Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346   2347  2348   2349   2350   2351   2352   2353   2354   2355   2356   2357  » »»

   Советская драматургия. Украинская советская  драматургия  развивалась
на  основе  достижений  У.  д.  19  -  нач.  20  вв.,  творч.   традиций
Кот-ляревского,   Квитки-Основьяненко,    Старицкого,    Кро-пивнпцкого,
Карпенко-Карого, Франко, Леси  Украинки  и  художественного  претворения
новой, социалистической действительности.
   Зачинателями укр. сов. драматургии выступили  писатели,  вышедшие  из
трудовых  слоев  народа,  поднятые  к  творчеству  революцией,  грозными
битвами гражданской войны, напряж„нной классовой борьбой в  городе  и  в
деревне: И. А. Кочерга П. Г. Кулиш, М. Ирчан, А. В. Головко,  О.  Вишня,
Д. Й. Бедзик, И. Д. Днепровский, И. К. Микитенко и др. В то же  время  в
становлении и развитии сов. У.  д.  приняли  активное  участие  писатели
старшего поколения - С. В. Васильченко, Я. А. Мамонтов, Е. М.  Кротевич,
начавшие лит. деятельность еще до Октября.
   Я. А. Мамонтов,  преодолевая  присущую  ему  абстрактно-символическую
манеру, написал пьесы "Когда народ освобождается"  (1923),  "До  третьих
петухов"
   (1925), в к-рых стремился показать борьбу нар. масс за  социальное  и
нац. освобождение. Трагикомедия Мамонтова "Республика на кол„сах" (1928)
- сатира на бурж.-националистич. анархистов.
   Др. драматург старшего поколения - И. А. Кочерга основывал сюжеты  на
событиях  из  истории  нар.-освободительных  движений:   "Фея   горького
миндаля"
   (1926), "Алмазный жернов" (1927). В своеобразном жанре феерии Кочерга
изображает события гражд. войны - пьеса "Марко в аду" (1928).
   Революц. пафосом, публицистичностью пронизана драматургия М.  Ирчана.
Он создал образы  новых  героев  -  мужественных  борцов  за  социализм,
коммунистов-подпольщиков. Пьесы "Бунтарь" (1920), "Двенадцать" и  "Семья
щ„точников" (1923), "Подземная Галицпя" (1925), так же как и  написанная
позже драма "Плацдарм"  (1932),  знаменовали  важный  этап  в  У.  д.  В
драматургии   Ирчана   получили   отражение   битва   двух    миров    -
социалистического и капиталистического, столкновение  антагонистич.  сил
истории - рабочего класса и буржуазии.
   В сер. 20-х гг. в драматургию приш„л Н.  Г.  Кулиш.  Его  пьеса  "97"
(1924) была пост. мн. т-рами Сов. Союза. Она выразила гл. конфликт этого
времени - борьбу беднейшего крестьянства  против  кулачества,  за  новую
жизнь. Большой победой драматурга является  создание  самобытного,  нар.
характера, вожака крестьян. Следующая пьеса Кулиша - "Коммуна в  степях"
(1925)  посв.  проблеме  перехода  крестьянства  к  коллективным  формам
хозяйствования. Но попав под влияние  бурж.-националистич.  концепций  и
левацко-анархистских   лозунгов,   Кулиш   допустил    искажение    сов.
действительности в пьесах "Народный Малахий"
   (1927), "Мина Мазайло" (1929). О возвращении  драматурга  на  позиции
социалистич.  реализма  свидетельствует  пьеса   "Патетическая   соната"
(1931), в к-рой  развенчиваются  националистич.  романтика  и  фальшивые
"сверхклассовые  идеалы",  утверждаются  красота  и   величие   революц.
подвига.
   В становление новой У. д. значительный  вклад  вн„с  И.  Днепровский,
творчество к-рого отличается романтич. приподнятостью и  лиричностью,  б
драме  "Любовь  и  дым"  (1924)  показано  восстановление  ме-таллургич.
завода, изображены  представители  рабочего  класса,  их  борьба  против
врагов новой жизни. В драме "Яблоневый плен" (1926) раскрыт духовный мир
борцов революции, ставится вопрос о чести и долге  сов.  человека  перед
народом. Днепровскому принадлежат также пьесы  "Шахта  "Мария  (1931)  и
"Последний главковерх" (1931).
   Крупнейшим  произв.  У.  д.  периода  е„   становления   была   пьеса
"Диктатура" И. К. Микитенко (1929). Здесь воплощена тема союза  рабочего
класса и крестьянства в ходе  преобразования  нашей  страны.  Положив  в
основу пьесы конфликт между кулаками и саботажниками, с одной стороны, и
крестьянами  украинского  села  и  рабочими  судостроительного  завода-с
другой,  драматург  показал  жизненную  силу   диктатуры   пролетариата,
опоэтизировал ведущую роль рабочих, прокладывающих путь к социализму.
   В 20-х гг. новые пьесы пишут С. В. Васильченко ("Кармелюк", 1927), Е.
М. Кротевич ("Секретарь премьер-министра", 1924; "Сентиментальный ч„рт",
1923), Д. И. Бедзик ("Шахт„ры", 1924), В.  П.  Мин-ко  ("Герои  будней",
1927).
   В конце 20-х - нач. 30-х гг. были написаны пьесы:
   "Дело чести" (1931), "Девушки нашей страны" (1932)  Микитенко;  пост.
первые пьесы А. Е. Корнейчука - "На  грани"  (1928),  "Каменный  остров"
(1930), "Штурм" (1930); Я. А. Галана - "Груз"  (соч.  1928),  "Вероника"
(1930); Л. С. Первомайского - "Коммольцы" (1929);
   Ю. И. Яновского - "Завоеватели" (1932), отображавшие революц.  борьбу
и социалистическое строительство.
   Эпичгероич. трагедии "Гибель эскадры" (1933). Историч. масштабность событий,
индивидуализация образов, яркие массовые  сцены,  напряж„нный  драматизм
определили успех этой  нар.  драмы  Корнейчука,  исполненной  героики  и
романтики,  выражающей  коммуннстич.  идейность.  Др.  пьеса  Корнейчука
"Правда", написанная к 20-летию Октября (1937), воссозда„т образ  В.  П.
Ленина, показывает дружбу  рус.  и  укр.  народов,  боровшихся  за  Сов.
власть.
   Геропко-романтич. характер носит и нар. драма Ю. И.  Яновского  "Дума
про Британку" (1937), показывающая  борьбу  за  победу  Сов.  власти  на
Украине.  В  этой  пьесе  созданы  образы  борцов   революции,   отважно
сражающихся с  классовыми  врагами.  В  дра-матич.  поэмах  "Неизвестные
солдаты"  (1931)  и  "Ваг-рамова  ночь"  (1933)   Л.   С.   Первомайский
возвеличивает героику подвигов, соверш„нных во имя торжества революции и
нового строя.
   Проблемы социалистич. преобразования города  и  деревни,  утверждение
новых обществ, отношений, формирование сов. человека - осн. темы У. д. в
30-е гг.
   Эти темы отразил в своей драматургии И. К. Мп-китенке. Герои его пьес
-  самоотверженные  труженики  индустриального  фронта  ("Девушки  нашей
страны",  1932),  энтузиасты,  овладевшие  высотами  науки   и   техники
("Кадры",  1930),  активные  борцы  против   воинствующего   эгоизма   и
человеконенавистничества  ("Соло  на  флейте",  1935),  носители   новой
морали, сов. патриотизма ("Дни  юности",  1936).  Вопросы  социа-листич.
морали разрабатываются также в пьесах  И.  А.  Кочерги  ("Пойд„шь  -  не
верн„шься", 1935, "Имя", соч. 1937,  "Выбор",  1938),  Я.  А.  Мамонтова
("Архитектор Шалько", 1935) и др.
   Выдающееся произв. сов. драматургии - пьеса А. Е. Корнейчука  "Платон

Страницы: «« « 2339   2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346   2347  2348   2349   2350   2351   2352   2353   2354   2355   2356   2357  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия