|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 2355 » »» В отличие от зап.-европ. и рус. драматургии, на Украине класспцпстич.
драмы не было. Одна из особенностей укр. лит-ры нач. 19 в.- сочетание
сентиментализма, романтизма и реализма - проявилась и в первых образцах
новой У. д. В традициях укр. интермедий и в то же время в тесной связи с
новой рус. комедией нач. 19 в. написан водевиль В. А. Гоголя-Яновского
"Простак, или Хитрость женщины, перехитр„нная солдатом" (ок. 1813, изд.
1862) - бытовая картинка из жизни укр. села. Этот водевиль отличается
народностью и богатством языка.
Родоначальником новой У. д. явился И. П. Котля-ревский автор пьес
"Наталка-Полтавка" и "Солдат-чародей" (1819). "Наталка-Полтавка"
определена автором как "комическая опера". Но пьеса вышла далеко за
рамки этого жанра; в ней нашли отражение нац. особенности характеров и
нар. быта, она отличается большими сценическими достоинствами.
"Солдат-чародей" - образец водевильного жанра. Яркий и живой язык пьес
Котляревского, щедрое использование нар. песен и обрядов, пристальное
внимание к подробностям крестьянского быта стали отличительными чертами
укр. драмы 19 в.
Под влиянием Котляревского в 30-40-е гг. появляется ряд укр. пьес,
многие из к-рых построены по сюжетной схеме "Наталкн-Полтавки" ("Чары,
или Несколько сцен из народных былей и рассказов украинских" К. Тополи,
1834; "Любка, или Сватанье в с. Рихмах" П. Котлярова, 1835;
"Черноморский побыт на Кубани" Я. Кухаренко, 1836; "Купала на Ивана" С.
Писаревского, 1838, и др.). Но авторы их не смогли развить и углубить
реалистич. традиции Котляревского. В этих пьесах усиливаются этнографич.
элементы (напр., подробное изображение свадебного обряда), подменяющие
реалистич. воспроизведение жизни.
Важное место в У. д. занимает творчество Г. Ф. Квитки (Основьяненко).
После нескольких сатирич. комедий на рус. яз., созданных в фонвизпн-ских
традициях, он пишет комедии "Шельменко, волостной писарь" (соч. 1831) и
"Шельменко-денщик" (1837), в к-рых все персонажи, кроме гл. героя,
говорят по-русски. Эти пьесы явились резкой сатирой на общественные
порядки, в частности на жизнь укр. дворянства. Строгость композиции,
динамичность, жизненная правдивость пьесы "Шельменко-денщик" определяют
интерес к ней совр. т-ров. Лучшей в драматургии Квитки-Основьянепко
является его пьеса "Сватанье на Гончаровке" (1836) - реалистич. картина
крестьянской жизни. Хотя она названа автором "оперой в тр„х действиях",
но она имеет больше черт оперетты и водевиля и развивает традиции
Котляревского. Первая в У. д. комедия с переодеванием- водевиль
Квитки-Основьяненко "Бой-жинка" (1839). Типичным образцом
сентиментализма является его мелодрама "Искренняя любовь, или Милый
дороже счастья" (1842).
Романтич. направление У. д. получило выражение в исторнч. пьесах
"Савва Чалый" (1838) и "Переяславская ночь" (1840) Н. II. Костомарова,
слабых в сценич. отношении.
Новый этап в развитии У. д. знаменовала собой историко-бытовая драма
"Назар Стодоля" Т. Г. Шевченко (1843). В основе драматич. конфликта -
столкновение двух противодействующих сил: казацкой верхушки и рядовых
казаков, борющихся против угнетения. "Назар Стодоля" - пьеса большой
жизненной правды и художеств. простоты, яркой театральносттг и острой
сценичности. Главное в ней - развитие характеров и драматич. конфликта.
Шевченко творчески использовал мотивы и образы нар. творчества, вв„л в
пьесу картины нар. обычаев и обрядов. Язык персонажей - народный,
образный. Шевченко проявил себя большим знатоком законов сцены, что
обеспечило его пьесе успех в будущем.
В 40-50-е гг. в У. д. господствует жанр водевиля ("Два брата с
Санжаривкп, третий с Хорола" И. X. Дрейсига, 1846, "Кум-мельник, или
Сатана в бочке" В. Дмитренко, 1850, водевили Г. Д. и С. Д. Карпенко, А.
Ващенко-Захарченко и др.). Среди популярных пьес 60-х гг.: псторич.
мелодрама "Гаркуша" А. П. Стороженко (1862), комич. опера "Запорожец за
Дунаем" С. С. Гулака-Артемовского (1863), комедия "Был конь, да
уездился" Д. Костянтиновича (1864), водевили "Бывалыцина" А.
Велисовского, "Покойник Опанас" А. Янковского (1862) и др.
Колонизаторская политика царизма, циркуляры и указы правительства
(1863, 1876) о запрете укр. лит-ры и т-ра тормозили развитие У. д.
Разрешение на организацию спектаклей на укр. яз. в 1881 и создание,
несмотря на запреты, укр. проф. трупп вызвали острую потребность в
создании репертуара. Пьесы писали пионеры укр. т-ра, создатели проф.
нац. трупп- М. Л. Кропивницкий и М. П. Старицкий. Ещ„ в 70-е гг. они
выступили продолжателями лучших традиций Котляревского п Шевченко.
Представители романтпч. направления, они объединили в своих пьесах о
жизни укр. народа социальные п нац. мотивы. Это проявилось в
многочисленных переработках, инсценировках лит. произведений др.
авторов, сделанных Кропивницким и Старицким, и в их оригинальных пьесах
на бытовые темы: "Дай сердцу волю, завед„т в неволю" (1863), "Пока
солнце взойд„т, роса очи выест" (1882) и др. Кропивницкого, "Ой не ходи,
Грицю, тай на вечерницю" (1887), "Цыганка Аза" (1888) н др. Старицкого,
а также в псторич. пьесах: "Невольник" (1872), "Тытаривна" (1891)
Кропивнпцкого, "Богдан Хмельницкий" (1887), "Маруся Богуславка" (1897),
"Тарас Бульба" (1897), "Оборона Буши" (1898), "Последняя ночь" (1899)
Старицкого. В романтпч.-бытовых пьесах Кропивницкого и Старицкого
элементы драматич. действия переплетались с вокально-музыкальными н
хореографическими, в них трагическое чередовалось с комическим,
этнографич. праздничность сочеталась с повседневностью. Для творчества
этих драматургов характерна социальная направленность, пронизывающая все
комич. и мелодраматич. ситуации. В нек-рых пьесах Старицкий ("Не
суждено", 1881) и Кропивницкий ("Мироед, пли Паук", 1882, "Олеся", 1891)
сосредоточивают сво„ внимание на новых конфликтах и общественных типах,
рожд„нных интенсивным проникновением в деревню капита-лнстич. отношений.
В конце своего гворч. пути эти драматурги приходят к реалистич. драме,
углубляют психологич. характеристики героев. Старпцкий пишет пьесы из
жизни интеллигенции ["Зимний вечер", 1888, "Разбитое сердце", 1891,
"Судьба" ("Талан"), 1893], Кропивницкий отражает в драматургии события
первой рус. революции ("Трудное время", "Беспорядок", 1906).
Тему отношения интеллигенции к народу, поисков путей служения
интересам народа разрабатывал с народнич. позиций Б. Д. Гринченко. В
пьесах "Облекло тучами" (1895), "На общественной работе" (1898)
положительным героем является интеллигент, отдающий себя делу
просвещения и помощи угнет„нному крестьянству. Романтпч. характер носят
его исторпч. драмы: "Ясные зв„зды" (1894), "Степной гость" (1897),
"Средь бури" (1897).
Страницы: «« « 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 2355 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |