Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345  2346   2347   2348   2349   2350   2351   2352   2353   2354   2355  » »»

   В отличие от зап.-европ. и рус. драматургии, на Украине класспцпстич.
драмы не было. Одна из особенностей укр. лит-ры нач.  19  в.-  сочетание
сентиментализма, романтизма и реализма - проявилась и в первых  образцах
новой У. д. В традициях укр. интермедий и в то же время в тесной связи с
новой рус. комедией нач. 19 в. написан водевиль В.  А.  Гоголя-Яновского
"Простак, или Хитрость женщины, перехитр„нная солдатом" (ок. 1813,  изд.
1862) - бытовая картинка из жизни укр. села.  Этот  водевиль  отличается
народностью и богатством языка.
   Родоначальником новой У. д. явился И.  П.  Котля-ревский  автор  пьес
"Наталка-Полтавка"   и   "Солдат-чародей"   (1819).   "Наталка-Полтавка"
определена автором как "комическая опера".  Но  пьеса  вышла  далеко  за
рамки этого жанра; в ней нашли отражение нац. особенности  характеров  и
нар.  быта,  она   отличается   большими   сценическими   достоинствами.
"Солдат-чародей" - образец водевильного жанра. Яркий и живой  язык  пьес
Котляревского, щедрое использование нар. песен  и  обрядов,  пристальное
внимание к подробностям крестьянского быта стали отличительными  чертами
укр. драмы 19 в.
   Под влиянием Котляревского в 30-40-е гг. появляется  ряд  укр.  пьес,
многие из к-рых построены по сюжетной схеме  "Наталкн-Полтавки"  ("Чары,
или Несколько сцен из народных былей и рассказов украинских" К.  Тополи,
1834;  "Любка,  или  Сватанье  в  с.   Рихмах"   П.   Котлярова,   1835;
"Черноморский побыт на Кубани" Я. Кухаренко, 1836; "Купала на Ивана"  С.
Писаревского, 1838, и др.). Но авторы их не смогли  развить  и  углубить
реалистич. традиции Котляревского. В этих пьесах усиливаются этнографич.
элементы (напр., подробное изображение свадебного  обряда),  подменяющие
реалистич. воспроизведение жизни.
   Важное место в У. д. занимает творчество Г. Ф. Квитки (Основьяненко).
После нескольких сатирич. комедий на рус. яз., созданных в фонвизпн-ских
традициях, он пишет комедии "Шельменко, волостной писарь" (соч. 1831)  и
"Шельменко-денщик" (1837), в  к-рых  все  персонажи,  кроме  гл.  героя,
говорят по-русски. Эти пьесы  явились  резкой  сатирой  на  общественные
порядки, в частности на жизнь  укр.  дворянства.  Строгость  композиции,
динамичность, жизненная правдивость пьесы "Шельменко-денщик"  определяют
интерес к ней совр.  т-ров.  Лучшей  в  драматургии  Квитки-Основьянепко
является его пьеса "Сватанье на Гончаровке" (1836) - реалистич.  картина
крестьянской жизни. Хотя она названа автором "оперой в тр„х  действиях",
но она имеет больше  черт  оперетты  и  водевиля  и  развивает  традиции
Котляревского.  Первая  в  У.  д.  комедия  с  переодеванием-   водевиль
Квитки-Основьяненко    "Бой-жинка"     (1839).     Типичным     образцом
сентиментализма является его  мелодрама  "Искренняя  любовь,  или  Милый
дороже счастья" (1842).
   Романтич. направление У. д.  получило  выражение  в  исторнч.  пьесах
"Савва Чалый" (1838) и "Переяславская ночь" (1840) Н.  II.  Костомарова,
слабых в сценич. отношении.
   Новый этап в развитии У. д. знаменовала собой историко-бытовая  драма
"Назар Стодоля" Т. Г. Шевченко (1843). В основе  драматич.  конфликта  -
столкновение двух противодействующих сил: казацкой  верхушки  и  рядовых
казаков, борющихся против угнетения. "Назар  Стодоля"  -  пьеса  большой
жизненной правды и художеств. простоты, яркой  театральносттг  и  острой
сценичности. Главное в ней - развитие характеров и драматич.  конфликта.
Шевченко творчески использовал мотивы и образы нар. творчества,  вв„л  в
пьесу картины нар.  обычаев  и  обрядов.  Язык  персонажей  -  народный,
образный. Шевченко проявил себя  большим  знатоком  законов  сцены,  что
обеспечило его пьесе успех в будущем.
   В 40-50-е гг. в У.  д.  господствует  жанр  водевиля  ("Два  брата  с
Санжаривкп, третий с Хорола" И. X.  Дрейсига,  1846,  "Кум-мельник,  или
Сатана в бочке" В. Дмитренко, 1850, водевили Г. Д. и С. Д. Карпенко,  А.
Ващенко-Захарченко и др.). Среди  популярных  пьес  60-х  гг.:  псторич.
мелодрама "Гаркуша" А. П. Стороженко (1862), комич. опера "Запорожец  за
Дунаем"  С.  С.  Гулака-Артемовского  (1863),  комедия  "Был  конь,   да
уездился"   Д.   Костянтиновича   (1864),   водевили   "Бывалыцина"   А.
Велисовского, "Покойник Опанас" А. Янковского (1862) и др.
   Колонизаторская политика царизма,  циркуляры  и  указы  правительства
(1863, 1876) о запрете укр. лит-ры  и  т-ра  тормозили  развитие  У.  д.
Разрешение на организацию спектаклей на укр.  яз.  в  1881  и  создание,
несмотря на запреты, укр.  проф.  трупп  вызвали  острую  потребность  в
создании репертуара. Пьесы писали пионеры  укр.  т-ра,  создатели  проф.
нац. трупп- М. Л. Кропивницкий и М. П. Старицкий. Ещ„  в  70-е  гг.  они
выступили  продолжателями  лучших  традиций  Котляревского  п  Шевченко.
Представители романтпч. направления, они объединили  в  своих  пьесах  о
жизни  укр.  народа  социальные  п  нац.  мотивы.   Это   проявилось   в
многочисленных  переработках,  инсценировках   лит.   произведений   др.
авторов, сделанных Кропивницким и Старицким, и в их оригинальных  пьесах
на бытовые темы: "Дай сердцу  волю,  завед„т  в  неволю"  (1863),  "Пока
солнце взойд„т, роса очи выест" (1882) и др. Кропивницкого, "Ой не ходи,
Грицю, тай на вечерницю" (1887), "Цыганка Аза" (1888) н др.  Старицкого,
а также  в  псторич.  пьесах:  "Невольник"  (1872),  "Тытаривна"  (1891)
Кропивнпцкого, "Богдан Хмельницкий" (1887), "Маруся Богуславка"  (1897),
"Тарас Бульба" (1897), "Оборона Буши" (1898),  "Последняя  ночь"  (1899)
Старицкого.  В  романтпч.-бытовых  пьесах  Кропивницкого  и   Старицкого
элементы драматич.  действия  переплетались  с  вокально-музыкальными  н
хореографическими,  в  них  трагическое   чередовалось   с   комическим,
этнографич. праздничность сочеталась с повседневностью.  Для  творчества
этих драматургов характерна социальная направленность, пронизывающая все
комич.  и  мелодраматич.  ситуации.  В  нек-рых  пьесах  Старицкий  ("Не
суждено", 1881) и Кропивницкий ("Мироед, пли Паук", 1882, "Олеся", 1891)
сосредоточивают сво„ внимание на новых конфликтах и общественных  типах,
рожд„нных интенсивным проникновением в деревню капита-лнстич. отношений.
В конце своего гворч. пути эти драматурги приходят к  реалистич.  драме,
углубляют психологич. характеристики героев. Старпцкий  пишет  пьесы  из
жизни интеллигенции ["Зимний  вечер",  1888,  "Разбитое  сердце",  1891,
"Судьба" ("Талан"), 1893], Кропивницкий отражает в  драматургии  события
первой рус. революции ("Трудное время", "Беспорядок", 1906).
   Тему  отношения  интеллигенции  к  народу,  поисков  путей   служения
интересам народа разрабатывал с народнич. позиций  Б.  Д.  Гринченко.  В
пьесах  "Облекло  тучами"  (1895),  "На  общественной   работе"   (1898)
положительным  героем   является   интеллигент,   отдающий   себя   делу
просвещения и помощи угнет„нному крестьянству. Романтпч. характер  носят
его исторпч. драмы:  "Ясные  зв„зды"  (1894),  "Степной  гость"  (1897),
"Средь бури" (1897).

Страницы: «« « 2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345  2346   2347   2348   2349   2350   2351   2352   2353   2354   2355  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия