Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623  1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633  » »»

составляет вместе 1440 сил. Каждый из них требует при нормальной  работе
900 ампер и 300 вольт. Передача тока от линейного провода производится с
помощью контактного башмачка,  прижимаемого  к  проводу  над  крышей  Л.
пружиной. Нормальная скорость товарных поездов, следующих  с  этими  Л.,
назначена в 24 км., но при малом составе  поездов  скорость  может  быть
доведена до 80 км. в час. Полный вес  товарного  поезда  достигает  1900
тон. Для тяги же пассажирских поездов в  том  же  туннеле  употребляются
более легкие такие же электрические  Л.  При  введении  на  существующей
железной дороге большого протяжения Л. этого рода, заимствующих  ток  от
наружных  проводов,  пришлось  бы  сделать  значительную  единовременную
затрату на устройство электрической линии. Расход этот  можно  избегнуть
применением  электро-парового  Л.  системы  Гейльмана,  динамо  которого
приводятся  в  движение  паровой  машиной,  помещенной   на   самом   Л.
Пользование  таким  Л.  устраняет   также   опасность,   сопряженную   с
присутствием электрических проводов на железной дороге  со  значительным
движением и большим числом  скрещений,  стрелок  и  ответвлений.  Опыты,
произведенные с электровозом Гейльмана  на  нескольких  франц.  железных
дор., дали благоприятные результаты.  Паровой  двигатель  Л.  Гейльмана,
помещенный  на  раме,  приводит  во  вращение  первичную  динамо-машину,
которая,  в  свою  очередь,  заставляет  работать   приемочную   динамо,
обхватывающую ось и заставляющую последнюю вращаться. На  первый  взгляд
может показаться, что это тройное преобразование силы должно повлечь  за
собой значительную потерю работы, но на деле, как показали опыты, потеря
эта вознаграждается с избытком другой, очень важной выгодой.  Вследствие
отсутствия  механической  связи  между  паровой  машиной   и   колесами,
двигатель этот может работать с неизменным расширением.  Впуск  пара  не
изменяется,  и  ему  придается  такой  размер,   который   соответствует
наибольшей утилизации работы пара.  В  обыкновенных  же  паровозах,  для
изменения усилия, передаваемого колесам, напр. при трогании с места,  на
подъемах  и  пр.,  изменяют  впуск  пара,  который  тогда  работает  при
невыгодных условиях, с большей затратой его на лош. силу. В  электровозе
Гейльмана  движение  регулируется  изменением  числа  оборотов   динамо,
сообразно профилю пути и потребной  скорости  хода,  паровая  же  машина
продолжает работать в постоянных, наиболее выгодных  для  нее  условиях.
Выгода  электропарового  Л.  приобретает  особое  значение  при  большой
скорости  движения,  при  которой  в   обыкновенном   паровозе   вредные
сопротивления от трения,  ударов  и  сотрясений  поглощают  значительную
часть работы, между тем как в электровозе сопротивление езде  происходит
только от колес, и это сопротивление возрастает лишь медленно вместе  со
скоростью. Многочисленные опыты доказали, что сопротивление движению  Л.
Гейльмана,  выражаемое  числом  кг.  на  тонну  веса,  составляет  около
половины сопротивления обыкновенного паровоза. При  пробных  поездках  с
поездами скорость движения превосходила на некоторых участках 100 км.  в
час, без малейших  нарушений  спокойного  хода.  В  настоящее  время  Л.
системы Гейльмана применяются в регулярном движении для тяги  курьерских
поездов на французской Западной ж. д. Серьезное неудобство Л.  Гейльмана
- это значительный вес. Самые крупные паровозы не тяжелее 97 - 100 тонн,
между тем как первый Л., построенный по  системе  Гейльмана,  весит  113
тонн.
   А. Т.
   Ломбард (франц. Lombard) - кредитное учреждение, ссужающее деньгами в
долг, под залог движимости. В средние  века  недостаток  кредита  ставил
небогатого человека в рабскую зависимость от  ростовщиков.  Хотя  против
последних  принимались  правительствами  разные   меры,   но   цель   не
достигалась, как вследствие поддержки, которую оказывали им папы, так  и
вследствие потребности в капиталах. Тогда придумали помочь злу тем,  что
дали некоторым ростовщикам привилегию  исключительного  права  на  ссуду
деньгами, узаконив,  притом,  норму  процентов.  Так,  при  Людовике  XI
ломбардцы, получив  такую  привилегию,  устроили  во  Франции  кредитное
учреждение  (ломбард).  В  XV  стол.  появляется  стремление   открывать
человеколюбивые кредитные учреждения для выдачи ссуд бедным без % или  с
небольшим %, но  под  заклад  вещей.  После  горячих  проповедей  монаха
Барнабе в Перуджии, Л. (monte de piete)  начинают  открываться  по  всем
городам Италии. Вызванная ростовщиками агитация против  этих  учреждений
окончилась благословением последних папами на латеранском соборе (1512 -
17), но с тем, чтобы ссуды из них выдавались под  малые  %,  необходимые
для покрытия издержек их администрации. В Германии первый Л. учрежден  в
Нюрнберге в 1498 г.  Во  Франции  в  начале  XVII  ст.  Hugues  Delestre
представил проект учреждения  mont-de-piete,  с  величайшим  энтузиазмом
рекомендуя выгоды этого учреждения. В 1626 г.  повелено  было  в  каждом
городе отрыть mont-de-piete, которое должно было выдавать ссуды под  6%;
но в  следующем  году  последовал  приказ  остановить  исполнение  этого
повеления. Лишь  в  1777  г.  Неккер  основал  парижский  mont-de-piete,
имеющий ныне 24 отделения. В Англии внесен был в начале XVIII ст.  билль
о необходимости открыть Л., в виду того, что ростовщики берут до 80 %. В
1708 г. правительство разрешило устроить такой банк; но  в  1730  г.  он
должен  был  закрыться,  вследствие  совершенной   кассиром   кражи.   В
Великобритании и Сев.-Амер. Соед. Штатах открытие Л. в  настоящее  время
предоставлено частным лицам. Широкое распространение Л. получают в нашем
веке, особенно в  Бельгии,  Голландии,  Италии  (583  Л.),  Франции.  Л.
устраиваются на разных  началах,  но  во  всяком  случае  под  контролем
правительства. Во Франции в 1851 г. принят закон, по которому наблюдение
за Л. в департаментах вверено особым советам - conseils de surveillance.
В настоящее время во Франции более 40 Л.,  с  оборотами  ок.  450  милл.
франк. В  Бельгии  около  30  Л.,  содержимых  общинами,  под  контролем
провинциальных советов; обороты их - до 350 милл. фр.,%
   - 4 - 7 в год. В Испании  в  1702  г.  основан  Мадридский  monte  de
piedad, имеющий теперь 12 отделений  и  по  его  образцу  открыты  Л.  в
некоторых   больших   городах.   В   Австрии   и   Германии   рядом    с
правительственными и общинными Л. действуют частные (венский Л.  сущ.  с
1713 г.). В Германии 4 правительственных и свыше 60 больших общественных
Л. (в городах с населением более  50  тыс.  жит.).  Правительств.  Л.  :
корол. в Берлине при "kgl. Seehandlung", великогерц. Л. в Веймаре, герц.
Л. в Готе и Брауншвейге.
   В России об обеспечении кредита правительство  начало  заботиться  со
времени Анны Иоанновны. Для борьбы с ростовщиками, взимавшими  громадные
%, повелено было монетной конторе выдавать  желающим  ссуды  под  заклад
золотых и серебряных вещей, в размере 1/4 их ценности, из 8% в  год.  Из
учрежденного в 1754 г. государственного  заемного  банка  положено  было
выдавать  ссуды  под  залог  драгоценностей  и  недвижимых  имений.  При

Страницы: «« « 1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623  1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631   1632   1633  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь