Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604   1605   1606  1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615   1616  » »»

пятна в  колорите  эстампа  и  сильно  вредит  его  полному  сходству  с
оригиналом.
   По изобретении фотографии, область литогр.  производства  расширилась
фотолитографией, или  способом  переносить  светописные  изображения  на
камень и размножать  их  печатанием  с  него.  Однако,  этот  способ,  в
простейшем своем виде, почти совсем вышел из  употребления,  по  крайней
мере  для  художественных  работ,  и  уступил  свое   былое   господство
фототипии.  Зато  соединение  фотографии  с  хромолитографией,   впервые
испробованное братьями Бурхардами, в Берлине, уже успело дать  блестящие
результаты и с  пользой  применяется  преимущественно  при  производстве
географических карт и планов.
   Первые шаги Л., после ее возникновения, были робки  и  медленны.  Сам
изобретатель ее, Зенефельдер, вначале не предугадывал  ее  важности  как
средства для популяризации художественных произведений.  Он  беспрерывно
трудился над  усовершенствованием  своего  открытия,  придумывал  лучшие
составы литогр. карандашей и чернил, делал опыты  печатания  несколькими
красками, золотом и серебром, пытался заменить тяжелый и  неудобный  при
манипуляциях камень легковесным картоном, покрытым каменновидной массой,
издавал трактаты и статьи о технической стороне дела, но в первое  время
ограничивался литографированием рукописей и музыкальных нот. К  тому  же
это был человек непрактичный, не умевший  извлечь  для  себя  пользу  из
своего открытия; он позволил перехватить его другим и,  после  неудач  в
основании литографических заведений в Мюнхене, Оффенбахе, Лондоне,  Вене
и, наконец, в Париже, ум. в бедности, почти забытым, в то  время,  когда
его конкуренты благоденствовали и пожинали лавры. Артистическая Л. стала
на прочную почву прежде всего во Франции, хотя  художники  последней,  в
особенности граверы, вначале смотрели на нее косо,  как  на  недостойную
соперницу гравирования на меди. Интерес к ней начал  распространяться  в
парижской публике со  времени  возвращения  Бурбонов  (1815),  благодаря
стараниям гр. Ластейри, Энгельмана и Дельпека.  Устроив  литографические
заведения, они сумели приохотить к рисованию на камне, как  к  приятному
развлечению, многих любителей и любительниц из высшего круга и  привлечь
в сотрудники к себе искусных рисовальщиков и выдающихся живописцев  того
времени. Литографированные эстампы стали все более и более расходиться в
публике, появляясь то отдельными листами, то в виде альбомов и кипсеков,
то в приложении к сатирическим и  модным  журналам,  причем  техника  их
производства  постепенно   совершенствовалась   и   обогащалась   новыми
приемами. Своего апогея художественная Л. достигает во Франции в 1830  -
48 гг., в которые лучшей  литографической  печатней  в  Париже  делается
заведение Лемерсье, основателя известной фирмы, существующей  и  поныне.
После этого времени для Л., по крайней мере для  одноцветной,  наступает
упадок.  Хотя  некоторые  художники,  в  том  числе  и  очень  искусные,
продолжают передавать свои или чужие композиции  в  рисунках  на  камне,
однако, интерес к работам этого рода все более и  более  утрачивается  в
публике вследствие появления новых, автоматических способов  размножения
изображений, сначала фотографии, а потом фототипии  и  гелиогравюры.  Но
эти способы еще не могут заменить хромолитографии, которая  поэтому  все
более и более улучшается и находит многостороннее применение. В цветущий
период Л.  между  французскими  художниками  снискали  себе  известность
особенно даровитых рисовальщиков на камне  Жерико,  Гро,  К.  Верне,  О.
Верне, Лами, Марле, Шарле и Раффе (преимущественно прославлявшие в своих
произведениях  величие  Наполеона  I  и  доблесть  его  армии),  Тейлор,
Фрагонар,  Пико,  Бонингтом,  Э.  Делакруа   и   Буланже   (изображавшие
композиции в духе романтизма), Виньерон, Пигаль, Л. Буайльи, Л.  Моннье,
Травье,  Мартине,  Филиппото,  Домье  и  Гаварни  (карикатуры  и   сцены
общественной и народной жизни), А. Девериа (костюмы и  интимные  жанры),
Жигу и Греведон (портреты и женские  головки),  Изабе,  Гюе,  Ж.  Дюпре,
Рокеплан и Доза  (пейзажи),  Мульерон,  Сюдр  и  Сируи  (воспроизведения
картин других художников). В Германии, хотя она и была родиной  Л.,  это
искусство   никогда   не   достигало   той   свободы,   разнообразия   и
художественной оригинальности, как во Франции, и если  в  столетней  его
истории встречается  несколько  талантливых  немецких  рисовальщиков  на
камне, то  они  бессознательно  отражают  в  своих  работах  французское
влияние. Долго, до самых 1850 гг., призванием Л. у немцев  было  главным
образом удовлетворение  практическим  и  коммерческим  потребностям,  да
популяризирование памятников искусства, собранных в музеях.  Выдающимися
деятелями в последнем направлении были  Фр.  Пилоти  и  Леле  в  Мюнхене
(издатели  сборника   снимков   с   картин   мюнхенской   пинакотеки   и
шлейсгеймской  галереи),  Стрикснер,  в  Штуттгарте   (издат.   тамошней
галереи), Фр. Ганфштенгль, в Дрездене (великолепно издавший  дрезденскую
галерею) и Симсон (издавший берлинскую галерею). Работая для их изданий,
многие художники отлично усваивали себе технические  приемы  рисовки  на
камне, но охота передавать ему свои собственные композиции  усилилась  в
среде немецких живописцев лишь тогда, когда французы уже  заметно  стали
охладевать к подобному занятию. В 1851 г. впервые  появляется  альбом  с
оригинальными Л. выдающихся дюссельдорфских художников; с  того  времени
входит в обычай издавать подобные кипсеки не только в Дюссельдорфе, но и
в Мюнхене и других артистических центрах Германии, а также  в  Вене.  Из
числа  немецких  и  австрийских  художников,  наиболее  отличившихся   в
рисовании на камне, следует назвать  обоих  Ахенбахов,  Кампгаузена,  Т.
Гоземана, Гезельшапа, Вебера, А. Менцеля, Агриколу,  Лаллемана,  Шнорра,
Риттера, Пергеля, Ридера, Эйбля и  некот.  др.  В  Швейцарии,  А.  Калам
составил себе известность  столько  же  литографированными  видами  этой
страны,  сколько  и  картинами.  Движение  Л.  в  Бельгии  и   Голландии
представляет много аналогичного с происходившим в Германии, т. е.  более
или  менее  очевидное  подчинение  французскому  влиянию   и   численное
преобладание копировальщиков  перед  литографами  рисунков  собственного
сочинения. В 1818 - 30 гг., Бургграф и Девасм, в Брюсселе,  выпускают  в
свет ряд портретов, рисованных  Экгоутом  и  Вербукговеном.  В  1829  г.
кружок  брюссельских  художников  предпринимает  издание   галереи   кн.
Аремберга. Правительственное издание гаагского музея, начатое в 1818  г.
и оконченное в 1833 г., дает возможность  образоваться  многим  искусным
рисовальщикам на камне в Голландии. В Англию Л. была занесена в 1800  г.
самим Занефельдером, пытавшимся, вместе с Ф. Андре, основать  в  Лондоне
мастерскую для нее, и в начале называлась полиавтографией. В следовавшее
затем десятилетие,  ее  горячим  приверженцем  и  пропагандатором  среди
англичан  явился  Аккерман;  но  она  привилась  на   английской   почве
несравненно слабее, чем во Франции,  и  не  могла  победить  пристрастие
публики к излюбленным ею гравюре на стали, офорту  и  акватинте.  К  ней
прибегали  больше  всего  при  издании  эфемерных  сатирических  листов,

Страницы: «« « 1598   1599   1600   1601   1602   1603   1604   1605   1606  1607   1608   1609   1610   1611   1612   1613   1614   1615   1616  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь