Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614  1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624  » »»

времен, суть следующие: "О началах геометрии" ("Казанский Вестн. ", 1829
- 1830); "Geometrie imaginaire" ("Crell's  Journal  fur  die  reine  und
angewandte  Mathematik",  т.  17);  "  Воображаемая  геометрия"  ("Учен.
Записки Казанского Унив.",  1835);  "Новые  начала  геометрии  с  полной
теорией параллельных" ("Учен. Записки  Казанского  Унив.",  1835,  1836,
1837 и 1838); "Применение воображаемой геометрии к некоторым интегралам"
("Учен. Записки Казанск. Унив.", 1836); "Geometrische Untersuchungen zur
Theorie der Parallellinien"  (Б.,  1840);  "Pangeometrie  ou  precis  de
geometrie fondee sur une theorie generale et rigoureuse des  paralleles"
- в сборнике, изданном по случаю юбилея казанского унив. в 1856 г.
   Н. Делоне.
   Лобное  место  -  в  московском  Китай-городе,  на  Красной  площади.
Устроенное, по преданию, в начале XVI в., оно  впервые  упоминается  под
1550 г., когда Иоанн IV дал с него народу торжественный обет править  на
благо государства. Из Годуновского чертежа Москвы  видно,  что  это  был
помост из кирпича; по описям XVII в. он имел деревянную решетку, а также
навес или шатер на столбах. В 1786  г.  Л.  место  вновь  отстроено,  по
прежнему плану, из дикого тесаного  камня.  Теперь  возвышенный  круглый
помост его окружен каминными перилами; в зап. части -  вход  с  железной
решеткой и дверью; 11 ступеней ведут  на  верхнюю  площадку.  Наибольшее
значение для московского населения Л. место имело в допетровское  время.
Издревле и доныне крестные ходы  останавливаются  около  него  и  с  его
вершины архиерей осеняет народ крестным  знаменем.  Во  время  "Входа  в
Иерусалим" патриарх  с  духовенством  восходил  на  Л.  место,  раздавал
освященные вербы царю, духовенству и  боярам  и  оттуда  ехал  на  осле,
ведомом царем. Поныне около Л.  места  продаются  вербы  и  устраиваются
гулянья. С 1550 г. Л. место нередко называлось в  актах  "Царевым",  как
царский трибунал, царская кафедра. До Петра на  нем  объявлялись  народу
важнейшие указы государей. Олеарий называет его Theatrum proclamationum.
Польские послы 1671 г.  сообщают,  что  здесь  государь  однажды  в  год
являлся перед народом и, по достижении наследником 16 лет, показывал его
народу, что подтверждает и Коллинс. С Л.  места  объявлялось  народу  об
избрании патриарха, войне, о заключении мира; около  него  были  казнены
"крамольники" Иоанном IV и стрельцы Петром I; у его ступеней в  1606  г.
лежал обезображенный труп Лжедимитрия I; с него требовали собора и потом
объявили свою победу в 1682 г. Никита Пустосвят "с товарищи"; с него  же
успокаивал возмутившийся народ Алексий  Михайлович.  Ср.  Снегирев,  "Л.
место в Москве" (в "Чт. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос." за 1861 г., ј 1),  и
Фабрициус, "Кремль в Москве".
   В. Р - в.
   Ловиц (Товия, 1757 - 1804) - химик. Прибыл в Россию с отцом,  Георгом
Л., но случайно спасся от его трагической участи. Учился в академической
гимназии, затем был аптекарем, в 1790 г. назначен адъюнктом  химии  спб.
акд. наук, в 1798 г. утвержден академиком. Кроме многочисленных статей в
"Krell's Annalen", в "Nova Acta Academiae"; в  "Трудах  Вольно-Экономич.
Общества" и "Технологическом Журнале", Л. написал: "Anzeige eines  neuen
Mittels Wasser auf See reisen vor den Verderben zu bewahren  und  faules
Wasser wieder trinkbar zu machen" (СПб., 1790), "Опыты  очищения  грубой
селитры угольями" (СПб., 1792),  "Показание  нового  способа  изготовить
уксусную кислоту" (СПб., 1800).
   Логика (от logoV разум, слово, мышление) - по мнению одних ? наука  о
доказательстве, по мнению других ? наука о законах  и  формах  мышления.
Чтобы познать сущность Л. и ее задачи, следует обратиться к истории.
   I. Л.  есть  продукт  греческого  ума.  Признавать  здесь  первенство
индусов   нет   серьезных   оснований.   Творцом   Л.   считается,    по
справедливости, Аристотель, хотя в греческой философии, в особенности  у
Сократа и Платона, и раньше были затронуты некоторые логические вопросы.
Диалектика элеатов, учение софистов, опровержение их Сократом и Платоном
дали богатый материал, из которого Аристотель мог  создать  свое  дивное
логическое  построение.  Его  "Органон"  состоит  из   пяти   сочинений:
категорий, учения об истолковании, двух аналитик, топики и софистических
доказательств. Категории отчасти соответствуют  той  части  Л.,  которую
теперь  называют  учением  о  понятиях;  в  сочинении  об   истолковании
излагается учение о суждениях, в аналитиках - учение о  силлогизме  и  о
научном доказательстве, в топике, наиболее устаревшем из всех логических
сочинений Аристотеля, - о  диалектических  доказательствах  и  вероятных
заключениях; наконец, в софистических доказательствах приводятся примеры
ложных умозаключений и показаны пути, как  избавиться  от  софистических
ошибок. Важнейшая заслуга Аристотеля и в  то  же  самое  время  наиболее
самостоятельная  его  работа  состоит  в  разъяснении  различных   видов
силлогизма и  в  анализе  различных  способов  научного  доказательства.
Аристотеля обыкновенно считают  творцом  того  логического  направления,
которое называется формальным и занимается анализом понятий, суждений  и
умозаключений,  рассматривая  их   совершенно   независимо   от   самого
содержания  понятий  и   суждений.   Возможность   такого   отвлеченного
рассмотрения заключается, по-видимому, в том,  что  во  всяком  познании
можно  различить  два  момента:  материальный  (то,  что   мыслится)   и
формальный (как  оно  мыслится),  и  эти  моменты  в  известной  степени
отделимы друг от друга. История Л. есть в значительной  степени  история
формального логического направления; тем не менее несправедливо упрекать
Аристотеля в формализме. Отделения содержания от формы мысли в том виде,
в котором мы его встречаем позднее, по преимуществу в средневековой  Л.,
у Аристотеля еще нет; поэтому можно только утверждать, что формальная Л.
вышла из Аристотелевской, но нельзя говорить, что Аристотель есть творец
формальной  Л.  Послеаристотелевская  греческая  Л.  не  имеет  большого
значения.  Стоики  пополнили  силлогистику   учением   об   условном   и
разделительном умозаключении и положили основание  учению  о  восприятии
как элементе познания; но эти труды не получили  в  истории  значения  и
дальнейшего  развития.  В  средневековой  схоластической  философии,   в
которой бедность реального содержания искупалась  строгостью  логических
форм, Л. стала формальным учением о понятии, суждении  и  умозаключении,
причем силлогизм признан единственной  формой  научного  доказательства.
Типичный учебник средневековой Л. - "Summulae" Петра  Испанского.  Связь
логических вопросов с общефилософскими, гносеологическими  выразилась  в
знаменитой борьбе двух направлений - реализма и номинализма, состоящей в
выяснении того значения, которое следует давать общим  понятиям,  т.  е.
субъективны ли они или же имеют и объективное бытие,  как  учил  Платон.
Самая оригинальная попытка реформы логики  в  средние  века  принадлежит
Раймунду Люллию (1234 - 1315); но так как она не относится к формальному
направлению, то о ней будет сказано ниже. Под влиянием эпохи Возрождения

Страницы: «« « 1606   1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614  1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621   1622   1623   1624  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь