Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 185   186   187   188   189   190   191   192   193  194   195   196   197   198   199   200   201   202   203  » »»

раскопки в XIX веке. Первые  увенчавшиеся  успехом  раскопки  в  Моссуле
сделаны  Джемсом  Ричем,  в  1820.  Воспользовавшись   его   открытиями,
французский  консул  в  Моссуле  Ботта  в  1842  г.  успешно   продолжал
исследования, преимущественно в Хорсабаде и  лежащем  к  С.  от  Ниневии
Дур-Саркине. С 1851 Плес (Place) также занимался раскопками в  Хорсабаде
и других соседних пунктах. Сверх того англичанин Лейярд  оказал  большие
услуги археологии успешными раскопками, предпринятыми  им  с  1845-49  в
Нимруде (древнем  Калахе)  и  Коюнджике  -  собственной  Ниневии.  После
отъезда его, это дело взяли на  себя:  английский  вицеконсул  Рассам  и
Лофтус, производившие раскопки  в  Коюнджике.  Открытые  ими  древности,
часть которых погибла во время переезда  по  Тигру,  доставлены  были  в
Британский  музей.  Французские  и  английские  находки  весьма   удачно
пополняют друг друга. Исследованы или только  отрыты  семь  дворцов:  1)
древнейший  дворец  КалахТергата,  резиденция  Теглат-Фалассара  I;   2)
северный нимрудский дворец, построенный Сарданапалом III; 3) центральный
нимрудский, построенный Салманассаром; 4)  фундаменты  хорасабадского  и
саргонского  дворцов;  5)  первый   коюнджикский   дворец,   построенный
Сенахерибом; 6) юго-западный нимрудский дворец, построенный Ассаргадоном
и второй коюнджикский дворец Сарданапала V.
   Ассирийские древности, находящиеся в Луврском  и  Британском  музеях,
дают понятие о всей совокупности культурной жизни древней А. Средоточием
всех изображений является царь, его свита, царедворцы, жрецы и  солдаты.
Он изображается в тиаре, длинной,  богато  украшенной  галунами  тунике,
двойной затканной или вышитой мантии,  расходящейся  с  левой  и  правой
стороны, обнаруживая нижнюю тунику; в  правой  руке  держит  скипетр,  в
левой украшенный меч, всегда в горизонтальном положении. Почти  на  всех
изображениях присутствуют  толстые,  безбородые  евнухи,  пользовавшиеся
большим почетом и нередко занимавшие должности жрецов.  Обыкновенно  они
держат над головою властителя зонтик или  опахало  из  перьев.  Особенно
тщательною отделкою отличаются волосы  на  голове  и  бороде.  Все  лица
ассир. государей имеют одно и тоже  выражение  деспотической  суровости,
без всякого различия по отношению к  изображаемому  действию:  сражению,
жертвоприношению или охоте. Ассирийская государственная жизнь  теснейшим
образом связана с мифологией и культурой страны. Царь получал  свое  имя
от богов; как он, так и его слуги приносили жертвы богам; он  обращается
к  содействию  богов,  приступая  к  какому  бы  то  ни  было  действию,
совершаемому их именем  или  под  их  покровительством.  Религия  весьма
сходна с тою, которая исповедывалась в Вавилоне. В ассирийских  надписях
замечаются имена 7, а поздние 12 главных божеств, во главе которых стоял
еще сверх того бог Ассур. Имена этих 13 богов следующие: Ассур, Ану, бог
земли, Бэль-эль - демиург и отец богов, бог моря, Бин,  Ян,  Ану  -  бог
дождей, Небо - начальник небесных войск, позднее называвшийся Меркурием,
Нинип Самдон-Геркулес, Нергал - бог войны, Самас - солнце, Сип  -  луна,
Таоат - мать богов, Истар - богиня войны  и  любви.  Истар  впоследствии
расчленяется на несколько богинь. Планеты  считались  также  божествами,
равно как и многие силы  природы.  Колоссальные  быки  и  крылатые  львы
изображали собою божества низшего порядка. В  национальном  боге  Ассуре
нельзя не  узнать  Зороастрова  Ормузда.  Совершенно  неизвестен  был  в
Вавилоне бог добра. Ему не посвящен ни один из 12 месяцев и предоставлен
лишь 13, вставной месяц. Культ был обставлен с большею пышностью, вообще
отличавшею ассирийский быт. Жрецы носили роскошные одежды.  В  тщательно
убранные волосы вплеталось богато изукрашенная лента. В правой руке  они
держали обыкновенно растение с тремя ветвями и тремя цветками.  Растение
принадлежало, по-видимому, к виду лотоса.  К  числу  обычных  проявлений
ритуала  принадлежат   поклонение   символическому   чудесному   дереву.
Несравненно чаще, чем изображения религиозных  обрядов,  встречаются  на
ассирийских  памятниках  изображения  сражений.  Царь  всегда   принимал
участие в войне. Войска  имели  разнообразные  одежды.  Некоторые  воины
носили чешуйчатые панцири. Собственно  боевой  порядок  был  неизвестен.
Главная военная  сила  заключалась  в  прекрасной  коннице  и  в  боевых
колесницах. Штурмы,  нередко  изображаемые  на  памятниках,  велись  при
помощи лестниц,  таранов  и  т.п.  Переправы  совершались  на  ладьях  и
связанных  кожаных  мехах.  Судьба  побежденных   была   печальна.   Они
подвергались сажанью на кол,  сдиранью  кожи,  вырыванью  языка  и  т.д.
Других  массами  отправляли  в   ссылку.   На   памятниках   встречаются
изображения  подобных  сцен.  Царь  с  большим  торжеством   вступал   в
покоренные  места.  Из  охот  обыкновенно  изображались:  львиная  и  на
буйволов,  иногда  также  на  оленей,  зайцев  и  куропаток.   В   видах
засвидетельствования могущества царя даже и во время охоты, его  нередко
изображали ведущим львов за уши или за хвост; из  оружия  против  зверей
употребляли, смотря по их величине, копья или  стрелы.  Все  изображения
посвящены исключительно прославлению царской власти и  только  мимоходом
бросают свет на частную жизнь. Одежда, утварь, мебель, украшения  -  все
указывает на большую роскошь. Вышиванье, по-видимому, доведено  было  до
высокой  степени  совершенства.  Серьги,  браслеты  и   т.п.   украшения
указывают на весьма  выработанную  технику.  Из  изображений  попадаются
сцены  попоек,  рыбной  ловли,  переправ  на  кожаных  мехах,  кормления
лошадей, бойни овец, езды  женщин  на  мулах.  О  совершенстве  ткацкого
искусства, о котором говорит пр. Езекиил XXVII, 22, 24)  свидетельствуют
замечательные изображения  Сарданапала  и  в  нимрудском  северозападном
дворце.  Процветало  также   гончарное   дело,   произведения   которого
отличались разнообразием и изяществом.
   В  области  чисто  умственной  деятельности  можно  отметить   весьма
немного. Из массы надписей на полах, стенах и скульптурных произведениях
нет возможности прийти  к  общему  выводу,  относительно  степени  общей
образованности. Клинообразные  письмена,  принадлежа  к  числу  трудных,
препятствовали распространению грамотности  и  их  300  знаков,  еще  во
времена  ассирийских  царей,   вызвали   необходимость   в   официальных
грамматических трудах. Рядом  с  этим,  частью  идеографическим,  частью
силлабическим письмом  существовало  и  скорописное.  В  высшей  степени
поучительны исторические тексты и отрывки легенд; бесчисленное множество
надписей неофициального содержания дают богатый материал для  заключений
относительно народной жизни. Большая часть этих документов  торгового  и
юридического  содержания  и  заключают  ценные  указания  на   воззрения
ассирийцев  по  вопросам  о  праве  личном,   порядки   перехода   права
собственности   и   о   судебных   доказательствах.    Прочие    надписи
астрологического  и  тератологического  содержания.  Встречаются   также
надписи     медицинского      содержания,      что      же      касается
нравственно-философского
   - то материалы крайне скудны. Архивы Сарданапала VI заключают правила

Страницы: «« « 185   186   187   188   189   190   191   192   193  194   195   196   197   198   199   200   201   202   203  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь