|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 » »» Советская драматургия. Украинская советская драматургия развивалась
на основе достижений У. д. 19 - нач. 20 вв., творч. традиций
Кот-ляревского, Квитки-Основьяненко, Старицкого, Кро-пивнпцкого,
Карпенко-Карого, Франко, Леси Украинки и художественного претворения
новой, социалистической действительности.
Зачинателями укр. сов. драматургии выступили писатели, вышедшие из
трудовых слоев народа, поднятые к творчеству революцией, грозными
битвами гражданской войны, напряж„нной классовой борьбой в городе и в
деревне: И. А. Кочерга П. Г. Кулиш, М. Ирчан, А. В. Головко, О. Вишня,
Д. Й. Бедзик, И. Д. Днепровский, И. К. Микитенко и др. В то же время в
становлении и развитии сов. У. д. приняли активное участие писатели
старшего поколения - С. В. Васильченко, Я. А. Мамонтов, Е. М. Кротевич,
начавшие лит. деятельность еще до Октября.
Я. А. Мамонтов, преодолевая присущую ему абстрактно-символическую
манеру, написал пьесы "Когда народ освобождается" (1923), "До третьих
петухов"
(1925), в к-рых стремился показать борьбу нар. масс за социальное и
нац. освобождение. Трагикомедия Мамонтова "Республика на кол„сах" (1928)
- сатира на бурж.-националистич. анархистов.
Др. драматург старшего поколения - И. А. Кочерга основывал сюжеты на
событиях из истории нар.-освободительных движений: "Фея горького
миндаля"
(1926), "Алмазный жернов" (1927). В своеобразном жанре феерии Кочерга
изображает события гражд. войны - пьеса "Марко в аду" (1928).
Революц. пафосом, публицистичностью пронизана драматургия М. Ирчана.
Он создал образы новых героев - мужественных борцов за социализм,
коммунистов-подпольщиков. Пьесы "Бунтарь" (1920), "Двенадцать" и "Семья
щ„точников" (1923), "Подземная Галицпя" (1925), так же как и написанная
позже драма "Плацдарм" (1932), знаменовали важный этап в У. д. В
драматургии Ирчана получили отражение битва двух миров -
социалистического и капиталистического, столкновение антагонистич. сил
истории - рабочего класса и буржуазии.
В сер. 20-х гг. в драматургию приш„л Н. Г. Кулиш. Его пьеса "97"
(1924) была пост. мн. т-рами Сов. Союза. Она выразила гл. конфликт этого
времени - борьбу беднейшего крестьянства против кулачества, за новую
жизнь. Большой победой драматурга является создание самобытного, нар.
характера, вожака крестьян. Следующая пьеса Кулиша - "Коммуна в степях"
(1925) посв. проблеме перехода крестьянства к коллективным формам
хозяйствования. Но попав под влияние бурж.-националистич. концепций и
левацко-анархистских лозунгов, Кулиш допустил искажение сов.
действительности в пьесах "Народный Малахий"
(1927), "Мина Мазайло" (1929). О возвращении драматурга на позиции
социалистич. реализма свидетельствует пьеса "Патетическая соната"
(1931), в к-рой развенчиваются националистич. романтика и фальшивые
"сверхклассовые идеалы", утверждаются красота и величие революц.
подвига.
В становление новой У. д. значительный вклад вн„с И. Днепровский,
творчество к-рого отличается романтич. приподнятостью и лиричностью, б
драме "Любовь и дым" (1924) показано восстановление ме-таллургич.
завода, изображены представители рабочего класса, их борьба против
врагов новой жизни. В драме "Яблоневый плен" (1926) раскрыт духовный мир
борцов революции, ставится вопрос о чести и долге сов. человека перед
народом. Днепровскому принадлежат также пьесы "Шахта "Мария (1931) и
"Последний главковерх" (1931).
Крупнейшим произв. У. д. периода е„ становления была пьеса
"Диктатура" И. К. Микитенко (1929). Здесь воплощена тема союза рабочего
класса и крестьянства в ходе преобразования нашей страны. Положив в
основу пьесы конфликт между кулаками и саботажниками, с одной стороны, и
крестьянами украинского села и рабочими судостроительного завода-с
другой, драматург показал жизненную силу диктатуры пролетариата,
опоэтизировал ведущую роль рабочих, прокладывающих путь к социализму.
В 20-х гг. новые пьесы пишут С. В. Васильченко ("Кармелюк", 1927), Е.
М. Кротевич ("Секретарь премьер-министра", 1924; "Сентиментальный ч„рт",
1923), Д. И. Бедзик ("Шахт„ры", 1924), В. П. Мин-ко ("Герои будней",
1927).
В конце 20-х - нач. 30-х гг. были написаны пьесы:
"Дело чести" (1931), "Девушки нашей страны" (1932) Микитенко; пост.
первые пьесы А. Е. Корнейчука - "На грани" (1928), "Каменный остров"
(1930), "Штурм" (1930); Я. А. Галана - "Груз" (соч. 1928), "Вероника"
(1930); Л. С. Первомайского - "Коммольцы" (1929);
Ю. И. Яновского - "Завоеватели" (1932), отображавшие революц. борьбу
и социалистическое строительство.
Эпичгероич. трагедии "Гибель эскадры" (1933). Историч. масштабность событий,
индивидуализация образов, яркие массовые сцены, напряж„нный драматизм
определили успех этой нар. драмы Корнейчука, исполненной героики и
романтики, выражающей коммуннстич. идейность. Др. пьеса Корнейчука
"Правда", написанная к 20-летию Октября (1937), воссозда„т образ В. П.
Ленина, показывает дружбу рус. и укр. народов, боровшихся за Сов.
власть.
Геропко-романтич. характер носит и нар. драма Ю. И. Яновского "Дума
про Британку" (1937), показывающая борьбу за победу Сов. власти на
Украине. В этой пьесе созданы образы борцов революции, отважно
сражающихся с классовыми врагами. В дра-матич. поэмах "Неизвестные
солдаты" (1931) и "Ваг-рамова ночь" (1933) Л. С. Первомайский
возвеличивает героику подвигов, соверш„нных во имя торжества революции и
нового строя.
Проблемы социалистич. преобразования города и деревни, утверждение
новых обществ, отношений, формирование сов. человека - осн. темы У. д. в
30-е гг.
Эти темы отразил в своей драматургии И. К. Мп-китенке. Герои его пьес
- самоотверженные труженики индустриального фронта ("Девушки нашей
страны", 1932), энтузиасты, овладевшие высотами науки и техники
("Кадры", 1930), активные борцы против воинствующего эгоизма и
человеконенавистничества ("Соло на флейте", 1935), носители новой
морали, сов. патриотизма ("Дни юности", 1936). Вопросы социа-листич.
морали разрабатываются также в пьесах И. А. Кочерги ("Пойд„шь - не
верн„шься", 1935, "Имя", соч. 1937, "Выбор", 1938), Я. А. Мамонтова
("Архитектор Шалько", 1935) и др.
Выдающееся произв. сов. драматургии - пьеса А. Е. Корнейчука "Платон
Страницы: «« « 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |