|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 » »» Боконбаевым и К. Маликовым) кирг. оперы "Айчурек" (1939, там же).
Написал драму "Случай в Беш-Мойноке" (1937). Перев„л на кирг. яз.
"Каменного гостя" Пушкина.
Соч.: "Аджал ордуна", в кн.: Искусство Сов. Киргизии. Сб., М.-Л.,
1939; "Айчурек", М., 1956; Сборник произведений..., Фрунзе, 1957 (на
кирг. яз.).
Лит.: Очерки истории кирг. сов. лит-ры, ч. 2, Фрунзе" 1961, гл. 10. .
Д. Бр.
ТУРЧАНИНОВА, Евдокия Дмитриевна (2(14). III. 1870,
Москва,27.XII.1963, там же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1943).
По окончании драм. курсов при Моск. театр. уч-ще (ученица А. П.
Ленского) была принята в 1891 в Малый т-р. Первая роль- Ульяна
("Воевода" Островского, 1891). В молодости играла комедийные роли
молодых девушек и травести, а также характерные и бытовые роли старух.
Выдвинулась в роли Тани ("Плоды просвещения", 1891). Следующие
значительные работы Т.- Варвара ("Гроза", 1892) и Поликсена ("Правда -
хорошо, а счастье лучше" Островского, 1897), Лиза ("Горе от ума", 1899).
Обаяние, эмоциональность, непосредственность игры, проникнутой
жизнерадостностью, юмором, обеспечили успех молодой актрисе. Особенно
удавались ей роли, требующие умения исполнять нар. песни и танцы (Т.
обладала хорошим голосом, училась пению у Э. К. Павловской): Дуня
("Ночное" Стаховича, 1896), Палаша ("Простушка и воспитанная" Д.
Ленского, 1897), Анна Ивановна ("Бедность не порок", 1898; все в
постановке А. П. Ленского). Нац. характер дарования Т. раскрылся в ролях
русского классич. репертуара. Знаток родного языка, старого уклада
жизни, Т. воссоздавала разнообразные типы прошлого: Ф„кла Ивановна
("Женитьба", 1896), Акулина Гавриловна ("Женитьба Баль-заминова"
Островского, 1896), Курицына ("Грех да беда на кого не живет"
Островского, 1910), Кухарка ("Плоды просвещения", 1911), Бальзаминова
("Свои собаки грызутся, чужая не приставай" и "Женитьба Бальзаминова"
Островского, обе в 1914), Старуха-крестьянка ("Воевода" Островского,
1916), княгиня Тугоух овская ("Горе от ума", 1917) и др: Типичная
представительница иск-ва Малого т-ра, актриса т-ра Островского,
исполнившая в его пьесах 76 ролей, Т. гл. внимание уделяла слову,
характеризовала своих героинь прежде всего через своеобразие их
произношения, мелодики, ритма и темпа речи. Одновременно с работой на
осн. сцене Малого т-ра Т. в 1898-1907 выступала также в его молод„жном
филиале (т. н. Новый т-р). В спектаклях, пост. здесь А. П. Ленским, она
с большим успехом исполняла роли: Марьи Антоновны ("Ревизор", 1898),
Леля ("Снегурочка" Островского, 1900) и др. Т. играла и в пьесах
зап.-европ. драматургов, передавая своеобразие нац. характеров:
Керубино ("Свадьба Фигаро", 1899), Туанет ("Мнимый больной" Мольера,
1910), Като и Мадлон ("Жеманницы" Мольера, обе в 1911), мистрис Форд
("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1902) и др.
Социальной остротой, типичностью, психологич. глубиной, высоким
мастерством отмечены образы, созданные Т. в сов. время. В 1918-22 в
выездных спектаклях на фабриках, заводах, в казармах, рабочих клубах Т.
"сыграла ряд новых ролей. Мн. из них она вскоре исполнила на сцене
Малого т-ра или его филиала: Анна Андреевна ("Ревизор", 1919), в пьесах
Островского - Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники", 1922),
Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1922), Мурзавецкая ("Волки и овцы,
1923), Ус-тпнья Наумовна ("Свои люди - сочт„мся", 1923), Ка-баниха
("Гроза", 1923), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1923) и
Мигач„ва ("Не было ни гроша, да вдруг алтын", 1931). В этот период
исполнение Т. ролей отрицательных персонажей носило сатирич. характер.
По-новому играла актриса роли Глумовой ("На всякого мудреца...", 1923,
1941) н Ту-русиной (в-тви же пьесе, 1924, 1935), Чебоксаровой-матери
("Бешеные деньги", 1933), Мурзавецкой ("Волки и овцы", 1949) и др.
Монументальный образ Мавры Тарасовны ("Правда - хорошо...", 1941) занял
центр. место в галерее сценич. образов Т. Владея нск-вом перевоплощения,
Т. достигала предельной естественности в игре. Высокой выразительностью
отличались в исполнении Т. немые сцены. Тонкий психолог, она облекала
свой замысел в ч„ткую форму. Преображаясь внутренне, Т. пользовалась
сложным гримом в редких случаях (1-я ведьма - "Макбет", 1914; Галчиха -
"Без вины виноватые", 1916, 1940, 1951). Новая грань дарования Т.
раскрылась в ролях г-жи Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку, 1939) и
Галчихи, сыгранных с глубоким драматизмом.
Музыкальность сценич. речи, прочная внутр. связь с партн„рами
характеризовали игру Т. Она утверждала и развивала лучшие традиции
Малого т-ра, воспринятые ею в юности от корифеев труппы.
Среди ролей Т. в сов. период в классич. репертуаре:
Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы", 1920, 1944), Ере-меевна
("Недоросль", 1923), Балканиха ("Растеряева улица" Нарокова по
Успенскому, 1929), Богаевская ("Варвары", 1941), миссис Хиггинс
("Пигмалион" Шоу, 1943), Анна Дмитриевна Каренина ("Живой труп", 1951).
В пьесах сов. авторов: Горностаева ("Любовь Яровая", 1926), Федосья
Митрофановна ("Последняя бабушка из Семигорья" Евдокимова, 1934),
Мотыль-кова ("Слава" Гусева, 1936), Арина Родионовна ("Наш современник"
Паустовского, 1949). Среди последних ролей - Горицвет ("Крылья"
Корнейчука, 1955), Кра-хоткина ("Село Степанчиково" по Достоевскому,
1957), мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею, 1959). Гос. пр.
СССР в 1943 (за многолетние выдающиеся достижения) и 1948 (за участие в
спектакле "Великая сила" Ромашова). Выйдя из состава труппы в 1959, Т.
по 1961 изредка продолжала выступать на сцене Малого т-ра. Т. выступала
также как мастер художеств. слова. С 1910 Т. вела педагогич. работу; в
1918-23 преподавала на драматич. курсах при Малом т-ре.
С о ч.: Статьи, воспоминания, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [M.J, 1959.
Лит.: Щепкин а-К упер ник Т. Л.,Е.Д. Турчанинова, в кн.: Дни моей
жизни, М., 1928, с. 234-48; Мастера советского театра в пьесах А. Н.
Островского. Зарисовки В. Руднева. Текст С. Н. Дурылина, М., 1939, с.
119-22, 143-46; Филиппов В л., Е. Д. Турчанинова, M.-Л., 1948; Каверин
Ф. Н., Евдокия Дмитриевна Турчанинова, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [М. ],
1959; Филиппова Е. В., Творческий путь Е. Д. Турчаниновой, там же; Н и-к
о л ь с к и и Б. И., Е. Д. Турчанинова в пьесах русской и западной
классической драматургии, там же. Е. Фил.
ТУРЯН (наст. фам.- Т р я н ц), Давид (1840- 1899)-арм. акт„р. Сценич.
деятельность начал в Константинополе (Стамбуле) в 1861 как акт„р арм.
"Восточного т-ра". Трижды приезжал в Россию. В 1869 работал в
Нахичеванп-на-Дону, в 1883 - в Тифлисе. Выдающийся комедийный акт„р, Т.
выступал в комедиях Мольера, Гольдони и Пароняна. Роли: Скапен; дядя
Страницы: «« « 2317 2318 2319 2320 2321 2322 2323 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |