Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631  1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641  » »»

колорит распространяется даже и на язык. Так напр.,  комедия  его:  "Las
famosas  Asturianas"  ("Знаменитые  женщины  Астурии)  написана   слогом
древнекастильских летописей. Особенно любил Л. изображать первые времена
испанско-христианской   монархии.   Он   охотно   выводил    на    сцену
патриархальных  поселян  Кастилии,  которые  то  обработывали  поля,  то
обнажали меч против мусульман. Наиболее известные из  исторических  драм
Л.: "Conde Fernan Gonzalez" или "La Libertad de Castilia" и "El Principe
Despenado" ("Король, брошенный  в  пропасть"),  где  выведены  на  сцену
народное возмущение и насильственная смерть короля,  дона  Гарсии.  И  в
другой пьесе, "Innocente Sangre" ("Невинная кровь"), король  несет  кару
за  свою  несправедливость.  Знаменитая  драма  "Estrella  de   Sevilla"
("Звезда  Севильи")  чрезвычайно  богата   драматическими   положениями:
действующие лица низвергаются с вершины счастья в  бездну  страданий.  В
"El Mayor Alcalde El Rey"  ("Лучший  алькад  -  король")  Л.  изображает
высокую справедливость короля, на фоне жизненной  картины  средневековых
нравов. Пьеса "Con supan se lo  coma"  -  одна  из  тех,  в  которых  Л.
превозносит преимущества сельской жизни  над  придворной.  В  прекрасной
драме "La esclava de su galan" ("Раба  своего  возлюбленного")  особенно
выделяется фигура женщины, жертвующей собой для любимого человека. Очень
художественна  и  последняя  драма  Л.:  "El   castigo   sin   venganza"
(переведенная на русский язык С. А. Юрьевым), весьма  мрачного  оттенка,
написанная Л. в 1631 г., когда ему было уже около 70 лет. Драма  "Fuente
Ovejuna" ("Овечий источник"; тоже переведена на русский язык С. Юрьевым)
принадлежит к  числу  тех  исторических  драм  Л.,  где  главным  героем
является народ. Л. брал сюжеты  и  из  истории  других  стран,  например
Португалии. Есть у него даже пьеса из русской истории "Еl gran duque  de
Moscovia"  ("Великий   князь   Московский"),   повествующая   о   судъбе
Лжедимитрия. Он черпал также темы из мифологии, из средневековых легенд,
из итальянских и испанских новелл, из библейской истории и жития святых.
Духовные драмы Л.  не  принадлежат  к  числу  лучших  его  произведений.
Выдающимися считаются из них только "Barlan у Zozafat",  "Las  aventuras
del bombre" и "La Puente del Mundo". Есть у Л. и нечто вроде философских
драм, напр. "Las flores  de  D.  Juan"  ("Цветы  д.  Хуана"),  где  поэт
старается доказать, как непостоянно людское счастье. Главным  источником
творчества Л. служила его собственная неиссякаемая фантазия.
   Комедии Л., в которых он также является великим мастером, не задаются
сатирическими целями: Л. не имеет в виду исправлять людей, еще  менее  -
карать их. Он желает лишь позабавить публику, понравиться ей. Однако,  в
его комедиях чувствуется высокое понятие о человеческом достоинстве; они
исполнены тонкого анализа, проникнуты добродушным юмором и  представляют
бесконечную галерею  картин  людских  страстей  и  стремлений.  Наиболее
известны комедии: "El acero de Madrid" ("Мадридская стальная вода"), "La
boba рага los otros у discreta para si" ("Глупая для других и мудрая для
себя самой"), "Si no vieran myeros" ("Если бы женщины не  видели"),  "El
villan in su rincor" ("Земледелец  у  себя  дома")  и  другие.  Особенно
глубоко проник Л. в тайны женского  сердца.  Он  берет  женщин  из  всех
классов общества, начиная с королев и кончая куртизанками,  и  наряду  с
величайшими их добродетелями изображает  и  величайшие  их  пороки.  Ему
равно знакомы и глубокое чувство любящей девушки, и  капризы  влюбленной
кокетки,  и  геройский  дух  женщины,  призывающей  народ  к  борьбе  за
отечество. Несмотря на небывалый успех и  популярность  Л.  -  и  в  его
отечестве, и за  пределами  его,  -  в  XVIII  в.,  когда  в  литературе
воцарился псевдоклассицизм, великий испанский драматург был почти  забыт
даже у себя на родине. Немецкая романтическая школа, вновь возбудившая в
Европе интерес к испанской литературе, отнеслась крайне пренебрежительно
к  Л.,  возводя  на  пьедестал  его   преемника,   гениального   мистика
Кальдерона. Между тем, хотя у Кальдерона более совершенна  драматическая
форма и больше глубины,  он  дальше  от  действительности,  у  него  нет
естественности и простоты чувства, нет свежего и наивного языка Л.  и  к
тому же некоторые знаменитые произведения Кальдерона,  как,  напр.,  "El
medico  de  su  honra",  заимствованы  у  Л.  "El  alcal   de   Zalomea"
("Саломейский алькад"), - единственная драма Кальдерона,  где  крестьяне
являются представителями нравственности, чести и правды,  -  тоже  ничто
иное, как переделка одноименной драмы  Л.  Только  сравнительно  недавно
немецкая критика, в лице Шака и друг.,  отдала  должное  Л.  и  выяснила
оригинальные стороны его гения. У Л. всюду  сквозит  любовь  к  простому
народу. Многие народные песни, сочиненные им самим и вставленные  в  его
пьесы, перешли в уста  народа  и  поются  поныне.  -  Кроме  Кальдерона,
заимствования из Л. можно найти  у  Морето,  Вермонте  и  др.  испанских
писателей, так как из литературного наследства Л. потерялось около  1500
драм,  то  весьма  вероятно  предположение,  что   огромное   количество
испанских   пьес,   считающихся   оригинальными,   в    действительности
заимствованы  у  Л.  Французские,  итальянские  и   другие   иностранные
драматурги также многим обязаны Л. Из изданий  произведений  Л.  лучшие:
Rico, "Colleccion de los obras sueltos de Lope"  (Мадрид,  1776  -  79);
Ribadeneyra, "Obras no dramaticas de Lope", "Comedias" (Мадрид,  1604  -
47). Избранные драмы Л. изданы Герценбушем: "Obras dramaticas  escogidas
de Lope" (Мадрид, 1853 -  60).  "Comedias  ineditas  de  Lope"  вышли  в
Мадриде в 1873 г.

   Литература. Montalvan, "Fama posthuma a la vida  у  muerte  de  Lope"
(Мадрид, 1836); Holland, "Some account of the live and writings of Lope"
(Л., 1817); Damas Hinard, "Notice sur  Lope"  (П.,  1861);  Lewes,  "The
Spanish drama: L. de Vega  and  Calderon"  (1846);  Labeaumelle,  "Chefs
d'oeuvre des theatres etrangers" (1849); Ernest Lafond,  "Essai  sur  la
vie et les oeuvres de Lope" (1837); Schack, "Geschichte d.  dramatischen
Litteratur  und  Kunst   in   Spanien";   Тикнор,   "История   испанской
литературы". Недавно начато испанскою акд.  издание  сочинений  Л.,  под
заглавием: "Lope de  Vega.  Obras",  с  приложением  "Nueva  Biografia",
Барреры (Мадрид, 1890 - 92), занимающей целый большой  том.  На  русском
языке, кроме указанных уже  переводов  С.  Юрьева:  "Собака  садовника",
перев. Пятницкого ("Отечеств. Записки",  1851  -  54)  и  "Сети  Фенизы"
("Вестн. Иностр. лит.").
   М. В.
   Лопух (Lappa L.) - род растений из сем.  сложноцветных  (Compositae).
Это  -  высокие  ветвистые   двулетние   растения,   покрытые   крупными
серцевидно-яйцевидными, выемчато-зубчатыми, снизу  обыкновенно  паутинно
войлочными  листьями,   цветочные   головки   средней   величины   почти
шаровидные,  собранные  в  метельчатые  соцветия;  поволока  состоит  из
черепичатых  шиловидно-заостренных,  на  конце  крючковатых   листочков;

Страницы: «« « 1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631  1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640   1641  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь