.  Она  утверждала  и  развивала  лучшие  традиции
Малого т-ра, воспринятые ею в юности от корифеев труппы.
   Среди ролей Т. в сов. период в классич. репертуаре:
   Анфуса  Тихоновна  ("Волки   и   овцы",   1920,   1944),   Ере-меевна
("Недоросль",  1923),  Балканиха   ("Растеряева   улица"   Нарокова   по
Успенскому,  1929),  Богаевская  ("Варвары",   1941),   миссис   Хиггинс
("Пигмалион" Шоу, 1943), Анна Дмитриевна Каренина ("Живой труп",  1951).
В пьесах сов. авторов:  Горностаева  ("Любовь  Яровая",  1926),  Федосья
Митрофановна  ("Последняя  бабушка  из  Семигорья"  Евдокимова,   1934),
Мотыль-кова ("Слава" Гусева, 1936), Арина Родионовна ("Наш  современник"
Паустовского,  1949).  Среди  последних  ролей  -   Горицвет   ("Крылья"
Корнейчука, 1955), Кра-хоткина  ("Село  Степанчиково"  по  Достоевскому,
1957), мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по  Теккерею,  1959).  Гос.  пр.
СССР в 1943 (за многолетние выдающиеся достижения) и 1948 (за участие  в
спектакле "Великая сила" Ромашова). Выйдя из состава труппы в  1959,  Т.
по 1961 изредка продолжала выступать на сцене Малого т-ра. Т.  выступала
также как мастер художеств. слова. С 1910 Т. вела педагогич.  работу;  в
1918-23 преподавала на драматич. курсах при Малом т-ре.
   С о ч.: Статьи, воспоминания, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [M.J, 1959.
   Лит.: Щепкин а-К упер ник Т. Л.,Е.Д. Турчанинова,  в  кн.:  Дни  моей
жизни, М., 1928, с. 234-48; Мастера советского театра  в  пьесах  А.  Н.
Островского. Зарисовки В. Руднева. Текст С. Н. Дурылина,  М.,  1939,  с.
119-22, 143-46; Филиппов В л., Е. Д. Турчанинова, M.-Л.,  1948;  Каверин
Ф. Н., Евдокия Дмитриевна Турчанинова, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [М.  ],
1959; Филиппова Е. В., Творческий путь Е. Д. Турчаниновой, там же; Н и-к
о л ь с к и и Б. И., Е. Д.  Турчанинова  в  пьесах  русской  и  западной
классической драматургии, там же. Е. Фил.
   ТУРЯН (наст. фам.- Т р я н ц), Давид (1840- 1899)-арм. акт„р. Сценич.
деятельность начал в Константинополе (Стамбуле) в 1861  как  акт„р  арм.
"Восточного  т-ра".  Трижды  приезжал  в  Россию.  В  1869   работал   в
Нахичеванп-на-Дону, в 1883 - в Тифлисе. Выдающийся комедийный акт„р,  Т.
выступал в комедиях Мольера, Гольдони и  Пароняна.  Роли:  Скапен;  дядя

Страницы: «« « 2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324   2325  2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия