Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344  2345   2346   2347   2348   2349   2350   2351   2352   2353   2354  » »»

поэмах "Вавилонский плен" (1903) и  "На  руинах"  (1904),  созданных  на
материале древней истории  иудейского  народа,  У.  призывает  к  борьбе
против  нац.  угнетения.  Накануне  первой  рус.  революции  она   пишет
фантастнч. драму "Осенняя сказка", в к-рой рабочие  с  красным  знаменем
вступают в открытый бой со своими угнетателями (была опубликована только
в сов. время).
   Большинство драматич. произведений  У.  написано  в  1905-13.  В  них
проявилась  общественная  чуткость  поэтессы,  е„  стремление   отразить
актуальные проблемы своей эпохи. В годы революции 1905-07  У.  завершила
драматич. поэму "В катакомбах" (1905),  где  создан  образ  раба  первых
веков христианства, к-рый порывает  с  христианской  общиной  и  ид„т  к
восставшим. В драме "Кассандра" (1907) создан трагич.  образ  пророчицы,
ей дано "знать  правду",  но  не  дано  "управлять  правдой",  отвратить
нависшую   над   е„   родиной   смертельную   опасность.    Столкновение
при-поднято-романтич. и утилитарного взглядов на иск-во лежит  в  основе
конфликта драматич. поэмы "В пуще" (1910, "Молодой т-р"  1918,  Т-р  им.
Франко, 1946, Киевский т-р им. Леси Украинки, 1957).
   В драматургии У. важное  место  занимает  проблема  гуманизма,  к-рая
ставится в неразрывной связи с проблемами  демократии,  прогресса,  роли
народа и личности в истории. В драматич. диалоге "Три мгновения" (1905),
этюде "Иоганна, жена Хуса" (1909), драме "Руфин и Присцилла"  (1909)  У.
осуждает  слепое  следование  догмам,  террор  и  тиранию,  подч„ркивает
пагубность  устранения  от  действенной  по-литич.  борьбы,   пассивного
подчинения деспотизму.
   Выдающимся художеств.  созданием  У.  является  драма-феерия  "Лесная
песня" (1911, пост. 1918, "Молодой  т-р"),  написанная  на  основе  укр.
(волынского) фольклора. В ней нашла глубокое художеств. воплощение  тема
противоречия между высоким призванием человека и повседневной  житейской
реальностью,  между  поэзией  и  действительностью.  Любовь  русалки   к
человеку выражает гуман?стич, смысл поэтич. начала жизни. Пьеса вошла  в
репертуар мн.  укр.  т-ров.  По  мотивам  "Лесной  песни"  коми.  М.  А.
Скорульскнй написал балет, комп. В. Д. Кирейко - оперу.
   Драма "Каменный властелин"  (1912)  представляет  собой  оригинальную
интерпретацию образа Дон Жуана. В  этом  образе  У.  развенчивает  бурж.
анархиствующий индивидуализм с большой психологпч. глубиной и показывает
неизбежную  закономерность  превращения  человека,  отказывающегося   от
всяких принципов, в покорного слугу деспотизма (пост.  1914  в  т-ре  Н.
Садовского в Киеве; в сов. время пост. рядом т-ров).
   Имя У. присвоено ведущему рус. т-ру УССР в Киеве.
   С о ч.: Твори, в 10 томах, К., 1963-65; Собр. соч.  в  4  томах,  М.,
1956-57.
   Лит.: Леся Укранка.  Публ?кац?,  статт?,  досл?дження,  т.  1-3,  К.,
1954-60;  КаспрукА.,  Леся  Укранка.  Л?тературний  портрет,  К.,  1963;
Бабишк?н О. К., Драматург?я Лес? Укранки, К., 1963. А. Ф. С.
   УКРАИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы драмы  заложены  в  многочисл.  нар.
укр. обычаях и обрядах (свадебный обряд - сватанье, обручение, свадьба),
в нар. играх.
   Древняя укр. драма связана  со  школьным  образованием.  Укр.  школы,
возникшие в конце 16 - нач.
   17 вв., заимствовали духовную драму из польских школ, но  воспринимая
от  иезуитских  драм  нек-рые  образы,  сюжеты,   древняя   укр.   драма
самостоятельно перерабатывала этот материал.
   Первые драм. произведения - "Вирши с трагедии Христос  пасхон..."  А.
Скульского (1630) и "Размышление в муце Христа спасителя  нашего..."  И.
Волко-вича (1631). Особое развитие школьная драма  получила  в  Киевской
академии во 2-й пол. 17-1-й пол.
   18 вв. Авторами драм были преподаватели пиитики. Укр. школьные  драмы
делятся на 4 группы: 1) драмы на  библейские  сюжеты  рождественского  и
пасхального циклов, типа мистерии ("Комедия на день рождества  Христова"
Д. Туптало, до 1702, "Торжество естества человеческого"  неизв.  автора,
1706, "Комическое действие", 1736, и "Властотворный образ че-ловеколюбья
божия" М. Довгалевского, 1737, и др.);
   2) драмы о святых (анонимная драма "Алексей,  человек  божий",  1673,
"Комедия  на  Успение  Богородицы"  Туптало,  конец  17  в.);  3)  драмы
аллегорические ("Тра-гедокомедпя о награждении в сем  свете  приисканных
дел, мзды в будущей  жизни  вечной"  В.  Лащевского,  40-е  гг.  18  в.,
"Воскресение из м„ртвых" Г. Конис-ского, 1747);  4)  драмы  на  нсторич.
сюжеты.  Авторы  этих  пьес  пытались  приблизиться   к   современности,
затрагивали злободневные  вопросы.  Трагедокомедия  Феофана  Прокоповича
"Владимир..." (1705), связана с событиями совр. автору жизни; прославляя
Владимира, автор стремился прославить Петра I; "Милость  божия,  Украину
от неудоб  носимых  обид  лядскпх  чрез  Богдана  Зиновия  Хмельницкого,
преславного войск запорожских гетмана, свободившая..."  (неизв.  автора,
1728), изображает события нац.-освободительной войны укр. народа  против
шляхетской Польши; псторпч. драмы М. Козачпнского  -  "Трагедия,  сиречь
печальная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V7 по падении
Сербского  царства"  (1733),  исторнко-панетирич.  драма  "Благоутро-бпе
Марка Аврелия" (1744). Самыми  популярными  были  драмы  первой  группы.
После того как в 60-х гг. 18 в. ректор Киевской академии С.  Мыслав-ский
запретил всякие представления  в  стенах  академии,  школьная  драма  на
Украине пришла в упадок.
   В школьной укр. драме развивался своеобразный вид укр. нар.  драмы  -
интермедии.  Обычно  это  бытовые  сцены  из  жизни  народа,  окрашенные
искрящимся  юмором,  подчас  острой  сатирой  (анонимные  интермедии  К'
польской драме Якуба Гаватовича о смерти Иоанна  Крестителя,  показанной
на ярмарке в Ка-менке-Струмиловой в 1619;  также  девять  интермедий  из
рукописного Дерновского сборника конца 17 - нач. 18 вв., пять интермедий
к рождественской драме Митрофана  Довгалевского  "Комическое  действие",
1736, п пять интермедий к его же пасхальной драме  "Властотворный  образ
человеколюбия божия",  1737,  пять  интермедий  к  пасхальной  драме  Г.
Ко-нисского "Воскресение из м„ртвых", 1747, п пр.). Авторами  интермедий
были преимущественно студенты укр. школ, гл. обр. Киевской академии. Они
же разыгрывали интермедии во время каникул по городам и с„лам Украины. В
нек-рых интермедиях  (напр.,  к  драмам  Довгалевского)  звучит  протест
против социального и нац.  порабощения  укр.  народа  польской  шляхтой.
Большинство интермедий отличалось динамичностью, подвижностью, гибкостью
диалога. В них использовались при„мы  гротеска.  В  17-18  вв.  получает
развитие кукольный т-р - вертеп. Вертепная драма  состояла  из  канонич.
рождественской драмы п ряда бытовых сценок, не связанных единой сюжетной
линией.

Страницы: «« « 2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344  2345   2346   2347   2348   2349   2350   2351   2352   2353   2354  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия