Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333  2334   2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343  » »»

   Туанет  ("Мнимый  больной"),  Элиза  ("Скупой"),  Графиня  и  Сюзанна
("Женитьба  Фигаро"),  Ганка  и  Дульская   ("Мораль   пани   Дуль-ской"
Запольской),  Амалия   ("Мазепа"   Словацкого),   Катарина   ("Укрощение
строптивой")  и  др.  В  1925  вступила  во  вновь  организованный   т-р
"Держдра-ма" (ныне Одесский укр. драм. т-р им. Октябрьской революции), с
успехом сыграла роли Дианы в пьесе  "Поджигатели"  Луначарского,  Маруси
Богуслав-кп (о. п. Старицкого). В следующем году была приглашена  в  т-р
"Берез?ль", где работала до 1936. В этом т-ре,  творч.  практика  к-рого
отличалась в то время  порой  формалистнч.  тенденциями,  У.  оставалась
верной реалпстич. природе своего дарования. В эти годы У.  играла  роли:
Магелон ("Король забавляется" Гюго, 1927),  Джулия  ("Заговор  Фиеско  в
Генуе" Шиллера, 1928), Небаба, Олена, Улька ("Диктатура", 1930, "Кадры",
1931, "Бастилия Божьей матери", 1934, Микитенко), Оксана, Лида  ("Гибель
эскадры", 1933,  "Платон  Кречет",  1935),  Маруся  ("Дай  сердцу  волю,
завед„т в неволю" Кро-пивницкого, 1936).
   Подлинного расцвета дарование У.  достигает  в  Т-ре  им.  Франко  (с
1936), где она работала с крупнейшими художниками укр. сцены (Г. Юра, Ю.
Шум-ский,  А.  Бучма,  А.  Борисоглебская).  Здесь   глубоко   раскрылся
самобытный  талант  актрисы,  новые  грани  е„  дарования.  Определилось
направление иск-ва У., выражающего  правду  жизни,  правду  человеческих
характеров.
   Для  творчества  У.  характерно  реалистич.   углубл„нное   раскрытие
психологии  героинь,  созданные  ею  образы  отличаются   одухотворенной
поэтичностью, взволнованностью,  исполнены  глубоких  чувств  и  мыслей,
сочетают целостность, пластичность с филигранной отшлифованностью.
   Др. роли: Елизавета  ("Дон  Карлос",  1936),  Марина  Мнишек  ("Борис
Годунов", 1937), Софья, Глафира  ("Последние",  1937,  "Егор  Булычев  и
другие", 1952), Тугина, Кручинина ("Последняя жертва", 1939,  "Без  вины
виноватые",  1948),Раневская  ("Вишн„вый  сад",  1946),  Анна  Андреевна
("Ревизор", 1952), Беатриче ("Много шума из ничего",  1940),  Маскале-ва
("Дядюшкин сон"  по  Достоевскому,  1956),  Анна  ("Украденное  счастье"
Франко, 1940), Маруся ("Ой,  не  ходи,  Грицю  ..."  Старицкого,  1938),
Варька,   Ванина   ("Бесталанная",   1937,   "Житейское   море",   1948,
Карпенко-Карого),  Ольга,  Ковшик  ("Макар  Дубрава",  "Калиновая  роща"
Корнейчука, Гос. пр. СССР  1949,  1951),  мадам  Стессель  ("Порт-Артур"
Попова и Степанова, 1952), Анна Олсен ("На грани ночи и  дня"  Якобсона,
1951), Барлаковская ("Петербургская осень"  Ильиченко,  1954),  Филумена
Мартурано (о. п. Де Филиппе, 1957), Катерина ("Почему улыбались  зв„зды"
Корнейчука, 1957), Анна фон Рихтер ("Остановитесь" Ра-чады, 1965) и др.
   С 1926 У. снимается в кино (Евдокия- "Выборгская  сторона",  Олена  -
"Радуга", Гос. пр. СССР, 1946, и  др.).  У.-  председатель  Укр.  театр.
об-ва (с 1954).
   Лит.: М а р т и ч Ю., Натал?я Михайл?вна Ужв?й,  К.,  1940;  Гозенпуд
А., Наталья Михайловна  Ужвий,  М.-Л.,  1948;  Кисельов  Й.,  Театральн?
портрети, К., 1955; Бернацька Р., Натал?я Михайл?вна Уж-в?й,  К.,  1958;
е„ же, Наталия Михайловна Ужвий, К., 1960. р.
   УЗБЕКСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В течение мн. ве ков развивалась устная  драма
узб.  традиц.   т-ра   мас-харабозов   и   кызыкчи.   Сатпрнч.   сценки,
импровизировавшиеся исполнителями  во  время  представления,  отличались
острой социальной направленностью  и  глубокой  народностью.  Лит.  узб.
драма возникла в 1911, когда в Самарканде впервые была  напечатана  узб.
пьеса "Отцеубийца" Бехбуди. Под влиянием рус., а  затем  тат.  и  азерб.
т-ров в нач. 20 в. в Туркестане возникло движение местной  интеллигенции
за создание узб. т-ра европ. типа, опирающегося на нац. драматургию. Это
движение  разделилось  на  два  направления  -  бурж.   (джадидское)   п
демократическое. В предреволюц. годы драматургп-джадиды  сочинили  около
15  пьес,   в   к-рых   пропагандировали   бурж.-на-ционалистич.   идеи.
Демократпч. направление возглавил Хамза Хаким-заде  Ниязи,  создавший  в
1914-17  ряд  пьес  (большинство  не  сохранилось),  в   т.   ч.   драму
"Отравленная жизнь" (соч. 1915).  В  своих  ранних  произведениях  Хамза
разоблачал  феодальный  гн„т,   социальную   несправедливость,   взгляды
джадидов, их трусливую политику мелких реформ, выступал  за  равноправие
женщин.
   Интенсивное развитие  У.  д.  началось  сразу  же  после  Октябрьской
революции. Основоположником сов. У. д. стал Хамза,  творч.  деятельность
к-рого была активной п многообразной. Еще в канун Октября Хамза  написал
остро  сатприч.  пьесу,  зло   разоблачавшую   местных   националистов,-
"Мухтарият,  или  Автономия"  (пост.  1917)  п  первую  часть   трилогии
"Трагедия мобилизованных" (трилогия завершена после революции), в  к-рой
подверг острой  критике  колониальную  политику  царизма,  показал  рост
освободительного движения трудящихся. Крупнейшее  произведение  Хамзы  -
"Бай и батрак" (1918). Через  судьбу  гл.  героя  -  батрака,  драматург
показывает рост самосознания узб. народа, его революц.  борьбу  совм.  с
др. народами России. В годы гражд. войны Хамза написал ряд агитац. пьес,
в к-рых  показал  борьбу  за  установление  Сов.  власти  в  Туркестане,
выступление народа против басмачей и др. контрреволюц.  сил  (тетралогия
"Ферганские трагедии", "Герой Огуз",  "Победа",  "Хивинская  революция",
"Удочка" и др.), разоблачал т„мные стороны старого быта, пропагандировал
принципы новой,  сов.  морали  (комедии  "Наказание  клеветников",  "Кто
прав").
   В годы гражд. войны  широко  ставилась  сатприч.  комедия  М.  Уйгура
"Туркестанский  лекарь"  (1918),  высмеивавшая   невежественных   людей.
Популярностью пользовалась драма Г. Зафари  "Халима"  (1920)  о  трагпч.
судьбе влюбл„нных,' раздел„нных неравенством социального положения.
   В   20-е   гг.   развитие   У.   д.   связано   с   борьбой    против
бурж.-националистич. влияния; оно получило отражение в пьесах А. Фитрата
("Истинная любовь", "Повстанцы Индии", написаны в  1918-20)  и  Чул-пана
("Яркын-ой",  1920,  перераб.  1926).  В   дальнейшем   эти   драматурги
отказались от ложных воззрений.
   Ко 2-й пол. 20-х гг. относится новый подъ„м в творчестве Хамзы, к-рый
созда„т пьесы: "Прежние выборы" (1926),  "Прежние  казни,  или  Проделки
Май-сары" (1926), "Дело хозяйки притона, или Тайны паранджи"  (1926).  В
этих  пьесах  показана  яркая  картина  тяж„лой  жизни   Туркестана   до
революции. В драме Хамзы "Последние  дни  мирового  капитала"  (1927)  в
символич. форме изображена история  народов  Востока  и  Запада,  гибель
империализма.
   На рубеже 20-30-х гг.  в  У.  д.  пришла  группа  молодых  писателей,
продолжавших традиции Хамзы. К. Яшен обратился  к  гл.  теме  творчества
основоположника У. д.- теме революции. В драме "Два  коммуниста"  (1928,
пост. 1929), позднее переработанной под названием "Разгром" (1934), Яшен

Страницы: «« « 2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333  2334   2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия