Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335   2336  2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346  » »»

Остальные узб. т-ры, в т. ч. и один из ведущих - Т-р им. Му-кими, ставят
спектакли жанра нац. муз. драмы, но включают также в свой репертуар узб.
и переводные драмы; в числе этих т-ров - Ферганский т-р им. М. Горького,
Андижанский т-р им. Ю. Ахунбабаева, Наманганский т-р им. А. Навои,  т-ры
в Бухаре, Ургенче, Карши, Термезе, Джизаке.
   В т-рах оперы и балета, в ТЮЗе и Республиканском т-ре кукол  работают
по две труппы (узб. и рус.).
   Наряду с проф. т-ром в Узбекистане  вс„  шире  развивается  самодеят.
иск-во. В 1966 насчитывалось около 5 тыс.  самодеят.  кружков  с  числом
участников  до  80  тыс.   чел.   Большинство   кружков   -   смешанные,
театрально-музыкально-танцевальные. Работает 31 нар. т-р.
   В развитие узб. театр. пск-ва значительный вклад внесли драматурги  -
Хамза Хаким-заде Ниязи, К. Яшен, Н. Сафаров, 3. Фатхуллин, У.  Исмаилов,
Уйгун, И. Султанов, А. Каххар, М. Шейхзаде, С. Абдулла, С. Азимов и др.;
композиторы - М. Аш-рафи, Т. Садыков, Р. Глиэр, С. Василенко;  режисс„ры
и акт„ры - М. Уйгур, А. Хидоятов, С.  Ишанту-раева,  Я.  Бабаджанов,  М.
Миракилов, М. Кузнецова,  А.  Джалилов,  Ш.  Бурханов,  А.  Ходжаев,  Н.
Рахи-мов, А. Гинзбург, Л. Сарымсакова, Р. Хамраев, Т. Ходжаев; в опере -
М. Кари-Якубов, М. Муха-медов, А.  Насырова,  Э.  Юнгвальд-Хилькевич;  в
балете - Тамара Ханум, М. Тургунбаева, Г. Измайлова.
   Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960;  Уварова  Г.,
Узбекский драматический т-р, М., 1959; Узбекский  советский  театр.  под
ред. А.  М.  Рыбника,  кн.  1,  Таш.,  1966;  Олидор  О.,  В  борьбе  за
сценический  реализм,  М.,  1957;  Фельдман  Я.,   Характер   народа   и
сценические образы, Таш., 1961. А. Р., М. Рах.
   УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ХАМЗЫ (У з - бекский  государствен  ныи  ордена
Ленина академический драматический театр им. Хамзы)  -  старейший  проф.
драм.  т-р  Узбекистана.  Коллектив  сложился  на   основе   объединения
участников   Краевой   разъездной   мусульманской    политич.    труппы,
организованной Хамзой Хаким-заде Ниязи в Фергане в 1917,  и  труппы  им.
Карла Маркса под рук. М. Уйгура, созданной в 1919 в Ташкенте. В  1920  в
Ташкенте была создана  Образцовая  краевая  драматич.  труппа,  наиболее
одар„нные  участники   к-рой   вместе   с   талантливой   молод„жью   из
самодеятельности были направлены в 1924 в  Москву,  где  при  Узб.  доме
просвещения открылась театр. студия. Выпускники студии составили в  1927
ядро Центр, гос.  труппы  в  Самарканде  (с  1931  -  Т-р  им.  Хамзы  в
Ташкенте). В 1933 т-р получил звание академического,  в  1937  награжд„н
орденом Ленина.
   В числе ведущих мастеров т-ра на первом этапе его деятельности  были:
М. Уйгур, А. Хидоятов, С. Ишантураева, Я.  Бабаджанов,  X.  Исламов,  М.
Мухамедов, М. Миракилов,  М.  Кузнецова,  А.  Джалилов,  С.  Алимов,  Л.
Назруллаев, С. Табибуллаев, Ш. Каюмов, 3. Хидоятова,. Т. Султанова и др.
В    дальнейшем    труппа    пополнилась    акт„рамп,    вышедшими    из
самодеятельности,- Ш.Бурхановым, А.Ход-жаевым, Н.  Рахпмовым  и  др.,  а
после организации в Ташкенте Театр. ин-та (1945) - его выпускниками.
   В 20-30-е гг. в т-ре, наряду с М. Уйгуром п Я. Бабаджановым, работали
рус. режисс„ры В. В. Тиханович, П. А. Алексеев, О.  Г.  Девпшев,  С.  Н.
Воронов, В. С. Вптт и др.
   В  первые   годы   после   организации   т-р   показывал   спектакли,
подготовленные в студийный период:
   "Ревизор"; "Принцесса Турандот" Гоцци, а также  новые  узб.  пьесы  -
"Фархад и Ширин" Хуршида по поэме Навои (1926), п др. В эти же годы  т-р
пост. спектакли: "Шторм" Билль-Белоцерковского (1927), "Загмук"  Глебова
(1928), "Бронепоезд 14-69" (1929);
   "Мятеж" по Фурманову (1929). В 1929 осуществлена пост. драмы К. Яшена
"Два коммуниста". В конце 20-х гг. коллектив, объединивший лучшие творч.
кадры республики, стал  центром  театр.  культуры  Узбекистана.  Сочетая
демократпч. традиции нац. лит-ры и иск-ва с опытом рус. т-ра, коллектив,
преодолевая бурж. влияния, боролся за утверждение передового, реалистич.
иск-ва.
   В нач. 30-х гг. пост.  пьесы  молодых  узб.  драматургов:  "Вредители
хлопка" Исмаплова (1930),"История заговорила" Сайда н  Сафарова  (1931),
"Маска сорвана" Фатхуллина (1932). "Сожж„м"  (1932)  и  "Разгром"  Яшена
(1934), а также переводная сов. драматургия:
   "Человек  с   портфелем"   Файко   (1930),   "Мой   друг"   Погодина,
"Интервенция" Славина (обе в 1934) и др. Однако в эти годы в ряде  пост.
т-ра сказалось увлечение формалистич.  экспериментаторством  ("Ревизор",
"Слуга двух господ" и Др.).
   В 30-е гг. т-р стал лабораторией нац. драматургии. Во 2-й  пол.  30-х
гг.  т-р  достигает  творч.  зрелости.  Освоение   метода   социалистич.
реализма, опыта рус. театр. культуры, развитие передовых  нац.  традиций
обусловили подъ„м акт„рского иск-ва. Значит, спектаклями  этого  периода
были "Гамлет" (1935, нов. ред. 1939 и 1949) и "Отелло" (1941), гл.  роли
в к-рых играли А. Хидоятов и  С.  Ишантураева.  Большое  значение  имели
пост. узб. драматургии: "Честь и любовь" Яшена (1936),  "Бай  и  батрак"
Хамзы (1939), а также спектакли: "Любовь Яровая" (1937), "Егор Булычев и
другие" (1939), "Человек с ружь„м" (1940).
   В годы Великой Отечеств, войны т-ром пост. спектакли: "Олеко  Дундич"
Ржешевского и Каца, "Смерть оккупантам" Яшена, "Пол„т  орла"  Султанова,
"Джа-лалетдин" Шейхзаде, "Муканна" Алимджана и  др.,  в  создании  к-рых
принимали участие крупнейшие сов.  режисс„ры  С.  М.  Михоэлс  и  И.  Н.
Берсенев.
   В послевоенные годы репертуар  т-ра  значительно  расширился,  возрос
уровень акт„рского мастерства и режиссуры (в 1951-58 и 1960-65 гл.  реж.
т-ра был А.  О.  Гинзбург).  Т-р  создал  ряд  спектаклей,  глубоких  по
содержанию, своеобразных и смелых по форме. Продолжая развивать  близкие
узб.  иск-ву  нар.-ге-роич.  и  романтич.  традиции,  т-р  обращается  к
углубл„нному  раскрытию   социально-психологич.   сущности   персонажей.
Наиболее значит, пост. 40-60-х гг.:
   "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, новая ред. 1948),  "За  тех,
кто в море!" (1947); "Хамза" Яшена и Умари (новая ред.  1949),  "Мещане"
(1951), "Ревизор" (1952); "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952),  "Рассказ  о
Турции" и "Легенда о любви" Хикмета (1953), "Разбойники"  (1955);  "Дочь
Ганга"  по  Тагору  (1956),  "Алжир,  родина  моя!"  по   Дибу   (1957),
"Путеводная звезда" Яшена  (1958),  "Юлий  Цезарь"  Шекспира,  "Хуррият"
Уйгуна (обе - 1958), "Люди с верой" Султанова  (1960),  "Мирза  Улугбек"
Шейхзаде (1961); "Топол„к мой в красной косынке"  по  Айтматову  (1964),
"Жизнь женщины" ("Украденная жизнь") Моримото Каору (1965), "Король Лир"
(1966).
   В составе т-ра (1967): нар. арт. СССР Ш. Бур-ханов,  С.  Ишантураева,

Страницы: «« « 2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334   2335   2336  2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия