|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 » »» поэмах "Вавилонский плен" (1903) и "На руинах" (1904), созданных на
материале древней истории иудейского народа, У. призывает к борьбе
против нац. угнетения. Накануне первой рус. революции она пишет
фантастнч. драму "Осенняя сказка", в к-рой рабочие с красным знаменем
вступают в открытый бой со своими угнетателями (была опубликована только
в сов. время).
Большинство драматич. произведений У. написано в 1905-13. В них
проявилась общественная чуткость поэтессы, е„ стремление отразить
актуальные проблемы своей эпохи. В годы революции 1905-07 У. завершила
драматич. поэму "В катакомбах" (1905), где создан образ раба первых
веков христианства, к-рый порывает с христианской общиной и ид„т к
восставшим. В драме "Кассандра" (1907) создан трагич. образ пророчицы,
ей дано "знать правду", но не дано "управлять правдой", отвратить
нависшую над е„ родиной смертельную опасность. Столкновение
при-поднято-романтич. и утилитарного взглядов на иск-во лежит в основе
конфликта драматич. поэмы "В пуще" (1910, "Молодой т-р" 1918, Т-р им.
Франко, 1946, Киевский т-р им. Леси Украинки, 1957).
В драматургии У. важное место занимает проблема гуманизма, к-рая
ставится в неразрывной связи с проблемами демократии, прогресса, роли
народа и личности в истории. В драматич. диалоге "Три мгновения" (1905),
этюде "Иоганна, жена Хуса" (1909), драме "Руфин и Присцилла" (1909) У.
осуждает слепое следование догмам, террор и тиранию, подч„ркивает
пагубность устранения от действенной по-литич. борьбы, пассивного
подчинения деспотизму.
Выдающимся художеств. созданием У. является драма-феерия "Лесная
песня" (1911, пост. 1918, "Молодой т-р"), написанная на основе укр.
(волынского) фольклора. В ней нашла глубокое художеств. воплощение тема
противоречия между высоким призванием человека и повседневной житейской
реальностью, между поэзией и действительностью. Любовь русалки к
человеку выражает гуман?стич, смысл поэтич. начала жизни. Пьеса вошла в
репертуар мн. укр. т-ров. По мотивам "Лесной песни" коми. М. А.
Скорульскнй написал балет, комп. В. Д. Кирейко - оперу.
Драма "Каменный властелин" (1912) представляет собой оригинальную
интерпретацию образа Дон Жуана. В этом образе У. развенчивает бурж.
анархиствующий индивидуализм с большой психологпч. глубиной и показывает
неизбежную закономерность превращения человека, отказывающегося от
всяких принципов, в покорного слугу деспотизма (пост. 1914 в т-ре Н.
Садовского в Киеве; в сов. время пост. рядом т-ров).
Имя У. присвоено ведущему рус. т-ру УССР в Киеве.
С о ч.: Твори, в 10 томах, К., 1963-65; Собр. соч. в 4 томах, М.,
1956-57.
Лит.: Леся Укранка. Публ?кац?, статт?, досл?дження, т. 1-3, К.,
1954-60; КаспрукА., Леся Укранка. Л?тературний портрет, К., 1963;
Бабишк?н О. К., Драматург?я Лес? Укранки, К., 1963. А. Ф. С.
УКРАИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы драмы заложены в многочисл. нар.
укр. обычаях и обрядах (свадебный обряд - сватанье, обручение, свадьба),
в нар. играх.
Древняя укр. драма связана со школьным образованием. Укр. школы,
возникшие в конце 16 - нач.
17 вв., заимствовали духовную драму из польских школ, но воспринимая
от иезуитских драм нек-рые образы, сюжеты, древняя укр. драма
самостоятельно перерабатывала этот материал.
Первые драм. произведения - "Вирши с трагедии Христос пасхон..." А.
Скульского (1630) и "Размышление в муце Христа спасителя нашего..." И.
Волко-вича (1631). Особое развитие школьная драма получила в Киевской
академии во 2-й пол. 17-1-й пол.
18 вв. Авторами драм были преподаватели пиитики. Укр. школьные драмы
делятся на 4 группы: 1) драмы на библейские сюжеты рождественского и
пасхального циклов, типа мистерии ("Комедия на день рождества Христова"
Д. Туптало, до 1702, "Торжество естества человеческого" неизв. автора,
1706, "Комическое действие", 1736, и "Властотворный образ че-ловеколюбья
божия" М. Довгалевского, 1737, и др.);
2) драмы о святых (анонимная драма "Алексей, человек божий", 1673,
"Комедия на Успение Богородицы" Туптало, конец 17 в.); 3) драмы
аллегорические ("Тра-гедокомедпя о награждении в сем свете приисканных
дел, мзды в будущей жизни вечной" В. Лащевского, 40-е гг. 18 в.,
"Воскресение из м„ртвых" Г. Конис-ского, 1747); 4) драмы на нсторич.
сюжеты. Авторы этих пьес пытались приблизиться к современности,
затрагивали злободневные вопросы. Трагедокомедия Феофана Прокоповича
"Владимир..." (1705), связана с событиями совр. автору жизни; прославляя
Владимира, автор стремился прославить Петра I; "Милость божия, Украину
от неудоб носимых обид лядскпх чрез Богдана Зиновия Хмельницкого,
преславного войск запорожских гетмана, свободившая..." (неизв. автора,
1728), изображает события нац.-освободительной войны укр. народа против
шляхетской Польши; псторпч. драмы М. Козачпнского - "Трагедия, сиречь
печальная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V7 по падении
Сербского царства" (1733), исторнко-панетирич. драма "Благоутро-бпе
Марка Аврелия" (1744). Самыми популярными были драмы первой группы.
После того как в 60-х гг. 18 в. ректор Киевской академии С. Мыслав-ский
запретил всякие представления в стенах академии, школьная драма на
Украине пришла в упадок.
В школьной укр. драме развивался своеобразный вид укр. нар. драмы -
интермедии. Обычно это бытовые сцены из жизни народа, окрашенные
искрящимся юмором, подчас острой сатирой (анонимные интермедии К'
польской драме Якуба Гаватовича о смерти Иоанна Крестителя, показанной
на ярмарке в Ка-менке-Струмиловой в 1619; также девять интермедий из
рукописного Дерновского сборника конца 17 - нач. 18 вв., пять интермедий
к рождественской драме Митрофана Довгалевского "Комическое действие",
1736, п пять интермедий к его же пасхальной драме "Властотворный образ
человеколюбия божия", 1737, пять интермедий к пасхальной драме Г.
Ко-нисского "Воскресение из м„ртвых", 1747, п пр.). Авторами интермедий
были преимущественно студенты укр. школ, гл. обр. Киевской академии. Они
же разыгрывали интермедии во время каникул по городам и с„лам Украины. В
нек-рых интермедиях (напр., к драмам Довгалевского) звучит протест
против социального и нац. порабощения укр. народа польской шляхтой.
Большинство интермедий отличалось динамичностью, подвижностью, гибкостью
диалога. В них использовались при„мы гротеска. В 17-18 вв. получает
развитие кукольный т-р - вертеп. Вертепная драма состояла из канонич.
рождественской драмы п ряда бытовых сценок, не связанных единой сюжетной
линией.
Страницы: «« « 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |