Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 » »» поэмах "Вавилонский плен" (1903) и "На руинах" (1904), созданных на материале древней истории иудейского народа, У. призывает к борьбе против нац. угнетения. Накануне первой рус. революции она пишет фантастнч. драму "Осенняя сказка", в к-рой рабочие с красным знаменем вступают в открытый бой со своими угнетателями (была опубликована только в сов. время). Большинство драматич. произведений У. написано в 1905-13. В них проявилась общественная чуткость поэтессы, е„ стремление отразить актуальные проблемы своей эпохи. В годы революции 1905-07 У. завершила драматич. поэму "В катакомбах" (1905), где создан образ раба первых веков христианства, к-рый порывает с христианской общиной и ид„т к восставшим. В драме "Кассандра" (1907) создан трагич. образ пророчицы, ей дано "знать правду", но не дано "управлять правдой", отвратить нависшую над е„ родиной смертельную опасность. Столкновение при-поднято-романтич. и утилитарного взглядов на иск-во лежит в основе конфликта драматич. поэмы "В пуще" (1910, "Молодой т-р" 1918, Т-р им. Франко, 1946, Киевский т-р им. Леси Украинки, 1957). В драматургии У. важное место занимает проблема гуманизма, к-рая ставится в неразрывной связи с проблемами демократии, прогресса, роли народа и личности в истории. В драматич. диалоге "Три мгновения" (1905), этюде "Иоганна, жена Хуса" (1909), драме "Руфин и Присцилла" (1909) У. осуждает слепое следование догмам, террор и тиранию, подч„ркивает пагубность устранения от действенной по-литич. борьбы, пассивного подчинения деспотизму. Выдающимся художеств. созданием У. является драма-феерия "Лесная песня" (1911, пост. 1918, "Молодой т-р"), написанная на основе укр. (волынского) фольклора. В ней нашла глубокое художеств. воплощение тема противоречия между высоким призванием человека и повседневной житейской реальностью, между поэзией и действительностью. Любовь русалки к человеку выражает гуман?стич, смысл поэтич. начала жизни. Пьеса вошла в репертуар мн. укр. т-ров. По мотивам "Лесной песни" коми. М. А. Скорульскнй написал балет, комп. В. Д. Кирейко - оперу. Драма "Каменный властелин" (1912) представляет собой оригинальную интерпретацию образа Дон Жуана. В этом образе У. развенчивает бурж. анархиствующий индивидуализм с большой психологпч. глубиной и показывает неизбежную закономерность превращения человека, отказывающегося от всяких принципов, в покорного слугу деспотизма (пост. 1914 в т-ре Н. Садовского в Киеве; в сов. время пост. рядом т-ров). Имя У. присвоено ведущему рус. т-ру УССР в Киеве. С о ч.: Твори, в 10 томах, К., 1963-65; Собр. соч. в 4 томах, М., 1956-57. Лит.: Леся Укранка. Публ?кац?, статт?, досл?дження, т. 1-3, К., 1954-60; КаспрукА., Леся Укранка. Л?тературний портрет, К., 1963; Бабишк?н О. К., Драматург?я Лес? Укранки, К., 1963. А. Ф. С. УКРАИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы драмы заложены в многочисл. нар. укр. обычаях и обрядах (свадебный обряд - сватанье, обручение, свадьба), в нар. играх. Древняя укр. драма связана со школьным образованием. Укр. школы, возникшие в конце 16 - нач. 17 вв., заимствовали духовную драму из польских школ, но воспринимая от иезуитских драм нек-рые образы, сюжеты, древняя укр. драма самостоятельно перерабатывала этот материал. Первые драм. произведения - "Вирши с трагедии Христос пасхон..." А. Скульского (1630) и "Размышление в муце Христа спасителя нашего..." И. Волко-вича (1631). Особое развитие школьная драма получила в Киевской академии во 2-й пол. 17-1-й пол. 18 вв. Авторами драм были преподаватели пиитики. Укр. школьные драмы делятся на 4 группы: 1) драмы на библейские сюжеты рождественского и пасхального циклов, типа мистерии ("Комедия на день рождества Христова" Д. Туптало, до 1702, "Торжество естества человеческого" неизв. автора, 1706, "Комическое действие", 1736, и "Властотворный образ че-ловеколюбья божия" М. Довгалевского, 1737, и др.); 2) драмы о святых (анонимная драма "Алексей, человек божий", 1673, "Комедия на Успение Богородицы" Туптало, конец 17 в.); 3) драмы аллегорические ("Тра-гедокомедпя о награждении в сем свете приисканных дел, мзды в будущей жизни вечной" В. Лащевского, 40-е гг. 18 в., "Воскресение из м„ртвых" Г. Конис-ского, 1747); 4) драмы на нсторич. сюжеты. Авторы этих пьес пытались приблизиться к современности, затрагивали злободневные вопросы. Трагедокомедия Феофана Прокоповича "Владимир..." (1705), связана с событиями совр. автору жизни; прославляя Владимира, автор стремился прославить Петра I; "Милость божия, Украину от неудоб носимых обид лядскпх чрез Богдана Зиновия Хмельницкого, преславного войск запорожских гетмана, свободившая..." (неизв. автора, 1728), изображает события нац.-освободительной войны укр. народа против шляхетской Польши; псторпч. драмы М. Козачпнского - "Трагедия, сиречь печальная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V7 по падении Сербского царства" (1733), исторнко-панетирич. драма "Благоутро-бпе Марка Аврелия" (1744). Самыми популярными были драмы первой группы. После того как в 60-х гг. 18 в. ректор Киевской академии С. Мыслав-ский запретил всякие представления в стенах академии, школьная драма на Украине пришла в упадок. В школьной укр. драме развивался своеобразный вид укр. нар. драмы - интермедии. Обычно это бытовые сцены из жизни народа, окрашенные искрящимся юмором, подчас острой сатирой (анонимные интермедии К' польской драме Якуба Гаватовича о смерти Иоанна Крестителя, показанной на ярмарке в Ка-менке-Струмиловой в 1619; также девять интермедий из рукописного Дерновского сборника конца 17 - нач. 18 вв., пять интермедий к рождественской драме Митрофана Довгалевского "Комическое действие", 1736, п пять интермедий к его же пасхальной драме "Властотворный образ человеколюбия божия", 1737, пять интермедий к пасхальной драме Г. Ко-нисского "Воскресение из м„ртвых", 1747, п пр.). Авторами интермедий были преимущественно студенты укр. школ, гл. обр. Киевской академии. Они же разыгрывали интермедии во время каникул по городам и с„лам Украины. В нек-рых интермедиях (напр., к драмам Довгалевского) звучит протест против социального и нац. порабощения укр. народа польской шляхтой. Большинство интермедий отличалось динамичностью, подвижностью, гибкостью диалога. В них использовались при„мы гротеска. В 17-18 вв. получает развитие кукольный т-р - вертеп. Вертепная драма состояла из канонич. рождественской драмы п ряда бытовых сценок, не связанных единой сюжетной линией. Страницы: «« « 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |