Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Бандурин В.В. - Управление госсобственностью в условиях перех. экономик

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 57
Размер файла: 307 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

 
 
 
 
 
 
 
 
   Рис.  1.1.  Граф  взаимной  обусловленности  и  дифференциации  отношения
собственности
   Таким образом, право собственности означает возможность передачи  объекта
собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам  без
утраты самого права собственности с установлением правил, которые те обязаны
соблюдать.
   Общественное разделение труда, которое представляет собой внешний  фактор
формирования и развития отношений собственности, предопределяет  объективную
необходимость и возможность разделения субъектов собственности,  пользования
и распоряжения. Материальные предпосылки этого разделения создаются числом и
разнообразим  объектов  собственности.  Одновременно   с   этим   углубление
разделения труда вызывает необходимость разделения субъекта собственности  и
субъектов управления,  что  создает  основу  делегирования  распорядительных
функций (вертикальное разделение труда) и дифференциацию функций  управления
(горизонтальное разделение труда).
   Именно разделение субъекта  собственности  и  субъекта  управления  из-за
неизбежной персонификации последнего создает  возможность  развития  теневых
отношений собственности.
   Фундаментом  проведения  экономических  реформ  в  российской   экономике
служило   радикальное   изменение   формы   собственности   путем   массовой
приватизации собственности государственной или общенародной.  При  этом,  до
настоящего времени эта задача существовала  только  в  юридическом  аспекте.
Из-за неизбежной персонификации распорядительных  и  управленческих  функций
так   называемая   государственная   или   общенародная   собственность    в
централизованной  экономике,  де-факто,  представляла  собой   собственность
авторитарной бюрократии, и именно  эти  теневые  отношения  мимикрировали  в
условия современного рынка.
   Этим  обстоятельством  определяется  использование   теневых   источников
накопления в ходе приватизации, значительный удельный вес теневого  оборота,
низкая собираемость налогов,  коррумпированность  государственной  власти  и
множество    иных    негативных    моментов    современной     экономической
действительности. Решение этих  проблем  состоит  в  идентификации  реальных
отношений собственности современного рынка и их адекватном управлении.
   Для организации  процессов  управления  принципиально  важно  согласовать
юридическое понятие собственности с ее организационным  строением,  а  также
рассмотреть  экономические  аспекты  управления  федеральной  собственностью
(рис.  1.2).  С  этой  точки  зрения  необходимо  выделить  понятие  (объект
собственности(, который следует рассматривать как точку приложения различных
управляющих воздействий. Можно сформулировать следующее определение:
   Объектом   собственности   является   организационно-обособленная   часть
национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником
или группой собственников.
   В  роли  объекта   собственности   могут   выступать:   отдельная   вещь;
совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной
участок; месторождение полезных ископаемых;  зона  воздушного  пространства;
частотный диапазон; обособленная доля в общей собственности и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Рис. 1.2. Экономические аспекты управления федеральной собственностью
   Для любого  объекта  собственник  всегда  должен  быть  персонифицирован.
Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его
решению часть или все функции могут  быть  переданы  другим  физическим  или
юридическим  лицам.  На  него  также  ложится   бремя   содержания   объекта
собственности.
   Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами  и  объектами
собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в  отличие
от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися  в
его  собственности  объектами  на  интуитивной   основе,   ориентируясь   на
использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана
с целым рядом важных обстоятельств.
   Во-первых,  результаты  процесса  управления  федеральной  собственностью
влияют на судьбы  многих  людей,  определяя  уровень  их  жизни,  социальную
защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность  и
многие другие общепризнанные человеческие ценности.
   Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число  объектов,
расположенных на всей территории страны и за  ее  пределами.  Исключительной
собственностью государства являются также объекты  воздушного  пространства,
эфира  и  ресурсов  космических  систем  в  том  понимании,  в  котором  они
включаются в национальное богатство.  До  принятия  Земельного  кодекса  вся
совокупность земельных,  водных,  лесных  участков,  а  также  все  объекты,
относящиеся  к  земным  недрам,   фактически   рассматривается   как   часть
федеральной собственности.
   В-третьих,   объекты   федеральной   собственности   отличаются   большим
организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей
национального  хозяйства  и  предназначены   для   использования   в   самых
разнообразных  направлениях:  производство  материальных  благ,  создание  и
обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д.
   Поэтому   разработка   системы   управления   госсобственностью    должна
основываться  на  предварительной  ее  структуризации  с   целью   выделения

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Бандурин В.В., Управление госсобственностью в условиях перех. экономик