Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1622   1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630  1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640  » »»

национальную поэзию, воссоздать  красоту  девственных  лесов,  наивность
младенческого  населения,  его  простые  чувства  и  цельные  характеры.
"Евангелина" навеяна  Гетевской  поэмой  "Герман  и  Доротея".  Девушка,
разлученная с возлюбленным, вследствие неожиданного изгнания их семей из
родного гнезда,  одинокая  и  печальная  жизнь  любящих,  их  подвиги  в
служении страдающим соотечественникам, их встреча в госпитале,  когда  в
умирающем Габриэле Евангелина, теперь сестра  милосердия,  узнает  друга
своей  юности  -  таков  сюжет  поэмы,  прекрасной,   главным   образом,
отдельными эпизодами, описаниями быта и дикой природы, а  также  удачным
употреблением гекзаметра. В "Гайавате" Л. очень живописно отразил  жизнь
подвижного народа, говорящего необыкновенно быстро и  много,  при  очень
ограниченном словаре и еще более ограниченном запасе идей. Самый размер,
избранный Л. в подражание финской Калевале, очень подходит к  содержанию
поэмы, которая, более  чем  все  другое  написанное  Л.,  воплотила  дух
американского  народа.  "The  Courtship  of  Miles  Standish"   достойно
заканчивает  серию  национальных  поэм,  воспроизводя  нравы  и  чувства
пуритан в первую эпоху их америк. жизни. Л.,  благодаря  своим  обширным
литературным знаниям, вдохновлялся нередко и общеевропейскими  сюжетами,
в особенности средневековыми легендами. Таковы:  "Golden  Legend",  "The
Spanish Student", некоторые поэмы из "Tales of a Wayside Inn" и  др.  Из
его многочисленных переводов  особенно  замечателен  перевод  Дантовской
"Божественной Комедии",  очень  точный  и  художественный,  несмотря  на
отсутствие рифм. См. Eric S.  Robertson,  "Life  of  H.  W.  Longfellow"
("Great writers"), с полным библиографическим указателем.
   З. В.

   На русск. яз. переводы: М. Л. Михайлова, "Песни о неграх" ("Соврем.",
1861, т. 86); Д. Л. Михаловского (в "Вестн. Евр." 1879,  X  ,  и  в  его
сборнике:  "Иностранные  поэты",  СПб.,  1876);  Ю.  Иванова   ("Вестник
Европы", 1870, X), О. Михайловой (ib.,  1889,  XII);  Вл.  Орлова  (ib.,
1882, VIII); П. И. Вейнберга ("Отеч. Записки", 1869, ј 5, 1875, ј 5 - 6)
и др. Часть этих перев. вошла в сборн.  H.  В.  Гербеля,  "Англ.  поэты"
(СПб., 1877) и в "Хрестоматию" Филонова.
   Лопе де Вега (Lope Felix de  Vega  Carpio)  -  гениальный  драматург,
творец испанской национальной драмы, род. 25 ноября 1562 г.  в  Мадриде.
Отец  Л.  писал  стихи,   как   видно   из   поэмы   его   сына:   "Лавр
Аполлона"("Laurel de Apollo"), заключающей в  себе  панегирик  тогдашним
испан. писателям. По-видимому, Л. потерял рано своих  родителей.  Десяти
лет он поступил в коллегию Иезуитов в Мадриде  и  скоро  начал  сочинять
комедии. Первая, дошедшая  до  нас  пьеса  его,  "El  verdader  amante",
написана им 12 или 13 лет от роду, прекрасными стихами, и имела  большой
успех. Вышедши  из  алькалского  университета,  Л.  поступил  секретарем
герцога Альба, по просьбе которого написал пастушеский  роман  "Arcadia"
(смесь прозы со стихами), появившийся в печати только в 1598 г.  В  1584
г. Л. женился, а, спустя год, по причинам до сих пор неразъясненным, был
заключен в тюрьму, затем изгнан из Мадрида на несколько лет. В  1588  г.
он принял участие в экспедиции великой армады. В 1591 г. умерла жена Л.;
смерть ее страшно потрясла поэта. Литературное положение  Л.  уже  в  ту
пору было блестящее. С 1585 г. на  столичных  сценах  давались  чуть  не
исключительно  драмы  Л,  имевшие  необычайный   успех.   Сервантес,   в
предисловии к  "Ocho  соdias",  называл  Л.  "дивом  природы",  "великим
писателем", возвысившимся сразу до степни "повелителя театра". В 1599 г.
Л. издал самую популярную из всех своих поэм "San Isidro Labrador" ("Св.
Исидор Пахарь"). В 1604 г. Л. женился вторично и окончательно  поселился
в Мадриде. Через несколько лет умер один из его сыновей, умерла жена; он
постригся в монахи и вступил в  религиозное  братство,  членом  которого
состоял и Сервантес. Духовный сан ни мало  не  препятствовал  драматургу
писать комедии; не изменил он и страстного темперамента поэта. В 1616 г.
он безумно влюбился в Марту Неварес. Эта любовь длилась 16 лет, до самой
смерти доньи Марты, которую Л. воспел  под  именем  Амарильи  и  которой
посвятил несколько драматических произведений. Она развелась с  мужем  и
переехала в дом Л., но за четыре года до смерти ослепла и затем впала  в
безумие. Дочь Л. 16-ти лет ушла в монастырь, а другой сын  его  погиб  в
экспедиции для ловли жемчуга.  -  Ряд  сценических  триумфов  сделал  Л.
идолом толпы. Восхищение им переходит в  обожание;  имя  его  становится
синонимом для всего наилучшего. Если  Л.  показывался  на  улице,  толпы
народа  следовали  за  ним,  женщины  выходили  на  балконы.  Ученые   и
литераторы, испанские и иностранные,  нарочно  ездили  в  Мадрид,  чтобы
только взглянуть  на  "Феникса  Исании".  Слава  Л.  возбудила  мелочную
зависть некоторых менее известных писателей  и  вовлекла  его  в  разные
дрязги и ссоры.  Даже  с  Сервантесом  у  Л.  существовала  литературная
вражда. У Л. не хватало великодушия помнить, что Сервантес был горемыка,
жил в крайней бедности и не  был  оценен  по  заслугам;  он  не  понимал
значения и  гениальности  "Дон-Кихота".  Сервантес  называл  Л.  поэтом,
которому в прозе и стихах нет равного
   - но вместе с тем указывал, хотя и очень  сдержанно,  слабые  стороны
его творчества. С годами производительность Л. скорее увеличивалась, чем
уменьшалась, а духовная сила его не ослабевала.  За  год  до  смерти  Л.
окончил  последнюю,  превосходную  комедию  свою:  "Las  bizarrerias  de
Belisa", и еще за четыре дня до смерти, - он умер 27 августа 1635 г.,  -
написал поэму "El sigio de оrо" ("Золотой век"), замечательную  по  силе
гармоничности и прелести стиха. Похороны  Л.  были  необычайно  пышны  и
блестящи. 150 испанских поэтов написали в память его  стихотворения,  из
которых составился целый том. В другой том, появившийся в Венеции, вошли
стихотворения, посвященные памяти Л.  наиболее  известными  итальянскими
поэтами. Отличительными чертами характера Л., при всей страстности  его,
были добродушие и нежность.
   Неувядаемая слава Л. зиждется, главным образом, на его  драмах,  хотя
его поэмы, оды, послания, элегии также отличаются силой, оригинальностью
и звучным, прекраснм стихом. Он написал около 2000 пьес, из  которых  до
нас дошли только 500. Творчество Л. было очень близко к импровизации. Он
сочинял стихи с необыкновенною легкостью и диктовал их скорее, чем можно
было их записывать. До  Л.  число  испанских  пьес  было  незначительно.
Вдохновившись народной поэзией, Л. придал драме художественную  форму  и
гениально отразил в ней главнейшие черты испанской жизни  того  времени.
Прежде всего проникнутый горячей любовью к отечеству, он  не  пропускает
ни одного  интересного  события  испанской  истории,  ни  одного  случая
увековечить  честь  и  славу  своего  народа.  Он  редко  придерживается
исторической точности, но тем  не  менее  драмы  его  проникнуты  вполне
историческим духом. Желание Л.  придать  каждой  эпохе  свойственный  ей

Страницы: «« « 1622   1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630  1631   1632   1633   1634   1635   1636   1637   1638   1639   1640  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь