Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 » »» Советская драматургия. Украинская советская драматургия развивалась на основе достижений У. д. 19 - нач. 20 вв., творч. традиций Кот-ляревского, Квитки-Основьяненко, Старицкого, Кро-пивнпцкого, Карпенко-Карого, Франко, Леси Украинки и художественного претворения новой, социалистической действительности. Зачинателями укр. сов. драматургии выступили писатели, вышедшие из трудовых слоев народа, поднятые к творчеству революцией, грозными битвами гражданской войны, напряж„нной классовой борьбой в городе и в деревне: И. А. Кочерга П. Г. Кулиш, М. Ирчан, А. В. Головко, О. Вишня, Д. Й. Бедзик, И. Д. Днепровский, И. К. Микитенко и др. В то же время в становлении и развитии сов. У. д. приняли активное участие писатели старшего поколения - С. В. Васильченко, Я. А. Мамонтов, Е. М. Кротевич, начавшие лит. деятельность еще до Октября. Я. А. Мамонтов, преодолевая присущую ему абстрактно-символическую манеру, написал пьесы "Когда народ освобождается" (1923), "До третьих петухов" (1925), в к-рых стремился показать борьбу нар. масс за социальное и нац. освобождение. Трагикомедия Мамонтова "Республика на кол„сах" (1928) - сатира на бурж.-националистич. анархистов. Др. драматург старшего поколения - И. А. Кочерга основывал сюжеты на событиях из истории нар.-освободительных движений: "Фея горького миндаля" (1926), "Алмазный жернов" (1927). В своеобразном жанре феерии Кочерга изображает события гражд. войны - пьеса "Марко в аду" (1928). Революц. пафосом, публицистичностью пронизана драматургия М. Ирчана. Он создал образы новых героев - мужественных борцов за социализм, коммунистов-подпольщиков. Пьесы "Бунтарь" (1920), "Двенадцать" и "Семья щ„точников" (1923), "Подземная Галицпя" (1925), так же как и написанная позже драма "Плацдарм" (1932), знаменовали важный этап в У. д. В драматургии Ирчана получили отражение битва двух миров - социалистического и капиталистического, столкновение антагонистич. сил истории - рабочего класса и буржуазии. В сер. 20-х гг. в драматургию приш„л Н. Г. Кулиш. Его пьеса "97" (1924) была пост. мн. т-рами Сов. Союза. Она выразила гл. конфликт этого времени - борьбу беднейшего крестьянства против кулачества, за новую жизнь. Большой победой драматурга является создание самобытного, нар. характера, вожака крестьян. Следующая пьеса Кулиша - "Коммуна в степях" (1925) посв. проблеме перехода крестьянства к коллективным формам хозяйствования. Но попав под влияние бурж.-националистич. концепций и левацко-анархистских лозунгов, Кулиш допустил искажение сов. действительности в пьесах "Народный Малахий" (1927), "Мина Мазайло" (1929). О возвращении драматурга на позиции социалистич. реализма свидетельствует пьеса "Патетическая соната" (1931), в к-рой развенчиваются националистич. романтика и фальшивые "сверхклассовые идеалы", утверждаются красота и величие революц. подвига. В становление новой У. д. значительный вклад вн„с И. Днепровский, творчество к-рого отличается романтич. приподнятостью и лиричностью, б драме "Любовь и дым" (1924) показано восстановление ме-таллургич. завода, изображены представители рабочего класса, их борьба против врагов новой жизни. В драме "Яблоневый плен" (1926) раскрыт духовный мир борцов революции, ставится вопрос о чести и долге сов. человека перед народом. Днепровскому принадлежат также пьесы "Шахта "Мария (1931) и "Последний главковерх" (1931). Крупнейшим произв. У. д. периода е„ становления была пьеса "Диктатура" И. К. Микитенко (1929). Здесь воплощена тема союза рабочего класса и крестьянства в ходе преобразования нашей страны. Положив в основу пьесы конфликт между кулаками и саботажниками, с одной стороны, и крестьянами украинского села и рабочими судостроительного завода-с другой, драматург показал жизненную силу диктатуры пролетариата, опоэтизировал ведущую роль рабочих, прокладывающих путь к социализму. В 20-х гг. новые пьесы пишут С. В. Васильченко ("Кармелюк", 1927), Е. М. Кротевич ("Секретарь премьер-министра", 1924; "Сентиментальный ч„рт", 1923), Д. И. Бедзик ("Шахт„ры", 1924), В. П. Мин-ко ("Герои будней", 1927). В конце 20-х - нач. 30-х гг. были написаны пьесы: "Дело чести" (1931), "Девушки нашей страны" (1932) Микитенко; пост. первые пьесы А. Е. Корнейчука - "На грани" (1928), "Каменный остров" (1930), "Штурм" (1930); Я. А. Галана - "Груз" (соч. 1928), "Вероника" (1930); Л. С. Первомайского - "Коммольцы" (1929); Ю. И. Яновского - "Завоеватели" (1932), отображавшие революц. борьбу и социалистическое строительство. Эпичгероич. трагедии "Гибель эскадры" (1933). Историч. масштабность событий, индивидуализация образов, яркие массовые сцены, напряж„нный драматизм определили успех этой нар. драмы Корнейчука, исполненной героики и романтики, выражающей коммуннстич. идейность. Др. пьеса Корнейчука "Правда", написанная к 20-летию Октября (1937), воссозда„т образ В. П. Ленина, показывает дружбу рус. и укр. народов, боровшихся за Сов. власть. Геропко-романтич. характер носит и нар. драма Ю. И. Яновского "Дума про Британку" (1937), показывающая борьбу за победу Сов. власти на Украине. В этой пьесе созданы образы борцов революции, отважно сражающихся с классовыми врагами. В дра-матич. поэмах "Неизвестные солдаты" (1931) и "Ваг-рамова ночь" (1933) Л. С. Первомайский возвеличивает героику подвигов, соверш„нных во имя торжества революции и нового строя. Проблемы социалистич. преобразования города и деревни, утверждение новых обществ, отношений, формирование сов. человека - осн. темы У. д. в 30-е гг. Эти темы отразил в своей драматургии И. К. Мп-китенке. Герои его пьес - самоотверженные труженики индустриального фронта ("Девушки нашей страны", 1932), энтузиасты, овладевшие высотами науки и техники ("Кадры", 1930), активные борцы против воинствующего эгоизма и человеконенавистничества ("Соло на флейте", 1935), носители новой морали, сов. патриотизма ("Дни юности", 1936). Вопросы социа-листич. морали разрабатываются также в пьесах И. А. Кочерги ("Пойд„шь - не верн„шься", 1935, "Имя", соч. 1937, "Выбор", 1938), Я. А. Мамонтова ("Архитектор Шалько", 1935) и др. Выдающееся произв. сов. драматургии - пьеса А. Е. Корнейчука "Платон Страницы: «« « 2339 2340 2341 2342 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |