Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1599   1600   1601   1602   1603   1604   1605   1606   1607  1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615   1616   1617  » »»

политических карикатур, сцен лошадиного спорта и общедоступных портретов
современных знаменитостей. В России Л.  введена  в  1818  г.  чиновником
министерства иностранных дел бар. П. Шиллингом, который был командирован
в Мюнхен специально для ее изучения,  с  тем,  чтобы  потом  можно  было
пользоваться  ею  при  копировании   деловых   бумаг.   Первое   частное
литографическое заведение в СПб. было открыто, в 1820-х гг., Давиньоном.
Около этого времени пользовались у нас большим почетом бойкие литографии
А. Орловского (фигуры казаков и других всадников и сцены уличной жизни),
печатанные, однако, преимущественно в Париже. Распространению знакомства
с Л. в нашем отечестве много способствовало в 1830  -  40-х  годах  спб.
общество  поощрения  художеств,  заказывавшее  молодым   артистам,   под
руководством А. Венецианова, литографировать избранные картины  Эрмитажа
и некоторые произведения русской живописи и издававшее их работы на свой
счет.   Впоследствии   лучшими   заведениями,   из   которых    выходили
художественные Л., были  принадлежавшее  П.  Пти  (издавшему  эрмитажную
картинную галерею в рисунках группы художников,  приезжих  из  Франции),
фирма Дарленга и доныне существующее заведение А. Э. Мюнстера  (издателя
"Портретной  галереи  русских  деятелей",  у   которого,   сверх   того,
печатались  первые  восемь  лет  превосходного  "Русск.  художественного
листка" В. Тима). -  Ср.  A.  Senefelder,  "Lehrbuch  der  Lithographie"
(1819; 2 изд., 1827); журнал Изермана: "Lithographia" (Гамбург,  1861  и
cл.); Weishaupt, "Das Gesamtgebiet des Steindrucks" (5 изд., Вена, 1875,
с атл.) и Н. Bouchot, "Le lithographie"  (один  из  томов  "Bibliotheque
d'enseignement des beauxarts", изд. А. Кантеном).
   А. С - в.
   Литургика -  название  одной  из  богословских  наук,  имеющей  своим
предметом учение о христианском церковном богослужении, в котором первое
место занимает литургия. Обыкновенно Л.  делится  на  общую  и  частную.
Первая рассматривает богослужение как институт  или  учреждение  вообще,
излагает  теоретические  его   основания,   рассказывает   историю   его
происхождения и развития, говорит  о  составных  частях  богослужения  -
таинствах, молитвах, песнопениях, чтении  св.  Писания,  поучениях  и  о
символических действиях, их сопровождающих, о совершителях  богослужений
-  священнослужителях  и  церковнослужителях,  о   временах   и   местах
совершения  богослужений,  о  священных  изображениях   и   одеждах,   о
богослужебных  сосудах  и  книгах.  Л.  частная  имеет  своим  предметом
отдельные чинопоследования, повседневные - вечернее,  утреннее,  дневное
(литургия), - присвоенные праздникам и постам,  таинствам  и  т.  п.  Л.
вообще и в особенности Л. православная - наука всецело  археологическая,
почему она часто носит  назв.  "церковной  археологии".  Частная  Л.,  в
смысле археологии, менее обработана, чем общая,  отчасти  по  недостатку
древних свидетельств об отдельных богослужениях, отчасти по причине едва
начинающегося  изучения  этих  свидетельств,   особенно   древнерусских.
Первоисточники православной Л.: Кирилла Иерусалимского, "Огласительные и
тайноводственные поучения"; Дионисия Ареопагита, "О церковной иерархии";
Софрония,  пaтpиapxa  иерусалимского  (умер  в  644),  "О   божественном
священнодействии"; Германа, патриарха константинопольского (умер в 740),
"Созерцание предметов церковных". Все эти  сочинения  имеются  в  русск.
переводе (в приложениях к журналу "Христианское Чтение" за 1855  -  1867
гг.).  После  них  особенно  важное  значение  для   Л.   имеют:   Goar,
"Eucologion, sive  rituale  Graecorum"  (1647);  Renaudot,  "Liturgiarum
orientalium  collectio"  (1715  г.;  по  этой  книге   главным   образом
составлено русское издание "Собрание древних  литургий",  СПб.,  1872  -
1874);  Assemani,  "Codex  liturgicus   ecclesiae   universae"   (1749);
Binghamus, "Origines, sive antiquitates ecclesiae" (Галле,  1755  -  58;
русск. переделка Ветринского, "Памятники древней  христианской  церкви",
1830).  Самый  подробный  перечень  сочинений  западной  литературы   по
церковной  археологии  см.  в  соч.   аббата   Martigny:   "Dictionnaire
d'archeologie chertienne" (Париж, 1887 г.). Лучшие новейшие системы Л. в
западной литературе - Шмидта  и  Люфта,  в  русской  литературе:  "Новая
Скрижаль", архиеп.  Вениамина  (последнее  изд.  1870  г.),  "изъяснение
литургии" Дмитревского, "Толкование на литургию, - на паремии"  (1881  -
94 гг.) Виссариона, еписк. костромского. Курсы Л. на рус. языке  имеются
лишь  в  размерах   семинарских   учебников   (Альхимовича,   1891   г.;
Смолодовича, 1869 г.; Петра Лебедева, 1893 г.). Главные  монографии:  Ф.
Смирнов, "Богослужение апостольского времени" (1873) и "Богослужение  со
времени апостолов до IV в." (1874); Н. Одинцов, "Порядок общественного и
частного Богослужения в древней  России  до  XVI  в.  (СПб.,  1881);  А.
Дмитриевский,  "Богослужение  русской  церкви  за  первые  пять   веков"
(критика  предыдущего  сочинения  -  в   "Прав.   Собеседнике",   1883);
"Богослужение в русск, церкви в XVI в." (Казань, 1883). См. указатели  к
духовным журналам, в отделе Л.
   И. Б - в.
   Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) - название главнейшего  из
христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде  и
значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи
христианского миросозерцания и  главные  цели  христианской  церкви.  Л.
установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го  послания  к
коринфянам видно, что при апостолах Л. соединялась  с  "вечерями  любви"
или агапами . Во времена Иустина (полов. II в.) такое  соединение  более
не существовало. О  содержании  Л.  апостольских  времен  известно  лишь
(Ефес. V, 18, Колос. III, 16),  что  в  состав  ее  входили  чтение  св.
Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных  и
песнопений собственно  христианских,  поучения  (1  Кор.  глава  XIV)  и
молитвы (Деян. II, 42). Состав и  порядок  первобытной  Л.  определялись
усмотрением  предстоятеля,  который,  по  выражению  Иустина,   возносил
молитвы и благодарение "так долго, как мог" и "сколько позволяло время";
писанных книг при  богослужении  не  было.  Даже  в  IV  в.  молитвы  Л.
импровизировались,  о  чем  свидетельствуют  Амвросий   Медиоланский   и
Епифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и  407  г.  постановили,
чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Л., пока не будут  рассмотрены
соборами. И в первые века христианства,  однако,  неизменно  сохранялась
апостольская основа или общая схема Л. Из  писаний  апостольских  (Деян.
II, 42 - 46, XX, 7 - 12; Иак. II, 1 - 9; 1 Кор. X, 14 - 22, XI, 18, XIV)
видно, что Л. совершалась уже тогда "по чину",  хотя  этот  чин  не  был
написан,  а  сохранялся  в   устном   предании.   Существует   предание,
принимаемое всей церковью, что  первые  чинопоследования  Л.  составлены
были апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком
(для церквей египетских). Если известные ныне под их  именами  Л.  и  не
принадлежат  этим  апостолам  в  целом  своем  составе,  тем  не   менее

Страницы: «« « 1599   1600   1601   1602   1603   1604   1605   1606   1607  1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615   1616   1617  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь