|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 » »» Остальные узб. т-ры, в т. ч. и один из ведущих - Т-р им. Му-кими, ставят
спектакли жанра нац. муз. драмы, но включают также в свой репертуар узб.
и переводные драмы; в числе этих т-ров - Ферганский т-р им. М. Горького,
Андижанский т-р им. Ю. Ахунбабаева, Наманганский т-р им. А. Навои, т-ры
в Бухаре, Ургенче, Карши, Термезе, Джизаке.
В т-рах оперы и балета, в ТЮЗе и Республиканском т-ре кукол работают
по две труппы (узб. и рус.).
Наряду с проф. т-ром в Узбекистане вс„ шире развивается самодеят.
иск-во. В 1966 насчитывалось около 5 тыс. самодеят. кружков с числом
участников до 80 тыс. чел. Большинство кружков - смешанные,
театрально-музыкально-танцевальные. Работает 31 нар. т-р.
В развитие узб. театр. пск-ва значительный вклад внесли драматурги -
Хамза Хаким-заде Ниязи, К. Яшен, Н. Сафаров, 3. Фатхуллин, У. Исмаилов,
Уйгун, И. Султанов, А. Каххар, М. Шейхзаде, С. Абдулла, С. Азимов и др.;
композиторы - М. Аш-рафи, Т. Садыков, Р. Глиэр, С. Василенко; режисс„ры
и акт„ры - М. Уйгур, А. Хидоятов, С. Ишанту-раева, Я. Бабаджанов, М.
Миракилов, М. Кузнецова, А. Джалилов, Ш. Бурханов, А. Ходжаев, Н.
Рахи-мов, А. Гинзбург, Л. Сарымсакова, Р. Хамраев, Т. Ходжаев; в опере -
М. Кари-Якубов, М. Муха-медов, А. Насырова, Э. Юнгвальд-Хилькевич; в
балете - Тамара Ханум, М. Тургунбаева, Г. Измайлова.
Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Уварова Г.,
Узбекский драматический т-р, М., 1959; Узбекский советский театр. под
ред. А. М. Рыбника, кн. 1, Таш., 1966; Олидор О., В борьбе за
сценический реализм, М., 1957; Фельдман Я., Характер народа и
сценические образы, Таш., 1961. А. Р., М. Рах.
УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ХАМЗЫ (У з - бекский государствен ныи ордена
Ленина академический драматический театр им. Хамзы) - старейший проф.
драм. т-р Узбекистана. Коллектив сложился на основе объединения
участников Краевой разъездной мусульманской политич. труппы,
организованной Хамзой Хаким-заде Ниязи в Фергане в 1917, и труппы им.
Карла Маркса под рук. М. Уйгура, созданной в 1919 в Ташкенте. В 1920 в
Ташкенте была создана Образцовая краевая драматич. труппа, наиболее
одар„нные участники к-рой вместе с талантливой молод„жью из
самодеятельности были направлены в 1924 в Москву, где при Узб. доме
просвещения открылась театр. студия. Выпускники студии составили в 1927
ядро Центр, гос. труппы в Самарканде (с 1931 - Т-р им. Хамзы в
Ташкенте). В 1933 т-р получил звание академического, в 1937 награжд„н
орденом Ленина.
В числе ведущих мастеров т-ра на первом этапе его деятельности были:
М. Уйгур, А. Хидоятов, С. Ишантураева, Я. Бабаджанов, X. Исламов, М.
Мухамедов, М. Миракилов, М. Кузнецова, А. Джалилов, С. Алимов, Л.
Назруллаев, С. Табибуллаев, Ш. Каюмов, 3. Хидоятова,. Т. Султанова и др.
В дальнейшем труппа пополнилась акт„рамп, вышедшими из
самодеятельности,- Ш.Бурхановым, А.Ход-жаевым, Н. Рахпмовым и др., а
после организации в Ташкенте Театр. ин-та (1945) - его выпускниками.
В 20-30-е гг. в т-ре, наряду с М. Уйгуром п Я. Бабаджановым, работали
рус. режисс„ры В. В. Тиханович, П. А. Алексеев, О. Г. Девпшев, С. Н.
Воронов, В. С. Вптт и др.
В первые годы после организации т-р показывал спектакли,
подготовленные в студийный период:
"Ревизор"; "Принцесса Турандот" Гоцци, а также новые узб. пьесы -
"Фархад и Ширин" Хуршида по поэме Навои (1926), п др. В эти же годы т-р
пост. спектакли: "Шторм" Билль-Белоцерковского (1927), "Загмук" Глебова
(1928), "Бронепоезд 14-69" (1929);
"Мятеж" по Фурманову (1929). В 1929 осуществлена пост. драмы К. Яшена
"Два коммуниста". В конце 20-х гг. коллектив, объединивший лучшие творч.
кадры республики, стал центром театр. культуры Узбекистана. Сочетая
демократпч. традиции нац. лит-ры и иск-ва с опытом рус. т-ра, коллектив,
преодолевая бурж. влияния, боролся за утверждение передового, реалистич.
иск-ва.
В нач. 30-х гг. пост. пьесы молодых узб. драматургов: "Вредители
хлопка" Исмаплова (1930),"История заговорила" Сайда н Сафарова (1931),
"Маска сорвана" Фатхуллина (1932). "Сожж„м" (1932) и "Разгром" Яшена
(1934), а также переводная сов. драматургия:
"Человек с портфелем" Файко (1930), "Мой друг" Погодина,
"Интервенция" Славина (обе в 1934) и др. Однако в эти годы в ряде пост.
т-ра сказалось увлечение формалистич. экспериментаторством ("Ревизор",
"Слуга двух господ" и Др.).
В 30-е гг. т-р стал лабораторией нац. драматургии. Во 2-й пол. 30-х
гг. т-р достигает творч. зрелости. Освоение метода социалистич.
реализма, опыта рус. театр. культуры, развитие передовых нац. традиций
обусловили подъ„м акт„рского иск-ва. Значит, спектаклями этого периода
были "Гамлет" (1935, нов. ред. 1939 и 1949) и "Отелло" (1941), гл. роли
в к-рых играли А. Хидоятов и С. Ишантураева. Большое значение имели
пост. узб. драматургии: "Честь и любовь" Яшена (1936), "Бай и батрак"
Хамзы (1939), а также спектакли: "Любовь Яровая" (1937), "Егор Булычев и
другие" (1939), "Человек с ружь„м" (1940).
В годы Великой Отечеств, войны т-ром пост. спектакли: "Олеко Дундич"
Ржешевского и Каца, "Смерть оккупантам" Яшена, "Пол„т орла" Султанова,
"Джа-лалетдин" Шейхзаде, "Муканна" Алимджана и др., в создании к-рых
принимали участие крупнейшие сов. режисс„ры С. М. Михоэлс и И. Н.
Берсенев.
В послевоенные годы репертуар т-ра значительно расширился, возрос
уровень акт„рского мастерства и режиссуры (в 1951-58 и 1960-65 гл. реж.
т-ра был А. О. Гинзбург). Т-р создал ряд спектаклей, глубоких по
содержанию, своеобразных и смелых по форме. Продолжая развивать близкие
узб. иск-ву нар.-ге-роич. и романтич. традиции, т-р обращается к
углубл„нному раскрытию социально-психологич. сущности персонажей.
Наиболее значит, пост. 40-60-х гг.:
"Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, новая ред. 1948), "За тех,
кто в море!" (1947); "Хамза" Яшена и Умари (новая ред. 1949), "Мещане"
(1951), "Ревизор" (1952); "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), "Рассказ о
Турции" и "Легенда о любви" Хикмета (1953), "Разбойники" (1955); "Дочь
Ганга" по Тагору (1956), "Алжир, родина моя!" по Дибу (1957),
"Путеводная звезда" Яшена (1958), "Юлий Цезарь" Шекспира, "Хуррият"
Уйгуна (обе - 1958), "Люди с верой" Султанова (1960), "Мирза Улугбек"
Шейхзаде (1961); "Топол„к мой в красной косынке" по Айтматову (1964),
"Жизнь женщины" ("Украденная жизнь") Моримото Каору (1965), "Король Лир"
(1966).
В составе т-ра (1967): нар. арт. СССР Ш. Бур-ханов, С. Ишантураева,
Страницы: «« « 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |