Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1613   1614   1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621  1622   1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631  » »»

и имуществом граждан. Это следует из того, что она  облечена  лишь  теми
правами,  которые  перенесены  на  нее  каждым  членом  общества,  а   в
естественном  состоянии  никто  не  имеет  произвольной  власти  ни  над
собственной жизнью, ни над  жизнью  и  имуществом  других.  Прирожденные
человеку права ограничиваются тем, что необходимо для охранения  себя  и
других;  большего  никто  не  может  дать  государственной  власти.   2)
Законодатель не может действовать путем частных и произвольных  решений;
он должен управлять единственно на  основании  постоянных  законов,  для
всех одинаковых. Произвольная власть совершенно несовместна с  существом
гражданского общества не только в  монархии,  но  и  при  всяком  другом
образе правления. 3) Верховная власть не имеет права взять у кого бы  то
ни было часть его собственности без его согласия, ибо люди соединяются в
общества для охранения собственности,  а  последняя  была  бы  в  худшем
состоянии, нежели прежде, если бы правительство могло  распоряжаться  ею
произвольно. Поэтому правительство не имеет  права  взимать  подати  без
согласия большинства народа или его представителей. 4)  Законодатель  не
может передавать свою власть в чужие руки; это право принадлежит  одному
только  народу.  Так  как   законодательство   не   требует   постоянной
деятельности, то в благоустроенных государствах оно вверяется  собраниям
лиц, которые, сходясь, издают законы  и  затем,  расходясь,  подчиняются
собственным  своим  постановлениям.  Исполнение,  напротив,   не   может
останавливаться; поэтому оно вручается  постоянным  органам.  Последним,
большей частью, предоставляется и союзная власть (federative  power,  т.
е.  право  войны  и  мира);   хотя   она   существенно   отличается   от
исполнительной, но так как обе действуют  посредством  одних  и  тех  же
общественных сил, то было бы неудобно установить для них разные  органы.
Король есть глава исполнительной и союзной власти.  Он  имеет  известные
прерогативы только для того, чтобы  в  непредвиденных  законодательством
случаях способствовать благу общества. Л. считается  основателем  теории
конституционализма,   насколько   она   обусловливается   различием    и
разделением властей законодательной  и  исполнительной.  В  "Letters  on
toleration" и в "Reasonableness of Christianity,  as  delivered  in  the
scriptures" Л. пламенно проповедует идею терпимости.  Он  полагает,  что
сущность христианства заключается в  вере  в  Мессию,  которую  апостолы
ставят на первый план, с одинаковой ревностью требуя ее от  христиан  из
иудеев и из язычников. Отсюда Л. делает вывод,  что  не  следует  давать
исключительное преимущество какой-нибудь одной церкви, потому что в вере
в Meccию  сходятся  все  христианские  исповедания.  Магометане,  иудеи,
язычники  могут  быть  безукоризненно  нравственными  людьми,  хотя  эта
нравственность  и  должна  стоить  им  большего  труда,   чем   верующим
христианам. Самым решительным образом Л. настаивает на отделении  церкви
от государства. Государство, по мнению Л., только тогда имеет право суда
над совестью и верой своих подданных, когда религиозная община  ведет  к
безнравственным и преступным деяниям. В проекте, написанном в  1688  г.,
Л. представил свой идеал  истинной  христианской  общины,  не  смущаемой
никакими мирскими отношениями и спорами  об  исповеданиях.  И  здесь  он
также принимает за основание религии откровение, но  ставит  непременной
обязанностью  терпимость  ко   всякому   отступающему   мнению.   Способ
богослужения предоставляется на выбор каждого. Исключение из  изложенных
взглядов Л. делает для католиков и атеистов. Католиков он не  терпел  за
то, что они имеют своего главу  в  Риме  и  потому,  как  государство  в
государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. С атеистами
он не мог примириться потому, что твердо держался понятия об откровении,
отрицаемого  теми,  кто  отрицает  Бога.  См.  Scharer,  "J.  L.,  seine
Verstandestheorie u. seine Lehren uber Religion,  Staat  und  Erziehung"
(1860); Curtis," An outline of L's ethical philosophy" (1890).
   И. Г.
   Локомотив - машина, сама себя  передвигающая  и,  при  этом,  могущая
тянуть за собой груз. Самая употребительная и наиболее в настоящее время
важная из этих машин - паровоз, применяемый на  жел.  дорогах  для  тяги
поездов. Но в современной технике начинают приобретать  значение  многие
другие типы Л. для передвижения  по  рельсовым  путям,  отличающиеся  от
паровозов  принятой  конструкции  либо  тем,   что   отличительный   для
последнего  котел  трубчатой  (паровозной)   системы   заменен   в   них
парообразователем особого рода, либо же совершенным устранением  паровой
машины, вместо которой употребляются другие  генераторы  силы.  По  роду
этих генераторов Л. могут быть названы керосиновозами,  электровозами  и
т.  д.  Паровоз  имеет  недостатки.  Качающиеся  части  паровой   машины
производят толчки и удары, делающие ход  беспокойным.  Вполне  устранить
эти вредные колебательные  движения  в  механизме  паровоза  невозможно.
Вместе со скоростью хода паровоза возрастают поперечные  и  вертикальные
удары,  производимые  качающимися  частями  механизма,  от  чего   поезд
подвергается опасности  схода  с  рельсов.  Электрические  Л.  не  имеют
качающихся  частей,  вследствие  чего  скорость  хода  их   может   быть
значительно  увеличена.  Устранение  дыма,  уменьшение   мертвого   веса
двигателя, избежание опасности взрывов, упрощение  управления  и  другие
улучшения, которые могут быть осуществлены в  электрических  и  др.  Л.,
дают им преимущества  над  паровозами  в  некоторых  случаях.  Некоторые
машины особого рода, применяемые  для  передвижения  вагонов,  а  именно
аппараты  с  мгновенным  парообразователем  (сист.  Серполле),   машины,
основанные  на  работе  сжатого  воздуха  (сист.   Мекарского,   Юза   и
Ланкастера) и светильного газа (сист. Люрига), составляющие одно целое с
передвигаемым ими вагоном, не могут быть отнесены к разряду Л. в  тесном
смысле. К настоящим же Л. принадлежат, кроме паровозов,  так  назыв.  Л.
без   топок,   керосиновые   и   бензиновые,   натровые,   аммиачные   и
электрические. Л. без топки, сист. Ламм-Франка, назначен  для  городских
трамваев, для подземных железных дорог и вообще для  всех  тех  случаев,
когда желательно иметь двигатель, работа которого не  сопровождалась  бы
выделением дыма и выбрасыванием искр  и  угольков.  Роль  котла  в  этом
локомотиве исполняет цилиндрический резервуар, наполняемый до 3/4 объема
горячей водой. Перед началом работы резервуар приводится в  сообщение  с
постоянным котлом высокого давления до тех пор, пока  упругость  пара  в
первом не сравняется с упругостью пара во втором, на что, в  зависимости
от величины котла и абсолютного давления пара,  требуется  от  5  до  15
минут. Заправленный таким образом Л. может работать  в  течение  5  -  6
часов. Наружная обшивка резервуара, состоящая из нескольких чередующихся
слоев войлока  и  обшивочного  железа,  настолько  предохраняет  его  от
охлаждения, что упругость пара во время стоянок  Л.  зимой  на  открытом
воздухе спадает в течение ночи  не  больше  чем  на  одну  атмосферу,  и
заправленный вечером Л. может утром начать работу, не нуждаясь  в  новой

Страницы: «« « 1613   1614   1615   1616   1617   1618   1619   1620   1621  1622   1623   1624   1625   1626   1627   1628   1629   1630   1631  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь