Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346  2347   2348   2349   2350   2351   2352   2353   2354   2355   2356  » »»

   Социально-бытовые пьесы на темы нар. жизни создали во второй половине
19 в. Панас Мирный ("Ли-меривна", 1883),  А.  Я.  Конисский  ("Порвалась
нитка", 1886), В. С. Мова-Лиманский ("Старые гн„зда  и  молодые  птицы",
1886), Г.  М.  Бораковский  ("Из  моря  житейского",  "Злом  счастья  не
добудешь", история, драма  "Маруся  Чурай  -  украинская  пес-нстворка",
1888, и др.), Н. А. Янчук ("Пылып-музы-кант", 1875, "Питомец", 1890, "На
чужбине", 1892, и др.), О. Пчилка ("Мировое дело", 1892, и др.)
   Наиболее видным представителем укр.  реалистич.  бытовой  драматургии
2-й  пол.  19  в.   является   И.   К.   Карпенко-Карый.   Им   написаны
социально-бытовые   драмы   ("Бурлак",   1883,   "Бесталанная",    1886,
"Наймичка", 1885, "Чумаки", 1897, и др.),  социальные  комедии  ("Мартын
Боруля", 1886, "Сто тысяч", 1890, "Хозяин", 1900, "Суета", 1903, и др.),
в  к-рых  глубоко  и  правдиво   отражены   классовые   противоречия   в
послереформенном  селе;  историч.  пьесы,  носящие  ро-манТич.   окраску
("Бондаривна", 1884, "Паливода 'XVIII столетия", 1893, "Лихая искра поле
сожж„т  п  сама  исчезнет",  1896,  "Гандзя",  1902).  Среди  этих  пьес
выделяется трагедия "Савва Чалый"  (1899),  высокохудожеств.  реалистич.
произведение на сюжет из истории Гайдамачины на Украине.  В  этой  пьесе
осуждается ренегатство политич. деятелей и воспевается героизм нар. масс
в   борьбе   с   поработителями-   польской   шляхтой.   Лучшие    пьесы
Карпенко-Каро-го благодаря мастерству, глубине пспхологич. анализа, силе
и яркости социальных характеристик, сценич. мастерству вошли  в  золотой
фонд укр. клас-сич. драматургии, крупнейшие произведения к-рой  отмечены
реалистич. образностью, искренностью, лиризмом.
   Иными были пути развития драматургии на землях  Галиции,  Буковины  и
Закарпатья, к-рые входили в состав Австро-Венгрии.  В  1848  в  связи  с
возникновением любительских спектаклей появились переделки пьес  укр.  и
зап.-европ.  драматургов.  Первые  оригинальные  пьесы:  "Дело  в   селе
Клекотине", "Отчаянье арендатора" Р. Моха (1849), "Добродетель превышает
богатство" А. В. Духновича (1850) и др. Создание проф. т-ра во Львове  и
объявление драматич. конкурса в 1864 способствовали появлению ряда  пьес
о совр. жизни народа ("Подгоряне" И. Гушалевича, 1864, "Так вам и  надо"
Ю. Федьковича, 1865, "Мещанка" П. Свенцицкого, 1866, и др.)  и  историч.
прошлом  ("Раксолана"  Г.  Якимовича,  1865,  "Федько  Острож-ский"   Е.
Огоновского, "Настася" В. Ильницкого, 1866, и  др.).  В  70-80-е  гг.  в
зап.-укр. драматургии преобладают  историч.  пьесы  (К.  Устиянович,  Ю.
Федь-кович,  Ос.  Барвинский  и   др.).   Элементы   критики   тогдашней
действительности содержали пьесы И. И.  Во-робкевича  ("Гнат  Приблуда",
1875, "Убогая Марта", 1878, "Блудный сын",  1885,  и  др.),  проникнутые
религиозным морализаторством. Наиболее крупным  драматургом  был  Г.  И.
Цеглинский, к-рый в своих  лучших  пьесах  ("Шляхта  ходачковая",  1886,
"Аргонавты", 1889,  "Торговля  жемчугами",  1895)  сатирически  осмеивал
отдельные стороны жизни мелкой буржуазии и духовенства, но при  этом  он
оставался на реакц., клерикальных позициях. Смело и решительно  выступил
против фальшивых, антиреалистич. тенденций в лит-ре и драматургии И.  Я.
Франко, автор социальных комедий "Рябина"  (1893)  и  "Учитель"  (1894),
псторич.  драмы-сказки  "Сон  князя  Святослава"  (1895),   своеобразных
одноактных пьес  ("Последний  крейцер",  1879,  "Мастер  Чирняк",  1896,
"Будка ј 27", 1895, и др.). Драматургич.  творчество  Франко  уравнивает
зап.-укр. драматургию с передовой  вост.-укр.  драматургией.  Выдающееся
произведение У. д. этого  периода-  социально-пснхологич.  драма  Франко
"Украденное счастье" (1891), изображающая жизнь подкарпатских  крестьян.
Это крупнейшее, социально-насыщенное, мастерское по  лит.-сценич.  форме
произведение постоянно сохраняется в репертуаре укр. т-ров.
   В  нач.  20   в.   драматургич.   деятельность   продолжали   И.   К.
Карпенко-Карый и М. Л. Кропивннцкий. В этот же период  появляются  новые
драматурги, отражавшие в своих пьесах важные  явления  современности,  в
частности события революции 1905-07:
   Г.  М.  Хоткевич  ("Смутное  время",  1906),  Л.  А.   Яновская   ("В
предрассветном  тумане",  1906,  "Жертвы  ,  1908),  С.  Ф.   Черкасенко
("Вьюга", 1907) п др. В эти  годы  выступает  с  мастерскими  маленькими
комедиями   С.   В.   Васильченко   ("На    первое    гулянье",    1911,
"Зиля-Королевич", 1913, "В тени",  1914,  "Петухи,  не  пойте,  ночь  не
уменьшайте", 1917).
   Рост освободительного движения,  распространение  идей  социализма  и
марксизма влияли на развитие  драматургии.  Передовой  зритель  требовал
решительного  расширения   проблематики   пьес.   Щедрое   использование
фольклора,  прямое  заимствование  сюжета  из  фольклорного   источника,
внешняя  орнаментация  драматпч.  действия  песнями,  танцами,   сценами
свадебных   обрядов    становятся    анахронизмом.    Успешно    начатое
Карпенко-Карым, Франко и др. драматургами конца 19 в.  расширение  сферы
художеств. изображения,  утверждение  социально  значимой  проблематики,
завершили те, кто приш„л на смену этим драматургам.
   Своеобразный, новаторский этап в развитии У. д. конца 19  -  нач.  20
вв. представляет  творчество  Леси  Украинки.  Уже  в  первой  е„  драме
"Голубая роза" (1896) показан сложный социально-психологпч.  конфликт  в
среде интеллигенции. С именем Леси Украинки связан  расцвет  философской
драмы в У. д. В драм. поэмах на темы из древней  и  новой  истории  ("На
руинах", 1904, "В катакомбах", 1905, "Кассандра", 1907, "В  пуще",  соч.
1909, "Адвокат Мартиан", 1911, "Оргия"" 1913) Леся Украинка обратилась к
важным социально-этич.,  политич.  проблемам  своего  времени.  В  драме
"Каменный властелин" (1912) она по-новому интерпретировала вечную тему о
Дон Жуане,  претворив  драму  человеческой  любви  в  социальную  драму.
Вершиной творчества Леси Украинки явилась  драма-феерия  "Лесная  песня"
(1911), трагедийный конфликт к-рой  построен  на  столкновении  мечты  и
действительности, вечного стремления человека к прекрасному и  про-заич.
течения повседневной жизни. Драма отражает глубокую веру народа в победу
добра  над  злом,  света  над  тьмой.  В  годы,  когда  укр.  драматурги
испытывали  влияние  упадочнич.  концепций,  в   драме   Леси   Украинки
проявилась прогрессивная направленность е„ творчества.
   Идейный кризис  лит-ры  и  иск-ва  после  подавления  революции  1905
отразила драматургия В. К. Винни-ченко. Порвав с демократич. традициями,
отказавшись от участия в освободительной борьбе, он проповедовал в своих
пснхологич. драмах ("Дисгармония", 1905, "Великий Молох", 1907,  "Ложь",
1910, "Ч„рная пантера и белый медведь",  1911,  "Натусь",  1912)  т.  н.
"новую"  могаль.  Упадочнич.  тенденции  насаждала  также  символистская
драма, представителем к-рой был А. И. Олесь ("По пути в  Сказку",  1910,
"Трагедия сердца", 1911, "Танец  жизни",  1913,  и  др.).  Символистские
тенденции проявились и в пьесах С. Черкасенко ("Сказка старой мельницы",
1914, "О чем ковыль шелестел", 1916) и др.

Страницы: «« « 2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346  2347   2348   2349   2350   2351   2352   2353   2354   2355   2356  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия